Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования); Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация). Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования. Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни. Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д. Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам. Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи. Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию. В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения. Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям. Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». Производными от понятия «общественное благо» стали понятия «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации» (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп. Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы. Этническая группа, или этнос (греч. еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ). В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства. Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств. В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку. Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта. По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения. Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).
24. Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей. К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования – район, область, край, штат, провинция и др. Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни). 25. Классы, демографические, профессиональные общности и группы. Классы – это объединения, основанные на определенной форме собственности, характере, содержании труда и соответствующей оплате труда (рабочий класс, средний класс, класс наемных работников и т.д.).Профессиональные общности – это объединения людей по характеру профессиональной деятельности (военные, преподаватели, управленцы и т.п.). Они могут быть долговременными и кратковременными в зависимости от востребованности в экономике и производстве тех или иных профессий.Социально-демографические общности – это объединения, включающие людей одинакового (или близкого) возраста и сходного социального положения: молодежь, пенсионеры, трудоспособное население зрелого возраста, дети, подростки и др. 26. Регион как социально – территориальная общность. Регион можно определить как особое социально-территориальное образование, чья специфика детерминирована внутренним глубинным содержанием и выражена в особом типе социальных и духовных связей, характерном для проживающей на нем социальной общности. Историко-культурная общность, сформировавшаяся в процессе освоения и развития территории, формировала определенный тип личности, собственную систему ценностей, мифологию, особые формы функционирования, самоидентификации и самореализации. Таким образом, регион -это часть России, чья локальность имеет глубокие исторические корни и определяется самобытностью культуры, своеобразием населения, совокупностью устойчивых экономико-географических особенностей. 27. Малые социальные группы. Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. Отличительные признаки малой группы: § Пространственное, и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов. § Наличие постоянной цели совместной деятельности. § Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы. § Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли). § Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. § Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу. Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. 28. Групповая и межгрупповая динамика. Групповая динамика — процессы взаимодействия членов малой группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика по его мнению должна рассматривать вопросы связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 году Левин основал Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов · образование подгрупп по интересам; · возникновение лидеров и их уход в тень; · принятие групповых решений; · сплочение и конфликты в группе; · изменение ролей членов группы; · воздействие на поведение; · потребность в присоединённости; · распад группы. Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы. Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы. Психологический обмен — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь. Межгрупповая динамика – это силы, действующие между двумя и более группами (в том числе, сотрудничающими и конкурирующими друг с дру- гом). Организации и менеджеры прикладывают много усилий для того, чтобы избежать негативных последствий межгрупповой динамики и в то же время извлечь пользу из ее положительных сторон. Например, можно переключить внимание конкурирующих групп на общую цель или на общего «врага», ор- ганизовывать прямые переговоры, вознаграждать именно групповую работу и активное сотрудничество в достижении организационных целей и т.п. В своем жизненном цикле группы (команды) проходят через различные стадии, причем каждая из них характеризуется своими собственными про- блемами в управлении: 1) На стадии формирования в группах возникают управленческие про- блемы, связанные с вхождением людей в группу. 2) На стадии «бури» в группах возникают управленческие проблемы, связанные с ожиданиями и статусом. 3) На стадии нормирования, или начальной интеграции, в группах воз- никают проблемы, связанные с управлением отношениями между членами группы и выполнением заданий. 4) На стадии исполнения, или общей интеграции, в группах возникают проблемы, связанные с дальнейшим улучшением деятельности и самообнов- лением. 5) На стадии перерыва в группах возникают проблемы, связанные с за- вершением деятельности и роспуском групп (команд). 29. Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций. Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований. Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов. Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения
Виды этнических общностей • Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). 1 Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992). • Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. • Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. • Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные. Черты этнического меньшинства следующие: — его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп; — его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»; — оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества. Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса. Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются. Отметим две стороны национальных интересов: — необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития; — необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур. Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства. Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе. Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
30. Этнические процессы и отношения, их состояние в современной России. (Сария Юнусова) Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы: 31. Основные направления совершенствования межэтнических отношений. Национализм. Этнические конфликты. М ежэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения. 32. Проблема социального равенства и неравенства. Теории социальной стратификации. Социальное неравенство – специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы