Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понедельник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 07-16



Список заданий на КР № 1

Персонали: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Гераклит, Зенон из Элеи, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон – стоик из Китиона, Диоген, Сенека, Конфуций, Гаутама Шакьямуни.

Понятия: «Античная философия», антропология, аксиология, атом, атрибут, «Восточная философия», бытие, гносеология, диалектика, душа, заблуждение, закон, идеализм, идея, истина, категория, космос, космоцентризм, критика, культура, логика, «любовь к мудрости» (смысл словосочетания, а не перевод), материя, материализм, монизм, мировоззрение, мораль, натурфилософия, онтология, основной вопрос философии (содержание вопроса), плюрализм, рационализм

Понедельник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 07-16

февр   март   апрел   май  
В КР1 КР2 Т2
В В Т1 В
               

Вторник – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 52-16

февр   март   апрел   май  
В КР1 КР2 Т2
В В Т1 В
               

Среда- нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 81-16

февр   март   апрел   май  
       
       
               

Четверг – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 01-16 22-16

февр   март   апрел   май  
В КР1 КР2 Т2
В В Т1 В
               

Пятница – нечетНАЯ НЕДЕЛЯ 91-16 51-16

февр   март   апрел   май  
В КР1 КР2 Т2
В В Т1 В
               

Понедельник – четнАЯ НЕДЕЛЯ 04-16 06-16

февр   март   апрел   май  
В КР1 КР2 Т2
В В Т1 В
               
               

Среда – четнАЯ НЕДЕЛЯ 81-16

февр   март   апрел   май  
В В КР2 Т2
    КР1 Т1 В
    В        

Четверг- четнАЯ НЕДЕЛЯ 32-16 31-16

февр   март   апрел   май  
В В КР2 Т2
    КР1 Т1 В
    В        

Пятннца – четнАЯ НЕДЕЛЯ 92-16 21-16

февр   март   апрел   май  
В В КР2 Т2
    КР1 Т1 В
    В        

Выдающиеся мыслители и их исторические эпохи

Античность

Фалес (624–546 до н.э.) – древнегреческий философ и математик из Милета Представитель натурфилософии и основатель милетской школы. Согласно Фалесу единая субстанция – вода, которая имеет божественное происхождение. Вошел в число семи мудрецов.

Анаксимандр (610–540 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. В объяснении мира пошел дальше Фалеса: основа мира – «апейрон» как нечто беспредельное и находящееся в вечном движении, нечто промежуточное между природными стихиями.

Анаксимен (585–525до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. Анаксимен представитель стихийного материализма – поиск естественных причин явлений и вещей. Анаксимен материализуетапейрон (чисто абстрактное определение своего учителя), для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Воздух – первооснова сущего.

Парменид (540–470 до н.э.) – древнегреческий философ и политический деятель. Занимался вопросами бытия и познания. Сторонник метафизики и панлогизма (главный принцип – тождество бытия и мышления). Вводит понятие «бытие», благодаря чему мышление обретает понятийный характер. Свои взгляды выразил в поэме «О природе».

Гераклит (535–470до н.э.) – древнегреческий философ, который считал, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь – наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий, поэтому огонь – первоначало мира, в то время как вода – лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Основа бытия по Г. – «логос», понимаемый как вечная, всеобщая необходимость. Единственное его сочинение «О природе», дошедшее до нас, сохранилось в нескольких фрагментах. Родился в г. Эфесе.

Пифагор (570–490 до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных. Заслуга Пифагора в утверждении мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, Пифагор учил – познать мир, значит, познать управляющие им числа.

Зенон из Элеи (510–430 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Парменида. Знаменит своими апори́ ями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества, которые прославили его как искусного полемиста в духе модной для Греции сер.V в. до н.э. софистики.

Сократ (469–399 до н.э.) – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения неодушевлённой природы к природы человека, в частности, к этико-политическим темам, главная из которых – воспитание добродетельного человека и гражданина. Автор метода ведения диалога, называемого «майевтикой

Демокрит (460–371 до н.э.) – великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической линии в философии.

Платон (427–347до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, В 387 г. до н.э. Платон основывает собственную школу – Академию в Афинах. Учение Платона носит объективно-идеалистический характер, характеризующийся универсальностью и системностью.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого бытия: социологию, философию, политику, логику, физику. С 343 до н.э. – воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э основал в Афинах Лицей или школу перипатетики (от греч. – «прогуливаюсь»).

Эпикур Самосский (341–270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Э. развивал умеренный гедонизм: познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и страха перед смертиью. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, при этом не простое чувственное, а духовное. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. Развивал атомизм Демокрита.

Пиррон из Элиды (360–270 до н.э.) – древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы. Слово «скепсис»соединяет в себе как бы три смысла – это и рассмотрение, и сомнение, и воздержаниеот суждений. Скептики всегда видели свою цель в опровержении догм всех философских школ, что обеспечивало им внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Зенон Кити́ йский (334–262 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик школы киников, а с 300 года до н.э. – родоначальник философии стоической школы. Человек подвержен космической судьбе. Смысл мира познается в представлении, которое приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом, а в сознательном следовании космическим законам. Зенон родом из Китион (Кипр)

Антисфен (445–360 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Антисфен – последователь Сократа.

Цицерон Марк Туллий (106–43 до н.э.) – древнеримский политик и философ-эклектик, адвокат и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя, обосновывавший его с помощью греческих политических теорий. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы.

Диоген Синопский (412–323 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Антисфена - основателя школы киников. Диоген, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги. Использовал для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию с целью обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака. Отвергал веру в богов, государство считал лживым изобретением демагогов, объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, человека вернулся в первобытное состояние. Себя Диоген объявлял гражданином мира.

Сенека Луций Анет (4 до н.э. – 65 н.э.) – древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма, талантливейший оратор своего времени. Сенека учился в Риме грамматике, риторике, философии, исповедовал эклектизм. Являясь (49–54) учителем Нерона, надеялся воспитать правителя-мудреца, и воплотить в жизнь идею «вселенского» града.

Плотин из Ликополя (205–270) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации. Для человека единение с Высшим-Единым достижимо через созерцание в состоянии экстаза.

Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, философ-эклектик (разделял взгляды Платона, стоиков, пифагорейцев), богослов и апологет иудейства. Филон разрабатывал учение о логосе, изображая его в виде высшей идеи. Человек – интеллектуальное существо, задачей которого является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза. Его учение о Логосе сделало его учителем и крестным отцом Христианства для апологетов и богословов.

Восточная философия

Бу́ дда (от санскр. дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья» (563 до н. э.— 483 до н. э.) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, суть которого состояла в «просветлении» через страдания, которые порождены желаниями. Имя по рождению - Сиддха́ ртха Гаута́ ма, он позже стал именоваться Верховным буддой.

Конфуций (латинизированная форма от Кун Фу-цзы) - (551—479 до н.э.) — др.-китайский философ, будучи внебрачным сыном великого воина, в жизни добился всего путем самообразованием, первым назвал себя философом — хао сюэ (любящим учение, любящим мудрость). Конфуций.- основатель школы конфуцианства, в которой преподавал четыре дисциплины: «культура»(письменная классика), «поведение»(этика), «преданность»(политика)и «доверие»(психология), таким образом, в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Концепция идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа—не но происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, — который прежде всего должен обладать жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь — справедливость, верность, искренность. Особое место занимала концепция сяо — сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Эти принципы К. считал самыми эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья). Конфуций получил статус духовного вождя Поднебесной, сопряженный с культом религиозного поклонения.

Лао- цзы - древнекитайский мыслитель VI-V в.в, В рамках науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. Даосизм - китайское традиционное учение о дао или «пути вещей». Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики и совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно. Понятие дао (путь) — категория китайской философии, Конфуций придал ему этическое зна свою философскую систему в соответствие с которой понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля».

Леги́ зм философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян (основоположник учения) рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

 

Средневековье

Августин Аврелий, Блаженный (354 – 430) – епископ Гиппонский, богослов, причисленный к лику святых. Августин стоит на позиции защиты учение о предопределении мира, согласно которому блаженство или проклятие заранее предопределено Богом. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», представлена как борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия, которое отождествляет, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником неоплатонизма в христианской философии или августинизма, господствовщего в Западной Европе вплоть до XIII века. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь»

Боэций Аниций (480–524) – римский государственный деятель, философ-эклектик, христианский теолог. Основываясь на сочинения Платона, Аристотеля, он написал несколько монографий по наукам квадривиума (музыка, арифметика, геометрия и астрономия) и логике. Деятельность Боэция как переводчика и комментатора аристотелевских текстов имели большое значение для средневековой философии. Важная заслуга Боэция в западноевропейской философии заключается в определение личности как индивидуальной субстанции разумной природы.

Ибн Си́ на или Авице́ нна (980–1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Основная тема творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Медицинская энциклопедия в 5 частях Ибн Сины – «Канон медицины» представляет собой обобщение знаний и опыта индийских, греческих, римских и среднеазиатских врачей. На латинском языке энциклопедия переиздавалась около 30 раз и до конца XVII века была обязательным руководством в Европе и в странах Востока. Главные философские труды Авиценны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси).

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – теолог, представитель схоластики, архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Сторонник онтологического доказательства бытия Бога и выводит бытие вещей из самого понятия Бога как всесовершенной сущности. Разделял традиции августинианства, признавая непосредственное интеллектуальное созерцание Бога. В полемике об универсалиях стоял на позициях схоластического реализма. Занял позицию крайнего теологического рационализма в трактате «Почему Бог вочеловечился? », где пытался чисто логически доказать необходимость воплощения Бога в человеке.

Абеляр Пьер (1079–1141) – французский философ и теолог, сыгравший значительную роль в разработке схоластического метода философствования, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Учился у Иоанна Росцелина, Гильома из Шампо и других. Большинство учёных считают Абеляра представителем концептуализма в вопросах об универсалиях. Его религиозное учение состояло в следующем: «Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера же зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности».

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198) – знаменитый арабский философ, переводчик с сирийского и комментатор ряд сочинений Аристотеля, сторонник наиболее аутентичного аристотелизма. Направление западноевропейской средневековой философии, основателем которого был Ибн Рушд, получило название аверроизм. Его сторонники, интерпретируя учение Аристотеля, не стремились согласовать философию Аристотеля с христианским вероучением.

Росцелин Иоанн (1050–1122) – французский философ-схоласт, теолог, один из основателей номиналистической традиции в средневековой философии. По свидетельству Ансельма Кентерберийский, Р. утверждал, что общие понятия – это только имена, названия, просто «сотрясения воздуха», а реально существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи. Из его сочинений сохранилось лишь одно письмо к Абеляру, где отражены принципы номинализма применительно к учению о триединстве Божьем, в результате чего Р. пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма: интерпретировал святую троицу как совокупности трех отдельных богов. Это учение было осуждено церковью и Р. был вынужден отказаться от него на соборе в Суассоне (1092).

Фома Аквинский (1221–1274) – средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, создатель логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий. Системе А. характерна тенденция подтверждать истины Откровения философским рассмотрением, что не могло не вызвать оппозицию среди современных ему теологов: никто не отрицал компетентности разума в познании природного мира, но спорным был вопрос о приложимости разума к теологии, поскольку ее предмет был признан неподотчетным разуму. В споре об универсалиях А. стоял на позициях умеренного реализма: всеобщее(универсалии) существует трояко: «до вещей», (в разуме бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», (как те же идеи, получившие конкретное осуществление) и «после вещей», (в мышлении человека как результат абстракции).

Оккам Уильям (1280–1349) – английский философ, логик и писатель, представитель поздней схоластики, монах-францисканец. Сторонник номинализма: универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме. Существование Бога как бесконечной актуальности недоказуемо вне теологии, как и существование общих идей всего сущего в Божественном уме, – таково его убеждение. О. разработал методологический принцип, требующий устранения из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости». Принцип это вошел в мировую философскую культуру как «бритва (лезвие) Оккама».

 

Возрождение

Фраческо Петрарка (1304–1374) – итальянский поэт-гуманист, один из деятелей итальянского Ренессанса. Роль Петрарки в истории гуманизма в следующем: положил основание направлению гуманистической литературы, которой характерен глубокий интерес ко всем сторонам внутренней жизни человека, критическое отношение к современности и к прошлому, попытки найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Оставаясь католиком, Петрарка критически относился к церковной современности, усматривая противоречие между личными стремлениями человека и традиционной аскетической моралью, что способствовало формирование повышенного самосознания человека.

Кузанский Николай (1401–1464) – крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ-неоплатоник теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Он считал, что Бог есть Единое, доказывая методологический принцип совпадения противоположностей математически. За два века до Коперника он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве. Одно из первых упоминаний о солнечных пятнах (позже открытых Галилеем) принадлежит К. Он отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе.

Лоренцо Валло (1407–1457) – известный итальянский гуманист-гедонист. Автор таких работ как: «Диалектика», где критикует метод мышления и способ аргументации схоластов, пытаясь упростить диалектику, приблизить ее к жизни. «О свободе воли», в которой выступает против средневековой теологической концепции соотношения свободы воли и божественного провидения. «Об истинном и ложном благе» – апология Эпикура, которого противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков.

Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Первым среди гуманистов изучил многие языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских ирелигиозных учений, сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека») Фрагмент её предстает как свидетельство ренессансного мировосприятия: « ...принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Так идеи гуманизма отражают антропоцентрическое мышление.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский живописец, скульптор, музыкант, архитектор, литератор, театральный художник-постановщик и режиссер, дизайнер одежды, учёный и инженер. Испытывая страсть к моделированию Л. пришел к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху: наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также конструкции летательных аппаратов и парашюта. Как живописец Л., в противоположность мрачному средневековому искусству, создает художественные образы глубоко человечными, прекрасными не только внешней, физической, но и исполненные духовной, внутренней красотой и благородством, что отвечало гуманистическим идеалам и создавала основы искусства Высокого Возрождения.

Фичино Марсилио (1433–1499) – итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латынь сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла. Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатоновской эманации. Тем самым, религия и религиозно-философские учения Ф. рассматривал как этапы развития «всеобщей религии». Достоинство человека, одарённого способностью к познанию и свободной волей, в его божественном происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени созерцания, к слиянию с богом. Для Ф. характерна апология земной красоты, созерцание, которой он рассматривал как ступень к высшему мистическому созерцанию.

Бруно Джордано (1548–1600) – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Он развивает философские представления Кузанского, вслед за которым он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадение как абсолютное тождество. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно мыслить Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Дж. Бруно стремится возвеличить личность через пантеизм. В центре внимания человек разумеющий и максимально деятельный. Права человека для Дж. Бруно – вне всяких ограничений. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политик и дипломат. М. создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, М. становится родоначальником такого социально-политического течения как реальная политика.

Новое время

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник и популяризатор эмпиризма и индуктивной методологии научного исследования. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», в котором он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, создавший первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Гоббс является одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Метод Р. Декарта выражен в четырех правилах для ума: первое – включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; второе – делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших и легко познаваемых, и восходить до познания наиболее сложных; четвертое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Единая Субстанция (природа) обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой, Бог – существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Философия Спинозы обосновывает тезис о субстанциональном единстве мира.

Локк Джон (1632–1704) английский педагог и философ, представитель эмпиризма. и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Л. считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия, которое носит личный, индивидуальный характер. Именно в этом особенность сенсуализма как составной части эмпиризма, – убежден был Л. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Л. полагал, что голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Л. Как политик и либерал Л. обосновал принцип разделения властей в государстве на судебную, законодательную, исполнительную.

Лейбниц Готфрит (1646–1716) немецкий философ-плюралист, математик, юрист, историк, языковед. Основной труд«Монадология» (1714). В качестве исходных принципов философии Л. служат основные законы логики, которые реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», то есть в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир.

Монтескье Шарль-Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед и философ. Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Ш.-Л.М. явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.

Юм Дэвид (1711–1776) шотландский философ, представитель идеалистического эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк. Агностицизм сформировался в результате развития эмпирической философии Д. Локка, Д. Беркли доведенного до ее логического конца. Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Вывод: мир непознаваем, ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя, потому и следует по привычке.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. М. рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы.

Гольбах Поль (1723–1789) французский философ-энциклопедист, писатель, апологет французского просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Философские взгляды Г. носят атеистический характер, основанием которых является идея о первичности и несотворенности материального мира. Г. автор нескольких десятков атеистических, естественнонаучных, философских работ. А благодаря своему благосостоянию, Г. открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие мыслители того времени: Дени Дидро, Д’Аламбер , Руссо , Гримм , Бюффон , Монтескье , Кондильяк и многие другие.

Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ-идеалист и дуалист (в теории познания). В философском развитии Канта различают два периода: «докритический» до 1770 г. Кант–эмпирик, создавший космогоническую картину мира (теория Канта-Лапласа) и автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой Кант практически исключает идею сотворения; «критический» с 1770 г. Кант защитил диссертацию: «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». К. – сторонник трансцендентального идеализма, суть которого в исследовании неэмпирических условий эмпирического знания. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем разуме как априорные формы, то есть заранее данные условия всякого познавания. Кант агностик, признавая «вещь в себе», как принципиально не доступную познанию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.302 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь