Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение «В картинной галерее»



 

Представьте себе, что вы - в картинной галерее, в зале, где собрано множество удивительных портретов. Вот первый портрет. Внизу название: Заботящийся. Перед вами человек, который смысл всей своей жизни видел в заботе о других. В его осанке - натянутость, жесткость, за которыми скрываются стеснительность, скованность, действительная или мнимая неполноценность. Взгляд напряженно устремлен вперед и как бы говорит о готовности к интенсивной отдаче, напряженном внимании. Этот человек сидит, но как? Плотно сомкнув ноги и ступни в готовности в любой момент вскочить. Прижатые к телу руки компенсируют скрываемое чувство слабости и смущения. Улыбка и та неуверенная, робкая.

Этот человек считает себя способным бескорыстно, безусловно любить. Он специально приобрел профессию, связанную с оказанием помощи людям. Мы не знаем, какую - сиделки, няни, работника дома престарелых, врача, медсестры, работника социальной службы, терапевта. Да это и неважно. В любом случае его самоотверженность порой такова, что никто не в состоянии ответить той же мерой. Такое поведение подпитывается бессознательными фантазиями: «Я должен отдать всего себя, и мне когда-нибудь воздается по заслугам, это должно обязательно произойти». И если этого не происходит, наступает день, когда им овладевает возмущение и обида на тех, кому так бескорыстно отдавал себя.

Такой человек всегда находит тех, кому плохо и требуется помощь. Он все делает для других; но при этом не позволяет другим что-либо делать для него - ставя тем самым этих других в зависимость от себя.

Вглядитесь внимательно в этот портрет. Нет ли в нем знакомых черт? Не создается ли у вас ощущения, что вы смотрите не на портрет, а в зеркало? Конечно, в целом это не вы, но... А впрочем, давайте перейдем к следующему портрету.

Вот он. Называется Прячущийся. В напряженной осанке, плечах, спине, жестком наклоне головы - острая нервная настороженность. Увидев этого человека в движении, мы были бы поражены твердой порывистой походкой. Склонность именно к такой ходульной, неестественной походке, к торопливым, угловатым, неритмичным движениям - примитивной реакции защиты - угадывается даже сейчас, когда этот человек сидит. Обостренность чувств сквозит во всем: в скрещенных, плотно переплетенных ногах, судорожно сжимающих друг друга руках, побелевших от напряжения пальцах, в жестких складках на лбу, сжатом рте, «каменных» скулах. Особенно выразительны широко раскрытые глаза: они глядят на нас как бы сбоку, но при этом полны страха и желания спрятаться.

Самосознание этого человека насквозь переполнено долгом. У него обязательства перед всем светом; вероятно, поэтому он изо всех сил старается быть незаметным. На работе стремится не «высовываться»; а поэтому выполняет все добросовестно «от сих и до сих», не нарываясь ни на хулу, ни на похвалу. В облике, в позе словно бы проступает склонность спрятаться. Иногда эта склонность может проявляться в желании замаскировать свое лицо волосами, очками, большим количеством грима. Такие люди избегают контактов, которые грозят сильными эмоциями.

А теперь на минутку вообразите, что это не портрет, а зеркало. Узнаете ли вы себя?.. Нет, ни одной схожей черточки. Что ж, пойдем дальше...

Вот совсем другой персонаж. Внизу название: Сильный. Он и в самом деле (на первый взгляд...) кажется сильным: расправленные плечи, выпяченная грудь, запрокинутая голова - вся поза как бы заявляет о желании предстать сильным и одновременно дать это заметить окружающим. Но за внешней натянутостью, жесткостью безуспешно прячутся чувствительность, агрессивная импульсивность и вспыльчивость, стремление самоутвердиться. Та же потребность в самоутверждении, демонстративность - в широко расставленных ногах, упирающихся в бедра руках.

Портрет очень выразителен: чуть-чуть фантазии, и он оживает. Наш герой смотрит на нас сверху вниз; оценивающий, прямой, прищуренный взгляд пронзает нас холодом и надменностью, остро вырезанный, сжатый рот подчеркивает решимость и холодность. Промелькнувшая кривая улыбка-усмешка выдает внутреннюю противоречивость, склонность к отрицанию и обесцениванию... Хорош! Но он не желает, чтобы его рассматривали; как будто чувствует, что за деланным превосходством и высокомерием мы прочитаем тщательно скрываемую душевную надреснутость и подавление чувства неполноценности. Да, этот человек только демонстрирует силу, пряча внутреннее напряжение, переполняющее его тело и душу. У него нет другого выхода, он привык держать себя в руках и даже считает это своим достоинством, как, впрочем, и то, что он - человек долга. Роль сильного парня побуждает его «замораживать» боль и другие сильные чувства волевыми усилиями либо с помощью алкоголя, наркотиков, и т.п. Некоторые используют в качестве изоляционной подушки пищу. Еда может успокоить или уменьшить боль, но такое поведение, сходное с употреблением наркотиков, не решает проблем, а чаще создает новые.

Это, конечно же, не ваш портрет... Хотя многие мужчины и даже женщины несут на себе крест «сильного парня», которого ничто не может вывести из себя. Гастрит, язва желудка, гипертония, инфаркт - их любимые болезни. А впрочем, давайте перейдем к другому портрету.

Этот - под названием Инертный. Вялая осанка, склоненная голова выдают недостаток воли, твердости, самоконтроля. Поза такова, словно человек желает одного - чтобы его оставили в покое. Широко расставленные ноги, расслабленные руки, пальцы, вяло барабанящие по столу, - во всем незатронутость, незаинтересованность. В полуприкрытых глазах - душевная инертность, отсутствие интереса к миру... А вместе с тем нечто в выражении лица, в улыбке выдает наивную самовлюбленность и тщеславие... Если случится чудо и он встанет, то уйдет он от нас вразвалку, мягко покачиваясь. Мы услышим шарканье, увидим широкие округлые движения, а за ними - стремление приспособиться к миру и все ту же леность, пассивность.

Этот человек не обременен тяжкой ношей долга. Он давным-давно отказался от этого чувства, убедившись в том, что все усилия тщетны: хорошим все равно не будешь. Гораздо проще сделать вид, что стараешься. А чтобы не уличили в пассивности, всегда можно, например, сказать: «У меня так болит голова - будьте ко мне снисходительны...»

Самое удивительное, что головная (или любая другая) боль не выдумка, а реальность. Жизнь научила: когда заболеешь, это вызывает у окружающих, вечно чего-то от тебя ждущих и требующих, раскаяние и сожаление. Боль помогает получить награду: снисхождение, заботу, помощь. И требования, связанные с чувством долга, отступают.

И в этом портрете вы не узнали себя? Увидели только черты некоторых своих знакомых, не правда ли?

У нас остался последний портрет, с грустным названием: Безжизненный. Человек на холсте застыл в нерешительной позе, весь изогнутый, изломанный. Голова безнадежно свисает на грудь; впалая грудь почти не дышит, плечи согнуты под мучительной ношей, называемой жизнью. Левая рука беспомощно теребит край одежды, правая вяло свисает вдоль тела. Во всей позе — раздвоенность, отсутствие уверенности, замешательство, робость, как у не выучившего урок ученика, идущего к строгому учителю. В глазах - пустота, а на самом дне - стыд и стеснение. Лицо поражает своей горечью. Беспомощность и в опущенных уголках рта, и в страдальческой складке... Больно смотреть на такого человека...

Он и сам, вероятно, думает: «Я не могу больше этого выносить, единственное, что может мне помочь, - это смерть». Он ощущает себя беспомощным, подавленным, он всего боится. Реальность тяжела; и он хочет умереть сам (уверен, что не достоин жить...) или мечтает о смерти своих обидчиков. Стремление к самоубийству - следствие чрезмерного контроля в жизни, т.е. все того же гипертрофированного до крайности чувства долга (которому просто невозможно соответствовать). Не в силах быть все время в неоплатном долгу, сгибаясь под невыносимой тяжестью непосильных обязанностей и требований, которые снова и снова предъявляет жизнь, человек начинает постоянно посещать кладбище, смотрит мрачные кинофильмы, читает о болезнях и смерти, причиняет себе физическую боль и повреждения или разрабатывает планы самоубийства. И если мы встречаемся с такими несчастными, не уходить нам надо, а попросить рассказать об этих мыслях, чувствах и поведении! Набраться терпения и выслушать или посоветовать найти профессиональную помощь психолога или психиатра немедленно - это альтернатива трагическому исходу.

 

На всех этих портретах - личности, чей стиль общения непродуктивен: как будто потеряно равновесие напряженности и расслабленности. Заботящийся, Прячущийся, Сильный крайне напряжены, а Инертный и Безжизненный чрезмерно расслаблены. Нервно-психический дисбаланс - главная причина их слабости (а именно слабость побуждает личность стараться занять позицию «над людьми» - именно с этого и начинается авторитарность). Истинной силой и здоровьем обладает тот, чьи процессы напряжения и расслабления находятся в гармонии, а любые воздействия окружающей среды, даже стрессовые, вызывают выносимое нервно-психическое напряжение: человек без лишней суеты решает возникшие проблемы; устает, но, отдохнув, полностью восстанавливает свои силы.

Дисбаланс напряжения и расслабления проявляется прежде всего подсознательно - в позах, жестах, мимике, интонациях голоса. Осознание и понимание этих «несловесных» знаков общения помогают людям в их стремлении к внутренней гармонии и продуктивному общению.

Если вы узнали себя или своего клиента в каком-то из этих портретов, не приходите в отчаяние. Может быть, вы уже задавали себе мысленно вопросы: «Что же делать? Выберусь ли я когда-нибудь из этого? Если то, что есть, не годится, то какой образ может служить идеалом? » Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто имеет реальное представление о себе и ясное видение, каким он хочет стать в будущем. А путь к этим реальным представлениям и прокладывает нам рефлексия.

В данный момент нас интересует невербальное проявление продуктивного стиля общения. Как распознать ту самую трудноуловимую гармонию напряжения и расслабленности? Что ж, перед вами еще один портрет.

В непринужденной осанке, опущенных плечах, свободно поднятой голове - отражение уверенности в себе, открытости миру, интерес к жизни. Мы видим, что человек держится легко и просто; во всей его позе - внутренняя сила и уравновешенность. С ним приятно разговаривать, встречая в открытом спокойном взгляде и искренней улыбке интерес, внимание, признание, готовность к общению.

Уметь так держаться - уже наполовину обеспечить себе успех в общении. Но все дело в том, что раскрепостить тело можно, лишь освободив душу...

 

Урок 3. В тупике проблем

 

Задача урока - осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения.

Начнем с исповеди одного молодого человека. Назовем его Антон.

 

«Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я не хочу так жить! Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно не смеялся по-настоящему, легко и громко. Я, конечно, смеюсь. Причем часто. Но этот смех хуже слез. Я сам себе кажусь каким-то маленьким, ниже других и хуже всех. Такое ощущение, хотя это не так: я довольно рослый, метр семьдесят пять. Я не знаю, в чем причина и как избавиться от этого. Но я хочу снова научиться смеяться.

Как я хочу наслаждаться жизнью, собой самим! Как я хочу ходить, расправив плечи, прислушиваться, принюхиваться к окружающему миру, ощущать свое собственное тело. Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я устал жить. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть или хотя бы ущипнуть. Я знаю это. Я их боюсь! Нет, я их просто ненавижу! Сволочи! Все сволочи! Я не хочу никого видеть. Не хочу! Как бы мне хотелось умереть... Но сам я не могу. Я знаю, я сам - дурак, кретин. Я сам - сволочь. У меня ничего не получается, я ничего не умею. За что же меня любить? Почему я как будто стыжусь людей, чувствую себя неловко? Такое чувство, что я каждому задолжал по сто рублей. Это они во всем виноваты. И я тоже! И я во всем виноват...

Как я устал. Я не хочу жить. Сегодня напьюсь. Нет, тогда мне придется пить каждый день... Я любые деньги отдам, чтобы избавиться от самого себя, такого мрачного, безрадостного...»

 

Вы знаете, вероятно, как охотятся на волков. Достаточно охотникам окружить этих сильных и умных животных флажками, и их судьба предопределена. Веревка и флажки - казалось бы, мелочь; но волк в ловушке. Человек умнее; и поэтому, вероятно, способен создавать ловушки для самого себя.

Давайте на примере Антона разберемся в сущности его внутреннего тупика. На вопрос рассказать о своем детстве Антон недоуменно пожимает плечами: «А что у меня было в детстве? Ничего особенного. Меня любили, жалели, ни за что не наказывали». Действительно, родители не наказывали Антона за ошибки, проказы, промахи. Если он совершал что-то недозволенное нечаянно или из детской шалости, папа говорил ему: «Не бойся, я никому не скажу! » Мама вела себя в подобной ситуации так же: «Об этой нашей тайне никто не узнает». Но маленький Антон мучительно переживал случившееся и нес в себе этот тяжкий груз вины и тайны вокруг нее. Страх нашептывал ему: «Все равно все обо всем узнают», до краев наполнял его душу и комом застревал в горле, не позволяя свободно дышать. Может быть, поэтому он рос ребенком слабым и болезненным...

Еще Антон вспоминал, что родители часто ссорились, а он чувствовал себя неловко: «Мне казалось, что они из-за меня ссорятся, и я виноват в этом».

«Бабушка всегда ругала папу за то, что он много ест. А я ел всегда всякие необычные вещи, все самое вкусное. И я всегда чувствовал себя неловко. Я не любил, когда кто-то видел, как я ем, особенно папа, мне было стыдно».

Чувства страха, стыда, вины часто побуждают человека «не быть», «не жить». Неспроста в народе родились и живут выражения: «умереть со страха», «провалиться сквозь землю от стыда». Страх, стыд, чувство вины - самые главные источники отрицательного образа Я. Тому, кто пережил сильное эмоциональное потрясение однажды, трудно поверить, что он хороший, достойный любви, уважения, внимания. Так было и у Антона. Отсюда и его тенденции к уходу из жизни - через алкоголь, наркотики, попытки повеситься, болезни... Страх и агрессия, стыд и гнев, обида и вина - эти «чудовища» нападают на человека, опутывают его по рукам и ногам и уносят силы. В одиночестве или в тесном сговоре они выстраивают преграду и пропускают в сознание только негативные, «дурные» мысли.

Непродуктивный стиль взаимодействия - это удел эмоционально закрепощенной личности. Чтобы определить, коснулось ли меня такое закрепощение, построил ли я «ловушку для самого себя», проанализируем свои внутренние трудности и проблемы, возникающие при взаимодействии с другими людьми. Здесь мы лишь перечислим эти трудности и проблемы, поскольку их анализ уже был приведен в главе, посвященной технологии идеального общения Ч. и Дж.Тойч:

трудности с самовыражением, сокрытие своих истинных чувств и желаний;

трудности с самоуважением;

трудности с достижениями;

трудности с друзьями и любимыми;

трудности с интимными отношениями.

Научившись «узнавать в лицо» признаки непродуктивного стиля взаимодействия: подавляющую и избегательную стратегию контакта; напряженность и интенсивные проявления страха, вины, обиды, стыда, раздражения; отчуждение во взаимоотношениях; затяжные конфликты; ощущение тупика, невозможности изменить ситуацию, осознаем теперь, что приводит нас к столь тягостным симптомам.

Урок 4. Внутренний конфликт

 

Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам.

Мы уже знаем: основными причинами непродуктивности стиля взаимодействия выступают:

1 - идентификация личности с неконструктивными, эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп;

2 - отчуждение во взаимоотношениях, формирующее негативное представление о себе и других.

Известно нам и то, что основной предпосылкой непродуктивности стиля взаимодействия выступает противоречивая природа личности. Противостояние неповторимой сущности человека и его общественного существования, единичного и всеобщего выступает источником внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума.

Травмирующее состояние внутреннего конфликта обусловлено внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести социальные установки; к внешним - формирующие их отношения.

До сравнительно недавнего времени конфликт было принято считать негативным явлением в системе человеческих взаимоотношений. Однако в последнее время в исследованиях наметилась новая тенденция. Конфликтное состояние системы межличностных отношений связывается с некоторой возможностью личностного развития и познания людьми друг друга. При этом разводятся понятия когнитивного и межличностного конфликтов. Подчеркивается: когнитивный конфликт, выполняющий позитивную функцию в группе, генерируя мыслительные процессы, превращается в межличностный конфликт в тех случаях, когда человек не способен осознать и аргументировать путь принятия решения, критерии выбора и еще когда он ощущает угрозу своей самооценке.

Последнее положение позволяет утверждать: негативное представление о самом себе выступает достаточным основанием для экстраполяции внутреннего конфликта в пространство межличностного взаимодействия.

При этом решающую роль играет самосознание, включающее в себя, согласно В.С. Мухиной, пять основных звеньев: осознание своего имени и физического облика; притязание на признание, чувство половой принадлежности (половая идентификация); психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности).

Центральным звеном в структуре самосознания выступает притязание на признание. Нереализованная потребность в признании затрудняет продуктивное взаимодействие личности в группе, побуждая человека занимать позицию «выше» или «ниже» партнера, обусловливая, таким образом, один из основных критериев непродуктивности стиля взаимодействия[86].

Согласно Б.Ф. Поршневу, выбору человека «предшествует не только наличие двух объективных возможностей... в форме представлений, понятий или идей»; «вся тайна выбора состоит в том, что ему предшествует сосуществование в субъекте обоих исключающих друг друга тенденций»[87]. Считая функцию выбора основой личности, Б.Ф. Поршнев утверждает, что всякому новому выбору предшествует состояние «дипластии» - «одновременности, единства двух психических элементов» - состояние, подобное равновесию, побуждающее личность к раздвоению. Это состояние в легкой, кратковременной форме, свойственное каждому нормальному человеку, «психологически проявляется во внутреннем диалоге, во внутреннем разладе», который при переходе в действие «поневоле превращается в антагонизм»[88].

Разрушение дипластии, согласно Б.Ф. Поршневу, происходит посредством выбора: одна из возможностей отвергается, подавляется, а другая, высвобождаясь, становится предпочитаемой. Выбор, таким образом, осуществляется посредством отрицания «плохого» и предпочтения «хорошего». Следуя этой логике, можно предположить: взаимодействуя с другими, человек с негативным представлением о себе самом сделает выбор в пользу другого человека, подавляя свои собственные потребности. И наоборот, человек с негативными представлениями о других совершит выбор в свою пользу, отвергая нужды партнера. Негативные представления о себе и о других людях провоцируют, на наш взгляд, затяжной внутренний конфликт, который дезорганизует всю систему взаимодействий человека с другими людьми.

Итак, конфликт между стремлением человека быть самим собой, отстоять свою позицию и необходимостью или стремлением быть «социальной единицей», соответствовать требованиям и нормам социума свойственен каждому человеку. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, взаимодействуя с другими.

Осознание указанного конфликта обнаруживает и снижает негативные проявления сопутствующих ему внутренних процессов: сомнения и неуверенности в себе, неспособности отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживаний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева. Таким образом, предотвратить переход от нормального конфликтного существования к болезненному конфликтному сосуществованию поможет рефлексия. Обратимся снова к ее урокам.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь