Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и право Древнего Вавилона



Возникновение Древнего Вавилона как отдельного развитого города-государства сопровождалось теми же экономическими и социально-политическими причинами, что и возникновение Древнего Египта. Население заселявшее территорию Древнего Вавилона проживало в условиях жаркого и засушливого климата. С целью выживания различные племена были вынуждены объединиться и совместно возводить ирригационные системы для последующего содержания воды и орошения урожая.

Общественный строй. В Древнем Вавилоне очень рано сложился высокий уровень товаро-обменных отношений, это привело к разделению населения на категории по уровню материального положения, наличия власти, социальной принадлежности. Таким образом, социальная структура общества формировалась под влиянием экономической ситуации в стране.

Свободные граждане Древнего Вавилона до конца не изучены, они делились на две группы:

► авилумы

► мушкенумы

В случае нанесение вреда здоровью мушкенуму назначалось имущественное наказание, за увечье авилума наказание было телесным.

По роду занятий население делилось на следующие группы:

► воины

► жрецы

► купцы

► ремесленники

► строители

► лекари

► цирюльники

► погонщики

► пастухи

► земледельцы

Особым правовым статусом обладали жрецы, они обладали обширной властью и богатством в виде различного имущества (земли, храмы, скот).

Рабы делились на три категории:

► царские

► храмовые

► частные

Они могли создавать семьи и, в случае совершения смешанного брака, рожденные дети признавались свободными гражданами.

Государственный строй. По форме государственного устройства Древний Вавилон испытал множество изменений. На начальном этапе возникновения это был город-государство, в последствие превратившийся в империю.

По форме правления на всех этапах развития экономики и общества Вавилон оставался монархией.

Правитель Вавилона в отличие от правителя Древнего Египта не отождествлялся с Богами, он был назначен для управления страной во благо народа. Правовое положение монарха определялось следующими полномочиями:

¤ управление обществом и государством

¤ назначение должностных лиц

¤ административно-территориальный контроль и реформы

¤ утверждение системы налогов и сборов

Ведение государственных дел производилось по следующей схеме функциональных обязанностей:

1) назначенный царь – управление страной, принятие законов

2) «нубанда» (вельможа) – глава центрального чиновничьего аппарата, управление царским дворцом

3) управители и распорядители центральных органов – учет царского имущества, водного хозяйства и т.д.

4) главный сановник (глава области) – сбор податей, охрана порядка

5) глава округа – управление городом

6) глава общины («рабианум») – решение финансовых, хозяйственных, судебных вопросов общины

7) храмы – идеологическая работа с населением

Право. Главным источником права Древнего Вавилона являются Законы Хаммурапи XVIII века до н.э. Противоречия разных слоев общества и социальная дифференциация привели к необходимости создания общеобязательного регулятора общественных отношений.

Текст законов Хаммурапи высечен на базальтовой стеле, состоит из 282 статей. Это сборник правовых предписаний, регулирующий широкий круг общественных отношений в сфере гражданского, уголовного, брачно-семейного, государственного, процессуального права. Законы Хаммурапи в 1901 году были обнаружены и переведены французскими ученными. По структуре сборник правовых норм состоит из трех составляющих:

~ введение

~ основная часть

~ заключение

Особенность изложения законов – божественный характер правовых предписаний и необходимость их соблюдения всеми социальными группами.

Институты гражданского права по Законам Хаммурапи:

► лица:

→ физические (воин, купец, ремесленник и т.д.)

→ юридические (дворец, церковь, община)

► собственность:

→ движимое имущество (зерно, раб, лодка и т.д.)

→ недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.)

► вещи

► обязательства

► договоры:

→ письменный договор

→ устный договор

● купля-продажа

● найм

● аренда

● договор залога

● договор хранения

● займ

● дарение

● брачный договор

Собственность в Древнем Вавилоне приобреталась несколькими способами:

1) на основании договора (ст. 278)

2) по завещанию (ст. 165)

3) наследство (ст. 168)

4) дарение (ст. 150)

5) за усердную царскую службу (прямо не указано в законе)

6) военная добыча (прямо не указано в законе)

Законы Хаммурапи не устанавливали возраст наступления правоспособности и дееспособности, в данном случае широко применялся судебный прецедент или правовой обычай.

Брачно-семейные отношения регулировались исключительно брачным договором, заключенным в соответствии с законом.

 

 

Государство Древнего Египта характеризуется по двух главным основаниям:

- крайняя замедленностью эволюции социальной структуры,

- безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие «слуга царя» - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи «людей, скота, золота», на основе которых и устанавливались налоги.

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере, во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, «войти» в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей, династии, которые, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосовенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (богиня Маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда соблюдал закон, т.е. установленный в Египте правопорядок.

На всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона — «джати». «Джати» сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Полномочия «джати» со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве «джати» осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность «джати» обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI, — какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем «джати» находились главы специализированных управлений: «начальник дома оружия», руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил — «хранитель» государственных амбаров и складов, «начальник работ», отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь особых групп лиц, получивших при XVIII династии название «послушные призыву». Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь