Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семинар 7. Культура в социальном пространстве
Цели и задачи занятия: выделить основные различия понятий «культура» и «общество»; знать основные духовные формы культуры; понимать основные функции духовной культуры. Основные понятия и категории темы: миф, искусство, религия, наука; культурный институт; инкультурация, социализация. План семинара 1. Общество и культура. Духовная культура общества. Соотношение понятий «культура» и «общество». Духовные формы культуры: миф, искусство, религия, наука, идеология. 2. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества. Культурные институты, их структура, роль в культуре. Вопросы для конспектирования Группа А 1. Как соотносятся понятия общество и культура? Сравните два определения: «Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами». «Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами». 2. Определите понятие «духовная культура», отделив ее от культурных форм, ориентируемых на практическую регуляцию поведения людей. Укажите на особенности духовной культуры общества, отличающую ее от других областей культуры. 3. Что, на ваш взгляд, означает «современное культурное преобразование природы»? Какие критерии такого преобразования существуют? 4. Перечислите те культурные институты, которые в обществе выполняют нормативную функцию. 5. Объясните и сопоставьте понятия «инкультурация» и «социализация».
Группа В 6. В чем проявляется связь мифологии и искусства, мифологии и религии? 7. Почему искусство как средство познания нельзя «заменить» наукой? 8. Что дает функциональный анализ культуры для понимания ее сущности? 9. Укажите и объясните сильные и слабые стороны современной системы коммуникации.
Группа С 10. Можно ли считать данные Библейского положения за объяснение возникновения человека и его культуры? Если нельзя, то почему? Вначале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобно Нашему. И сотворил Бог человека по образу своему и по образу божию; мужчину и женщину сотворил их и увидел Бог все, что он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. Сравните данное положение Корана с Библейским положением. Что в них можно найти общее и в чем их различия? Имеет ли положение Корана культурологический смысл? Как вы не верите в Аллаха? Вы (изначально) были жизни лишены. Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть, чтобы потом вернуть вас к жизни. И вновь потом к Нему вы возвратитесь. 11. Психология первобытной культуры и религии (по З. Фрейду) «Тотем и табу»).
Темы для докладов 1. Миф как явление культуры. 2. Место человека в религиозной картине мира. 3. Наука в системе культуры. 4. Право и мораль как формы регулирования общественных отношений. 5. Искусство и художественная картина мира.
Литература 1. Абсалямов, М.Б. Мифы Древней Сибири/М.Б. Абсалямов. – Красноярск, 2004. 2. Барт, Р. Мифология/ Р. Барт. – М., 2000. 3. Воеводина, Л.Н. Мифология и культура/ Л.Н. Воеводина. – М., 2002. 4. Гусейнов, А.А. Великие моралисты/ А.А. Гусейнов. – М., 1995. – С. 22-157. 5. Митрохин, Л.Н.Религия в России и мире/ Л.Н. Митрохин // Диалог культур в глобализирующемся мире. – М., 2005. 6. Религия и общество: в 2 т. – М., 1994. 7. Библер, В.С. От научения – к логике культуры. Два философских введения в XIX веке/ В.С. Библер. – М., 1991. 8. Гражданское общество, правовое государство и право //Вопр.филос. – 2002. – № 1. 9. Ерасов, Е.Б. Социальная культурология/ Е.Б. Ерасов. – М., 2000. 10. Москальнова, Т.Н. Культура правовой деятельности/ Т.Н. Москальнова. – Омск, 2000. 11. Барт, Р. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. – М., 2003. 12. Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б.С. Мейлах // Вопр. филос. – 1983. – №7. 13. Фрейд, З. Тотем и табу/ З. Фрейд. – М., 1998.
Тема 8. Тенденции развития современной культуры 8.1. Основные тенденции развития современной культуры. 8.2. Культурная модернизация.
Основные тенденции развития современной Культуры XX столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни. Поскольку XX в. – век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности. В истории культуры XX в. можно выделить три периода: 1) начало XX в – 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций); 2) 20 – 30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры –социалистической), 3) послевоенные 40-е гг. – вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено. Духовная и материальная культура XX в. – это продолжение социокультурных процессов XIX в., который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого – запечатлеть мгновение жизни. Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX – XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX – XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские. Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, – вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии, и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс. Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» – группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы. Культура в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры XX в. В отличие от примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIX в. – романтизма, академизма, реализма, художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм – «новый, современный». В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой. В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления – в расчеловечивании человека, о чем писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет. Нередко модернизм функционирует и в рамках реалистического отражения, но в своеобразной форме. Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм, как течение. Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов. К понятию «модернизм» близко другое понятие – «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма. Модернизм – характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств. Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего – как неореализм, особенно в кинематографе (Висконти Л., Антониони М., Росселини Р., Крамер Ст., Куросава А., Вайда А.). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Гуттузо Р., Уайет. Э.), и в литературе (Миллер А., Хемингуэй Э., Зегерс А., Ремарк Э.М.). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос. Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связывают с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда. В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить: политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями; усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию; отрицание литературных традиций; интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу; слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей; стремление к жанру эссе. В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: 1)1917–1945гг.; 2) после 1945г. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений – реализма и модернизма Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Брехт Б., Фолкнер У., Манн Т.). Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм. Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Сартр Ж- П., Камю А.). Особенностями этого направления являются: утверждение «чистого» немотивированного действия; утверждение индивидуализма; отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире. Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения. Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации. Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов – «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. Авангардизм продолжал существовать и во второй половине XX в. В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях. В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились: в заметном увеличении стремления к обобщенности образа; исчезновении детализации; возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей; перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа; сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника. Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой – с трудностями для понимания инноваций широкой публикой, не сумевшей отойти от привычных академических идеалов. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой. Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в. Судьба наиболее ярких художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадаизм) – ярко блеснули, но развития не получили, другие (реализм) – подверглись многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия. К рубежу веков реализм перестал быть единой системой, а функционировал в разных формах. Иногда это движение принимало разные формы, но цель была одна и та же. Импрессионизм (Сезанн П., В. ван Гог, Гоген П., Ренуар О.) меняет стилевые характеристики. В этот период началось интенсивное переосмысливание задач искусства, движение «в глубь» личности человека с целью раскрытия всех его потенциальных возможностей. Это стало предметом острых дискуссий о судьбе искусства и культуры. Все формы и все течения искусства декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских. В чем их сущность? Во-первых, в субъективистском видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его колористическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении безусловной роли воображения и фантазии при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г., модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм. Абстракционизм – крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений, достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма. Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т.п. Главное в абстракционизме – сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство. В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества. Ранний (1920 – 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение получил в архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции. Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками: 1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий и пятен); 2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим видениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметов и образов), который наиболее полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Могритта; 3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с применением современных средств его обработки). Наиболее полное развитие абстракционизм получил в США. На смену абстракционизму пришел авангардизм Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60-х гг. Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм – это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и не-искусством. В результате появляются: оп-арт (оптическое искусство) – орнаментально-геометрические композиции; пространственное искусство; земляное искусство; искусство новой фигуральности; поп-арт (популярное искусство). Из перечисленных видов авангардизма наиболее известно популярное, или поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своем творчестве реальные предметы, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь, или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый артефакт (искусственно скомпонованная композиция, конструкция), а не произведение искусства. Эта композиция должна вызывать определенные ассоциации, переживания, возникающие помимо художественного впечатления. Поп-арт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив против его крайней отвлеченности. Ярким представителем поп-арта является К. Раушенберг, американский художник. Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, явил собой все, что она несла, превратив искусство в зрелище, отражая непримиримость к современности. В Советском Союзе авангардизм проявился тоже как протест против официоза в культуре, против социального реализма, но как «катакомбное», т.е. нелегальное, современное искусство. Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала – идейное и методологическое. Реализм в культуре XX в. – это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме. Живописный реализм – тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма. Соцреализм – акцентирует внимание на решении социальных проблем. В произведениях первого мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Художников этого направления интересовали прежде всего не события и действия, а состояние среды, объединяющей предметы и фигуры в живописное целое, не требующее строгого построения пространства. Этот вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности линии и силуэта. О манере художников этой школы можно сказать – синтез импрессионизма и модерна. Существенное место в их творчестве занимал народ как носитель устойчивой красоты Народные мотивы в их работах предстают в красочном, праздничном виде (Цорн А., Архипов А., Юон К.). В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и чувствами человека (Грабарь И., Юон К.). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов. Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах художественного идеала. Для соцреализма характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятия и суждения о жизни выражаются в этом искусстве опосредованно в художественной теме произведения, содержащей в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве (ранний Пикассо, Матисс А., Сарьян М., Кузнецов П.). И события, и герои изображаются такими, как есть, без налета романтики и красивого вымысла (Касаткин Н., Мунк Э., Архипов А.) В искусстве соцреализма последовательно развивалась тема пробуждения народа, его сознания. Одной из разновидностей реализма является неореализм, представителями которого были П. Пикассо, Ф. Леже, А. Фу-жерон, А. Цицинато. Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма – муралисты, суть которой состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ. Философски обобщив социальные явления и исторические события, проникнув в их глубинный смысл, художники этой школы заложили основы демократического национального искусства (Ривера Д., Сикейрос Д., Ороско X., Гуттузо Р.). В 80-е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм», гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный реализм и т.п. Отсюда напрашивается вывод, что к тому конгломерату реалистических школ и направлений термин «реализм» можно применить в условном виде. Но, тем не менее, реалистическое искусство сейчас развито очень широко. К основным тенденциям развития современной культуры можно отнести процесс формирования целостности мира. Целостность мира – это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она появилась вследствие развития производства в мировом масштабе и возникновения глобальных проблем. Целостность мира послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры. В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресован каждому человеку, провозглашает права каждого. Иными словами, речь идет о демократическом гуманизме. Гуманистическая ориентация культуры XX века проявляет себя в различных сферах – в экономической, моральной, политической, художественной и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система – наука. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX веке, положила начало экономическому объединению мира. Растет интернационализация производственно хозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения технических потребностей становится в XX веке одной из ведущих тенденций в развитии культуры. Также можно наблюдать тенденцию формирования единой планетарной цивилизации в, основе которой лежит всевозрастающая интенсивность различного рода связей: коммуникационных, политических, экономических. В результате возникает новое системное качество – мировая цивилизация, увеличивается взаимосвязь различных стран, народов, кризисные и антикультурные явления, происходящие в одном секторе, отражаются и в других регионах. В то же время возникает более интенсивная глобальная взаимосвязь, когда культурные образцы, научные достижения, произведения искусств, новые формы социальной и политической жизни транслируются и усваиваются в течение достаточно короткого времени по всему цивилизационному пространству. Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, оказалась идея японского социолога Е. Масуды. В 1945 году он предложил теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью. Возникают новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Концепция «информационного общества» определила пути формирования «материального тела» культуры.
Культурная модернизация Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям. Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых – «компьютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Таким образом, первая и вторая половина XX века – две качественно различающиеся социокулътурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй – ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы – переход наиболее развитых стран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей. Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы. XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники – новый стиль в искусстве, названный модернизмом. Рассматривая культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма, можно отметить, что его искусствоведы понимают двояко – в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII – XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм – таков далеко не полный список направлений художественного поиска в начале XX века. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne – новейший, современный, ар нуво, югендстиль) –стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX в. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). В Италии его называли растительным стилем, или «либерти», в Великобритании – стилем «модерн», в Испании – модернизмом, в Бельгии – стилем Велде, в Австрии – сецессионом, в Германии – югендстилем. Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого. Для модерна характерны гибкие текучие линии, стилизованный растительный узор. Эксцентричный декоративный стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, и всемирных выставок, символизируя таким образом процветание и могущество торговли. Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) – собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина, в отличие от модернизма, одно значение. Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т.е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы