Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция №4. СОЦИАЛЬН6АЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.



1. Естественное и социальное неравенство.

2. Теории структурализации общественных систем.

3. Трансформация социальной структуры российского общества.

1.

Даже поверхностный взгляд на окружающих говорит о том, какие мы все разные. Люди различаются по полу, возрасту, росту, цвету волос, и т. д., не говоря уже о психологических характеристиках. Одного природа наделила силой, другого красотой, третьего умом, а четвертого и тем, и другим понемногу. Такие различая между людьми, обусловленные физиологическими и психологическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Естественные различая далеко не безобидны, они могут стать основой для проявления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками, а красивая женщина почти всегда имеет преимущества над другими.

Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных. Интересное исследование провел Гунновар Ландтман среди папуасов Киваи (Новая Гвинея). У этого племени не было рабов или слуг, и ни у кого не было собственного дома. Но, несмотря на это, папуас, имеющий возможность накормить больше гостей, занимал более высокое положение, чем другие сородичи. Особым почетом пользовались воины, гарпунеры и конечно колдуны. В то же время, женщины, старики и люди с физическими недостатками имели более низкий статус.

Антропологи выявили некоторую степень неравенства и в «до-письменных» обществах. Где статус каждого члена определялся присущими данному обществу ценностями: силой, красотой, смелостью, глубиной религиозных знаний и т.д. То есть критерии естественного неравенства доминировали в этих обществах.

Таким образом, неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, и существует даже в животном мире.

Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство. Оно неразрывно связано с социальными различиями - социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (муж, отец, инженер, политический деятель и все это одновременно). Социальные различия могут накладываться на естественные. Например, когда руководителем, губернатором, президентом становится умный талантливый человек, но могут и пересекаться. Увы, нередки в нашей практике случаи, когда в начальниках ходят бездарности, а то и просто невежественные люди. Происходит это потому, что в обществе существует социальное неравенство.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам (деньги, престиж, власть и т.д.).

В крупных и сложных обществах оно проявляется отчетливее. Социологи, исследуя социальные системы, установили, что социальное неравенство более ярко прослеживается в аграрных обществах. Поскольку в отличие от них в промышленных общественных системах наблюдается меньшая концентрация власти.

Человеческое общество в настоящее время крайне дифференцировано и состоит из множества социальный групп, классов, общностей. Кроме того, оно иерархизировано: в нем всегда одни слои обладали большей властью, большим богатством, имели больше преимуществ и привилегий по сравнению с другими. «Что позволено Юпитеру - не позволено быку! » - так древние выразили один вечных принципов стратификации общественных систем.

Стратификация - это распределение неравенства между различными группами людей определенными способами, с помощью которых оно передается от одного поколения к другому. Этим формируются различные слои и классы общества.

А может ли общество существовать без социального неравенства? Этот вопрос всегда занимал лучшие умы человечества. Слишком много несправедливости социальное неравенство вносит в нашу жизнь.

2.

Рассмотрим различные точки зрения социологов на структурализацию общественных систем.

Наиболее влиятельными являются теоретические подходы, разработанные Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920); большинство последующих теорий стратификации весьма обязаны их идеям.

Теория К.Маркса. Его идеи имеют широкое распространение, даже среди тех, кто отвергает политические аспекты теории. Большинство работ К.Маркса имело отношение к стратификации, к социальным классам, и даже удивительно, что он не дал систематического анализа концепции класса. Его рукописи, подготовленные уже после смерти (впоследствии опубликованные как часть главного труда – «Капитал») внезапно обрываются как раз на том месте, где он поставил вопрос «Что составляет класс? » Поэтому вся концепция класса должна рассматриваться с учетом всех работ Маркса в целом.

Природа класса. По Марксу, класс это группа людей, находящихся в прямом отношении к средствам производства - средствам обеспечивающим жизнь. В доиндустриальных обществах было два главных класса, владевших землей (аристократы, рабовладельцы или дворянство) и существовали те, кто активно производил для них продукцию (это рабы, слуги, крестьянство).

В современных индустриальных обществах офисы, оборудование и капитал, принадлежат одному классу собственников-промышленников и капиталистов. Другой класс - производителей, обеспечивает себе жизнь продажей своего труда. Отношения между классами, по Марксу, это эксплуатация одного класса - другим. Источником эксплуатации является собственность на средства производства, с помощью которой буржуа заставляет пролетариат работать на него и извлекает прибавочную стоимость.

Эта концепция классов ведет нас к объективно структуированному экономическому неравенству в обществе. Класс соотносится с объективными условиями, которые позволяют иметь больший доступ к материальным благам.

Теория Макса Вебера. Родился Макс, так же как Маркс в Германии. Вебер известен как один из основателей социологии, но его работы значительно шире, чем просто социологические и охватывают много областей истории, теории права, экономики и религии. Подход М.Вебера к стратификации построен с учетом марксова анализа, но модифицирует и тщательно развивает его. Существует два главных различая между этими теориями.

Во-первых, по Веберу, классовые различия происходят не только от контроля за средствами производства, но и от других экономических различий, прямо не связанных собственностью. Например, профессиональное мастерство или квалификация.

Во-вторых, Вебер устанавливает два других основания стратификации, помимо классового. Одно из них он называет статусом, другое - партийной принадлежностью.

Статус - характеризуется различиями между социальными группами по социальному престижу, которыми они обладают относительно друг друга. Статусные разграничения часто меняются независимо от классовых различий, и социальный престиж может быть, как позитивным, так и негативным (Например, профессии врача, ученого и «новые русские»). Если класс дан объективно, то статус зависит от субъективных (людских) оценок социальных различий. Классы берут начало в экономических факторах, связанных с собственностью и доходами, а статус связан с различными стилями жизни, которым следуют социальные группы.

Партия - определяет группу людей связанных одними интересами и преследующих одни цели не зависимо от их социального статуса и классовой принадлежности. Например, националистические, религиозные и т.п. идеалы и экономические интересы - военно-промышленного, аграрного и других комплексов.

В настоящее время последователи М. Вебера продолжили развитие его идеи, найдя ей подтверждение в поведенческой концепции психологов. Наблюдения за поведением людей дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства.

Группа социологов считает, что каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой социальный статус. В их понимании социальное неравенство - это неравенство статусов. Оно вытекает из:

а) способностей индивида выполнять ту или иную социальную роль (например быть компетентным врачом, юристом, учителем ),

б) существующих возможностей, которые позволяют человеку достичь определенного положения в обществе (например владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к властным номенклатурным кругам и т.д.).

Существуют и другие социологические концепции социального неравенства.

Группа социологов - функционалистов (Роберт Мертон, Таллкотт Парсонс и другие) объясняют неравенство, исходя из дифференциации функций, выполняемых различными группами, слоями, классами и другими социальными общностями.

Функционирование и развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей общности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности. Однако некоторые из этих функций, с позиции этого социального организма, являются более важными, чем другие.

Так на основе дифференциации социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих.

Объяснение социального неравенства принципом функциональности таит в себе серьезную опасность постановки вопроса о правомочности существующего распределения материальных благ. Если общество рассматривается как целостный организм, то почему та или иная функция более значима! Когда в живом организме почти все функции для него одинаково важны. Этот подход не позволяет объяснить такие реалии жизни, как принадлежность к высшим сферам управления обществом бездарей и бездельников.

Вот почему Т.Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и следовательно, может меняться в зависимости от изменения системы ценностей.

В современной социологии данные подходы к структуированию общества получили право на самостоятельную жизнь. Более того, на их основе появилось несколько социологических направлений исследования социальной стратификации.

Понятие социальной структуры употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» применяется по отношению к социально-классовым и социально-групповым общностям. В этом смысле социальная структура - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоёв и групп.

Вместе с тем общепризнанно что, социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами этой структуры являются индивиды (занимающие определённые позиции и выполняющие определённые функции) и их объединения по статусным признакам в группы, и иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по разным критериям. Каждый из элементов социальной структуры является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В зависимости от типов социальных общностей и отношений между ними выделяются и разные типы структур: социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-этническая, социально-классовая, социально-образовательная, социально-территориальная, социально-корпоративная, и т.д.

В основе этих структур лежит ряд социальных групп, которые мы можем определить следующим образом:

1)социально-профессиональные группы в соответствии с положением и ролью индивидов в общественном разделении труда, управлении общественными делами;

2)социально-демографические группы, различающиеся по полу, возрасту, состоянию здоровья, семейному положению; для нормального существования общества необходимо оптимальное соотношение половозрастных групп как по стране в целом, так и по регионам;

3) национально-этнические группы, которые фиксируют исторически сложившиеся общности людей по языку, культурным традициям, национальному характеру, этнической территории;

4) социально-территориальные группы, отражающие различные типы территориальных общностей (жители села, города, население региона или республики),

5) группы населения по занятости - большие слои трудящихся, занятых в отраслях экономики (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д.), сюда же могут быть отнесены безработные, пенсионеры, учащиеся;

6) социальные группы, включающие в себя индивидов, участвующих в различных видах противоправной деятельности (уголовники, дельцы теневой экономики и пр.), которые могут действовать разрозненно, а могут быть объединены в преступные организации;

7) маргинальные (буквально - «пограничные») социальные группы и слои, которые в силу каких-либо причин утрачивают свой социальный статус и занимают промежуточное положение по отношению к социальным общностям, названным выше, и вынужденные имитировать чуждый им образ и стиль жизни.

Совокупность этих групп находится между собой в сложных, многомерных связях и отношениях, которые и обусловливают их неравное положение в обществе. В результате такой социальной дифференциации формируется своеобразная «социальная лестница», на которой размещаются социальные группы, занимающие более высокие или низкие социальные позиции, в обществе выделяется определённого рода иерархия групп, то есть выделение высших и низших групп, слоёв, социальных классов.

3.

В недавнем прошлом ситуация в России была близка к разрушению общества. Смена социально-экономического уклада, общественно-политического строя, господствовавших идеологических установок и нравственных норм сопровождается структурно-функциональной ломкой экономики, социальной сферы, политической системы, духовной жизни России.

Страна оказалась в состоянии системного кризиса. Этот кризис разрушительно воздействовал на социальную сферу, ее важнейшие компоненты - структуру, отношения, институты и органы управления и проявляется в обострении отношений регионов с центром, вплоть до отделения.

Переход общества в качественно новое состояние закономерно связан с кардинальными структурными изменениями. Деструктивный этап трансформации всегда болезнен для общества, ибо связан с падением производства, жизненного уровня населения, регулирующей роли морали и права.

Преодоление обществом кризиса, выход его из неустойчивого состояния свидетельствует о преобладании в нем конструктивных процессов, отличительной чертой которых является придание нового качества элементам и звеньям сохранившихся подсистем, утверждение новообразований. Трансформированная общественная система приобретает устойчивость для саморазвития.

Переход общества из одной системы в другую сопровождается трансформацией социальной структуры, представляет собой ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий, каждая из которых обладает специфическими характеристиками. Данный процесс можно представить в виде следующих этапапов.

Первое, предшествующее радикальным переменам, состояние социальной структуры характеризуется ее дифференцированностью на классы и социальные группы, стратификационными различиями между социальными слоями, определенной степенью интегрированности внутри социальных образований.

Затем наступает этап социальной дезинтеграции. Социальная дезинтеграция - это такое состояние общества переходного этапа, когда резко сокращаются объем и интенсивность внутри внеструктурных взаимосвязей, функциональных взаимодействий между частями социальной структуры, т.е. начинается распад целостной системы.

Третьим этапом является социальная диссоциация. Она охватывает основные элементы структуры, поражает ее функциональные органы.

Следующий период внутренней неупорядоченности, неустойчивости системы следует рассматривать как стадию социальной энтропии, т.е. такой количественной и качественной неопределенности состояния общественной системы, при которой дальнейший процесс ее развития может иметь разные исходы.

Первый исход:

а) Крайняя стадия процесса социальной диссоциации выражается в окончательном разрушении сложившихся в обществе связей, полной утрате социальных интеграторов. Эта стадия в социологии получила название «атомизация общества».

б) Национальная катастрофа. Противоречия в обществе достигают апогея. Социальные потрясения охватывают все общество. Результатом сложившихся условий могут быть межрегиональные конфликты или гражданская война.

Другой выход из сложившейся ситуации выбрала современная Россия:

а) Общество осознало пагубные последствия распада. Создались материальные и духовные предпосылки консолидации людей, воссоздание новых связей, процесса социальной ассоциации в обществе.

б) На базе произошедшей дифференциации в обществе начинаются процессы социальной реинтеграции системы.

Конечный итог трансформации социальной структуры общества определяется действием совокупности факторов объективного и субъективного свойства, внутреннего и внешнего порядка. То есть, действиями не только администраций различного уровня, но и активностью граждан.

Вместе с тем, социальные отношения периода радикальных перемен приобрели националистическую, политико-идеологическую и криминальную окраску. Радикальные преобразования в России вызвали процесс прогрессирующей депопуляции общества:

а) сократилась продолжительность жизни;

б) снизилась рождаемость и повысилась смертность;

в) людские потери от преступности достигли масштабов локальной войны;

г) растет число наркоманов и алкоголиков;

д) население страны не доверяло действующим в стране институтам власти.

Вопросы для повторения: 1. Что общего и особенного в социальном и естественном неравенстве? 2. В чем сущность социально-классовой структуры К.Маркса? 3. Сравните концепции структурирования общества К.Маркса, М.Вебера и структурных функционалистов. Что в них общего, а что особенного? 4. Как понимается социологами социальная структура в узким и широким смысле? 5. Какие стадии трансформации социальной структуры общества Вы знаете? 6. Определите, какие характерные проявления деформации социальной структуры в России мы наблюдали?

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ базовых функций гражданского общества. Демократические функции гражданского общества.
  2. Билет№1 Искусство первобытного общества.
  3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.
  4. Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.
  5. Вопрос 3. Общество как система. Структура общества.
  6. Врачевание в период разложения первобытного общества. Врачевание и врачеватели.
  7. Глава 1. Модерн – эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества.
  8. Государство и право: их роль в жизни общества.
  9. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Основные подходы к пониманию гражданского общества. Условия жизнедеятельности гражданского общества.
  10. Духовная сфера жизни общества.
  11. Интеграция общества. Воссоздание структуры рода.
  12. Информационный потенциал общества.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь