Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы поиска решений в больших пространствах состояний.



Существуют различные методы организации поиска и вывода решений в больших пространствах состояний. Применение того или иного метода связано с характером пространства состояний, его структурируемостью, возможность описания области решений на различных уровнях абстракции, возможностью оценки перс­пективных путей поиска и другими факторами.

Реальная проблемная область характеризуется зачастую нас­только большим пространством состояний, что бывает очень труд­но практически организовать поиск методами перебора. Однако часто требуется найти все возможные решения в проблемной об­ласти. Выходом в таких случаях является использование метода порождения и проверки. Этот метод можно применять, если про­странство является факторизуемым, т. е. возможно разбиение его на достаточно независимые подпространства с характерными не­полными решениями. Характерное неполное решение позволяет судить о перспективности поиска полных решений в этом подпро­странстве.

Сущность метода заключается в том, что генератор, настроен­ный на проблемную область, порождает ряд характерных непол­ных решений, соответствующих описаниям различных подпрост­ранств. Осуществляется проверка неполных решений с помощью специальных оценочных процедур, и если решение признается не­допустимым, то из дальнейшего рассмотрения исключается целый класс порождаемых им полных решений данного подпространст­ва. В результате отсечения на ранней стадии поиска определен­ных ветвей поиска без порождения и проверки узлов состояний значительно сокращается число состояний, подлежащих анализу. Если неполное решение признается перспективным, то на его ос­нове в соответствующем подпространстве вырабатываются пол­ные решения на более глубоких уровнях иерархии описания пространства и определяется, являются ли получаемые решения це­левыми.

Иерархическая процедура реализации метода порождения и проверки позволяет применять правила отсечения вариантов на ранних этапах порождения. Использование метода порождения и проверки в факторизованном пространстве бывает затруднено из-за того, что часто отсутствуют достоверные способы оценки характерных неполных решений, т. е. не удается на основе не­полных решений делать выводы о реализуемости полных решений. Здесь невозможно с большой степенью уверенности отсечь неперс­пективные ветви на начальной стадии поиска. Всегда есть риск исключить часть пространства состояний, представившегося бес­перспективным, но вполне способным в дальнейшей обработке при появлении дополнительной информации обеспечить решение. Такие ситуации характерны для задач перспективного планирова­ния и проектирования. Кроме того, не всегда необходимо искать все возможные решения, а достаточно иметь какое-либо приемле­мое.

В этих случаях производят абстрагирование пространства ре­шений. Решение задачи осуществляется на разных уровнях абст­ракции путем последовательного уточнения его на этих уровнях описания пространства. Абстракция дополнительно выявляет важ­ные детали, характеризующие задачу. Основная задача редуциру­ется на фиксированную совокупность описаний подзадач. В прос­тых случаях в абстрактном пространстве достаточно одного раз­биения, используемого для разных задач данной проблемной об­ласти.

Если проблемная область содержит большое число задач, то не удается все задачи решить на определенном варианте редук­ции пространства поиска. В качестве примера можно привести задачу планирования действий робота по перемещению в прост­ранстве и манипулированию объектами. В этих случаях абстрак­ция должна отразить переменную структуру плана действий.

Возможно использование метода последовательного уточнениясверху. Этот метод характеризуется тем, что создает абстракцию, адекватную каждой задаче. Причем для упрощения процесса ре­шения задачи сначала получают обобщенное описание простран­ства и решают задачу в этом пространстве, а затем переходят к более конкретному описанию пространства. Таким образом, ре­шение задачи реализуется сверху вниз, от поиска и определения решения в абстрактном пространстве к преобразованию этого ре­шения и его конкретизации на более низких (т. е. более подроб­ных) уровнях описания. Переход к более конкретному уровню осуществляется лишь после завершения решения на рассматри­ваемом уровне абстракции.

При поиске решений в больших пространствах состояний ис­пользуются также эвристические методы и процедуры. Часто труд­но выделить чисто эвристическую процедуру, так как она бывает в большей или меньшей степени встроена в какой-либо из названных методов. Например, эвристические оценки присутствуют в методе порождения я проверки, когда генератор строит гипоте­зы относительно характерных неполных решений, которые затем проверяются. При использовании метода последовательного уточ­нения сверху предполагается и допускается, что решение задачи на верхних уровнях абстракции позволит конкретизировать реше­ние на более подробных уровнях описания задачи.

Необходимость формулирования гипотез при поиске решений может быть вызвана многими причинами: невозможностью сде­лать выбор направления поиска на определенном этапе решения при реализации какого-либо метода, недостаточностью фактов и знаний; нехваткой времени для проработки различных вариантов решений; ограниченностью других ресурсов. В этих случаях вы­двигается разумная гипотеза о дальнейшем направлении поиска, которая остается действующей до тех пор, пока на основе новой информации, получаемой при решении, не становится очевидным противное. Практически стремятся реализовать рассуждения при предположении здравого смысла, т. е. немонотонные рассужде­ния, что довольно не просто в практических системах ИИ, о чем говорилось выше.

Трудности связаны прежде всего с этапом формирования ра­зумной гипотезы, а кроме того, с возможностью пересмотра сде­ланных предположений при получении новых знаний и фактов, выводимых при решении задачи или поступающих в систему из­вне. Таким образом, главная проблема — выявление.неверных гипотез и реализация способов отказа от таких гипотез в ходе правдоподобных рассуждений.

Выше были рассмотрены лишь основные методы поиска в боль­ших пространствах. При практической реализации систем ИИ возможно появление новых методов поиска решений и построения рассуждений, часто ориентированных на определенные классы реальных проблемных областей с учетом их специфики.

 

Выводы на фреймах и в семантических сетях.

Вывод на фреймах.

Структура данных фрейма.

Прежде, чем обсуждать вывод во фреймовой системе, рассмотрим подробнее структуру данных фрейма.

Фреймовая система – это иерархическая структура, узлами, которой являются фреймы с определенной структурой данных.

1. Имя фрейма. Это идентификатор, присваиваемый фрейму. Фрейм должен иметь имя, единственное в данной фреймовой системе (уникальное имя). Каждый фрейм состоит из произвольного числа слотов, причем несколько из них обычно определяются самой системой для выполнения специфических функций, а остальные определяются пользоватлем. В их число входят слот, показывающий фрейм – родитель данного фрейма; слот указателей дочерних фреймов, который является списком указателей этих фреймов; слот для ввода имени пользователя, даты определения, даты изменения, такста комментария и другие слоты. Каждый слот, в свою очередь, также представлен определенной структурой данных.

2. Имя слота. Это идентификатор, присваиваемый слоту; слот должен иметь уникальное имя во фрейме, к которому он принадлежит. Обычно имя слота не имеет никакой смысловой нагрузки и является лишь идентификатором данного слота, но в некоторых случаях оно может иметь специфический смысл. К таким именам относятся: отношение; указатель прямого дочернего фрейма; дата определения фрейма; дата модификации фрейма и т.п.

3. Указатели наследования. Эти указатели касаются только фреймовых систем иерархического типа, основанных на отношениях иерархического типа, основанных на отношениях «абстрактное - конкретное». Они показывают, какую информацию об атрибутах слотов во фрейме верхнего уровня наследуют слоты с такими же именами во фрейме нижнего уровня.

4. Указатель типа данных (атрибутов слотов). Указывается, что слот имеет численное значение численное значение, либо служит указателем другого фрейма (т.е. показывает имя фрейма). К типам данных относятся указатель, целый, действительный, булевый, присоединенная процедура, текст, список, таблица, выражение и др.

5. Значение слота. Здесь вводится значение слота. Значение слота должно совпадать с указанным типом данных этого слота, кроме того, должно выполняться условие наследоваия.

6. Процедура – демон. Существуют следующие типы процедур – демонов: если-необходимо, если-изменено, если-добавлено, если-удалено.

Демоном указывается процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. Т.е. когда изменяет свое значение атрибут в условной части если утверждения о состоянии демона. Процедуры – демоны активизируются при каждой попытке добавления или удаления данных из слота (по умолчанию). Демоны запускаются при обращении к соответствующему слоту. Например, демон если-необходимо запускается, если в момент обращения к слоту его значение не было установлено; если-добавлено запускается при подстановке в слот значения; если-удалено запускается при стирании значения слота. Кроме того, демон является разновидностью присоединенной процедуры.

7. Присоединенная процедура (процедура – слуга). В качестве значения слота можно использовать программу процедурного типа, называемую служебной (в языке LISP) и методом (в языке Smalltalk). В данном случае присоединенная процедура запускается по сообщению, переданному из другого фрейма, или при выполнении условий, определенных пользователем при создании фрейма.

Когда мы говорим, что в моделях представления знаний фреймами объединяются процедурные и декларативные знания, то считаем и присоединенные процедуры процедурными значениями. Кроме того, в языке представления знаний фреймами отсутствует специальный механизм управления выводом, поэтому пользователь должен реализовать данный механизм с помощью присоединенной процедуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь