Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология, философия культуры, история



Культуры, культурантропология. социология культуры

Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий, основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но и обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.

Социология культуры – одно из важнейших направлений в современной гуманитарной науке, развивающейся на стыке культурологического и социологического знания. Возникновение социологии культуры в XX веке обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры. Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру. Социология культуры утверждает, что вне общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.


Семинар 1. Культурология в системе наук

Цели и задачи занятия: рассмотрениекультуры как общественного явления; выявление взаимосвязи культурных форм, явлений и процессов; систематизирование, классифицирование и характеристика форм человеческой деятельности.

Основные понятия и категории темы: концепция культуры, объект культурологии, предмет культурологии.

План семинара

1. Культурология как интегративная система знания. Становление культурологии как науки. Основные концепции культуры: антропологическая, марксистская, информационно-семиотическая, игровая, символическая, психоаналитическая.

2. Культурология как самостоятельная наука. Философия культуры (философия жизни, неокантианство, неогегельянство, позитивизм)

 

Вопросы для конспектирования

Группа А

1. Определите причины и потребности появления в ХХ веке Культурологии.

2. Объясните многообразие представлений о Культурологии.

3. Дайте характеристику современным культурологическим теориям.

4. Объясните значение термина «аккультурация». Кто из американских антропологов посвятил свои работы методологическому обоснованию аккультурации?

5. Определите отличия английской социальной антропологии от американской школы культурной антропологии.

 

Группа В

6. Какие концепции «философии жизни» Ф. Ницше оказали влияние на современную теорию культуры?

7. Дайте анализ концепции Б. Малиновского.

8. В чем суть культурологической концепции З. Фрейда и К. Юнга?

9. Охарактеризуйте метод истолкования культуры Э. Кассирера.

10. Дайте характеристику игровой концепции культуры Й. Хайзенги.

 

Группа С

11. Как можно охарактеризовать культурологический аспект учения М. Вебера?

12. Каковы основные идеи культурологической концепции Э. Гуссерля?

 

Темы для докладов

1. Философский, социологический и исторический подходы в изучении культуры.

2. Семиотика и культура.

3. История – одна из форм развития культуры.

4. Концепции культуры в эпоху Просвещения.

5. Теория циклического развития культуры Н.Я. Данилевского.

 

Литература

1. Актуальные проблемы культуры в XX веке. – М., 1993.

2. Асоян, Ю. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX века, начала XX века/ Ю. Асоян, А. Малофеев. –М., 2001.

3. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур/ А.А. Белик. – М., 1998.

4. Библер, В.Г. От наукоучения к логике культуры/ В.Г. Библер. – М., 1991.

5. Гуревич, П.С. Человек и культура/ П.С. Гуревич. – М., 1998.

6. Иконикова, С. Н. История культурологии: идеи и судьбы/ С.Н. Иконникова. – СПб., 2005.

7. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э.С. Маркарян. – М., 1983.

8. Орлова, Э.А. Руководство по методологии культурно-антологических исследований/ Э.А. Орлова. – М., 1991.

9. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства/ Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

10. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры/ Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

11. Сорокин, П.А. Социологические теории современности/ П.А. Сорокин. – М., 1992.

12. Старостин, Б. Историография Шпенглера и наше время/ Б. Старостин // Европейский альманах. – М., 1991.

13. Токарев, С.А. История русской этнографии/ С.А. Токарев. – М., 1996.

14. Философия культуры. – СПб., 1998. – Гл. 3, 5, 6, 13.

15. Этнологическая наука за рубежом. Проблемы, поиски, решения. – М., 1991.

 

Тема 2. Культурология и ее структурные элементы

2.1. Структура культурологии.

2.2. Социальная функция культурологии.

 

Структура культурологии

В XX веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах – под сильным воздействием философии.

Философствование с конца XIX века осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений – в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии.

Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие: Объект, Предмет, Содержание, Категории, Принципы, Методы, Законы, Функции.

Объектом культурологического исследования являются: культурные аспекты различных областей общественной жизни; особенности и достижения основных культурно-исторических типов; тенденции и процессы в современной социо-культурной среде

Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность:

- различные культурсодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе;

- специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

- сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

- особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Содержание культурологиикак науки представлено следующими аспектами: анализ культуры как системы культурных феноменов; выявление типов связей между элементами культуры; разрушение проблем социокультурной динамики; исследование ментального содержания культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; исследование культурных кодов и коммуникаций.

Категории культурологии. Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности. Среди категорий культурологии выделяют следующие: категории социальных и гуманитарных наук; категории наук, находящиеся на стыке с культурологией; собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.).

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий, что все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности – изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все без исключения многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

К методам изучения культуры в культурологии относят: историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику; историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений; сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры; структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы; семитический, изучает культуру как знаковую систему; феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры; герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию «текст» (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

· закон единства и разнообразия культуры – он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающей собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества;

· закон взаимодействия и сотрудничества различных культур.Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по своему выражали собственное понимание мира, его освоение ( Китай и Запад, христиане и мусульмане) и т.д. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, в то же время они являются составными частями единой целостной общности, всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, одинаковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

· закон преемственности в развитии культуры. Культура – это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее 1200 поколений рода человеческого. Там где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д. Преемственность – основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

· закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры – одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.

Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Поэтому прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь