Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальный порядок и социальная дезорганизация. Социальные противоречия, конфликты, кризисы.



Социальный порядок - условия существования, при которых формируются, поддерживаются и разрушаются различные образцы социальной организации, представленные совокупностью институтов и способов их воздействия на социальную жизнь.

Социальная дезорганизация - это нарушение общественного равновесия, привычного социального устройства, кода жизни, существовавшего ранее порядка.

К состоянию социальной дезорганизации могут привести:

1)природные катаклизмы (землетрясения);

2)технологические кризисы (например, авария на Чернобыльской АЭС);

3)биологические факторы (диспропорции в половой структуре общества, состояние генофонда населения);

4)социально-экономические факторы (например, экономические кризисы, приводящие к обнищанию населения, пауперизации населения). В результате этого получает толчок к своему развитию маргинализация, т.е. выбывание человека, многих людей и даже определенных социальных слоев из привычного социального статуса;

Социальные противоречия —это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития прежде всего социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня в постсоциалистических обществах такими противоречиями являются:

— между необходимостью удовлетворения насущных материальных и духовных потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства;

— между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррупированной части государственного аппарата, мафиози;

— между колхозным крестьянством и фермерами;

— между населением страны и преступным миром и т. д.

Социальный конфликт (лат. conflictus — столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Социальный кризис - это противоречия в социальной и экономической системе, которое угрожает жизнеустойчивости в окружающей среде. Социальный кризис может подразумеваться, как виток в развитии социальной и экономической системы, необходимый для предотвращения напряженных ситуаций и неравновесия: при возникновении ситуаций, когда механизмы, взаимодействующие на принятую систему регуляции,

не способны изменить отрицательные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающиеся в институциональных форм, определяющие режим накопления материального достатка. Результатом социального кризиса является нежизнеспособность закономерностей.

 

49.​ Объекты и субъекты общественного развития. Теория социального детерминизма.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В социологии при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Социальные типы личности

Социальные типы личности выделяются на основе тех или иных ценностных ориентаций лежащих в основе построения социального поведения.

1). Традиционалисты ориентированы в первую очередь на ценности долга, порядка, дисциплины, законно послушания, а выражение таких качеств как креативность, стремление к самореализации у данного типа личности весьма низкое.

2). Идеалисты имеют сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам, независимы, пренебрегают авторитетами, имеют установку на саморазвитие при любых обстоятельствах.

3). Фрустрированый тип склонен к низкой самооценке, угнетенному подавленному самочувствию, ощущению выброшенного себя из потока жизни.

4). Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, у них присутствует здоровый скептицизм к жизни, самоконтроль, самодисциплина.

5). Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий от жизни прямо здесь и прямо сейчас.

Помимо этого выделяют модальный тип личности это тот, который реально преобладает в данном обществе и базисный тип личности тот, который наилучшим образом соответствует потребностям современного этапа общественного развития.

3. Ролевые теории личности

Социальный статус — это определённая жизненная позиция индивида, закрепляющая за ним определённые обязанности и права. Выделяют виды статусов:

1) Предписанный — статус навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности(сирота, дворянин);

2) Достигнутый (приобретённый) — определяется усилиями самого человека (директор, чемпион);

3) Естественный — предполагает наличие у личности чётких и относительно стабильных характеристик (мужчина, женщина, молодой, старый);

4) Профессионально-должностной — главный статус для взрослого человека, т. к. в нём фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение личности.

Содержанием социального статуса является социальная роль — это совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимая тот или иной социальный статус (ролевое ожидание, ролевое исполнение).

4. Процесс социализации и девиантное поведение

Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения необходимых для его успешного функционирования в обществе. Данный процесс охватывает все моменты приобщения к культуре, обучение, воспитание, с помощью чего человек познаёт социальную природу и получает возможность участвовать в социальной жизни.

Фрейд выделяет социализации ребёнка:

1) Ид, либидо, оно – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;

2) Эго, Я — осуществляет контроль над личностью на основе принципа реальности;

3) Супер эго, сверх я – нравственный оценочный элемент.

Так же выделяют механизмы социализации ребёнка

1) Имитация; 2) Идентификация – способ осознания своей принадлежности к той или иной общности; 3) Чувство стыда и вины

Процесс социализации достигает определённой степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением интегрального социального статуса.

Недостатки процесса социализации является формирование дивиантного поведения.

Девиантное поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от норм, принципов, морали и права, оно не всегда носит негативный характер, оно может быть и положительным связанным со стремлением личности к новому передовому, попыткой преодолеть консервативное мешающее двигаться в перёд.

Положительная девиация – это различные виды научного, технического творчества.

Девиация является понятием относительным: 1) ко времени 2) к общественному строю.

Теория социального детерминизма.

Социальный детерминизм (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие `социальный детерминизм` относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом.

Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический социальный детерминизм, который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический социальный детерминизм, делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный социальный детерминизм, подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др.

В работах 1920–1930 С. Л. Рубинштейн формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода – принцип единства сознания и деятельности (по другому называется). Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование.

В контексте деятельностного подхода дифференциация видов деятельности, ведущих в развитии ребенка в определенном возрасте, опирается на классификацию видов деятельности по психологическому основанию: игра, учение, труд.

С. Л. Рубинштейн выделяет три типа поведения: реакция, действие, поступок. В качестве основной «клеточки» психологии выдвигается действие. Действие, как и деятельность, включает отношение индивида к окружающему; это акт, направленный на предмет, на цель. Действие всегда направлено на определенный результат, у него всегда есть цель и мотив.

По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1) это всегда деятельность субъекта; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом; 3) она всегда – творческая и 4) самостоятельная.

Под деятельностью С. Л. Рубинштейн понимал целенаправленное, сознательное, изначально практическое преобразование природы и общества субъектом, а тем самым и себя. Деятельность субъекта рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому.

Д.Н. Узнадзе – основатель психологии установки.

Н. Узнадзе Один из представителей советской психологической науки, который был основателем школы психологии в Грузии. Основным предметом изучения Д.Н. Узнадзе была установка. Установка – это склонность человека к определенной форме ответной реакции, формируется в результате жизненного опыта личности. Установка предопределяет направление деятельности индивида, ориентирует поступать поступательно по отношению к объектам и ситуациям, к которым она имеет отношение. Целью Узнадзе было объяснение собственной активности живого организма и преодоление «постулата непосредственности» с помощью установки. Для того, чтобы возникла установка, обязательным условием является наличие ситуации и потребности. Установка представляет собой совокупность объективного и субъективного (ситуации и потребности) обстоятельства. В частности, от нее часто зависит перенастройка психофизиологических сил и готовность совершать определенные действия в возникающих ситуациях для того, чтобы удовлетворить соответствующую данной обстановке конкретную потребность. Установку следует рассматривать как определенный момент, четко ограниченный временной промежуток существования потребности. По Узнадзе существует: 1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении; 2.фиксированная установка (дифференцированная). Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки). Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой. Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.

 


52. Общественный прогресс и развитие мировой цивилизации. Единство и многообразие мировой цивилизации (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Ступени восходящего развития общества (К.Маркс, У.Ростоу, П.Сорокин, З.Бжезинский). Валишина

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.).

Термин «цивилизация» впервые был использован еще в Древнем Риме при противопоставлении римского общества варварам. Однако и сегодня не существует стройной научной концепции цивилизации – термин принадлежит к числу таких научных понятий, которые не подлежат однозначному определению.

По мнению американского ученого С. Хантингтона под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов». А. Кребер считал цивилизации моделями культуры, основанными на высших ценностях, а французский историк Ф. Бродель представлял цивилизацию в виде пространства, в пределах которого существуют упорядоченные элементы культуры.

Цивилизация – это географическое пространство, наполненное определенным культурным содержанием.

Таким образом, в настоящее время термин «цивилизация» все чаще применяется для обозначения суммы определенных достижений исторически и географически любой из ныне существующих культур, которые имеют полное право называться цивилизациями. Как правило, выделяют следующие признаки цивилизации: история развития, наличие государственности и свода законов, распространение определенной системы письменности и религии, несущей гуманистические идеалы и нравственные ценности.

Территориально цивилизация может охватывать несколько государств и этносов, как западноевропейская, или несколько государств и один этнос, как арабская, или одно государство и один этнос, как японская. Каждая цивилизация отличается своей неповторимой, свойственной только ей структурой. Так, китайская цивилизация имеет только один структурный элемент – китайский, западная – множество: европейский, американский, австралийский.

Н.Я. Данилевский предложил широко известную концепцию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип он понимал как целостную социальную систему. Данилевский выделил ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Н.Я. Данилевский доказывал, что нет единой истории человечества, она складывается из своеобразной истории отдельных культурно-исторических типов. В этой связи ученые не должны искать у всех стран и народов одинаковые исторические периоды и этапы. История человечества характеризуется возникновением, развитием и упадком отдельных культурно-исторических типов. По Данилевскому, историческая миссия России состоит в сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа.

А. Дж. Тойнби в историческом развитии человечества выделил цивилизации как ветви «единого дерева истории», проходящие фазы от рождения до гибели. Под цивилизацией он понимает замкнутое общество, различающееся в основном в зависимости от религии и формы её организации, а также от территориальных особенностей. Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, «неродившиеся» и «задержанные» цивилизации. Используя терминологию Лейбница, смысл цивилизации он осознал посредством сопоставимых единиц (монад) истории, проходящих сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. А. Дж. Тойнби убежден, что развитие цивилизации зависит от того, насколько творческое меньшинство цивилизации способно понимать и адекватно реагировать на природные и социальные вызовы

О. Шпенглер рассмотрел всю историю развития человечества посредством различения культуры и цивилизации. По Шпенглеру, когда вся полнота возможностей культуры осуществлена. В этом случае она внезапно костенеет, умирает, она становится цивилизацией, и в этом смысл всех эпох заката истории

У. Ростоу в книге " Стадии экономического роста" (1960 г.). Теория " индустриального общества" описывает поступательное развитие об­щества как переход от отсталого аграрного " традиционного" общес­тва, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная ие­рархия к передовому, промышленно развитому, " индустриальному" общес­тву. Для индустриального общества характерны:

1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в це­лом, при сильной его специализации в конкретных сферах производ­ства и управления;

2)массовое производство товаров на широкий рынок;

3)механизация и автоматизация производства и управления;

4)научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбани­зации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но и во всех других сферах общественной жизни.

П. А. Сорокин считал, что в социокультурных процессах можно выч­ленить ограниченное во времени линейное движение, а также устано­вить некоторые повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпы­вают свои возможности и заменяются одним из двух других альтерна­тивных мировоззрений. Соответственно сменяются и типы социо­культурных суперсистем. Основные причины изменения, согласно П.А. Сорокину, находятся внутри суперсистем. В качестве одного из важных источников изменений П. А. Сорокин называет по необходимос­ти неполное состояние интеграции этих суперсистем.

Бжезинский считал, что постиндустриальное общество постепенно сменяется технотронным обществом, в котором определяющую роль начинают играть электроника, особенно компьютеры и средства коммуникаций. Все это, конечно, предполагает развитие науки и электроники

53.​ Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается постепенно в единую политическую систему. Начиная с середины 20 века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации позволяют миллионам людей становиться свидетелями событий, происходящих в разных местах, приобщаться к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок - концерты), что унифицирует их вкусы. Повсюду одни и те же потребительские товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

В настоящее время исследователи культуры полагают, что каждый культурный элемент или комплекс начинается с открытий или изобретений, сделанных отдельными индивидами. После того созданный образец культуры последовательно распространяется в малых группах. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества, а во-вторых, был растиражирован и доведён до массовой коммуникации. Но для того, чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны и полезности. Это достигается путём поиска аналогичных или близких культурных образцов в банки информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей.

Гибкость культуры, её способность изменятся и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.

1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.

Тогда же было принято решение и о создании ООН — универсальной международной организации, главной целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта между странами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мирным путем. Однако произошедший вскоре раздел мира на две системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холодной» войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядерной катастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в период так называемого Карибского кризиса 1962 г., вызванного размещением советских ядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и США кризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а также выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуош-ское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5, 3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.

4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  12. Антисоциальная (социопатическая) личность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь