Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Знак, фрактал-матрица, симметрия, классификация, протоборейские первокорни, народный текстиль, биорезонансСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАКОВ РУССКОГО НАРОДНОГО УЗОРА Качаева Марина Альбертовна г. Рязань Образование знаков из фрактальной матрицы симметрией рассматриваются как естественно-духовный процесс на математической основе в связи с развитием человеческого мышления, речи и силовым воздействием. Знак, фрактал-матрица, симметрия, классификация, протоборейские первокорни, народный текстиль, биорезонанс FUNDAMENTALS OF EDUCATIONAL SIGNS RUSSIAN FOLK PATTERN. CLASSIFICATION. Kachayeva Marina Albertovna Ryazan Education signs of fractal matrix with the symmetry considered as a natural spiritual process on a mathematical basis in connection with the development of human thought, speech and force action. Sign, fractal - matrix, symmetry, classification, Protoborean roots, folk textiles, bio - resonance
При разработке основ образования знаков русского народного узора мы исходим из того, что в них природой культуры заложены глубокие знания о человеке и Вселенной, проявленные во всех науках, включая точные и общественные. Мы полагаем, что использование математических основ при определении строения единичного знака народного узора может приблизить к точному содержанию этих знаний и закономерностей их образования. В целях разработки основ образования знаков русского народного узора необходимо решить следующие задачи. 1) Выявить истоки образования знаков народного узора[1] геометрического (линейного) вида и определить естественно - математические основы их образования. 2) Установить возможный порядок взаимосвязи означающего и означаемого линейного знака. 3) Выявить взаимосвязь образа, силового и духовного воздействия в знаке. 4) Сравнить возможный порядок образования линейных знаков с ходом развития индоевропейского языка. Материал разрабатывается на основе узоров текстиля русской народной культуры.
I. Основы образования знаков русского народного узора 1. Истоки и естественно—математические основы образования народного узора Образование первичных и вторичных знаков Образование производных символов на начальном этапе представлено на рисунках (табл. III, рис. 9). Рассмотрим его более подробно. Начальный знак «точка» (табл. III - 1) при применении к нему зеркальной симметрии способен образовывать различные точечные производные знаки (табл. III – 21). В тканом узоре точка часто выглядит как крошечный крестообразный знак (рис. 4-В1). Симметрией переноса первого порядка из него образуется первичный знак первого порядка «столбик» (табл. III – 2). Производных узоров данный знак не образует, так как его угловой перенос – отражение представляет первичный знак второго порядка «копытце» (табл. III - 4). В дальнейшем его переносы образуют все первичные знаки разных порядков. Первичных знаков второго порядка два — «копытце» (табл. III - 4, рис. 5) и «столбик-2» (табл. III - 3). Применяя к знаку «копытце» зеркальную симметрию получаем ряд производных знаков (табл. III – 22-28), важнейшими из которых являются крест и ромб (табл. III – 22, 23), совмещение которых известно как «русский узор» [39, с. 51—52]. Дальнейшие преобразования знака «столбик-2» (табл. III - 3) начинают повторение процесса получения
первичных и производных знаков в соответствии со свойством самоподобия матричной сетки. Первичных знаков третьего порядка с новыми или своебразными формами три: «скобка» (табл. II - I, табл. III - 5), «зигзаг» (табл. II –I I, табл. III - 7) и «трирожка» (табл. II - III, табл. III – 6). Четвёртый возможный вариант начертания первичного знака третьего порядка (табл. III - 8) повторяет форму первичного знака второго порядка «копытце» (табл. III - 4) с одним удленнённым звеном и поэтому не рассматривается нами как первичный знак третьего порядка. Народные названия первичных знаков третьего порядка не сохранились, хотя они часто встречаются в качестве самостоятельных знаков текстильного геометрического узора (рис. 7 - В, Г). Применив к ним зеркальную или циклическую* симметрию, получим 10 производных знаков (табл. II - 1-10; здесь и далее превращения первичных знаков в результате применения любого вида симметрии выделены серым цветом), так же широко распространённых в народном орнаменте. Все они известны как «семеричные», так как для их выполнения требовалось связать семь рядов петель в северном русском вязании или проложить семь узорных нитей в технике бранного ткачества или вышивки «в набор».* Многие из них сохранили своё традиционное название [10, с. 96 - 100].
Применение к семеричным знакам различных видов симметрии так же образует множество производных знаков. Среди всех возможных начертаний первичных знаков четвёртого порядка только четыре знака имеют легко отличаемую (своеобразную) форму (табл. III - 9-12) Эти первичные знаки так же являются семеричными и встречаются как самостоятельные символы в текстильных узорах. Ещё два возможных начертания первичных знаков четвёртого порядка – крест (табл. III - 14) и ромб (табл. III - 13) – являются производными знаками первичного знака второго порядка «копытце» (табл. III - 4), получаемыми при применении к нему зеркальной симметрии. Остальные возможные варианты начертания первичных знаков четвёртого порядка (табл. III - 15-20) повторяют уже известные нам формы первичных знаков третьего порядка «скобки» (табл. III - 5) и «трирожки» (табл. III - 6) с одним удлиненным сегментом.
Количество первичных знаков 6, 7, 8 и последующих порядков возрастает в разы. Некоторые из них приведены в таблице VI (29-37).[5] Первичные знаки шестого, седьмого и восьмого порядков могут образовывать производные (табл. VI - 67-69, 71-73, 75, 76) и составные (табл. VI - 70, 74, 77) знаки узора. Первичные знаки 6 – 8 порядков, чьи начертания укладываются в границы квадрата (ромба) используются в качестве первичных единичных знаков узора (рис. 17). Первичные знаки более высоких порядков сохранились в северорусском текстиле и среди «Знаков Юмиса» в латышской народной культуре [75, табл. Х]. Вторичные единичные и множественные знаки (табл. I), образованные с помощью преобразований первичного знака с использованием последовательной зеркальной симметрии и диэдральной группы симметрии вращения [13, с. 91] народная традиция именовала «орепьями», репьями, «репейниками» [77, с. 9, 14]. Соответственно мы будем называть их репейными (табл. III - 26-50). Знаки, образованные с помощью циклической симметрии вращения в народе называли «яргами» [50, с. 73, 126 - 127] и мы будем называть их яргическими (табл. III - 51-62). Образующим элементом яргических знаков является первичный знак того или иного порядка, совершающий повторный последовательный скользящий поворот относительно своего первоначального положения и центра композиции символа (выступающего в качестве группы) на постоянный угол отличный от 0 градусов, обычно совпадающим с углом базовой сетки. В этом случае создаётся зрительная иллюзия замкнутого кругового движения первичного знака относительно его центра и (или) одной из крайних точек самого первичного знака. Именно это наличие изображения кругового движения в символе выделяла народная культура, собирательно называя знаки этого типа «яргами»: «га» — древнее арийское понятие, передающее состояние движения [63, с. 95]. Близкое по звучанию слово известно в санскрите: «сарга» — управляющая движением [26, с. 12]. Количество перемещений первичного знака при образовании формы знака является номером порядка циклической симметрии.* Яргические знаки узора, как правило, представляют математическую группу Z 4, содержащую 4 элемента, т.е. четвёртого порядка. Случаи более сложной циклической симметрии встречаются в поздней гуцульской вышивке крестом [97], в резьбе по камню и дереву, вышивке, росписи керамики, ювелирных изделиях, где используется циклическая симметрия 3, 6, 8, 12, иногда 10 порядка. Наиболее ранним яргическим изображением, датирующимся 23 — 17 тысячелетиями до н. э. и относящимся к линейному виду, считается рисунок ярги с четырьмя спиралевидными (меандровыми) концами, вырезанный на туловище костяной птицы из поселения Мезень [5, с. 227, 267, рис. 103—2] (район современной Черниговщины). Производные составные знаки, при образовании которых задействована диэдральная симметрия* изредка встречаются в образцах северновеликорусского текстильного узора. Единственным знаком, циклические переносы которого не создают в начертании знака впечатления его вращения при наблюдении, является ромб. Любые его повороты на фиксированный угол, равный величине угла матричной сетки, совмещают его начертания с самим собой. При циклических переносах ромба в ходе образования из него производных и составных знаков, получаются знаки, начертания которых оказываются полностью симметричными относительно вертикальной и горизонтальной осей и центра симметрии (табл. I - 17; табл. III -2 9; табл. III - 32, 89). Таким образом, получение этих знаков может считаться результатом применения, как циклической симметрии, так и диэдральной* симметрии, и симметрии зеркального переноса (отражения). Однако количество математических операций при использовании симметрии вращения для образования знака будет большим, чем при серии последовательных преобразований зеркальной симметрии [13, с. 70-73], а значит, последний способ их получения более лёгкий и будет использоваться в первую очередь при начертании узора. Воспринимаются же такие знаки зрительно как статичные. Исходя из этого мы относим их к числу «репейных» знаков, образуемых симметрией простого переноса и зеркального отражения. Так же к репейным знакам будут относиться все случаи использования диэдральной симметрии вращения, как воспроизводящие явления зеркальной симметрии [13, с. 91, 104-106].
Список литературы.
1. Альберти М. Бесконечная мозаика. Замощения и узоры на плоскости / Пер. с исп. — М.: Де Агостини, 2014. — 176 с. 2. Амброз А. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. -— 1966. — № 1. — С. 61—76. 3. Аминов Л. К. Теория симметрии. — М.: Институт компьютерных исследований, 2002. — 192 с. 4. Андреев Н. Д. Ранне — индоевропейский праязык. — Л.: Наука, 1986. — 328 с. 5. Археология СССР. Палеолит СССР. — М.: Наука, 1984. — 385 с. 6. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу в трёх томах. Репринт издания 1865 года с исправлениями. — М.: Издательство Индрик, 1994. — Т.2 — 788 с., Т.3 — 840 с. 7. Ацюковский В. А. Общая эфиродинамика. Моделирование структур вещества и полей на основе представлений о газоподобном эфире. Издание второе. — М.: Энергоатомиздат, 2003. — 584 с. 8. Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. — М.: Белые Альвы, 2002. — 432 с. 9. Байдин В. «Солнечное коло» восточных славян // Наука и жизнь. — 1997 г. — № 1. — С. 34—42. 10. Баландина Г. М. Традиционные женские ремесла Пинежья // Рукоделие. — М.: Асцендент, 1994. — C.4—102. 11. Басса М. Новый взгляд на мир. Фрактальная геометрия / Пер. с исп. — М: Де Агостини. 2014. — 144 с. 12. Бибикова В. И. О происхождении мезенского палеолитического орнамента // Советская Археология. — 1965. — № 1. — С. 3—8. 13. Вейль Г. Симметрия. Перевод с англ. — М.: Наука, 1968. — 192 с. 14..Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. — М.: Вече, 2009. — 320 с., 15. Вертман Е. Г. Проект научно—поисковой экспедиции Русского географического общества «Тунгусская Гиперборея». 2010г. // Томск — Красноярск. РГО. №вх.10—363 от 14.09.10. 16. Волосатов В. И. Физика эфира. Некоторые закономерности эволюции материи. — М.: Белые альвы, 2007. — 224 с. 17. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М.: Наука, 1992. — 576 с. 18. Гаряев В. П. Волновой генетический код.— М.: Институт проблем управления Российской Академии Наук, 1997. — 107 с. 19. Герасимов С. Фракталы в простых числах. 23. 09. 2013. [Электронный ресурс]: сайт habrahabr.ru/post/194406/ // URL: http: //xcont.com/about.html. (дата обращения 27.05.2016). 20. Голан А. Миф и символ. — М — Иерусалим.: Русслит, 1993. — 375 с. 21. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI—XIX веков. — М.: Московский рабочий, 1991. — 351 с. 22. Деррида Жак. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. Статья Н. Автономовой. — М., 2000. — 512 с. 23. Доливо—Добровольские В. А. и А. Г. Альбом ткацких узоров. — СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1912. — 57 с. 24. Евдокимова И. Химмели (himmeli): финские новогодние украшения: [Электронный ресурс]. 18.11.2014. URL: http: //womanonly.ru/stil_zhizni/hobbi/himmeli_himmeli_finskie_novogodnie_ukrashenija. (дата обращения 18. 11. 2016). 25. Ефименко П. П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Издание третье, переработанное и дополненное. — Киев: Издательство Академии Наук УССР, 1953. — 670 с. 26. Жарникова С. В. След ведической Руси. Научное обоснование зарождения арийской цивилизации на севере Евразии, — М.: Концептуал, 2015. — 272 с. 27. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. Издание Русского Христианского Гуманитарного института — СПб.: ВГК, Алетейя, 1994. — 376 с. 28. Залiзняк Л. Передiсторiя Украiни X—V тис. До н.е. — К.: Бiблiотека украiнця, 1998. — 300 с. 29. Иванов С. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам ХIX — начала XX вв.) // Труды института этнографии АН СССР: новая серия. — М. —Л.: Наука, 1963. — 500 с. 30. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М.: Наука, 1974. — 342 с. 31. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музеи народного искусства. — М.: Советская Россия, 1990. — 320 с. 32. Казначеев В. П. Проблемы человековедения. Под научн. ред. В.И. Субетто. — Москва — Новосибирск, 1997. — 450 с. 33. Калинский И. П. Церковно — народный месяцеслов на Руси. — М.: Терра; Книжная лавка — РТР, 1997. — 304 с. 34. Качаева М. А. Ритмическая композиция народного текстильного орнамента как основа энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека // I международная научно—практическая конференция «Славянская этносуггестология в повседневном бытии и обеспечении здорового образа жизни»: сборник докладов / под общ. Ред. Г. Э. Адамовича, С. Э. Ермакова. — Мн.: ЗАО Белхардгрупп; М.: Ладога —100, 2006. — С. 141—154. 35. Кацар М. С. Беларускi арнамент. Ткацтваю Вышыука. — Мiнск: Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi, 2009. — 224 с. 36. Кифишин А. Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э., Т.1, — К.: Арата, 2001. — 872 с. 37. Климишин И. А. Календарь и хронология.— М.: Наука. Главная редакция физико — математической литературы, 1985. — 320 с. 38. Клетнова Е. Н. Символика народных украс Смоленского края. — Смоленск: «Годы», 2005 (репринт издания Труды Смоленских государственных музеев, вып.1, Смоленск: «Издание государственных музеев и ГУБОНО», 1924 г.), — 28 с., 39. Климова Г. Н. Текстильный орнамент Коми. — Кудымкар: Коми—Пермяцкое кн. Изд—во, 1995. — 132 с. 40. Козырев Н. А. Астрономическое доказательство реальности четырехмерной геометрии Минковского // Проявление космических факторов на Земле и звездах / Проблемы исследования Вселенной; Вып. 9 — М.; — Л., 1980. — С. 85—93. 41. Колпакова А. Б. Символика ромба у древних мексиканцев // Народная культура и проблемы ее изучения. Сборник статей./ Материалы научной региональной конференции 2006 г. — ВГУ (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. V). — Воронеж, 2008. — С. 3—13. 42. Кроль В. М. Психология: учебник. — М.: Высшая школа, 2005.— 724 с. 43. Кубышкин Е. И. Нелинейная алгебра пространства — времени. — М., 2009, — 304 с. 44. Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец 19 — начало 20 в.). — Петразоводск: ПетрГУ, 2001. — 328 с. 45. Кульжинский С. К. Описание коллекции народных писанок. — Харьков: «Сага», 2011 (Репринтное воспроизведение издания — М.: Поставщик Высочайшего Двора Т—во Скоропечатни А. А. Левенсон. 1899). — 176 с. + XLV табл. 46. Кунташова В. Г. Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца XIX — начала XX веков. — Смоленск: 2007. — 144 с.; ил. 47. Кутенков П. И. Великорусская женская сряда, СПб — Пенза, 2009. —176 с. 48. Кутенков П. И. Великорусская народная женская сряда (одежда). Сядемская и вяземская крестьянские родовые культуры. Сер. 19 — начало 20—го в.). — СПб.: Фак. филолог. и искус. С. Петербургского гос. универ., 2010. — 286 с.; 112 с. цв. снимков (28 п.л.). 49. Кутенков П. И. Южнорусская народная одежда. Чернавская крестьянская родовая культура. Конец 19—го — 20—ый вв. Части 1, 2.Спб.: Комиссия научного туризма Русского географического общества, 2011.—288 с.+208 цв.вкл. 50. Кутенков П. И. Ярга — свастика — знак русской народной культуры. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 451 с. 51. Лошилов В. И. Информационно — волновая медицина и биология. — М.: Академия медико — технических наук Российской Федерации, отделение биотехнических систем и образования при МГТУ им. М. Е. Баумана, 1998. — 259 с. 52. Лунд — Иверсон Б. Ткацкие переплетения. Перевод с норвежского Б. П. Колтунова. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 104 с. 53. Людвиг А. Изменённые состояния сознания // Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 14—38.. 54. Марлин Добкин де Риос. Растительные галлюциногены. — М.: КСП, Prism Press, Unity Press, 1997. — с.272. 55. Мойсеэнко В. С. Хрест iз пiвмiсяцем — вiчнii символы. Iлюстрована iсторiя символiв Украiни (Науково—пошукове видання). — К.: Оранта, Майстерня книги, 2006. — 128 с. 56. Мицик В. Ф. Священна краiна хлiборобiв. Мiста й селища трипiльськоi цивiлiзацii у мiжрiччi пiвденного Бугу I Днiпра та околиць. — Киiв: Пульсари, 2006. — 264 с.: iл. 57. Методическое пособие к учебнику «Родной букварь»: учебно-методический комплекс в 4-х частях. Часть 4 / Антоненко Н. В., Клименкова Т. М., Набойченко О. В., Ульянова М. В.; науч. Ред. Маслова Н. В. / Отделение ноосферного образования РАЕН. – М.: ООО «Традиция», 2016. - 264 с. 58. Наварро Х. Зазеркалье. Симметрия в математике. / Пер. с исп. — М.: Де Агостини, 2014. — 160 с. 59. Новожилова Н. М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. — Тверь.: ООО Издательство М. Леонтьевой, 2005. — 80 с. 60. Нячаева Г. Р. Арнаменты падняпроуя. — Мiнск.: Беларуская навука, 2004. — 606 с. 61. Платон. Тимей. // Собрание сочинений в 4 т. — Т. З / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль, 1994.— С. 421-—500. 62. Павлова Ирина. Соломенный фонарь Тульской обл, Одоевский р — н, с. Стояново, с. Апухтино // Вестник российского фольклорного союза. — 2005. — № 4 (15). — С.53—54. 63. Паранина Г. Н. Свет в лабиринте: время, пространство, информация. — СПБ: Астермон, 2010. — 124 с. 64. Паттанаик Дэвдатт. Семь секретов Шивы: философия индийского мифа / Перев.с англ. — М.: ООО «София», 2016. — 288 с. 65. Пашкова З. Г. Пинежский народный костюм XVIII — нач. XX века, Каргополь, 2008 — 160 с. 66. Полуботко В. Ю. Язык древних Ариев. История рождения речи белого человека. — М.: Концептуал, 2015. — 720 с. 67. Полуботко В. Ю. Индоевропейская предистория. — Ростов—на—Дону, 2003. — 379 с. 68. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). — М.: Мысль, 1974. — 320 с. 69. Привалова В. М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Известия Самарского научного центра РАН. — 2010. — Т.12. — №3. — С. 255 — 263. [Электронный ресурс] URL: http: // www.ssc.smr.ru/izv_2010_3.html (дата обращения 26.05.2016). 70. Привалова В.М. Орнамент как знаково - символический язык ритуалов культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора культорологии. — Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2014. — 51 с. 71. Рассадкин Ю. П. Вода обыкновенная и необыкновенная. — М.: Галерея СТО, 2008. — 840 с. 72. Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Сборник трудов НИИ Художественной промышленности. Вып.5 / Отв. ред. Р. К. Розов. — М.: Изобраз. иск—во, 1972. − С. 127− 134. 73. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.: Наука, 1987. — 790 с. 74. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 608 с. 75. Рыжакова С. И. Язык орнамента в латышской культуре. — М.: Индрик, 2002. — 408 с. 76. Сумцов Н. Ф. Писанки. — Киев: Издание редакции журнала «Киевская старина», 1891. — 50 с. 77. Стаханов П., Стаханова Н. Сапожковское городище писцовых книг 1627—28 гг. со стороны историко — этнографической: С приложением очерка развития орнамента одежды // Труды Сапожковского отделения общества исследователей Рязанского края. — Сапожок, 1927. — Вып. 2. — 16 с. с ил. 78. Строк А. Ш. Основные виды крестьянского женского рукоделия в ряде районов Калужской области // «Родная старина». Материалы первой научно—практической конференции по проблемам сохранения и развития фольклора Калужской области (Калуга, 18—19 ноября 1994 г.), Калуга, 1995, С. 62. 79. Сурво Вера. Образы вышивки и обрядовая семантика текстиля в традициях Карелии. Esitetä ä n Helsingin yliopiston humanistisen tiedekunnan suostumuksella julkisesti tarkastettavaksi pä ä rakennuksen auditoriossa XII perjantaina 21. helmikuuta 2014 klo 12. Helsinki, 2014. — 238 с., с ил. 80. Торрес М. Слоновая кость // [Электронный ресурс] Резное. Ру. [сайт] 19.01.2013. URL: http: //www.reznoe.ru/articles0_278.php. (дата обращения 18. 11. 2016). 81. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии (философские и естественнонаучные аспекты). — М.: Мысль, 1974. — 228 с. 82. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. – 2-е изд. —.М.: Политиздат, 1983. — 703 с. 83. Фроули Д. Аюрведическая астрология. Перевод с английского: А. Родионов. — М.: Саттва, Профиль, 2015. — 320 с. 84. Хомский Н. Язык и мышление. Пер. с англ. Городейкого Ю. - М.: издательство МГУ, 1972. — 122 с. 85. Шапошников О. М. Книга рун. Т.2. — Пенза: Золотое сечение, 2012. — 388 с. 86. Чернай К. Л. Выработка текстиля у племен дьяковской культуры Выработка текстиля у племен дьяковской культуры (по материалам Селецкого городища). — 1981. — Советская Археология. — 1981 г. — № 4. — С.70—86. 87. Черных А. В. Традиционный народный костюм русских Пермского края // Русский праздничный костюм Пермской земли. Этнографические очерки / Ответственный редактор Т.Р. Валькова. — Пермь, 2012. — С. 18—49. 88. Чилингиров А. Традицията на кръстния знак. — София, 2011.— 42 с. с илл. 89. Чогьял Намкай Норбу. Двадцать пять пространств Самантабхадры.— Изд—во Шанг Шунг, 2010. — 75 с. 90. Юнг К. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с. 91. Henze W. Ornament, Dekor und Zeichen / Wolfgang Henze. — Dresden: Verlag der Kunst, 1958. — 286 s. 92. Carrubba S., Frilot C. 2nd, Chesson A. L. Jr., Marino A. A. Evidence of a nonlinear human magnetic sense. // Neuroscience 144 (1), 2007. — P: 356 — 367. 93. Cleary Thomas. Entry Into the Inconceivable. An Introduction to Hua — yen Buddhism. University of Hawaii Press·Honolulu, 1983 — 222 p. 94. Weissthorr – WTS. Волчий Крюк — Wolfsangel: [Электронный ресурс]. 23.05.2006. URL: http: //white—society.org/index.php? name=Pages& op=page& pid=94. (дата обращения 18. 11. 2016). 95. Фотография писанки «Сорококлинка». Санкт—Петербург. [Электронный ресурс] Невские ремесленные палаты [сайт]. Ремёсла и мастера. Писанки. Музейная коллекция. 2016. URL: http: //nevskie—palaty.ru/r—m/pisanki/kollekcija.htm (дата обращения 27.05.2016). 96. Фотография «Солнечного диска» из экспозиции музея Анатолийских цивилизаций. [Электронный ресурс] Заповедники и национальные парки мира [сайт] / Национальные парки Турции / Аладжа — Хююк. URL: http: //reserves—park.ru/images/stories/parki8/aladzha_khyuyuk2.jpg. (дата обращения 27.05.2016). 97. Фотография вышивки женской сорочки [Электронный ресурс] вышивка 218 на стене сообщества Slava — Слава — Sł awa. 30.01.2016. URL: http: //vk.com/kulturaslowianska? z=photo—57515704_400954042 (дата обращения 27.05.2016). 98. Фотография льва [Электронный ресурс]. Universitaet Tü bingen. [сайт]. " Ice age lion figurine: Ancient fragment of ivory belonging to 40, 000 year old animal figurine unearthed." Science Daily. 30 July 2014. URL: www.sciencedaily.com/releases/2014/07/140730093833.htm. (дата обращения 26.05.2016). 99. Фотография «паука». [Электронный ресурс] Гипотезы и факты [сайт]. Соломенные кружева белой Руси / 2.01.2011 19: 24. URL: http: //gifakt.ru/archives/index/solomennye—kruzheva—beloj—rusi/ (дата обращения 03.09.2016). 100. Фотография Полотенца К.Х1Х — н. ХХ в. Вышивка счётный крест. Тарнога. Экспонат из экспозиции Вологодского краеведческого музея: [Электронный ресурс] // Русское традиционное рукоделие — Курсы мастериц [группа]. 23. 12. 2014. URL: http: //vk.com/album—43930757_208599235. (дата обращения 18. 11. 2016). 101. Фотографии тканных и вышитых изделий Смоленской области. [Электронный ресурс] Альбом фольклорного объединения «Жар-птица». 27.06. 2009. URL: https: //vk.com/album-906888_123115062. (дата обращения 03.09.2016). Фото из архива автора. [1] Предпочтение отдано рассмотрению различных видов тканных и вышитых узоров. [2] Разъяснение понятий, помеченных * см. в словаре.
[3] Смысл сказанного будет понятен из последующего изложения образования первичных знаков третьего порядка. [4] При подсчёте количества первичных знаков – учитываются разработанные нами показатели своеобразности начертаний. [5] В ходе исследования нами были получены 182 знака шестого порядка, 80 из них представляют принципиально новые графические формы, остальные, так или иначе, повторяют знаки, образованные ранее в качестве производных, или повторяют очертания предыдущих первичных знаков с удлинением одного из сегментов.
[6] В данной классификации используются принципы условного обозначения латинскими буквами различных видов симметрии (p - повторение знака вдоль определённого направления; m - наличие зеркальной симметрии; a – наличие симметрии переноса; 1-отсутствие симметрии; 2 – наличие симметрии) в четырёх стандартных позициях размещения буквенных обозначений (первый знак – период (наличие повторения), второй знак – наличие вертикальной симметрии, третий знак – наличие горизонтальной симметрии, четвёртый знак – наличие вращения) [1, с. 57].
[7] Так как в народной культуре поворот знака на 180 или 90 градусов изменял его смысл [78, с. 62], одинаковые знаки с разворотом их вертикальной оси относительно друг друга, полученные в результате разных преобразований, имеют самостоятельные номера.
[8] Главной идеей филолога Полуботько В.В. является образование биконсонантных (двусогласных) корней праиндоевропейского языка из десяти первичных моноконсонантных корней, состоящих из одного согласного звука. В работах исследователя рассматриваются этапы развития словарного состава праиндоевропейского языка сравнительно с социальным развитием общества [66, 67] ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАКОВ РУССКОГО НАРОДНОГО УЗОРА Качаева Марина Альбертовна г. Рязань Образование знаков из фрактальной матрицы симметрией рассматриваются как естественно-духовный процесс на математической основе в связи с развитием человеческого мышления, речи и силовым воздействием. Знак, фрактал-матрица, симметрия, классификация, протоборейские первокорни, народный текстиль, биорезонанс FUNDAMENTALS OF EDUCATIONAL SIGNS RUSSIAN FOLK PATTERN. CLASSIFICATION. Kachayeva Marina Albertovna Ryazan Education signs of fractal matrix with the symmetry considered as a natural spiritual process on a mathematical basis in connection with the development of human thought, speech and force action. Sign, fractal - matrix, symmetry, classification, Protoborean roots, folk textiles, bio - resonance
При разработке основ образования знаков русского народного узора мы исходим из того, что в них природой культуры заложены глубокие знания о человеке и Вселенной, проявленные во всех науках, включая точные и общественные. Мы полагаем, что использование математических основ при определении строения единичного знака народного узора может приблизить к точному содержанию этих знаний и закономерностей их образования. В целях разработки основ образования знаков русского народного узора необходимо решить следующие задачи. 1) Выявить истоки образования знаков народного узора[1] геометрического (линейного) вида и определить естественно - математические основы их образования. 2) Установить возможный порядок взаимосвязи означающего и означаемого линейного знака. 3) Выявить взаимосвязь образа, силового и духовного воздействия в знаке. 4) Сравнить возможный порядок образования линейных знаков с ходом развития индоевропейского языка. Материал разрабатывается на основе узоров текстиля русской народной культуры.
I. Основы образования знаков русского народного узора 1. Истоки и естественно—математические основы образования народного узора Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1257; Нарушение авторского права страницы