Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Определение уровня сложности воображения.
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности. Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали. Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей. Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет. Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуется по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении. Когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание фиксируется на внутреннем пространстве контура. Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой и туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб. аквариум, салфетка, письмо. Степень стереотипности воображения можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты. Анализ результатов исследования. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процессе исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица. Связанные с гуманитарной направленностью, любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица. Приложение 10. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перцептивных способностей учащихся. Ответьте на следующие вопросы: 1. Как создается на уроке установка на восприятие? 2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов? 3. Какими приемами привлекается внимание учащихся к объектам восприятия? 4. Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока? 5. Как использует учитель прошлый опыт ученика при организации его восприятия? 6. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач? 7. Как организовано обучение перцептивным действиям? 8. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий? 9. Как учитываются возрастные особенности восприятия? 10. Как учитываются закономерности развития восприятия? 11. Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия? 12. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия? 13. Как учитываются различные виды восприятия?
Приложение 11. Изучение эмоциональных состояний ученика. Выяснить путем наблюдения за изучаемым учеником особенности его эмоциональной сферы в учебной деятельности и поведении: 1. Какие эмоциональные состояния преобладают у ученика в процессе обучения, при выполнении общественных поручений, во время отдыха и т. д. 2. Каково его отношение к учению и каковы чувства, возникающие при успехе и неуспехе в учебе, при поощрениях и порицаниях, при решении трудных и легких задач? 3. Как у ученика проявляются моральные качества – дружбы, товарищества, коллективизма, сочувствия к другим, уважения к старшим, чувство долга? 4. Какие эстетические чувства проявляются у ученика при выполнении учебных заданий, в общении с природой, людьми, во внешнем облике, манерах и поведении, при восприятии произведений искусства? 5. Какие интеллектуальные чувства проявляются у ученика при выполнении учебных заданий (любознательность, удивление, удовольствие от удачного выполнения работы, разочарование при неудачах, чувство юмора, сомнение)? Для выполнения данного задания можно использовать наблюдение, беседу, изучение продуктов деятельности, обсуждение произведений искусства. Основываясь на результатах сформулировать вывод о возрастных и индивидуальных особенностях чувств и эмоций ученика. Приложение 12. Изучение особенностей воли и характера ученика. Предложить ученику анкету «Что такое воля? » 1. Что такое воля? 2. Какого человека называют волевым? 3. Что такое настойчивость? 4. Что такое упрямство? 5. Считаешь ли ты себя волевым человеком? Почему? 6. Как воспитать у себя волю?
Используя метод наблюдения, соберите данные о волевых качествах личности ученика: 1. Какие волевые качества (решительность, нерешительность, организованность, дисциплинированность, недисциплинированность, настойчивость, упрямство, сдержанность, несдержанность, капризность и др.) проявляются у ученика в его повседневной жизни? 2. Какие из названных качеств стали чертами характера? Какие из них проявляются случайно? 3. Выявить особенности протекания волевого действия в процессе учебной деятельности. Проанализируйте этапы волевого действия, особенности преодоления внутренних и внешних трудностей при выполнении классного и домашнего заданий. 4. Какие мотивы поступков преобладают у детей? (определить с помощью беседы? ) 5. Какую роль играют чувства в волевых поступках ученика? Сформулировать выводы об особенностях воли наблюдаемого ученика. Какие недостатки воли и характера следует преодолеть ученику? Какими путями? Приложение 13. Методика определения психологического состояния ученика методом цветописи. Инструкция: Перед тобой семь цветов. Каждый соответствует определенному настроению. Подумай, какое у тебя сейчас состояние. Выбери тот цвет, который ему соответствует. Отмечай свое настроение на каждом уроке в течение недели. Стимульный материал. Семь цветов, каждый из которых – это условный знак настроения: красный – радостное, желтый – приятное, зеленый – спокойное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, черный – плохое, белый – затрудняюсь ответить. Ученик заполняет матрицу настроения в течение недели. Матрица настроения.
Обработка результатов. Цветоматрица позволяет проследить настроение ученика в течение дня, а также – недели. Подсчитать количество квадратиков различного цвета. Сделать вывод о преобладающем настроении ученика на отдельных уроках в течение дня, недели. Приложение 14. Методика определения типа мышления. Тест «Художник – Мыслитель». Инструкция: Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. постарайтесь поставить себе справедливую оценку. Вопросы: 1. У меня преобладает хорошее настроение. 2. Я помню то, чему учился несколько лет тому назад. 3. прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. 4. Когда я слушаю рассказ, я представляю его в образах. 5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. 6. Мне трудно дается алгебра. 7. Я легко запоминаю незнакомые лица. 8. В группе приятелей я первым начинаю разговор. 9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам: Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный») П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный») Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления. Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного типа.
Приложение 15. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы