Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимосвязь означающего и означаемого знака
В этом разделе мы рассмотрим порядок построение знаков из простейших начал.
2.1. Основы образования узора из знаков Производные знаки образуют собственно узор — ритмично повторяемое сочетание единичных и множественных знаков между собой, в который могут включаться и первичные знаки как таковые. Все образующие узор знаки располагаются относительно друг друга двумя способами: раздельно или соединяясь между собой касанием в смежных точках или точке. В последнем случае определение начала и конца контуров отдельных производных и составных знаков зрительно затруднено, но образующие их первичные знаки хорошо просматриваются по точкам пересечения осей симметрии (рис.4-В). Таким образом, положение осей симметрии позволяет вычленять первичные знаки в производных и составных знаках. Точки пересечения осей симметрии выступают смысловыми центрами узора (ядрами), а расстояния между ними определяют ритм воспроизведения многократно повторяющегося знака и его означаемого. Узор может выстраиваться линейно, заполнять плоскость и вписываться в плоскость и в линию одновременно. Компоновка знаков в составе узора в полном соответствии со свойством самоподобия матричной сетки так же подчиняются законам симметрии. Под линейным узором мы понимаем узор, производные знаки которого имеют одну горизонтальную ось симметрии (табл. III-34, 35, 63) или не имеют её вовсе (табл. I-18, 19; табл. III - 33). Обычно такой узор составляют знаки, для выполнения которых в ткачестве требуется 7-15 узорных нитей. Под узором для заполнения плоскости мы понимаем узор, производные или составные знаки которого имеют 2–3 и более горизонтальных осей симметрии (табл. I-20, табл. III-85). Обычно линейные узоры образуют первичные знаки 1–5 порядка и их производные узоры. В русском текстиле для их построения обычно используются группы симметрии I (р111), II (pm11), IV(р112) и V (pmа2) и VII (pmm2) типов [6](согласно международным стандартам, разработанным на основе кристаллографии Е. С. Фёдоровым, и принятым в искусствоведении как классификация Германа – Могена [1, с. 57; 58, с. 113]) (рис. 6-А). Знаки для заполнения плоскости, как правило, строятся из первичных знаков, начиная с 4 порядка, хотя известны небольшие плоскости, заполненные первичными знаками 3 порядка (например, скобкой). В целом для таких композиций характерны группы симметрии p4, p4m, pmm, p4g, редко pm по обозначению Германа - Могена [58, с. 114 - 115]: в замощении плоскости участвуют 1 или 2 первичного знака, расположенные по углам квадратного участка, который переносится или зеркально отражается (рис. 6-Б). Но большинство композиций узора имеют сложную комбинированную структуру (рис. 20): производные и составные знаки (обычно два, редко — три, четыре) из первичных знаков больших порядков выстраиваются в широкую линию, внутрь которой вставляются дополнительные производные знаки, а иногда и отдельные первичные знаки. В такой композиции всегда прослеживаются минимум две вертикальные оси симметрии: расстояние между ними образует звено (повторяющуюся часть) текстильного узора. Кроме того, обязательно присутствуют минимум две - три горизонтальные оси симметрии. Общая линейная композиция при этом обычно относиться к VII группе симметрии (рис. 6-А), но может включать в себя дополнительные различные виды симметрии на отдельных участках. В такой композиции часто знаки, образованные из первичных знаков меньшего порядка вписываются внутрь более крупных по размеру знаков. Последние обычно являются составными знаками или
производными знаками из первичных знаков больших порядков. Эти знаки имеют общие центральные точки циклической и осевой симметрий, совпадающие с точками пересечения вертикальных и горизонтальной осей симметрии композиции. Кроме того симметрично по четырём (реже — двум) сторонам от знаков, через которые проходят центральные оси симметрии, часто располагаются дополнительные знаки – первичные или производные. Они так же могут представлять собой сочетания из вписанных друг в друга производных узоров. Площади знаков узора соизмеряются по математическому закону прямоугольного замощения [1, с. 103 - 104]. Во всех случаях площадь узора имеет двоичную структуру: промежутки между знаками так же являются знаками — либо первичными знаками (в случае непрерывного соединения составляющих узор знаков), либо производными знаками и первичными знаками (в случае раздельного выполнения знаков узора). То есть фон узора так же является узором [38, c. 9 - 10], в свою очередь состоящим из производных и первичных знаков. В Смоленском крае фоновая площадь узора носила название «земли» [38, c. 9 - 10]. Соотношение площадей фона и узора подчиняется определённым пропорциональным закономерностям, которые определяются формой символов и способом их выполнения в традиционной технике ткачества или вышивке. При этом наиболее часто используется такое соотношение знаков и промежутков между ними, в котором их площади равны между собой. Способы воплощения узора в изделие так же основаны на использовании симметрии. Ход изготовления ткани на ткацком станке использует повторение заданной последовательности выборки нитей или её повторение в зеркальном порядке относительно центра или середины узора, называемое в технологии ткачества раппортом [52, с. 13 - 16; с. 21, рис. 18-в] (рис. 2 - Д). Соразмерность начертаний знаков обеспечивается количеством нитей основы и утка, использованных при выполнении узора [23, с. 1 - 3]. Поэтому в народной культуре существовала практика определения характера знаков по числу рядов прокладки уточной (или «узорной») нити в процессе тканья. Так знаки и узоры из них, для образования которых требовалось проложить семь рядов узорной нити, назывались «семеричными» [10, с. 49 - 52]. Количество рядов узорной нити, необходимой для выполнения знака, определяло применение знака в культуре Пензенского края. Там знаки узора на вороте женских «печальных» и недетородных рубах выполнялись в 11-13 узорных нитей, знаки узора праздничных и детородных женских рубах выполнялись большим числом нитей [48, с. 49, 41, 44, ]. Данный принцип определения размера знака предлагаем сохранить для определения производных знаков под названием «рядности» («ричности»). Наиболее часто в народном текстиле используются 7, 9, 13, 21, 28 - «рядные» («ричные») символы, что связано с семеричным характером базовых первичных знаков третьего порядка и ряда их производных знаков.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы