Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право франков. Салическая правда.
Параллельно с формированием государственности у германских племен шло создание раннефеодального права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев – запись обычного права германских племен. Таким образом, появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Аллеманская и другие сборники записей правовых обычаев. Создание Салической правды (предположительно 507− 511 гг.) относится к периоду правления франкского короля Хлодвига Меровинга. В последствии этот сборник дополнялся и переписывался, является одним из самых древних и полных сборников обычного права германцев (более 60 титулов). Салической правде присущ казуистический характер и примитивный формализм. В Салической правде содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Текст Салической правды дает также некоторое представление об общественном строе франков начала VI в., показывает процесс разложения родовых отношений и имущественное расслоение общества (размер штрафа за убийство королевского слуги втрое выше, чем за убийство простого свободного человека). Статьи, регулировавшие имущественные отношения, немногочисленны. Понятие единой полной собственности в Салическом законе отсутствует. Выделяется движимое имущество и земельное владение. У франков сохраняется общинная собственность на землю. Каждая семья получала во владение пахотные участки - «огороженное место». Переселенец становился полноправным членом общины по истечении года и одного дня, если не протестовали против него члены общины. Индивидуальная собственность на землю (аллод) не могла отчуждаться, передавалась по наследству только по мужской линии. В случае отсутствия сыновей аллод переходил в распоряжение общины. Дом и приусадебный участок считались семейной собственностью, вторжение на их территорию карались наравне с убийством свободного человека. Леса, пустоши, луга, дороги находились в общем владении. Движимое имущество могло находиться как в семейной, так и в индивидуальной собственности. Статьи, посвященные защите права собственности на движимые вещи (кража скота, рабов, лодок, дичи, самовольное пользование чужим конем) определяют право свободного отчуждения и передачи по наследству. Наследование предусматривалось только по закону. Преимущественным правом наследования движимого имущества обладали сыновья, затем ближайшие родственники. Салический закон не упоминает о завещаниях, но вводит институт аффатомии — имущество отдавалось на хранение третьему лицу (не являющемуся родственником завещателю) с обязанностью последующей передачи наследникам при девяти свидетелях перед тунгином или королем. Закон предусматривал процедуру отказа от родства. В этом случае человек лишался прав на семейное наследство, а его имущество после смерти (при отсутствии детей) переходило в королевскую казну. Большинство статей Салического закона были посвящены преступлениям и наказаниям. Классификация преступлений: 1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, кража свободного человека, порча). 2. Имущественные преступления (кража, грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение на чужой участок). 3. Преступления против нравственности (изнасилование, прелюбодеяние, сожительство с рабыней). 4. Преступления против правосудия (клевета, лжесвидетельство, неявка в суд). 5. Должностные преступления (превышение полномочий графом, отказ в правосудии, дезертирство). Понятия государственного преступления еще не существовало. Салический закон выделяет формы вины: умысел и неосторожность, покушение, соучастие, подстрекательство, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Неосторожность выступала смягчающим обстоятельством и влекла простое возмещение ущерба. Наличие злого умысла, напротив, отягчало вину. Коллективное убийство также выступало отягчающим обстоятельством. В этом случае устанавливалось максимальное возмещение семье убитого. Закон пытался дифференцировать ответственность соучастников преступления. Для «скопища» до 7 человек действовал принцип коллективного вменения (коллективной ответственности), в «скопище» свыше 7 человек требовалось доказать вину каждого участника. Если на теле убитого насчитывалось более трех ран, то это рассматривалось как тройное убийство: три участника «скопища» наказывались как исполнители преступления, остальные, как соучастники, наказывались менее строго. Подстрекательство к краже наказывалось строже, чем исполнение преступления. Действовал принцип «объективного вменения», т.е. ответственности без вины (ответственность всех присутствовавших на месте совершения насилия над женщиной). Среди наказаний выделялись штрафы, смертная казнь, телесные наказания. Главная цель штрафов — предотвращение кровной мести, самосуда. Поэтому уже при родовом строе кровная месть часто заменялась композицией — материальным возмещением. По Салическому закону за убийство свободный франк выплачивал особый штраф родственникам погибшего - вергельд. В выплате вергельда участвовала семья преступника и ближайшие родственники со стороны отца и матери. Обедневший сородич, не имевший возможности помочь родственнику, должен был «бросить горсть земли» на более зажиточного, и тот уплачивал вергельд. Поэтому зажиточные сородичи стремились освободиться от родства. В этом случае в судебном заседании человек заявлял об отказе от участия в уплате и получении вергельда. Свободный франк, когда не мог выплатить вергельд, то отвечал своей жизнью. Наказание зависело от социального статуса преступника и потерпевшего: более высокий статус потерпевшего ужесточал наказание. За убитого раба возмещалась лишь его стоимость. Размер штрафов зависел также от степени нанесенного ущерба и телесных повреждений. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: наличие законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О процедуре расторжения брака Салическая правда не упоминает. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, за женщину в детородном возрасте полагался вергельд (штраф в случае ее убийства), втрое превышавший вергельд за франка-мужчину. Салический закон закреплял состязательный судебный процесс. Он начинался на основании частного иска. Истец самостоятельно формулировал суть обвинения. Вызов в суд ответчика и свидетелей, а также поиск доказательств являлись обязанностью истца. Неявка в суд одной из сторон или свидетелей наказывались штрафом (уважительной причиной считалась королевская служба). Не допускалось представительство сторон. Ответчик должен был лично выразить свои возражения. Процесс носил обвинительный характер, то есть ответчик считался виновным, пока не докажет обратное. Судебный процесс мог быть прекращен на любой стадии путем заключения добровольного соглашения между сторонами. Кроме объективных доказательств использовались свидетельские показания, но только равных против равных. Отказ от свидетельства или лжесвидетельство наказывались объявлением вне закона и штрафом. Поручители (соприсяжники) отстаивали честность и добрую славу одной из сторон, присягая в «доброй славе» сородича. Соприсяжники несли ответственность вместе с проигравшей дело стороной. К данному институту прибегали в том случае, если отсутствовали улики или свидетели. Ордалии («суд Божий») – испытания огнем, водой, крестом, хлебом и сыром. Ордалии применялись при отсутствии «верных» доказательств. Отказ от ордалий приводил к проигрышу дела. От испытания с помощью кипящей воды можно было откупиться по соглашению сторон, взамен представив соприсяжников. Рахинбурги, вынесшие несправедливое или незаконное решение, присуждались к уплате штрафа (повод – иск одной из сторон). Позднее бедные слои отстраняются от участия в судебных собраниях, туда стали допускаться только зажиточные общинники (скабины, затем шеффены). Высшая судебная власть в графстве (округе, объединявшем несколько сотен) принадлежала королевскому должностному лицу – графу. Неподчинение графу строго наказывалось: штрафом и лишением «королевского покровительства».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1669; Нарушение авторского права страницы