Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие американской социологии
Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX века США прочно удерживают позиции лидера мировой социологии. На становление американской социологии конца XIX - начала XX века оказывала влияние западноевропейская социологическая мысль. Многие основатели американской социологии получили образование в Европе (Р. Парк, У. Томас, Дж. Г. Мид и др.) или иммигрировали из нее в США (Ф. Знанецкий, П. Сорокин). Серьезное влияние на дальнейшее развитие американской социологической мысли оказали прочитанные Зигмундом Фрейдом в 1909 г. лекции о происхождении и развитии его теорий, психологическом детерминизме. Особенностью развития американской социологии состояло в том, что новая наука об обществе складываться как университетская дисциплина. В 1892 г. в Чикагском университете были открыты первая в мире кафедра социологии и факультет социологии. Уже в 1901 г. курс социологии преподавался в 169, а к концу 80-х – почти в 250 университетах и колледжах.(вопрос1.3.2.) Историю американской социологии можно, хотя и достаточно условно, разделить на четыре этапа: 1) институционализация, этап экстенсивного развития, поиска тем, формирования теоретических позиций – период с начала 90-х гг. XIX века до начала 20-х гг. XX века. 2) эмпирический этап, началом которого принято считать опубликование в 1918 г. пятитомного труда американского социолога У. Томаса и социолога польского происхождения Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». С этого момента на протяжении полутора-двух десятилетий в США безоговорочно господствовал эмпиризм – прикладная социология. 3) формирование и широкое распространение структурно-функционального направления. 4) критический этап американской социологии (с начала 60-х годов). Его суть – осознание кризиса теоретических, методологических и эмпирических предпосылок, составляющих основу американской социологии. Считается, что четвертый этап продолжается и в настоящее время. Специфика развития социологии XX века состоит в том, что наряду с традиционно теоретическими работами появляются такие ее разделы, как эмпирическая и прикладная социология. Однако более существенным моментом для развития социологии XX века явилось то, что она стала обретать черты конкретно-научного знания. В ней стал складываться свой арсенал эмпирических приемов исследования с соответствующей теоретико-методологической обработкой его и, кроме того, начали четко обозначаться черты научного исследования, имеющего чисто прикладной характер. Иначе говоря, наряду с теоретической социологией, имеющей глубокие исторические корни, начинает формироваться слой прикладных социологических исследований, или в целом эмпирическая социология, развитие которой и обеспечило социологии ту популярность, которой она пользуется в наше время. Свой вклад в развитие социально-психологических идей внес американский исследователь Ч.Х. Кули (1864-1929), автор теории «зеркального Я». Основным объектом исследования социологии, с точки зрения Кули, являются малые группы (семья, соседи, группы школьников, дворовые коллективы детей и т.д.), в недрах которых и разыгрываются основные социальные связи, человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок человека человеком. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.(вопрос1.3.2.) Человек становится человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Отсюда и предмет социологии видится не иначе как анализ функционирования малых групп через выяснение психологии взаимоотношений их членов. Эта идея была развита в теории интеракционизма Уильяма Мак-Дугала с одной стороны, а с другой – содействовала переходу американской социологии на рельсы сугубо эмпирических исследований, ибо изучение малых групп позволяло отойти от общего понятия «общество» в качестве предмета социологии и перейти к исследованию таких социальных объектов, изучение которых допускало использование количественных методов, что переводило социологию с рельсов абстрактных обобщений в ранг конкрето-научного исследования. Психологический компонент при изучении общественных явлений присутствует и у представителей психологического эволюционизма. Американские исследователи Л. Уорд (1841-1913) и Ф. Гидденс (1855-1931) видели специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Гидденс, например, полагал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней заложена ясно осознанная цель – телезис, которая и является двигателем общественного прогресса. Эта цель проявляется как на уроне индивидуального, так и на уровне коллективного сознания. Социология, с точки зрения этого подхода должна выявлять разумно сформулированные цели как главный компонент общественного развития. При всей своей абстрактности эта теория также содействовала переходу социологии в ранг конкретной науки, т.к. основным объектом исследования оказывался индивид или группа людей.( вопрос 1.3.4.) Однако отнюдь не все сторонники психологического направления разделяли идею о четко осознанных актах человеческого поведения. В недрах этого направления постепенно складывается идея о таких актах психики, которые, оставаясь за порогом сознания, оказывают существенное влияние на поведение человека. Итальянский исследователь В. Парето (1848-1923), а за ним и инстинктивисты, опираясь на психологические модели социального поведения, стали утверждать, что история движется не благодаря актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым биоимпульсам (или реликтам), имеет скорее иррациональный, чем рациональный смысл. Логика, научная теория и идеология, с точки зрения Парето, лишь маскируют проявления инстинктов. Задача же социологии как раз-таки и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснить их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия. Эта идея получила вое развитие в психоаналитической концепции З. Фрейда (1856-1939). Центральной фигурой Чикагской школы социологии и ее основателем считается Роберт Парк (1864-1944). Он учился в университетах США (в том числе Гарвардском), затем продолжал учебу в Германии (Берлин, Страсбург, где прослушал курсы философии, а также курс социологии у Г. Зиммеля). По возвращении в США Парк работает на различных должностях: от преподавателя философии в Гарварде и редактора научного издания до секретаря Букера Вашингтона – известного негритянского общественного деятеля. Именно 7 лет работы в качестве секретаря дали ученому огромный социальный материал. С 1914 г. Парк по приглашению У. Томаса читает лекции на факультете социологии Чикагского университета, создав в итоге Чикагскую школу социологии. Работы Р. Парка посвящены двум главным темам: расовые отношения и городская среда. Весомым вкладом в науку являются его сочинения, посвященные проблемам социальной эволюции (конкуренция – конфликт – приспособление - ассимиляция), выходу рас и народов из различных видов изоляции; культурным процессам и культурной адаптации и др. Второй крупнейший представитель Чикагской школы социологии – Эрнст Берджесс (1886-1966) – учился и преподавал в Чикагском университете. Он первый защитил докторскую диссертацию по социологии не в Германии, а в американском университете. Основными его заслугами являются: придание общеметодическим идеям Р. Парка конкретной формы; разработка оригинального прикладного варианта социально-экологической теории для исследования города; глубокий анализ процессов формирования семьи и личности в ней и др. Свежую струю интеллектуализма в осмыслении эмпирической реальности внесли представители Гарвардской школы социологии. Наш соотечественник Питирим Сорокин, возглавивший в 1930 г. социологический факультет Гарвардского университета, еще в 1927 г. в своей работе «Социальная стратификация и мобильность» попытался органично связать эмпирический подход к исследованию проблемы с теорией. Но наибольшее влияние на разработку социологии в США (в первую очередь - эмпирической) оказало вышедшее в 1918 г. уже упомянутое пятитомное исследование Ф. Знанецкого (1882-1958) и У. Томаса (1863-1947) «Польский крестьянин в Европе и Америке», в котором ученые подробнейшим образом рассмотрели проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. Именно в этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы