Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вторник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 52-16
Среда- нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 81-16
Четверг – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 01-16 22-16
Пятница – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 91-16 51-16
Понедельник – четнАЯ НЕДЕЛЯ 04-16 06-16
Среда – четнАЯ НЕДЕЛЯ 81-16
Четверг- четнАЯ НЕДЕЛЯ 32-16 31-16
Пятннца – четнАЯ НЕДЕЛЯ 92-16 21-16
Выдающиеся мыслители и их исторические эпохи Античность Фалес (624–546 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета Представитель натурфилософии и основатель милетской школы. Согласно Фалесу единая субстанция – вода, которая имеет божественное происхождение. Вошел в число семи мудрецов. Анаксимандр (610–540 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. В объяснении мира пошел дальше Фалеса: основа мира – «апейрон» как нечто беспредельное и находящееся в вечном движении, нечто промежуточное между природными стихиями. Анаксимен (585–525до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. Анаксимен представитель стихийного материализма – поиск естественных причин явлений и вещей. Анаксимен материализуетапейрон (чисто абстрактное определение своего учителя), для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Воздух – первооснова сущего. Парменид (540–470 до н.э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Занимался вопросами бытия и познания. Сторонник метафизики и панлогизма (главный принцип – тождество бытия и мышления). Вводит понятие «бытие», благодаря чему мышление обретает понятийный характер. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Гераклит (535–470до н.э.) – древнегреческий философ, который считал, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий, поэтому огонь – первоначало мира, в то время как вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Основа бытия по Г. – «логос», понимаемый как вечная, всеобщая необходимость. Единственное его сочинение «О природе», дошедшее до нас, сохранилось в нескольких фрагментах. Родился в г. Эфесе. Пифагор (570–490 до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Заслуга Пифагора в утверждении мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, Пифагор учил – познать мир, значит, познать управляющие им числа. Зенон из Элеи (510–430 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Знаменит своими апори́ ями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества, которые прославили его как искусного полемиста в духе модной для Греции сер.V в. до н.э. софистики. Сократ (469–399 до н.э.) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения неодушевлённой природы к природы человека, в частности, к этико-политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Автор метода ведения диалога, называемого «майевтикой Демокрит (460–371 до н.э.) – великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической линии в философии. Платон (427–347до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, В 387 г. до н.э. Платон основывает собственную школу – Академию в Афинах. Учение Платона носит объективно-идеалистический характер, характеризующийся универсальностью и системностью. Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого бытия: социологию, философию, политику, логику, физику. С 343 до н.э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э основал в Афинах Лицей или школу перипатетики (от греч. – «прогуливаюсь»). Эпикур Самосский (341–270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Э. развивал умеренный гедонизм: познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и страха перед смертиью. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, при этом не простое чувственное, а духовное. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Развивал атомизм Демокрита. Пиррон из Элиды (360–270 до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы. Слово «скепсис»соединяет в себе как бы три смысла – это и рассмотрение, и сомнение, и воздержаниеот суждений. Скептики всегда видели свою цель в опровержении догм всех философских школ, что обеспечивало им внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание. Зенон Кити́ йский (334–262 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик школы киников, а с 300 года до н.э. – родоначальник философии стоической школы. Человек подвержен космической судьбе. Смысл мира познается в представлении, которое приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом, а в сознательном следовании космическим законам. Зенон родом из Китион (Кипр) Антисфен (445–360 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Антисфен – последователь Сократа. Цицерон Марк Туллий (106–43 до н.э.) – древнеримский политик и философ-эклектик, адвокат и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя, обосновывавший его с помощью греческих политических теорий. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Диоген Синопский (412–323 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Антисфена - основателя школы киников. Диоген, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги. Использовал для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию с целью обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака. Отвергал веру в богов, государство считал лживым изобретением демагогов, объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, человека вернулся в первобытное состояние. Себя Диоген объявлял гражданином мира. Сенека Луций Анет (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма, талантливейший оратор своего времени. Сенека учился в Риме грамматике, риторике, философии, исповедовал эклектизм. Являясь (49–54) учителем Нерона, надеялся воспитать правителя-мудреца, и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Плотин из Ликополя (205–270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации. Для человека единение с Высшим-Единым достижимо через созерцание в состоянии экстаза. Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, философ-эклектик (разделял взгляды Платона, стоиков, пифагорейцев), богослов и апологет иудейства. Филон разрабатывал учение о логосе, изображая его в виде высшей идеи. Человек – интеллектуальное существо, задачей которого является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза. Его учение о Логосе сделало его учителем и крестным отцом Христианства для апологетов и богословов. Восточная философия Бу́ дда (от санскр. дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья» (563 до н. э.— 483 до н. э.) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, суть которого состояла в «просветлении» через страдания, которые порождены желаниями. Имя по рождению - Сиддха́ ртха Гаута́ ма, он позже стал именоваться Верховным буддой. Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы) - (551—479 до н.э.) — др.-китайский философ, будучи внебрачным сыном великого воина, в жизни добился всего путем самообразованием, первым назвал себя философом — хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость). Конфуций.- основатель школы конфуцианства, в которой преподавал четыре дисциплины: «культура»(письменная классика), «поведение»(этика), «преданность»(политика)и «доверие»(психология), таким образом, в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Концепция идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа—не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, — который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Эти принципы К. считал самыми эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Конфуций получил статус духовного вождя Поднебесной, сопряженный с культом религиозного поклонения. Лао- цзы - древнекитайский мыслитель VI-V в.в, В рамках науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. Даосизм - китайское традиционное учение о дао или «пути вещей». Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики и совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно. Понятие дао (путь) — категория китайской философии, Конфуций придал ему этическое зна свою философскую систему в соответствие с которой понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля». Леги́ зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян (основоположник учения) рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
Средневековье Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых. Августин стоит на позиции защиты учение о предопределении мира, согласно которому блаженство или проклятие заранее предопределено Богом. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», представлена как борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия, которое отождествляет, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником неоплатонизма в христианской философии или августинизма, господствовщего в Западной Европе вплоть до XIII века. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь» Боэций Аниций (480–524) – римский государственный деятель, философ-эклектик, христианский теолог. Основываясь на сочинения Платона, Аристотеля, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Деятельность Боэция как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Важная заслуга Боэция в западноевропейской философии заключается в определение личности как индивидуальной субстанции разумной природы. Ибн Си́ на или Авице́ нна (980–1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Основная тема творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Медицинская энциклопедия в 5 частях Ибн Сины – «Канон медицины» представляет собой обобщение знаний и опыта индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси). Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог, представитель схоластики, архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Сторонник онтологического доказательства бытия Бога и выводит бытие вещей из самого понятия Бога как всесовершенной сущности. Разделял традиции августинианства, признавая непосредственное интеллектуальное созерцание Бога. В полемике об универсалиях стоял на позициях схоластического реализма. Занял позицию крайнего теологического рационализма в трактате «Почему Бог вочеловечился? », где пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке. Абеляр Пьер (1079–1141) – французский философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и других. Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма в вопросах об универсалиях. Его религиозное учение состояло в следующем: «Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера же зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности». Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198) – знаменитый арабский философ, переводчик с сирийского и комментатор ряд сочинений Аристотеля, сторонник наиболее аутентичного аристотелизма. Направление западноевропейской средневековой философии, основателем которого был Ибн Рушд, получило название аверроизм. Его сторонники, интерпретируя учение Аристотеля, не стремились согласовать философию Аристотеля с христианским вероучением. Росцелин Иоанн (1050–1122) – французский философ-схоласт, теолог, один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии. По свидетельству Ансельма Кентерберийский, Р. утверждал, что общие понятия – это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха», а реально существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его сочинений сохранилось лишь одно письмо к Абеляру, где отражены принципы номинализма применительно к учению о триединстве Божьем, в результате чего Р. пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма: интерпретировал святую троицу как совокупности трех отдельных богов. Это учение было осуждено церковью и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассоне (1092). Фома Аквинский (1221–1274) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, создатель логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий. Системе А. характерна тенденция подтверждать истины Откровения философским рассмотрением, что не могло не вызвать оппозицию среди современных ему теологов: никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, но спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, поскольку ее предмет был признан неподотчетным разуму. В споре об универсалиях А. стоял на позициях умеренного реализма: всеобщее(универсалии) существует трояко: «до вещей», (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», (в мышлении человека как результат абстракции). Оккам Уильям (1280–1349) – английский философ, логик и писатель, представитель поздней схоластики, монах-францисканец. Сторонник номинализма: универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме, – таково его убеждение. О. разработал методологический принцип, требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип это вошел в мировую философскую культуру как «бритва (лезвие) Оккама».
Возрождение Фраческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт-гуманист, один из деятелей итальянского Ренессанса. Роль Петрарки в истории гуманизма в следующем: положил основание направлению гуманистической литературы, которой характерен глубокий интерес ко всем сторонам внутренней жизни человека, критическое отношение к современности и к прошлому, попытки найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Оставаясь католиком, Петрарка критически относился к церковной современности, усматривая противоречие между личными стремлениями человека и традиционной аскетической моралью, что способствовало формирование повышенного самосознания человека. Кузанский Николай (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ-неоплатоник теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Он считал, что Бог есть Единое, доказывая методологический принцип совпадения противоположностей математически. За два века до Коперника он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве. Одно из первых упоминаний о солнечных пятнах (позже открытых Галилеем) принадлежит К. Он отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе. Лоренцо Валло (1407–1457) – известный итальянский гуманист-гедонист. Автор таких работ как: «Диалектика», где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов, пытаясь упростить диалектику, приблизить ее к жизни. «О свободе воли», в которой выступает против средневековой теологической концепции соотношения свободы воли и божественного провидения. «Об истинном и ложном благе» – апология Эпикура, которого противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Первым среди гуманистов изучил многие языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских ирелигиозных учений, сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека») Фрагмент её предстает как свидетельство ренессансного мировосприятия: « ...принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Так идеи гуманизма отражают антропоцентрическое мышление. Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды, учёный и инженер. Испытывая страсть к моделированию Л. пришел к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху: наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта. Как живописец Л., в противоположность мрачному средневековому искусству, создает художественные образы глубоко человечными, прекрасными не только внешней, физической, но и исполненные духовной, внутренней красотой и благородством, что отвечало гуманистическим идеалам и создавала основы искусства Высокого Возрождения. Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла. Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатоновской эманации. Тем самым, религия и религиозно-философские учения Ф. рассматривал как этапы развития «всеобщей религии». Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, – в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания, к слиянию с богом. Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание, которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию. Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Он развивает философские представления Кузанского, вслед за которым он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадение как абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Дж. Бруно стремится возвеличить личность через пантеизм. В центре внимания человек разумеющий и максимально деятельный. Права человека для Дж. Бруно – вне всяких ограничений. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени. Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политик и дипломат. М. создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, М. становится родоначальником такого социально-политического течения как реальная политика. Новое время Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник и популяризатор эмпиризма и индуктивной методологии научного исследования. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», в котором он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком. Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, создавший первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Гоббс является одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Метод Р. Декарта выражен в четырех правилах для ума: первое – включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; второе – делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших и легко познаваемых, и восходить до познания наиболее сложных; четвертое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Единая Субстанция (природа) обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой, Бог – существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Философия Спинозы обосновывает тезис о субстанциональном единстве мира. Локк Джон (1632–1704) – английский педагог и философ, представитель эмпиризма. и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Л. считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия, которое носит личный, индивидуальный характер. Именно в этом особенность сенсуализма как составной части эмпиризма, – убежден был Л. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Л. полагал, что голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Л. Как политик и либерал Л. обосновал принцип разделения властей в государстве на судебную, законодательную, исполнительную. Лейбниц Готфрит (1646–1716) – немецкий философ-плюралист, математик, юрист, историк, языковед. Основной труд«Монадология» (1714). В качестве исходных принципов философии Л. служат основные законы логики, которые реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», то есть в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир. Монтескье Шарль-Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед и философ. Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Ш.-Л.М. явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм. Юм Дэвид (1711–1776) – шотландский философ, представитель идеалистического эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк. Агностицизм сформировался в результате развития эмпирической философии Д. Локка, Д. Беркли доведенного до ее логического конца. Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Вывод: мир непознаваем, ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя, потому и следует по привычке. Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. М. рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. Гольбах Поль (1723–1789) – французский философ-энциклопедист, писатель, апологет французского просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Философские взгляды Г. носят атеистический характер, основанием которых является идея о первичности и несотворенности материального мира. Г. автор нескольких десятков атеистических, естественнонаучных, философских работ. А благодаря своему благосостоянию, Г. открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие мыслители того времени: Дени Дидро, Д’Аламбер , Руссо , Гримм , Бюффон , Монтескье , Кондильяк и многие другие. Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ-идеалист и дуалист (в теории познания). В философском развитии Канта различают два периода: «докритический» до 1770 г. Кант–эмпирик, создавший космогоническую картину мира (теория Канта-Лапласа) и автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой Кант практически исключает идею сотворения; «критический» с 1770 г. Кант защитил диссертацию: «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». К. – сторонник трансцендентального идеализма, суть которого в исследовании неэмпирических условий эмпирического знания. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем разуме как априорные формы, то есть заранее данные условия всякого познавания. Кант агностик, признавая «вещь в себе», как принципиально не доступную познанию. Фихте Иоганн (1762–1814) – немецкий философ, субъективный идеалист. Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как наукоучение. Философия есть основополагающая наука, способная выработать единый метод познания. Ф. указал на противоречие понятия «вещи в себе»: непознаваема и не влияет на мир явлений и, одновременно, заключает в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом», что сыграло важную роль в теории познания. Гегель Георг (1770–1831) – немецкий философ-идеалист, панлогист, создатель неформальной – диалектической логики. Исходя из принципа развития, создал впечатляющую систему бытия мира во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития, которая изначально определяется абсолютной идей. Проблема соотношения идеи и реальности реализуется у Г. в переходе от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Природа оказывается ее инобытием или ее иным воплощением. Панлогизм Г. выражен от первого лица: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Г. конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы