Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источник для построения народного узора и его древнейшие изображения



Исследования П. П. Ефименко и С. В. Иванова показали наличие единой основы в узорах Европы, Сибири и Средней Азии. Такой основой построения узора выступает косая сетка [29, с. 442 - 445]. Наиболее ранний факт, показывающий наличие этой основы в узоре, выявлен в материалах палеолитической Мезенской стоянки (23 - 18 тыс. до н.э.) — покрытых узорами статуэтках, браслетах и подвесках [5, с. 227; 25, с. 468, рис. 215]. Самое раннее изображение сетки приходится на время от 40 до 100 тыс. лет назад [15, рис. 3] (рис. 1 - Г). Исходя из этого, можно полагать, что само изображение сетки предшествует появлению первых узоров, очертания которых выполняются по её основе. Источником самого образа сети могли стать многочисленные проявления его в природе и жизни: рыбья чешуя, сплетённые ветви дерева, трещины на его коре, рябь на поверхности воды, естественный дентиновый узор (линии Шрегера)* [80] мамонтовой и слоновой кости [12, с. 3 - 8] (рис. 1 - В) и др.

Использование сети в качестве орудия охоты в мадленское время [25, с. 515] могло привести к появлению представления о ней как об источнике блага (пищи). В глазах древнего человека наблюдение, что сеть способна лишить животное его способности к движению, а значит и его жизненных сил, могло истолковываться как связь с жизненной силой, или, по его представлениям с душой и с неким иным миром, выступающим первопричиной физической жизни [82]. Вероятно, поэтому изображения сети часто покрывают обрядовые изделия верхнего палеолита — «чуринги» [25, с. 527], (рис. 1 - Д) [98]. По мнению А. Голлана, сеть являлась признаком и изображением Верховной Небесной Богини во время палеолита, воплощающей в себе идеи жизни и смерти [20, с. 89, 165].

На эпоху VII - II тыс.до н.э. приходятся многочисленные изображения сети в пещерах святилища Каменная Могила, связанные с представлениями о водах, приносящих плодородие [36, с. 667, 726]. На глиняной посуде Трипольской археологической культуры известны рисунки ромбической сетки, окружённые «изображением вод». [56, с. 234] (рис. 2-А). Такие изображения хорошо согласуются с идеей некоего воспроизводящего, окультуренного начала (Земли или её части) среди вод, что соответствует древним представлениям о Земле, плавающей в Мировом Океане [6, т. 2, с. 161 - 164]. Отпечатки текстиля на «сетчатой» керамике дьяковской археологической культуры (эпохи раннего железного века) показывают, что ткань для их выполнения изготавливалась по особой технологии с использованием перевивания нитей основы, имитируя сетевое плетение [86, с. 70 - 86]. Учитывая, что глиняный горшок наделялся глубоким мифологическим смыслом и означивал, как правило, антропоморфный образ, связанный с Землёй, такой узор отпечатанный тканью - сетью мог отображать идею плодоносящего начала и одновременно некой силы, выступающей его причиной.

Треугольная сетка — «Сорококлин» — является одним и самых распространённых древнейших мотивов народной писанки [45, т. XVIII — 13, 14, 15, 16] (рис. 2 - Б) [95]. Как известно, яйцо в народной культуре выступает источником жизни и Вселенной [76, с. 5].

По мысли Платона, сфера, разделённая сетью на 120 правильных треугольников, есть тело «первозданной женщины» - «кормилицы творения», организующей материю «вверху и внизу» [61, фр. 52-55, с. 456-458].

Таким образом, ромбическая и детализирующая её треугольная сетка (ромб, разделённый пополам) с древнейших времён выступают в значении силы плодородия, первопричины жизни, космогонического образа Вселенной, её Духа. В таком случае можно предполагать, что выполненный по её контурам узор становится отображением этой силы и составных частей образа Вселенной, а сама сетка является матрицей для его выполнения.

 

Рисунок 1. Истоки форм текстильных узоров геометрического типа А – сорокачастный «Паук». Белоруссия [99]; Б – восемнадцатичастный «Паук» с. Одоевского Тульской области (реплика) [62, 99]; В – линии Шрегера на распиле мамонтовой кости [102]; Г- халцедон Крск-3.Таймыр, плато Путорана, верховье р. Маймеча. Музей Геологии Центральной Сибири, г. Красноярск [15]; Д - фигурка льва (чуринга) [98].  


 

 

Рисунок 2. Истоки форм текстильных узоров геометрического типа (продолжение) А - фрагмент орнамента керамики Трипольской археологической культуры [56, с. 234]; Б - писанка – «Сорококлинка» [95]; В - образование и структура фрактала С. Герасимова: 1-алгоритм получения фрактала, 2-начальная часть фрактала, 3-отражение волн в замкнутом пространстве, 4а, б-примеры фракталов в начертании текстильных узоров [19]; Г - «солнечный диск» Алладжи – Хююк из экспозиции музея Анатолийских цивилизаций, Турция [96]; Д - рабочий рисунок для ткачества на станке[52, с. 21].

 

 

1.2. О математических характеристиках сети

 

С точки зрения математики прямоугольная или ромбическая сеть является изображением базис - решётки векторов переноса для диэдральной*[2] (зеркальной) группы симметрии [13, с. 123 - 125]. Стало быть, ромбическая сеть и выполненный по ней узор возникают как «реализация … математической идеи» в сознании человека [13, с. 38]. По оценке Г. Вейля построение узоров на основе базис — решетки «далеко не тривиально в математическом отношении» [13, с. 125]. Следовательно, для выполнения узоров по сетке требуется обладать определенными математическими навыками, которые обобщают восприятие внешней действительности, а именно — существующие в природе проявления явлений симметрии и самоподобия.

Фракталы* лежащие в основе явлений природы (рябь на поверхности воды), отдельных природных объектов (листья папоротника), строения кровеносной и нервной системы человека и животных, а так же, по - видимому, в строении Вселенной [11, с. 126], способны, как мы считаем, породить представления о понятиях единственного, включающего в себя бесконечность, умножения и воспроизводства, а так же принцип подобия, присутствующий во всех культурах древности. Представление, что элементы всего сущего воспроизводятся по единым правилам, находит своё простейшее графическое выражение в рисунке сети, ячейки которой имеют равные размеры. При этом линии сети воспринимаются нашим мозгом как бесконечное повторение и воспроизводство одного контура, так и воспроизводство, и повторение контуров большего размера, состоящих из нескольких контуров первоначального размера. Возникающие при этом ассоциации с элементами самовоспроизводства в окружающем мире, способны породить идеи обрядовых действий. Видимо не случайно фрагмент рыболовной сети считался одним из самых надёжных и действенных оберегов, который носили молодые в ходе свадьбы [44, с. 233].

В то же время современная физика возвращается к признанию существования Менделеевского эфира — мировой среды, праматерии, обладающей энергоинформационными свойствами [7, с. 48, 64 - 74, 78]. По мнению ряда физиков, мельчайшие частицы эфира обладают способностью соединяться в струны, заполняющие собой пространство " вплоть до взаимного пересечения и появления между ними энергии связи … в результате во Вселенной … образовалась единая трёхмерная ячеистая сетка, представляющая собою основу эфирного кристалла Вселенной" [16, с. 80]. Интересно будет заметить, что в древнем буддийском тексте I - IV в. н.э. «Аватамсака—сутра» содержится описание драгоценной сети Индры, простирающейся бесконечно во всех направлениях, отражая саму себя [93, с. 135 - 136, 66 - 68]. Таким образом, представления о ячеистом строении пространства, развиваемые в наше время, были известны в древности. Наименьшая ячейка в виде ромба осмыслялась в качестве единицы времени, творческого начала, женского лона, божественного истока.

Один из способов построения фракталов, описанных математиками, и встречающихся среди русских текстильных узоров (рис. 2 - В4а, б) заключается в проведении пунктирных линий, отражающихся под постоянным углом внутри прямоугольника или квадрата (фрактал С. Герасимова) (рис. 2 - В1, 2) [19]. При этом указанные линии рассматриваются как упрощённое изображение вектора движения световой, электромагнитной или звуковой волны, возникающей в замкнутом пространстве (рис. 2-В3), отражающейся от его границ и распространяющейся с постоянной скоростью, подобно лучу света, отразившемуся в системе зеркал. Проведение аналогичных линий внутри равностороннего треугольника или октаэдра, даёт замкнутые траектории движения отражающейся волны, разделяющие внутреннее пространство фигуры на треугольные ячейки (рис. 3 - А, Б, В). Такое строение характерно для народного изделия из соломки — «Паука», которого рассмотрим ниже.

Изображённые на одном рисунке, возможные пути движения этих отражённых волн (рис. 3-Г) представляют собой знаки, известные в народных узорах и в археологических источниках. В Белорусской культуре они интерпретируются как образы Перуна — шаровой молнии (рис. 3 - Д, Д1) [35, с. 125, рис. 325].

Известно, что электромагнитная волна, обычно сопровождающая световые или звуковые явления, имеет три вектора направления — волновой вектор и вектора напряженности электрического и магнитного полей [19].

 

Рисунок 3. Изображение движения световых или электромагнитных волн в народном узоре Условные обозначения: А, Б, В – возможные пути отражения волн в замкнутом пространстве октаэдра (варианты) Г – те же варианты отражения волн в замкнутом пространстве октаэдра на одном рисунке Д – Белорусский народный узор Перуна [35, с. 125, рис. 325] Д1 – те же линии отражений волн в виде знака на народном узоре - движение волны при отражении

 

 


 

 

Исходя из этого вероятно, что трёхмерная сетка «Паука» (см. ниже), и двухмерный текстильный узор, показанный на рисунке 3 - Д и 3 - Д1, являются подобием траекторий распространения электромагнитных волн в пределах определённого многомерного пространства, их проэкцией на плоскости фигуры «Паука» или площадь ткани. Общеизвестна способность ощущать линии магнитных полей среди различных представителей животного мира, что позволяет допускать её наличие у человека древности [92, с. 356-367]. Выделение участков путей перемещения э/м волн в виде самостоятельного изображения, возможно в виде образа, возникающего в сознании при наступлении СИЗ* в ходе обрядовых действий или приёма наркотических средств, что встречалось в древнее время [54, с. 4]. Однако такое вычленение формы знака из области бессознательного, определение границ образов в единичные знаки будет опираться на естественную математическую интуицию, единую для всех людей, которой обладает каждый представитель рода «Человек разумный», вне зависимости от языка, навыков, наличия и уровня образования [11, с. 22; 84, с. 90-111]. Это подтверждается тем, что представление об отражении математикой Божественного порядка мироздания хорошо известно со времён античных мыслителей [27, с. 311-350]. Например, в учениях Платона и Пифагора геометрические формы и числа отражают духовные составляющие Вселенной [61, фр. 31-33, 53-57, с. 435-436, 456-461; 27, с. 311-350]. Мы полагаем, что математические характеристики базовой сетки и естественно – математические закономерности образования форм знаков на её основе отражают проявление Космического порядка в природе и в душе человека. Они так же лежат в основе осмысления знаков народного узора и его воздействия на личность и организм человека [34, с. 141 - 142, 147 - 150].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  5. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  6. I Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «КУБОК ПОВОЛЖЬЯ»
  7. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  8. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  9. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  10. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  11. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  12. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь