Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восточный и западный типы культуры



Культура универсальна. Но исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить различия определенных культур.

Пространственным (синхронным) членением мира культуры выступает выделение двух регионов – Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое – оно подвижно Дихотомия Восток – Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета.

Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью, с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений, в правилах и обычаях, в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока наложили отпе­чаток на все проявления их культурного бытия.

1. На рубеже XX XXI вв. обнаружился неадекватный ха­рактер представлений об основном противоречии современной эпохи как противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества, ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются " Запад" и Восток" которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад – это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток – духовность, созерцательность, коллективизм и тоталитаризм.

2. Материализм и рационализм Запада – такая же достоверность, как и устойчивая идеалистическая традиция в его научной, нравственной, эстетической, религиозной и философской культуре. Иррационален характер творчества титанов Античной культуры, Средневековья, Возрождения и Просвещения, современности. Но и традиционный западный материализм – не всегда добродетель. Плодотворным является материализм, освященный высоким духовным смыслом, который вырастал как из западной действительности, так и является следствием освоения восточных влияний, которые ассимилировались Западом.

3. Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства – поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь – утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть уничтожение самоценности и уникальности личности.

4. Самооценка Запада как колыбели и «двигателя» свободы личности и демократии объясняется потребностями идеологического обеспечения вестернизации современного мира. Зарождение и развитие демократии, ее поздний симбиоз с индивидуализмом и либерализмом – все это Запад. В то же время в западной же реальности – от античных демократий до современных либеральных – именно общность, принадлежность гражданина к полису или индивида к страте – является системообраэующей и авторитарной максимой. Но Запад – не только авторитаризм, но периодически и тоталитаризм. Инквизи­ция, Варфоломеевская ночь, якобинская гильотина, нацизм в центре Европы – это плоды не экспансии «восточного деспотизма», а катастрофичной неспособности Запада к разрешению назревших противоречий. Преодолеть последний тоталитарный синдром оказалось возможным только вместе с Востоком.

5. Эволюция восточного культурно-цивилизационного ком­плекса во многом совпадает с чертами, характерными для «западного», и часто по времени и глубине воздействия опережает его, объясняя генезис ряда западных феноменов. Россия сама идентифицирует себя как не Запад и не Восток, а европейский культурно-цивилизационный комплекс на евразийском континенте. Приливы и отливы деятельного активизма у нас определялись способностью творческогоответа на вызовы времени. Индивидуальное личностное на­чало выступало не эфемерной антитезой авторитаризма, а условием свободной соборности. В этом – свидетельство возможности личной свободы не только в западной системе координат. Общинный же принцип принудительного коллективизма, механической " сборности" неизменно приво­дил к вырождению авторитаризма в тоталитаризма.

6. Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенции или дивергенции культурно-цивилизационных комплексов Запад и Восток. Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций – к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно-цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода: абсолютизация его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.

7. Конструктивный подход – в синтезе культурно-цивилизационных комплексов как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.

В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.

Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

а) традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;

б) связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;

в) неотделимость мировосприятия человека как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта;

г) обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф.

Западная культура (европейская) в своем основном значении – это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Термин «западная» говорит о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области. Поэтому еще называют – техногенная культура. Исторически европейская культура базируется на экспериментальной науке и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.

 

Этническая и национальная; элитарная и массовая

Культуры

Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры – это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.

Главное условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации: способы трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные); специфика социальной структуры или деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.); уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры).

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения.

Во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия «культура».

Во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия.

В-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная).

В-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) «этнониме» определяет «границы» данного этноса, что выражается в установке сознания «мы – они», «свое – чужое». Этническая культура– совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Таким образом, культура этническая – культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия. Формирование этнической культуры происходит в процессе:

а) синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;

б) синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной коммуникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйственно-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияния политических факторов;

в) психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами.

Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям.

Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия «нация» и «народ». Нация– территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.

В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества – элитой (от фр. elite – лучшее отборное, избранное) либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры – это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования населения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является «искусство для искусства» и практика «чистого искусства».

Народная культура включает в себя два вида – популярную (напр. песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. Поэтому в народной культуре можно выделить два уровня – высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие и постоянно пополняются новообразованиями – современным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой).

Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства (нового искусства, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе – большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultural – возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в серединеХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителямвсех социальных слоев. Термин «массовая культура» впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступнавсемвозрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования, так как массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей.

Поэтому образцыее(шлягеры) быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.

Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура – низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре (классическая музыка – высокой, а популярная музыка – массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.

Различие между высокой и народной культурой такое же, как между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная – любой.

Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая – преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, так как высокие образцы художественной культуры опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.

Элитарная культура сохраняет в культуре творческое начало и пафос. Высокая культура создается привилегированной частью общества. Смысл элитарной культуры – в поиске красоты, истины, воспитании нравственных качеств личности. У Гераклита и Платона человеческое познание делится на: знание (доступное интеллекту) и мнение (толпы). Элитарное искусство ориентировано на элиту – часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной подготовки, работы ума и души; независимости мировоззрения, философствования и т.д.). Т.е. если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите. Элитарная культура существует в определенных социальных группах.

Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, отличается углубленностью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противостоит массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной.

Массовая культура в противопоставление элитарной культуре, обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, развития СМИ.

Для рубежа XIX-XX веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы жизни. Философы XX в. проанализировали активную роль людских масс в социальных сферах.

Х. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930г.) выводит понятие «масса» из определения «толпа». Толпа в количественном и визуальном отношении – это множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. «Общество всегда было подвижным единством мень­шинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо, масса – невыделенных ничем. Масса – это средний человек. Таким образом количественное определение «многие» переходит в качественное». Причина выдвижения масс на авансцену истории в низком качестве культуры – когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

Американский социолог Д. Белл в работе «Конец идеологии» (1960г.) определяет особенности современного общества возникновением массового производства и массового потребления. Он формулирует следующие значения понятия «масса»:

1) недифференцированное множество (противоположность понятию «класс»);

2) синоним невежественности (как Х. Ортега-и-Гассет);

3) механизированное общество (человек воспринимается как придаток техники);

4) бюрократизированное общество (в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности);

5) толпа (в психологическом смысле толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Человек сам по себе может быть культурным, но в толпе - это варвар! Вывод: массы – это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он (как Белл Д.) приходит к выводу о том, что СМК порождают и новый тип культуры. М. Маклюэн (работы «Галактика Гуттенберга», 1962; «Понимание средств связи», 1964; «Культура наше дело», 1970) считает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гуттенбергом в XV в. печатного станка.

Современные СМИ, создав «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека», который отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». Печатная техника создала публику, электронная – массу. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейлистскую (т.е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

Сегодня масса изменилась, массы стали образованными. Информированными субъектами масс культуры являются не просто масса, а и индивиды, объединенные различными связями. Субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный, и массовый. Понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.

Истоки распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал К. Маркс в «Капитале», где он рассмотрел все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе через призму понятия «товар». Перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства, в сочетании с мощным развитием СМК привело к созданию массовой культуры. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что толкает их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений (кино, дизайн, телевидение). Потребление этой продукции – это массовое потребление, так как аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов стадионов, миллионов зрителейТВ и киноэкранов.

В социальном плане массовая культура формирует новый об­щественный слой («средний класс»). Процессы его формирования и функционирования в области культуры конкретизировал французский философ и социолог Э. Морен в книге «Дух времени» (1962). Понятие «средний класс» стало основополагающим в культуре и философии. Он сделал популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в проявлении. Оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью, имеет специфические средства выражения. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы, где главное – формула. Такая ситуация стимулирует идолопоклонство.

Массовая культура породила феномен потребительского общества, в котором отсутствуют духовные ценности. Происходит нивелирование человека, он схож со всеми другими как по своим желаниям, так и по образу жизни. Сразвитием информационного поля в планетарном масштабе происходит массовое производство и репродуцирование произведений искусства, появляется стандарт в духовной сфере. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Законы массового искусства одни: повторяемость, погоня за внешними эффектами, примитив с точки зрения содержания. Положительные моменты массовой культуры: развлекает, доставляет чувственное удовольствие, отдых; однако (! ) массовая культура сиюминутна, имитирует приемы подлинного искусства, рассчитана на внешний эффект (шоу-бизнес, стриптиз). Массовое общество, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, – это «скопище посредственностей, где каждый ощущает себя таким же, как все; доволен своей неотличимостью; «массовый» человек навязывает свою заурядность всем» ( « Восстание масс», 1930). Н.А. Бердяев отмечал, что демократия оказывает растлевающее влияние на культуру; культура понижается в своем качестве и ценности, она делается более дешевой, более доступной, более полезной и комфортабельной, но и более плоской и лишенной стиля («Философия неравенства»).

 

Профессиональная культура

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;

б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт.

 

Семинар 5. Историческая типология культур:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь