Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аппликациядекоративная 25 неделя (прорезной декор)



Занятие Салфетка под конфетницу или вазу


 

Задачи. Продолжать знакомить детей сновым приёмом аппликативного оформле-ния бытовых изделий - прорезным деко-ром («бумажным фольклором»). Учить со-здавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном по-полам. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

 

Предварительная работа. Знакомство

 

с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства (ткачеством, апп-ликацией из бумаги). Рассматривание узоров на разных полотенцах. Изготовле-ние ажурных закладок (в сентябре), куд-рявых деревьев (в ноябре) и цветочных снежинок (в декабре).

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Схема «Бумажный фольклор» (деко-ративные элементы для вырезания из бу-маги); бумажные квадраты разного цвета (2-3 разных размеров) для изготовления узорчатых «салфеток».

 

§• Содержание занятия.

 

* Воспитатель показывает детям краси-вые полотенца или салфетки, носовые платки с тканым орнаментом, предлагает рассмотреть и полюбоваться.

 

- Люди научились делать полотенца давным-давно. Тогда не было фабрик и за-водов, женщины ткали полотенца дома на самодельных деревянных станках. Они старались, чтобы каждое полотенце было красивым, необычным. Нарядными поло-тенцами украшали праздничный стол, на них подносили гостям хлеб-соль.

 

Ткачество, как и ковроделие, является традиционным видом народного искусст-ва. Узорные скатерти-столешницы, поло-тенца, коврики, дорожки, покрывала и, ко-нечно же, нарядная одежда - рубахи, са-

 

150 Р а Ф а н ы ' кафтаны - были известны в дав-ние-предавние времена. Об этом можно


 

 

узнать по старинным преданиям и сказкам (воспитатель показывает детям иллюстра-ции к сказке «Царевна-Лягушка», называя тканые предметы).

 

В старину одежду и бытовые вещи - скатерти, полотенца, коврики - ткали вручную на маленьких ткацких станках из разных ниток - тёплых шерстяных, проч-ных льняных, более тонких хлопчатобу-мажных (воспитатель сопровождает свой рассказ показом разных ниток).

 

Сейчас мы с вами «превратимся» в тка-чей и ткачих. Создадим красивые, узорча-тые салфетки из цветной бумаги. Возьмём два бумажных квадрата разного цвета и размера, которые красиво сочетаются по цвету (например, красный и белый или ма-линовый и зелёный, жёлтый и фиолето-вый). Один квадрат пока отложим в сторо-ну. А другой прямоугольник сложим дваж-ды пополам, отогнём край и на линии сгиба вырежем узор. Постараемся придумать красивый и «говорящий» узор. Узор будем вырезать на квадратике меньшего размера

 

и приклеим на больший по размеру - цвет квадратика-основы будет виден через ажурные вырезы. Вступающий край ни-жней салфетки можно нарезать бахромой или зубчиками - по желанию - или укра-сить узором из вырезанных элементов (тех, которые выпали во время вырезания ажу-ра) - кругов, ромбов, треугольников и пр.

 

Воспитатель напоминает, что дети уже вырезали ажурные закладки для книжек, кудрявые деревья и цветочные снежинки, поэтому могут вспомнить, что означают те или иные ажурные элементы. Дети вспо-минают, что круг - это солнце, полукруг - месяц, волна - дорога или вода, зигзаг (ломаная) - молния, ромб - поле (земля), дуга - лук, завиток - бараньи рожки и т.д.

 

Дети выбирают по два квадрата разного цвета и размера, оформляют ажурные двух-цветные салфетки и показывают педагогу.


В конце занятия воспитатель предлага-ет детям полюбоваться «салфетками» друг друга.

 

Если дети быстро справились с задани-ем, педагог предлагает им вырезать сал-фетку-цветок (так же, как вырезали цветы для клумбы и цветочные снежинки), чтобы положить на дно конфетницы и пригото-вить упаковку для маленького подарка-сюрприза. Для таких подарков нужно за-ранее подготовить разные мелочи: конфе-ты, свёрнутые в трубочку записки с позд-равлением, маленькие игрушки и каранда-ши (например, IKEA), жевательную резин-ку в упаковке и т.д. Педагог оформляет один подарок-сюрприз, чтобы дети увиде-ли, как быстро и просто это делается, но какую радость приносит. Итак, воспита-тель вырезает квадрат мятой бумаги (на-пример, креповой, жатой, упаковочной) или просто берёт красивый фантик и сми-нает его, а потом слегка расправляет и разглаживает. На серединку кладёт подго-товленный подарок, поднимает края бума-ги вверх и перевязывает красивой тесь-мой или лентой, расправляет концы бума-ги так, чтобы стало похоже на бутон цвет-ка или хотя бы на конфету трюфель. Весё-лые и оригинальные упаковки для конфет, маленьких шоколадок и жевательных ре-зинок можно сделать таким способом: вы-резать цветок (тюльпан или ромашку), сложить пополам, сделать два надреза, раскрыть цветок и вставить в прорезь кон-фету (шоколадку, жевательную резинку).

 

После занятия.

 

Оформление композиций «Конфетница

 

с сюрпризом на салфетке» и преподнесе-ние мамам подарков с добрыми поздрав-лениями и пожеланиями.


 

Для заметок


    Рисование по представлению
неделя Мы с мамой улыбаемся
занятие (парный портрет анфас)

 


 

Задачи. Продолжать учить рисоватьпарный портрет, стараясь передать осо-бенности внешнего вида, характер и наст-роение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразитель-но-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, инди-видуально. Продолжать знакомство с ви-дами и жанрами изобразительного искус-ства (портрет).

 

Предварительная работа. Продолже-ние знакомства с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (В.А. Серова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского и др.). Экспе-риментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Как мы провели с мамой выходной день». Рас-сматривание семейных фотографий, прине-сённых в группу. Рассматривание своего от-ражения в зеркале и составление словесных автопортретов и портретов мам, например: «У моей мамы овальное лицо с ямочками на щеках, глаза серые, а волосы русые; когда мама была маленькая, у неё были хвостики,

§• в школе бабушка заплетала маме косички, а

 

* теперь у мамы модная стрижка, только она долго сидит в парикмахерской (ещё ногти красит); мы с мамой похожи - у меня тоже хвостики, а в первом классе мне мама будет заплетать косички с красивыми бантиками».

 

Чтение стихотворения Г.Р. Лагздынь «Мама устала»:

 

Как хорошо, когда мамочка дома! Мне каждая чёрточка в маме знакома. Вот мама нахмурилась, значит - устала.

 

Я приставать с разговором не стала. Мало ли в доме полезного дела? Взяла лоскуток, на диванчик присела, В иголку продёрнула пёструю нитку И зайчику сшила, и зайчику сшила Цветную накидку.

 

152 Потом посмотрели мы с куклой в окошко, Потом поиграли в детсадик немножко.


 

 

Включать телевизор я тоже не стала. Подумаешь, сказка? Подумаешь, сказка? Ведь мама устала.

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Белая и тонированная бумага разногоформата, гуашевые краски, палитры, кис-точки, баночки с водой; семейные фото-графии; репродукции картин известных художников-портретистов; опорные ри-сунки для показа этапов работы (см. рису-нок к конспекту); цветовая модель, демон-стрирующая получение телесных оттенков разной светлоты (и насыщенности).

 

Содержание занятия.

 

Воспитатель предлагает детям рассмот-реть детские и женские портреты (репро-дукции, художественные открытки, изобра-жения в художественных альбомах), напри-мер: «Стрекоза» И. Репина, «Девочка с пер-сиками» В. Серова, «Портрет крестьянской девочки» А. Венецианова, «Портрет 0. Су-риковой в детстве» В. Сурикова, «Неизвест-ная» И. Крамского, «Итальянский полдень»

 

и «Всадница» К. Брюллова и др. (из имею-щихся в детском саду). Педагог проводит краткую беседу о том, как называются такие картины (портреты), кто на них изображён (дети и взрослые люди). Подводит детей к выводу о том, что на портретах обычно представлен один человек, но могут быть изображены два человека и даже целая группа. Помогает детям разобраться в тер-минах - парный портрет и групповой. Напо-минает, что на портрете люди изображают-ся узнаваемо - такими, какие они есть на самом деле. Художник передаёт овал лица (круглое, овальное или заострённое, худое или полное); форму причёски и цвет волос; форму и цвет глаз, очертания губ и носа. Но это ещё не всё! Хороший художник-портре-тист обязательно старается «разгадать» ха-рактер своей модели - т.е. человека, кото-рого он рисует, его настроение.


Затем воспитатель предлагает детям на- После занятия.  
рисовать гуашевыми красками большие Дети оформляют парные портреты «Мы
красивые портреты «мы с мамой улыбаем- с мамой улыбаемся», составляют устные
ся», чтобы к женскому весеннему празд- поздравления (воспитатель может запи-
нику оформить в детском саду выставку. сать высказывания детей на обороте пор-
Педагог напоминает, что портреты, на ко- третов или на поздравительных открыт-
торых изображены два человека, называ- ках). В самостоятельной художественной
ются парными (от слова «пара», что зна- деятельности дети под руководством вос-
чит два). питателя оформят портреты красивыми
Воспитатель выставляет на доске или самодельными рамочками и подготовят
мольберте опорные рисунки, напоминаю- выставку к 8 Марта.  
щие последовательность работы над порт-    
ретом: 1) карандашный эскиз; 2) общие    
очертания головы; 3) причёска, 4) размет-    
ка черт лица (точки или тонкие штрихи,    
намеченные карандашом); 5) глаза; б)    
нос; 7) улыбающийся рот; 8) детали одеж-    
ды и аксессуары. Предлагает вместе поду-    
мать и обсудить, в каком порядке будем    
рисовать (последовательно показывает и    
комментирует этапы, прикрывая полоской    
бумаги последующие).    
Особое внимание педагог обращает на    
то, что мы рисуем парный портрет - ре-    
бёнка и взрослого, поэтому нужно поло-    
жить лист бумаги горизонтально, наметить    
середину и затем с одной стороны нарисо-    
вать большой овал - голову папы, а с дру-    
гой стороны нарисовать овал поменьше -    
голову ребёнка.    
Спрашивает, какого цвета кожа человека    
и как можно получить такой цвет (оттенок)    
на палитре. Демонстрирует цветовую мо-    
дель и советует поэкспериментировать с    
цветом в поисках телесного цвета. Дети    
выполняют это цветовое упражнение на    
палитрах. На отдельной схеме воспитатель    
показывает детям пропорции лица и раз-    
мещение глаз, носа, рта, ушей. Объясняет    
варианты изображения женской причёски.    
Показывает варианты изображения улыбок    
(улыбающихся губ). Советует вспомнить,    
какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы    
подобрать нужный цвет или оттенок.    
Воспитатель сообщает, что дети могут    
по свому желанию нарисовать парный    
портрет любого размера на белом или Для заметок  
цветном фоне. Дети выбирают лист жела-    
емого формата и цветового тона и начина-    
ют рисовать.    


lip? Лепка рельефная
неделя декоративная(изразцы)
занятие Чудо-цветок

 


 

Задачи. Учить детей создавать декора-тивные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продол-жать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Разви-вать чувство ритма и композиции. Воспи-тывать художественный вкус, вызвать ин-терес к оформлению интерьера.

 

Предварительная работа. Беседа оцветах: особенностях внешнего вида, мес-тах произрастания, разнообразии, биоло-гической и культурно-эстетической значи-мости. Рассматривание произведений де-коративно-прикладного искусства с цве-точным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная рос-пись и резьба по дереву и др. по возмож-ности из коллекций или мини-музея до-школьного учреждения).

 

Материалы, инструменты, оборудова-ние. Керамические плитки или картонныеквадратики размером 10x10, 15x15, 20x20; пластилин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; 2-3 произведения деко-

 

§• ративно-прикладного искусства с цветоч-

 

•• ными элементами декора, например, семё-новская матрёшка, городецкая разделоч-ная доска, гжельская посуда, хохломская ложка, вологодское кружево, писанка (миниатюра на яйце) и пр.

 

Рекомендуемые пособия, литература. Плакаты «Изразцы», «Синяя Гжель»,

«Золотая Хохлома», «Чудо-цветы». Таблица с вариантами цветочных деко-

ративных элементов.

 

Комплект карточек «Бумажный фольк-лор» (цветок, вазон, букет, венок, гирлян-да, дерево жизни).

 

Альбом для детского художественного творчества «Изразцы» (автор И.А. Лыкова).

 

Содержание занятия.

 

54 Воспитатель показывает детям несколь-ко произведений декоративно-приклад-


 

 

ного искусства с растительным декором. Особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показыва-ет их декоративные варианты. Рассказы-вает детям о том, что с давних-давних вре-мен люди изображают цветы на своей одежде, посуде и даже мебели: рисуют, вырезают, вышивают, ткут, плетут и т.д. Выставляет карточки «Цветок», «Вазон», «Букет», «Венок», «Гирлянда», «Дерево жизни» из комплекта «Бумажный фольк-лор» и сообщает, что эти варианты цве-точных композиций встречаются в разных видах декоративно-прикладного искусст-ва - в росписи, вышивке, ткачестве, ков-роделии...

 

- Но, оказывается, есть ещё один вид народного искусства, в котором цветы «согревали» людей холодной зимой и ра-довали жарким летом. Это изразцы - ке-рамические плитки с узором, которыми облицовывали печи. Техника создания из-разцов настолько увлекательна, что и мы с вами можем мастерить нечто подобное. Конечно же, у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выпол-ненные по мотивам декоративно-приклад-ного искусства. Но сначала совершим не-большое путешествие в историю промыс-ла.

 

Примерное содержание искусствовед-ческого рассказа для детей

 

Такое древнее искусство - изразцы! Керамические плитки известны на Руси

 

с XI—XII веков. Поначалу они создавались для украшения соборов и других зданий как декоративно-архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьеры жилищ людей разных сословий. Это широко изве-стные печные и придверные изразцы.

 

Изготовление изразца начиналось с формовки. После формовки изразец дважды обжигали и расписывали. Для первого обжига роспись выполняется цветными глинами - ангобами. Сначала


сырой изразец покрывают белым ангобом

 

и по нему шилом гравируют рисунок на та-кую глубину, чтобы проступил темный слой глины. Потом отдельные части про-царапанного узора закрашивают красно-коричневыми ангобами и отправляют на первый обжиг. Затем продолжают оформ-ление керамическими красками - желтой, зеленой, иногда синей, покрывают глазу-рью и обжигают повторно.

 

Керамическая роспись и лепнина все-гда связаны с формой изделия. Приступая

 

к росписи предмета, мастер изучает его форму и придумывает такой узор, который подчеркнет красоту формы, пропорций и выразительность деталей.

 

На изразцах, которые всегда имеют форму квадрата, цветы, букеты, ветки, гир-лянды, вазоны чаще всего располагаются

в центре. Такие узоры по своему построе-нию называются центрическими. Одинар-ный цветок в центре обычно довольно крупный. Если цветок не очень большой, можно украсить и уголки изразца - цвет-ками, листочками, ягодками.

 

Цветы такие разные! Попробуем сле-пить для наших пластилиновых изразцов такие же, как в природе, или придумаем свои - необычные, сказочные.

 

Возьмем пластину-основу, наметим па-лочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках - на одинаковом расстоянии. Представим чудо-цветок во всей своей красе. И начнем лепить. Изоб-ражение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сю-жетных картинах - с заднего плана). Бе-рем кусочек глины (пластилина), раскаты-ваем в шарик, слегка сплющиваем в ле-пешку (сжимаем в ладошках) и прижима-ем к фону в центре пластины. Это первый слой (венчик) лепестков. Берем еще один кусочек глины - чуть меньше по размеру (если лепим из глины, лучше взять другой цвет). Снова раскатываем шарик и выкла-дываем поверх первой лепешки, слегка прижимая. Это второй венчик лепестков, он будет рельефнее выступать над по-верхностью. Украсим его красивой ма-ленькой ягодкой. Вернемся к первому


 

слою, украсим и его - выложим по кругу жгутик или прилепим много маленьких шариков. А вокруг нашего слоеного цвет-ка прилепим красивые лепестки: одина-ковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные. Если за-хотим, прилепим в придачу ко всему про-чему: тычинки, листочки, бабочку или пчелку. И в уголках сделаем узор из яго-док и листочков.

Дети самостоятельно лепят рельефные картины «Чудо-цветы».

 

После занятия.

 

Оформляется выставка «Чудо-цветы». Беседа, чтение стихотворений, исполне-ние песенок о весне и цветах. Рассматри-вание произведений декоративно-при-кладного искусства, имеющих в своём де-коре цветочные элементы.


itlpf Аппликация из шерстяных ниток
неделя Пушистые картины
занятие (ниточка за ниточкой)

 


 

Задачи. Учить детей делать аппликациюиз шерстяных ниток. Обогатить апплика-тивную технику - показать два разных спо-соба создания образа: контурное и силуэт-ное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

 

Предварительная работа. Беседа о ни-точках (из чего и для чего изготавливают, какие бывают), рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.

Чтение стихотворения Л.Л. Яхнина:

 

Солнце нитями-лучами

 

Вышивает,

 

Луг - цветами,

 

Сад - плодами,

 

Пруд и небо - облаками,

 

А колосьями - поля. Словно тонкими шелками, Шита-вышита стежками Разноцветная Земля.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь