Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технические и аудиовизуальные средства обучения



Технические и аудиовизуальные средства обучения

 

 

Введение

Сейчас много говорят об информационных технологиях. О том, что мы живем в информационный век всем ясно. Но вот сочетание слов «информационные технологии» не является столь ясным и прозрачным.

Дело в том, что слово «технология» – греческое (techne – мастерство + logos – учение) и означает мастерство или искусство делать вещи [1]. И к такой интерпретации этого слова мы давно привыкли: под технологией мы всегда понимали совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

В информационный век слово технология приобрело более широкий смысл и под информационными технологиями (ИТ) стали понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

С широким распространением компьютеров к словосочетанию ИТ добавилось слово «новые», а использование НИТ в образовании закрепило аббревиатуру НИТО.

НИТО определяют как совокупность встраиваемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющие собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.

НИТО подразумевает использование научных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Использование технических средств в обучении началось еще в 30-х годах 20-го века в США с разработки первых программ аудиовизуального обучения. В школах эти средства появляются в 40-х годах. С середины 50-х годов появляется идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные средства [аудио…+ визуальный], основанный на одновременном восприятии информации слухом и зрением, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, тренажеры и др. В 70-е годы усиливается теоретическая разработка использования технических средств в процессе обучения и появляются такие средства как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкраны, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы на базе персональных компьютеров (ПК, первый ПК появился в 1981 г), увеличилось количество и качество педагогических программных средств (ППС), стали применяться системы интерактивного видео, т.е. ученик получил возможность непосредственно общаться с изображением, выводимым на экран монитора (дисплея)

В 90-е годы в образовательных учреждениях стала появляться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа (myltimedia) – современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию – англ. animation < лат. Animatus – живой, одушевленный, то же, что и мультипликация. Создается VRML-язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language).

Стало возможным использование виртуальной реальности (VR) – интерактивной технологии создания с помощью совокупности программных средств и разнообразных технических устройств иллюзии реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия в ней пользователя. Использование VR в педагогическом процессе порождает эффект присутствия, а это делает возможным изменить всю систему обучения и воспитания.

Если задаться вопросом: “так для чего же надо использовать в учебном процессе ТСО? ”, то хорошим ответом будет изречение Сеймура Пейперта – англ. педагога и исследователя. “Все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения”.

Однако согласиться на 100 % с приведенным утверждением нельзя. Способности, безусловно, играют важную роль в деле обучения и познания, но и организаця процсса обучения чрезвычайно важна. Об этом свидетельствуют достижения известных педагогов-новаторов: Т.Н. Гончаровой, Б.И. Дегтярева, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили и др.

Процесс обучения без его наглядной визуализации практически невозможен. В этом смысле достаточно красноречивой является древнекитайская мудрость: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь”.

 

Основные виды ТСО и их характеристика

 

Классификация ТСО

 

ТСО – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для передачи и обработки информации с целью повышения его эффективности. ( Примечание. Дидактика (от греч. «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий) – часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить? », «как учить? »)

Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства и дидактические средства обучения (соответствующая информация на тех или иных носителях), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие ( hardware) и мягкие (software) средства. К жестким относится “железо”: магнитофоны, проекторы, телевизоры, экранные средства, ПК. К мягким срдствам относятся носители информации: грампластинки, магнитная ленты, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

ТСО очень разнообразны по своему устройству, функциональным возможностям, способам отображения информации. Поэтому классифицировать их достаточно сложно. Тем не менее, за основу классификации чаще всего принимают следующие признаки:

· функциональное назначение (т.е. какие учебно-воспитательные задачи можно решать);

· принцип работы и конструкция (эти признаки можно рассматривать и отдельно);

· род обучения (индивидуальный, групповой, поточный);

· логика работы;

· характер воздействия на органы чувств;

· характер представления (отображения) информации.

Каждый из признаков, в свою очередь, имеет собственное деление. Чтобы проще можно было представлять всю классификацию ТСО в целом, представим ее в виде блок-схемы. (Рис. 1)

 

Рис. 1

 

Рассмотрим некоторые виды ТСО, представленные на рис.1, несколько детальнее.

1.1.Технические средства передачи информации. Это диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрователи, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПК с мультимедийным проектором. Все эти технические средства являются преобразователями информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

1.2. Технические средства контроля объединяют всевозможные усройства и комплексы, позволяющие по определенной программе с той или иной достоверностью оценивать уровень усвоения учебного материала. Это и старые модификации устройств типа АМК-2, и современные компьютерные системы – аппаратное и программное обеспечения.

1.3. Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, предназначенные для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе моделирования различных ситуаций в осваиваемой деятельности. Тренажерные средства особенно широко используются в процессе професианального обучения техническим специальностям (летчиков, водителей авто, трамваев, троллейбусов и т.д).

1.4. Технические средства обучения и самообучения. Они обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические средства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует один или несколько контрольных вопросов. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные (4.1), разветвленные (4.2) и комбинированные (4.3).

Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие проблемы в знаниях обучаемого или установленное число раз.

Комбинированные программы сочетают и то и другое, т.е. являются и контролирующими, и обучающими.

1.5. Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов, микрофоны, усилители, полиэкраны, электронные доски и прочее.

1.6. К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные [лат. Lingua – язык…+фон, фр. Fond – основание, основа] устройства, учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу работы (очевидно, правильнее этот признак определять как вид используемой энергии) ТСО делят на:

2.1.механические;

2.2.электромеханические;

2.3.оптические;

2.4. звукотехнические;

2.5.электронные;

2.6. комбинированные.

На ТСО, используемые в учебно-воспитательном процессе, возлагаются довольно многообразные функции. Можно выделить четыре основных функции ТСО:

1) коммуникативная [лат. Communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь] – это функция передачи информации;

2) управленческая – предполагает подготовку и настройку обучаемых к выполнению заданий и организацию их выполнения, обеспечение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов;

3) кумулятивная [лат. Cumulatio – скопление, накопление], т.е. накопление, хранение, документирование и систематизация учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание видеотек, в том числе накоплением, сохранением и передачей информации с помощью современных информационных технологий;

4) научно-исследовательская функция. Она связана с преобразованием полученной с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью и с поиском наиболее эффективных вариантов использования ТСО учителем.

К ТСО предъявляются и определенные требования, а именно:

1) функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания, емкость кассет, дисков, флэш-памяти в аудиовизуальных средствах, достаточная для проведения занятий с минимумов перезарядок; универсальность);

2) педагогические – соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, который согласуется с современными требованиями;

3) эргономические [греч. Эрго – работа, дело + номос – закон, область науки, исследующая человека и его деятельность в условиях производсвтва с целью улучшения этих условий, т.е. улучшение орудий, условий и процесса труда – размеры, углы наклона экранов, пультов управления, клавиатур и т.д] – удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уменьшение уровня шума, удобство осмотра, ремонта, транспортировки;

4) эстетические [гр. Эстетикос – чуствующий] – гармония формы; целостность композиции, товарный вид. Гармония формы основана на принципе Золотого сечения. В соответствии с этим принципом отношение размеров объекта должно подчиняться соотношению А/B = 1.618 = Ф – число Фидия (др. греч. скульптор, применявший пропорцию Золотого сечения в своих творениях).

Так например деление отрезка AB пополам точкой С дает отношение:

AB/AC = AB/BC = 2

Деление же по принципу Золотого сечения дает отношение: AB/AC = AC/BC = 1.618 или a/b = b/c или c/b = b/a

 

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей части. Другими словами, меньший отрезок относится к большему как больший ко всему.

Интересен факт, что последовательность чисел Фибоначчи (итальянский математик Леонардо из Пизы, Fibonacci – сокращенное filius Bonacci, т.е. сын Боначчи, жил и творил 1180-1240 г.г ) отношение каждого последующего числа приближенно равно 1.618

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, ….. 21/13=1, 6154..., 13/8=1, 625...

8/5=1.6.....13, 21, 34, 55, 89; 89/55=1(618); 55/34=1, 6176;

34/21=1.619; .....89, 144, 233... 233/144=1, 618805; 144/89=1, 61797...

......233, 377, 610,... 610/377=1, 618037; 377/233=1, 618025...

По мере увеличения чисел, отношение сходится к 1, 618. Исходя из этого, можно предположить, что числа Фибоначчи обладают гармонией в соответствии с принципом Золотого сечения.

6.Экономические – предпочтительна относительно невысокая стоимость при высокой надежности и долговечности ТСО.

 

Устройство и принцип работы аппаратов для экранной статической проекции (Проекционные аппараты – ПА)

ПА – оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения различных объектов. Схема диапроекционного аппарата (ДПА) приведена на рис. 2

 

ДПА состоит из: зеркального отражателя 1 (рефлектора – от лат. Reflecto – поворачиваю), представляющего собой вогнутое сферическое зеркало для отражения световых лучей; источника света 2, в качестве которого чаще всего используются кварцевые галогенные малогабаритные (КГМ) лампы накаливания – КГМ 12-100, КГМ 25-150, КГМ 220-500 и другие.

Эти лампы обладают рядом преимуществ перед проволочными лампами накаливания. У них практически постоянны в течение всего срока службы световой поток и цветовая температура, более высокая световая отдача (при одинаковой мощности), больший срок службы и значительно меньшие размеры, большая механическая прочность.

Следующий элемент ДПА – конденсор 3 (лат. Condenso – сгущаю, уплотняю) со встроенным или без такового теплофильтра. Конденсор представляет систему оптических линз (стекол), предназначенных для собирания, концентрации светового потока и равномерного освещения всего поля изображения.

Рамка 4, в плоскости которой располагается диапозитив, объектив 5, также представляющий систему линз. Объектив служит для фокусировки, настройки четкости (резкости) изображения.

Качество проекционного изображения и КПД самого ДПА зависит не только от используемого в нем источника света (лампы проекционной), но и от степени его использования (коэффициент использования). С целью лучшего (более полного) использования света (предотвращения рассеивания) увеличивают угол захвата, то есть добиваются, чтобы осветительная система аппарата захватывала большую часть светового потока, создаваемого источником света. Для этого во многих ДПА (практически во всех) применяют рефлекторы (отражатель – от лат. Reflectere – отражать), которое представляет сферическую поверхность.

Максимальный угол захвата светового потока у безрефлекторных осветительных систем составляет угол 90˚ – рис. 2, а у рефлекторных он достигает 140˚ …150˚ – рис. 3. Но при этом последние имеют большие размеры.

Рис. 2 Рис. 3

 

Кстати, вспомним, что во всех фонариках используется с той же целью отражатель – рефлектор.

Характерной особенностью ДПА является то, что поток света в них направлен от источника света через диапозитив на экран вдоль одной осевой линии.

В отличие от ДПА в эпипроекционных аппаратах (ЭПА) изображение на экране образуется не проходящими через прозрачный диапозитив лучами света, а отраженными от поверхности освещенного объекта и прошедшими через объектив. Поэтому в них поток света распространяется не вдоль одной оси, а вдоль 2-х осей, рнасположенных под углом 90˚ относительно друг друга – рис. 4

 

1 – рефлектор;

2 – источник света;

3 – предметный столик;

4 – зеркало;

Рис. 4 5 – объектив.

Другой вариант эпипроектора представлен на рисунке 5.

Рис. 5

 

Вследствие того, что в ЭПА изображение создается отраженными лучами света, значительная часть их энергии поглощается отражаемой поверхностью. Поэтому изображение на экране при той же мощности проекционной лампы обладает значительно меньшей освещенностью, что у ДПА. Для того чтобы получить достаточную освещенность экрана, применяют более мощные проекционные лампы, а также применяют объективы с большим относительным отверстием (1: 2, 5 – 1: 4). По этой же причине фокусные расстояния в ЭПА делают в 1, 5 – 2 раза большим, чем фокусные расстояния у объективов ДПА. Из-за этого изображение получается менее увеличенным, но зато растет его освещенность.

Важной положительной особенностью ЭПА является то, что в нем можно использовать любые печатные материалы из книг, газет, фотографии, собственные рисунки и даже невысокие рельефные объекты, например, засушенные листья, цветы, колосья и т.п.

Однако существенным их недостатком является необходимость использования более мощных по сравнению с ДПА источников света. Как следствие – большие их размеры и масса, необходимость применения для исключения перегрева, коробления и сгорания проецируемых объектов принудительного охлаждения (вентиляторов, кулеров в ПК), различных тепловых фильтров (хотя последние используются и в ДПА).

Своеобразным проекционным аппаратом, совмещающим достоинства как ДПА, так и ЭПА является графопроектор, иначе кодоскоп (от КОД – классная оптическая доска), кодопроектор и множество других названий (диаграф, вьюграф, фордиграф, демолюкс и т.д.).

Световой поток в кодоскопе распространяется в направлении 2-х осей как в ЭПА, но в качестве носителя информации используются прозрачные материалы – пленки, как в ДПА. Это позволяет использовать источник света такой же мощности, как и в ДПА, то есть получать такую же освещенность изображаемого объекта на экране. Схема кодоскопа приведена на рис. 6

Рис. 6

 

Основными преимуществами кодоскопа являются: крупный масштаб изображения на экране, демонстрация без затемнения или частичное затемнение помещения, удобство использования учителем, стоящим во время демонстрации лицом к классу, использование самостоятельно подготовленных транспарантов, возможность послойного наращивания изображения.

Конструктивно кодоскопы состоят из корпуса с основанием квадратной или прямоугольной формы, осветительной системы, конденсора, рабочего столика, стойки (направляющей штанги проекционной головки и кронштейного держателя проекционной головки). Они могут иметь систему охлаждения, откидные или навесные полки-кронштейны для увеличения поверхности рабочего столика, противоослепляющий фильтр – щиток, катушки и кассеты для роликовой пленки, штыри-фиксаторы транспарантов.

Все проекционные аппараты различаются по степени автоматизации процессов фокусировки и смены кадров. По этому принципу они делятся на аппараты полностью автоматические, автоматические, полуавтоматические и неавтоматические.

Полностью (супер) автоматические работают без оператора (учителя) по заданной программе (от таймера, программного устройства). Они оснащены автофокусирующим устройством. Это отечественные диапроекторы “Диана-207”, “ Пеленг-700АФ”.

Автоматическими называют аппараты, в которых смена кадров и подфокусировка производятся механизмами с собственными приводными устройствами, но при подаче соответственных команд учителем. К ним относятся: “Свитязь-авто”, модификации “Протона”, “Пеленг-500А”, ”Пеленг-500 АФ”, и др. ”Пеленги”.

Полуавтоматическими называют аппараты, в которых смена кадров осуществляется механизмами при управлении и контроле учителя. К ним относятся “Свитязь”, ”Свитязь-М”, ”Пеленг- 500 К”.

К неавтоматическим относятся аппараты, в которых учитель сам управляет всеми процессами. Это различные модификации ДПА “Свет” и др.

 

Средства обучения

 

Изобретение звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств стало эпохальным событием. Что такое звук и откуда он берется? Звук возникает при механических колебаниях самых различных предметов: стержней, пластин, мембран, струн (гитара, скрипка, балалайка), воздуха в трубах (орган), при ударе друг об друга различных предметов и т.д. и т.п. Чем меньше по размерам колеблющийся предмет, тем выше частота его колебаний. Звук распространяется в пространстве благодаря колебаниям воздуха, вызываемым колеблющимся предметом. Следовательно, в безвоздушном пространстве звук распространяться не может.

К настоящему времени известно пять способов записи и воспроизведения звука:

1) механический;

2) электромеханический;

3) оптический;

4) магнитный;

5) лазерный.

 

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

В наше время изменилась не только сумма знаний, которые необходимо усвоить современному человеку, но еще более значительные перемены произошли в способах получения этих знаний. Поэтому в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация всей образовательной системы – предлагаются иное содержание, новые подходы, методы и приемы приобретения и усвоения знаний.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных образовательных технологий, быть педагогически грамотным в их использовании.

Поиски ответов не только на вопросы " чему учить? ", " как учить? ", но и на вопрос " как учить результативно? " привели ученых и практиков к попытке " технологизировать" учебный процесс, превратив обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. В связи с этим в педагогике появилось новое направление – педагогические технологии.

В качестве примера современных эффективных образовательных технологий выделим следующие:

Ø технология критического мышления (Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит);

Ø технология «Case-Study» (Метод кейсов или кейс-технологии - Школа бизнеса Гарвардского университета США)

Ø технология учебного диалога (советская психолого-педагогическая школа)

Мы познакомимся с кейс-технологией. В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case – портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций, учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные управленческие решения. Читайте подробнее на http: //fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки. Название произошло от латинского термина «casus» – запутанный или необычный случай.

Суть кейс-технологии заключается в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных ситуаций. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися изучаемой темы из соответствующего учебного предмета (реальной жизненной ситуации для юристов и экономистов). Её описание отражает конкретную практическую проблему, для ее решения необходим соответствующий комплекс знаний. Сама же проблема предполагает многозначность решений. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве эффективного средства образования профессиональных качеств учащихся. - http: //fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.

Иначе о кейс-технологиях в образовании можно сказать, что это инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у учащихся самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс-технологии учащиеся имеют возможность, как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе в процессе поиска рациональных решений существующих проблем.

Конкретно – ситуативные задачи (кейсы) на уроках литературы могут быть связаны:

 с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения

 с составления маршрута передвижения героем произведения

 составлением хронологических таблиц произошедших событий

Что дает такой метод?

Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе. В то же время кейс-технология в образовании выступает и в качестве образа мышления преподавателя. Можно сказать, что его специфичность состоит в том, что он позволяет думать, действовать по-иному, обновлять имеющийся творческий потенциал учителя.

Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.

Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований: 1) соответствовать четко сформулированной цели создания; 2) быть актуальным; 3) способствовать развитию аналитического мышления; 4) иметь разные вариации решения; 5) располагать соответствующим уровнем трудности; 6) не устаревать быстрыми темпами; 7) отображать типичные ситуации; 8) приводить к дискуссии. Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым обучающимся своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции.

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» – один из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельности, разработан американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. Он применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критической оценки. В процессах участвуют разные люди. Эти мысли явились основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.

Основные правила мозгового штурма.

1. Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4 – 15 человек в каждой (оптимальный состав 6 – 12 человек). Первая группа только выдвигает различные идеи – это группа «генераторов идей». В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию, с бурной фантазией. Задача «штурмуется» в течение 20 – 40 минут. Вторая группа – «эксперты» – по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума. Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.

2. Основная задача группы «генераторов» — выдать за отведенное время как можно больше идей (в том числе фантастических, явно ошибочных и шутливых). Чем нереальнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на последующем процессе их генерации. Плохие идеи — это катализаторы, без них не будет хороших. При окончательном разборе, который состоится позже, многие предложения окажутся бесполезными. Однако сам процесс должен вызвать бурный поток идей, которые следуют непрерывно, дополняя и взаимно обогащая друг друга. Коллективный разум помогает генерировать последовательность предложений. Регламент на каждую идею — не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются в протокол или фиксируются на магнитной ленте.

3. При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая – в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т. д. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другим. Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например, руководителей и подчиненных.

4. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. При их оценке надо тщательно продумывать все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными или абсурдными.

5. Процессом решения задачи управляет руководитель «штурма», который обеспечивает соблюдение всех условий и правил.

Руководитель должен выполнять свои обязанности без приказаний и критики, направлять работу в нужное русло. Он задает различные вопросы, иногда что-то подсказывает или уточняет, не допуская при этом перерывов в беседе. Кроме того, ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в рациональном направлении. В противном случае руководитель должен сам высказать заведомо фантастическую идею или объявить «пятиминутку» для высказывания только непрактичных идей.

6. Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс решения (однако лучше это сделать с другим коллективом). Когда же повторная сессия проводится с тем же коллективом, проблему нужно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулировке, что делает старую задачу неузнаваемой. Участники штурма воспринимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.

Литература:

1. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педучилищ/ Г. Н. Рах, И. И. Дрига, Э. И. Кузнецов, С. А. Жданов-2-е издание, перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

3.Афанасьева, А.П. (автор–составитель). Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2006. – 79 с.

4.Гордиевских, В.М., Петухов, Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с.

5. Деркаченко, В.К. Современные технические средства для обучения и презентаций: Учебное пособие для студентов и технических работников вузов. – М.: МГУЛ, 2010. – 144 с.

 

Литература:

1. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педучилищ/ Г. Н. Рах, И. И. Дрига, Э. И. Кузнецов, С. А. Жданов-2-е издание, перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1993. – 287с.

2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

3.Афанасьева, А.П. (автор–составитель). Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2006. – 79 с.

4.Гордиевских, В.М., Петухов, Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. – Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с.

5. Деркаченко, В.К. Современные технические средства для обучения и презентаций: Учебное пособие для студентов и технических работников вузов. – М.: МГУЛ, 2010. – 144 с.

 

Технические и аудиовизуальные средства обучения

 

 

Введение

Сейчас много говорят об информационных технологиях. О том, что мы живем в информационный век всем ясно. Но вот сочетание слов «информационные технологии» не является столь ясным и прозрачным.

Дело в том, что слово «технология» – греческое (techne – мастерство + logos – учение) и означает мастерство или искусство делать вещи [1]. И к такой интерпретации этого слова мы давно привыкли: под технологией мы всегда понимали совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

В информационный век слово технология приобрело более широкий смысл и под информационными технологиями (ИТ) стали понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

С широким распространением компьютеров к словосочетанию ИТ добавилось слово «новые», а использование НИТ в образовании закрепило аббревиатуру НИТО.

НИТО определяют как совокупность встраиваемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющие собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.

НИТО подразумевает использование научных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1654; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь