Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Антропоцентризм культуры Возрождения
Термин «Возрождение» ввел впервые Дж. Вазари, имея в виду возрождение античности в творчестве итальянских мастеров XIV–XVI веков. Как научное понятие он стал использоваться позже, в трудах историков Ж. Мишле и Я. Буркхардта. Здесь он означал самостоятельный период европейской истории. Отношение историков и философов к проблеме Возрождения было неоднозначным – от полного отрицания Возрождения (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булкагов, И. Стасов, К.Бурдах и др.) до своего рода «сакрализации» Возрождения, когда термин стал применяться не только к итальянской, или европейской, но и к китайской, японской, индийской и другим культурам. Отметим некорректность этого расширения. Следует уточнить рамки и объем понятия Возрождения. Культура Возрождения имеет свои границы. Родиной классического Возрождения была Италия. В самой Италии первые центры гуманистической культуры сложились во Флоренции, Генуе, Падуе, Вероне, Болонье. Постепенно идеи гуманистов выходят за рамки не только этих городов, но и Италии в целом, возникает феномен «отраженного» Возрождения, например, Северного Возрождения. Объем понятия Возрождения тоже стал предметом дискуссии. Охватывало ли Возрождение все содержание двух веков западноевропейской истории или оставалось тонким поверхностным слоем культуры кружков гуманистов? Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что Возрождение является переходным типом культуры. Оно связано не только с античностью, но и со средневековьем, наследует от него колоссальные духовные богатства, трансъевропейские связи, традиции городской культуры, своеобразную форму демократии. Возрождение в свою очередь стало основанием новоевропейской культуры, не случайно век Просвещения видел в нем свое начало. Начало Возрождения связывают с рубежом XIII–XIV веков, когда в жизни итальянских городов происходят крупные изменения: приняты антифеодальные конституции, развивается пополанская демократия, утверждается раннебуржуазная городская цивилизация, начинается бурный процесс урбанизации, появляются многие технические изобретения и т. п. Отмечается невиданный размах и многообразие деловых операций. Возникло много новых видов деятельности и новых незатвердевших социальных ролей. Сложилась атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность, она и стала питательной почвой для появления нового типа личности и нового, ренессансного типа мышления. Культурные деятели нового склада получили название гуманистов. Термин humanitas ввели К. Солютати и Л. Бруни, применяя его для обозначения человеческой природы, человеческого достоинства. Л. Бруни определял studia humanitatis как «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Круг занятий гуманистов включал грамматику, риторику, поэзию, историю, философию, музыку. Все это – на основе глубокой греко-римской образованности. Гуманисты занимались изучением древних языков, переводами, комментариями к древним авторам, искусством, коллекционированием античных медалей статуй и т. п. Позже сюда добавился интерес к познанию природы такой, какой она наблюдалась человеком. Это были «труды в досуге», ибо гуманисты принадлежали к самым разным слоям общества, профессиям, гуманистические занятия не совпадали с их социальными ролями. Объединяли их глубокий интерес к античности и собственные новые качества: одаренность, воля, энергия, настойчивость, колоссальное трудолюбие. Гуманисты воплощали идеал homo universale: человек, который знает все, умеет все, пробует себя во всем. Можно привести в пример немало гуманистов, достигших высочайших вершин в самых разных сферах знания и деятельности, поистине они – титаны. Гуманисты соединили два равновеликих мира – античность и христианство, создали неизвестное ранее единство – духовную историю человечества. Итальянское Возрождение, несмотря на переходный характер эпохи и двойственность исходного материала, отличается целостностью. Его основное содержание составляют гуманизм, культ античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному и плотскому. Человек становится центром всей системы ценностей новой эпохи, основной принцип которой можно, следовательно, определить как антропоцентризм. Можно отметить эволюцию понимания человека от богоподобного человека (античность) к избранному творению Божьему (Средневековье) и, наконец, Богоравному мастеру – так понимался человек в эпоху Возрождения. Пико делла Мирандола писал в своем трактате «Речь о достоинстве человека», что он не создан ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным. Человек – «свободный и славный мастер», он призван сам сформировать себя. Он поставлен в центре мира, и путь, начертанный ему Богом – активность мысли, энергия разума, обуздание страстей, тонкость и красота чувств. Антропоцентризм означал новый взгляд на человека и общество. В трудах Н. Макиавелли, У. фон Гутгена, А. Моджевского общество, его история, государство, право рассматриваются как результат деятельности самих людей. Встает вопрос о закономерностях развития природы и общества. Именно в эпоху Возрождения складывается деление истории на древнюю, средневековую и новую (Ф. Бьондо). Возрождение означало пересмотр отношений человека и природы, человека и Бога. Возрождение не отвергает идею Бога, мировоззрение этой эпохи – либо обмирщенная религиозность, либо пантеизм и деизм. Родоначальниками ренессансного пантеизма были Николай Кузанский и Марсилио Фичино. М. Фичино был основателем и главой Флорентийской Платоновской академии, автором трактата «Платоновское богословие». Пантеизм преодолевает разрыв Бога и мира, им сотворенного («Природа, то есть Бог», – из трактата Л.Б. Альберти). Тождество Бога и мира неодинаково трактуется у Н. Кузанского, Дж. Бруно, М. Фичино, однако в главном они едины: Бог растворяется в природе, он является единым и единственным началом, мир есть развертывание, точнее саморазвертывание Абсолюта. Мир предстает как прекрасный и гармоничный, благодаря этому бесконечному единству. Н. Кузанский определяет красоту, эстетическую ценность как то, что наиболее удачным образом способно привести в гармонию божественное с человеческим и природным. Весь Ренессанс был связан с увлечением гармонией и пропорциями, а геометрия была любимой формой представления действительности в эстетике Возрождения. Деизм в противоположность пантеизму ограничивал функции Бога исключительно актом творения, далее Бог устранялся из мира, который развивался по сотворенным правилам и законам, без вмешательства Бога. Еще одно из проявлений религиозности эпохи Возрождения было связано с увеличением интереса к моральному аспекту христианской проповеди. На уровне массового сознания «преобладали не аскеза и эсхатология, а ясность и равновесие, не мистическая напряженность, а моралистическая проповедь» (Л.М. Баткин). Конечно, были и ереси, и Св. Катерина Болонская, и Савонарола, но для ренессансного духовенства были характернее фигуры пап-гуманистов (как Пий II), Св. Антонина – одного из создателей экономической христианской этики или Св. Бернардино. Вообще, новая культура говорила скорее на языке искусства, чем религии. Новая картина мира формировалась прежде в художественных образах, а уже затем была осмыслена в понятиях науки. Да и авторы научных трактатов часто прибегали к языку искусства там, где им недоставало конкретных знаний. Существенно изменилось в новой культуре восприятие пространства и времени. Оно испытало на себе общую установку культуры Возрождения на антропоцентризм, влияние интереса к гуманитарным исследованиям. Категория времени рассматривается применительно к самому человеку. В трактате Л.Б. Альберти «О семье» время рассматривается как неотъемлемый дар подобно душе и телу. Но оно лишь тогда принадлежит человеку, когда он не растрачивает его, а употребляет с пользой, когда человек меняется в нем. Время не только естественное и прирожденное достояние человека, но и добавляемое к природе, вырабатываемое, следовательно, оно зависит от самого человека, от того, как человек употребляет его.[268] Ж. Ле Гофф назвал новое время «временем купцов». В работах Л.М. Баткина время определяется также и как «время гуманистов». Их объединяет признание ценности времени, стремление не растратить ни одного часа впустую. Человек Возрождения обнаружил, что он находится во власти времени. Это породило интерес к новым жанрам – портрета и автопортрета, биографии и автобиографии. Возрождение открывает также тему детства как особой и ценной поры в жизни человеку, время его становления. Человек эпохи Возрождения более не боится новизны, напротив, все новое, неизведанное влечет его. Легенда о Фаусте, сложившаяся в конце эпохи Возрождения, рисует фигуру полуученого – полуфантаста, воплощающего этот авантюрный дух времени. Пространственная модель мира претерпела не меньшие изменения. К XV веку вертикальная доминанта средневековой культуры сменяется горизонтальной. В живописи главный композиционный и смысловой ориентир располагается теперь не вверху, а вдали, там, где сходятся линии перспективного построения.Возрождение открывает линейнуюперспективу, и картины этого периода нередко характеризуются подчеркнутым изображением глубины пространства: длинные коридоры, открытые окна, убегающие вдаль дороги канала, цепи гор с замками. В архитектуре происходит нечто аналогичное. Идеалом города и здания становится одноэтажное строение, без каких-либо лестниц, которые лишь «мешают архитектору, портят его замысел» (Л. Б. Альберти). Лестницы десакрализованы, они больше никуда не возносят и не низвергают. Это требование одноэтажности воплощает центробежный характер ренессансной культуры, соответствует гуманистическому принципу свободного равенства людей. Узкие улочки и тесные площади раздвигаются, они устремляются за пределы городских стен. Эпоха Возрождения неразрывно связана с устремленностью человека за пределы освоенного мира, с великими географическими открытиями, с расширением и географического и культурного горизонта европейцев. Идеальный город был мечтой не только архитекторов, но и утопистов. Вынесенный за пределы известного мира и в иное время, город Солнца Т. Кампанеллы был олицетворением идеала миропорядка. Не случайно он обращался в письме в Г.Галилею за указаниями и достоверной системой построения мира. Его город Солнца опирался на идеи Н. Коперника и Г. Галилея. Эпоха Возрождения означала сдвиг и в области гуманитарного знания, и в области естествознания. Запросы мореплавания, строительства, военного дела, торговли стимулировали новое, антидогматическое мышление. Крупные успехи были достигнуты в области астрономии, математики, географии, анатомии, медицины, геологии, механики, минералогии и т. д. Культуру Возрождения невозможно представить без нового художественного языка. В литературе органично сливаются народная поэзия и книжная античная ученость. Появляются новые жанры и стили: авантюрная линия, пастораль, плутовской роман, героическая поэма, антиклерикальная сатира, эссе. Складывается «новый сладостный стиль» в литературе, направление, полное искренних эмоций и одновременно углубленного философского содержания, оформляется новая театральная эстетика. Возрождение в корне изменило художественный язык, что невозможно без коренных мировоззренческих изменений. Начинается формирование художественного рынка. Не только в домах знати, но и в домах ремесленников (по подсчетам – в 80%) были картины. Возрожденческий гуманизм не был единственным фактором, изменившим образы мира и человека. Не меньшее влияние на европейскую культуру этого времени оказала Реформация. Дух Реформации далеко не всегда совпадал с ренессансным, а в одном вопросе они расходились радикально. Спор Эразма Роттердамского и Мартина Лютера выявил принципиально различное понимание природы человека. Подводя итоги, можно сказать, что если в XIV веке почти вся культура Возрождения представлена несколькими именами и только начинается преобразование новой социальной среды в импульсы культуры, то в XV веке уже насчитывается несколько сотен гуманистов в самой Италии, а затем и первые последователи за рубежом. В XVI веке вся высшая культурная деятельность стоит под знаком Возрождения, и вся Европа движется в этом направлении. Но даже в это время, несмотря на огромные достижения новой культуры, идеи и дух Возрождения не охватывают целиком и безраздельно все сферы человеческой жизнедеятельности. В конце эпохи Возрождения начинает остро осознаваться трагический разлад между идеалами Возрождения и действительностью. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы