Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Врачевание в период разложения первобытного общества. Врачевание и врачеватели.



В конце каменного века, в эпоху энеолита (VI-III тыс. до н.э.) человек не только совершенствует свои навыки, но и начинает использовать первый металл – медь. Но уже вначалеIII-го тыс. до н.э. наблюдаются значительные культурные перемены, связанные с первой мощной миграцией древнейших индоевропейских племен и с началом использования бронзы. Наступает бронзовый век (III-II тыс. до н.э.), характеризующийся постепенным вытеснением каменных орудий, общественным разделением труда, установлением широких торгово-культурных связей. В социально-исторической сфере эпоха первого металла связана с разложением первобытнообщинных отношений и возникновением раннеклассового общества и древних цивилизаций. Данный процесс в различных регионах земного шара происходил не одновременно, что нашло отражение в темпах исторического прогресса.

Так, например, в южной зоне социальное расслоение наблюдается уже в энеолите, что особенно заметно при анализе могильников и погребального обряда. Появляются крупные поселения, со временем перерастающие в крупные города бронзового века, которые отличают не только высокая концентрация населения, но и высочайший уровень развития ремесел, торговли, развитие архитектуры. Развитие городов сопровождается зарождением письменности, появлением в первых в истории цивилизаций бронзового века – государств в Египте, Месопотамии, хараппской в долине р. Инд, позднего Шан-Инь в долине р. Хуанхэ и др.

Врачевание в эпоху разложения первобытного общества характеризуется закреплением и развитием навыков и приемов лечения (ампутация конечностей, ритуальное обрезание и др.), расширением круга лекарственных средств, совершенствованием системы родовспоможения (кесарево сечение), усовершенствованием врачебных инструментов (они начинают изготавливаться из металла).

Меняется положение в родовой общине профессиональных служителей культа – шаманов, знахарей. Расширяется сфера их деятельности, усложняются культовые обряды, однако система врачевания все более опирается на эмпирический опыт. Подготовка знахарей велась (и ведется до сих пор) индивидуально, для этого требовались не только навыки траволечения и хирургии, но понимание человеческой психологии. Происходит постепенный переход от магии к более сложным религиозным представлениям и культам, появление которых было вызвано во многом усложнением социально-экономических отношений внутри коллектива людей.

Одним из важнейших открытий человека в конце первобытной эры стало изобретение письменности (IV тыс. до н.э.), что способствовало началу фиксации знаний и передачи их следующим поколениям. Этот период совпадает с началом зарождения первых цивилизаций. Таким образом, опыт врачевания, накопленный человечеством за период первобытнообщинного строя, стал, основой, как для зарождения народной, так и основой для возникновения научной медицины.

Услугами народной медицины с ее многочисленными лечебными приемами и средствами, возникшими в первобытнообщинном строе, до сих пор пользуется значительное число людей. Она стала основой для формирования национальных систем здравоохранения. Опыт, накопленный человечеством, дает ценную информацию для научной медицины, главная задача которой после тщательного изучения народных средств и методов, использовать их в виде научно проверенных средств и приемов лечения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные эпохи первобытнообщинного строя и периоды врачевания.

2. Назовите основные источники для изучения истории врачевания в первобытную эпоху, охарактеризуйте их.

3. Дайте характеристику хозяйственной, общественной и духовной жизнь первобытных людей в эпоху праобщины.

4. Определите характерные черты врачевания в эпоху праобщины.

5. Как изменилась хозяйственная, общественная и духовная жизнь первобытных людей в эпоху зрелости первобытного общества.

6. Какие подходы сформировались в развитии представлений первобытных людей об окружающем мире в эпоху зрелости первобытного общества.

7. Укажите характерные черты врачевания в период зрелости первобытного общества.

8. К каким изменениям в социально-экономической и духовной жизни людей привела эпоха первого металла.

9. Укажите характерные черты развития врачевания в период разложения первобытного общества.

 

Тесты для проверки знаний по теме:

Врачевание в первобытном обществе

 

1. Для первобытного общества характерны следующие характеристики:

1. эмпирические знания;

2. само- и взаимопомощь;

3. культовое врачевание;

4. анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

 

2. Палеопатология - это наука о:

1. патологических изменениях останков скелета первобытного человека

2. изучении археологических данных;

3. изучении особенностей культуры народов;

4. изучении функций физиологических особенностей человека.

 

3. Вера первобытного человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов - это:

1. тотемизм;

2. фетишизм;

3. религия;

4. астрология.

 

4. Верования первобытного человека, которые оказали влияние на развитие врачевания:

1. тотемизм;

2. фетишизм;

3. анимизм;

4. магия.

 

5. Вера древнего человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений - это:

1. тотемизм;

2. анимизм;

3. фетишизм;

4. шаманизм.

 

6. Перевод слова «тотем» означает:

1. его, мой род;

2. амулет, талисман;

3. колдовство;

4. душа, дух.

 

7. Тотемизм - это:

1. вера в сверхъестественные свойства умершей души;

2. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;

3. вера человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений;

4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

8. Этнография – это наука о:

1. изучении археологических данных;

2. изучении патологических изменений останков первобытного человека;

3. изучении особенностей культуры и быта народов;

4. изучении функций человека.

 

Согласно тотемистической теории болезнь - это?

1. гнев тотема;

2. вселение злых духов;

3. внедрение в тело человека мелких животных;

4. гнев духа предка.

 

10. Анимизм - это:

1. вера в души (умерших) и всеобщее одухотворение природы;

2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;

3. вера в сверхъестественные свойства умершей души;

4. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;

11. Anima, animus в переводе с латинского означает:

1. мой род;

2. амулет, талисман;

3. колдовство;

4. душа, дух.

 

12. Лечение заболеваний с позиций анимизма основывалось на:

1. изгнании духов болезни путем использования обрядовых действий;

2. использовании карантинных мероприятий;

3. использовании для изгнания духов болезни одурманивающих и наркотических средств, горечи и др.;

4. изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок.

 

13. С позиций анимизма болезнь - это результат вселения в тело:

1. духа умершего предка;

2. души камня;

3. души дерева;

4. злого духа, духа болезни.

 

Согласно анимистической теории болезнь - это?

1. гнев тотема;

2. гнев духа предка;

3. вселение злых духов;

4. внедрение в тело человека мелких животных.

 

Что такое фетишизм?

1. вера во всеобщее одухотворение природы;

2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей;

3. вера человека в наличие связи между его родом и определенными видами животных или растений;

4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

16. Fetico в переводе с португальского означает:

1. мой род;

2. амулет, талисман;

3. колдовство;

4. душа, дух.

 

17. С позиций фетишизма лечение заболеваний основывалось на:

1. использований настоев растений;

2. использований частей животных;

3. использований частей минералов;

4. использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п.

 

18. Магия - это вера:

1. во всеобщее одухотворение природы;

2. в способности человека воздействовать на других людей;

3. в сверхъестественные свойства одушевленных предметов;

4. в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

19. Трепанация черепа у первобытных людей проводилась с целью:

1. изгнания злых духов и духов болезней;

2. с целью консервативного лечения;

3. с целью оперативного лечения после травмы;

4. с целью интереса к строению мозга.

 

20. Первобытные люди с целью изгнания злого духа проводили:

1. кастрацию;

2. трепанацию черепа;

3. ампутацию конечностей;

4. удаление зуба.

 

21. Для борьбы с болезнью первобытные врачеватели при демонологическом ее представлении использовали:

1.заговоры;

2. амулеты;

3. слабительные средства;

4. трепанации черепа.

 

22. Подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества осуществлялась через:

1. семейные школы (передача знаний из поколения в поколение);

2. специальные святилища;

3. передачу медицинских знаний узкому кругу посвященных;

4. собрание общины.

 

23. Гигиенические установки характерны для первобытного общества:

1. обязательное посещение бани;

2. запрет на брак между сородичами;

3. запрет каннибализма;

4. порядок захоронения трупов умерших.

 

24. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:

1. родовспоможение;

2. уход за детьми;

3. лечение травм;

4. проведение карантинных мероприятий;

 

25. Основными этапами первобытной истории являются:

1. период родового строя;

2. период дородового строя, период послеродового строя;

3. период дородового строя, период послеродового строя;

4. этапов имеющих границы не было.

 

26. Источниками изучения медицины первобытного врачевания не являются данные:

1. археологии;

2. этнографии;

3. палеопатологии;

4. геологии.

 

27. Палеопатология – это изучение:

1. данных археологии;

2. патологических изменений останков первобытного человека;

3. особенностей культурного наследия народов;

4. данных биологии.

 

28. Для периода патриархата не характерно:

1. появления лука и стрел;

2. появления огня;

3. женских фигурок, вырезанных из бивня мамонта, мягкого камня;

4. установление целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь).

 

29. Для периода патриархата характерно:

1. развитие лекарствоведения;

2. развитие скотоводства;

3. развитие земледелия;

4. развитие охоты и рыболовства.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ базовых функций гражданского общества. Демократические функции гражданского общества.
  2. Билет№1 Искусство первобытного общества.
  3. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.
  4. Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.
  5. Вопрос 3. Общество как система. Структура общества.
  6. Врачевание в ведийский и классический периоды.
  7. Врачевание в Древнем Египте Развитие медицинских знаний.
  8. Врачевание в Древнем Китае: периодизация, источники по изучению истории врачевания. Философские основы китайской медицины, традиционная китайская медицина.
  9. Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока
  10. Глава 1. Модерн – эпоха технологического прорыва и культурного переосмысления общества.
  11. Государство и право: их роль в жизни общества.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь