Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стили декоративного искусства как основа создания современного дизайна
Слово " стиль" происходит от латинского " stylos", означающего стержень для письма. В самом слове звучит некая упорядоченность, реализованная идея, осмысленное содержание. Стиль - это внутренний стержень, внутренняя сущность, из которых происходит внешнее воплощение. По отношению к дизайну стиль - это точное пространственное решение всего, что окружает человека, соответствующее внешнему облику сооружения, интерьеру. Стилистически единым с интерьером должен быть и предметный мир — от мебели и светильников до текстиля и посуды. Основные стили окончательно сложились еще в прошлом. Считается, что современник живет в эклектичном мире постмодернизма (эре современного дизайна) и ничего принципиально нового придумать невозможно. Однако это не совсем так. Сейчас рассматривается естественный и закономерный процесс развития стиля, при котором происходит расширение его границ, разрабатываются новые принципы, принимаются новые критерии и вызревают новые подходы. Эклектика может быть хаотичной и уродливой, а может быть цельной и стильной. На развитие дизайна, безусловно, влияло развитие культуры и искусства. Элементы, используемые в современном дизайне, берут свое начало в стилях ушедших эпох. Сегодняшний дизайн не смог бы обрести ту форму, которая нам знакома, без влияния стилей, сформированных в искусстве в прошлом. И чтобы понять современный дизайн, построение, гармонию, стилистическую однородность, необходимо обратиться к истории декоративного искусства. В общем качестве можно разделить стили на виды: • исторические; • этнические; • современные. Они, в свою очередь, состоят из множества ответвлений, соответствующих географическим, социальным, вкусовым и прочим факторам. В дизайне выделяются не только исторические, но и географические стили. Примером такого стиля является этника. На всех континентах этнические стили в чистом виде используют в интерьерных традициях, образцах мебели и аксессуарах, воплощающих национальные культурные особенности. Этника как прием в проектировании интерьера часто используется фрагмен- тарно; в оформление вносятся экзотические элементы для создания настроения или придания большей выразительности. Особенно популярный этностиль - японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистский стиль, в котором ничто не перегружает внимание; пространство структурировано спокойно и внятно. В японские интерьеры включаются традиционные японские мотивы, орнаменты; посуда для чайной церемонии, для традиционных рыбных блюд; шкатулки, скульптуры. Японский стиль ассоциируется с иероглифами, цветами преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Также весьма распространены раздвижные стены, ширмы, бамбуковая мебель. Весьма популярен сегодня и африканский стиль - наиболее экзотический. Мебель - деревянная, украшенная резьбой, кованная из железа или плетенная из ротанга. Пол украшается шерстяным ковром с традиционным африканским рисунком. Важный акцент - изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: деревянные блюда для фруктов, экзотические скульптуры, маски, стилизованные фонарики. В оформлении загородных коттеджей, да и городских квартир нередко встречается скандинавский стиль, популярный далеко за пределами Швеции благодаря сети магазинов IKEA. Это стиль без затей: дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Подчеркивается естественная фактура мебели; краски для пола и мебели, если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов. Традиционно скандинавские дизайнеры стремились к демократичности и лаконизму интерьеров. Декор жилища -простые льняные и хлопковые ткани в клетку или полоску чистых светлых тонов. Исторические стили: Ренессанс (1400-1600) Зарождение дизайна как направления искусства и фактора повседневной жизни происходит в Италии в эпоху Возрождения (Ренессанса). В декоре XV и XVI веков доминировала концепция подражания искусству Древнего мира. В конце XV века в декорировании интерьера, мебели, предметов из керамики, стекла и металлов доминируют орнаментальные мотивы. Распространенный орнамент: • завитки из листьев; • фестоны; • гирлянды; • мотивы канделябров. Микеланджело (1475-1564) повел классическую архитектуру и скульптуру по другому пути, создав стиль маньеризм. Маньеризм - (от итальянского слова maniera) виртуозность и утонченность, изящность форм, изображение переплетенных фантастических животных, морских существ и птиц, усиленных гротесками и переплетенным орнаментом. Интерьеры XV столетия еще не заполнены мебелью. Основной вид - сундуки и стулья. Типичные ренессансные мотивы включали в себя: • лица в профиль; • библейские и мифологические сюжеты; • геральдические мотивы. Гротескный стиль живописи в керамике изображал: • фантастических существ; • страшных монстров, окаймленных причудливым растительным орнаментом. На декоре стекла специализировались венецианские мастера. Значительный технический прогресс наблюдается во второй половине XV века. Тогда было впервые изготовлено бесцветное, исключительно чистое стекло. Из-за сходства с хрусталем его назвали cristallo. В 1460 году изобретено стекло, похожее на мрамор. Оно напоминало полудрагоценный камень агат или халцедон, от которого пошло его название. Популярность роскошного венецианского стекла выросла — венецианских мастеров переманивали за границу. В северной части Европы одним из главных производителей венецианского стекла стал Антверпен. Стеклодувные мастерские в Центральной и Северной Европе снабжались лесным топливом: золой бука и папоротника. Из-за высокого уровня содержания окиси железа стекло получалось необычного зеленоватого цвета. Оно известно под названием Waldglas (лесное стекло). Лесные стеклодувы производили однотипную посуду для вина и пива. Большая часть изделий имела форму конусообразного или бочкообразного стакана. Посуда украшалась следующим образом: " леденцами", или каплями, создающими узоры. " Леденцы" имели как декоративный, так и практический смысл - за них удобно было браться масляными пальцами; • декор наносился на готовое стекло алмазной иглой, далее наносилась эмаль; • типичный орнамент с арабесками или гротесками, сделанный контуром и • в орнаменте используют ярко-зеленые листья и стилизованные фигуры животных. — серебро и золото, ценились очень высоко. Созданные изделия имели не только утилитарное значение; они свидетельствовали о статусе владельцев и заказчиков, каковыми чаще всего были представители знати и Церковь. Дорогими тканями считались бархат и парча. Декор тканей состоял из мелких геометрически повторяющихся узоров и крупного рисунка размером 51 см, который мог занимать всю ширину полотна. Барокко (1600-1730) Барокко - стиль дизайна, искусства и архитектуры, появившийся в Риме в конце XVI века, однако чаще всего его относят к искусству XVII века различных стран. В барокко прослеживается преклонение перед античной классикой, особенно перед величием и монументальностью римской архитектуры, что заметно в храмах и дворцах XVII века. Залы государственных заседаний расписаны монументальными классическими сценами из жизни богов, украшены античной скульптурой. В декоративном искусстве. • увеличиваются размеры орнамента; • преобладают четкие и массивные формы, богатые цветовые • часто используются дорогие экзотические материалы; • нелинейные формы и игра света на волнообразных поверхностях. Общее впечатление, создаваемое интеръером итальянского барокко - мощь, роскошь и театральность. Особенностями декоративного искусства стали: • эффекты освещения; • интерес к движению (подставки, имеющие форму крученых колонн). развитию декоративного искусства XVII века. Многочисленные торговые фирмы стали поставлять на европейский рынок изделия из фарфора и шелка, что способствовало формированию вкуса к экзотике. В Европу завозят новые виды растений, создаются ботанические сады. В декоре широко распространенным элементом становятся цветы. Торговля луковицами тюльпанов достигает своего пика. Тюльпаны изображают предметах мебели, украшенных маркетри, их рисуют на керамических изделиях., Другим заимствованным из природы и античности мотивом становится акант. Он употреблялся намного чаще другого лиственного орнамента. В мебели человеческие фигуры или трофеи, копирующие античные образцы, в сочетании с архитектурными мотивами создавали символы власти и силы. В Италии богатые семьи Барберини, Боргезе, Киджи, Лудови-зи и Памфили заказывали массивную мебель такого размаха, которого нельзя встретить нигде в Европе. Итальянская мебель зачастую чрезмерно украшалась исключительными материалами, такими как драгоценные камни. При ее изготовлении использовали: черное дерево, слоновую кость, золоченую бронзу. • стулья обиваются шелком или бархатом. В XVII веке декор больше тяготеет к роскоши. Предметы мебели украшают резьбой с позолотой. Например, скульпторы создают сложные ножки столов. В моду входят спиралевидные элементы. Людовик XTV заказал серебряную мебель для Версаля; ее имитировали в других странах, покрывая деревянный каркас серебряной чеканкой. Постепенно появляются новые формы мебели: стол с 8-ю ножками, письменный стол со столешницей, обитой кожей, комод, стулья, столы с ножками в форме " Xм и т.п. Декоративному искусству стиля барокко были свойственны: • излюбленные мотивы — листва и завитки, расположенные симметрично; • ножки мебели обычно изготовляются в форме лапы или шарика; • ореховое дерево было самым популярным, но для вещей высокого класса Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах. При этом богатых покупателей интересуют предметы оригинальных форм со сложнейшими украшениями. Исторический период барокко не означал единого стиля — он; был переходом от маньеризма к рококо. Рококо (1715-1770) Франции, характеризовался органичностью и естественностью, изгибающимся змеевидным движением композиции. Используемые мотивы основаны на ракушках и нагромождении камней. Присутствующие мотивы волн или пламени создают ощущение мерцающего движения асимметрии. В основном рококо применялся в декоре интерьера, а не в архитектуре. Восточная экзотика добавляет элементы декора, подходящие к частным комнатам в стиле рококо. Например, это кабинеты: • украшенные панно с изображением животных, например обезьян, • разрисованные экзотическими китайскими фигурами, заимствованные из Формы мебели тяготели к изогнутым, волнистым формам. На углах появились драконы и женские головки, которые по мере развития стиля заменили более абстрактную листву или ракушечные мотивы. Комод стал основным предметом интеръера XVIII века. При изготовлении мебели использовались экзотические материалы, привезенные из колоний: палисандр (французское розовое дерево), атласное, пурпурное тюльпановое дерево. Американская мебель в стиле рококо отличала искусство резчика. Визитной карточкой стиля стало изображение предметов природы, таких как ракушки, камни, крученые листья, цветы и фрукты, объединенные С- и S-образными завитками. При изготовлении мебели во всех странах использовались: • тонкие цветы, листья, ветви; • нагромождение камней; • фигуры животных, птиц и человеческих тел. Общий эффект декора рококо оставлял ощущение легкости и грациозности. Рококо - игривый и женственный, выработал новое ощущение фривольности, энергии и движения. Этому стилю очень подходил фарфор с его хрупкими и пластичными качествами, отражением цвета. Стекло оказывается прекрасным материалом для украшений в духе рококо. Его украшали эмалью, золотом; гравировали. Особенность гравировки рококо — изобилие завитков и лент. Неоклассицизм (1760-1830) Появление неоклассицизма было вызвано увлечением античностью и усилением отрицательного отношения к чрезмерной роскоши стиля рококо. Неоклассицизм был, с одной стороны, возвратом к истории; с другой - поиском стиля, не связанного с эпохой. Поэтому в современных исследованиях фигурирует понятие " правдивый стиль". К моменту его упадка эти концепции слились с романтическими взглядами на величие прошлого. Античность становится одним из вариантов возвращения к истории. Самая ранняя форма французского неоклассического декора -" греческий вкус" -делала акцент на геометричности узора в сочетании с торжественной манерой архитекторов Древней Греции. Мотивы " греческого вкуса": гирлянды из лавра, завитки, переплетающийся орнамент. Интерьеры украшаются деревянными панно с классическими мотивами или имитацией гротескного орнамента — арабесками, возрожденного в эпоху Ренессанса Рафаэлем. Декор включал в себя природные мотивы: • цветы; • перевитые виноградные лозы; • детали в светлых тонах. Пересмотр классических источников привел дизайнеров к подражанию римской архитектуре и декору. Применяются различные сорта мрамора, мебель с позолоченной бронзой; шелковые и бархатные набивные ткани стали соответствовать вкусу императора. Вследствие этого наполеоновский ампир распространился по всей Европе. Новые формы сочетались с цветочными мотивами, гирляндами и лентами. Орнамент утончился, стал меньшим по размеру и более насыщенным. Мебель из декора имитировала римские и египетские мотивы. \ Стулья вернулись к квадратным спинкам и прямоугольным сиденьям, передняя часть которых украшалась резным подзором. Дизайнеры создавали массивные стулья и столы с прямыми ножками или в форме колонн с каннелюрами. Предпочтение отдавалось светлым породам дерева. Мастерство британских мебельщиков привело к созданию и использованию механических приспособлений для ящиков, потайных и боковых стенок а также к созданию новых форм мебели. От рококо его отличали симметрииность украшений, богатые лепные и наклонные трехмерные детали, включающие в себя: \ • изображение цветов и растений (акант, жимолость, лавр); • искусственные украшения (розетки, ленты, кольца, медальоны); • спускающиеся драпировки. В то время все хорошо понимали идиоматическое значение природных мотивов. Например, дуб воспринимался как символ верности и силы. В узорах отдается предпочтение некоторым деревьям и растениям: • розам; • клубнике; ■ ■ • чертополоху; • клеверу; • желудям; • дубовым листьям. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы