Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Право как меновое отношение: некролог о праве



Для большинства советских марксистских авторов послерево­люционного времени классовый подход к праву означал признание наличия т. н. " пролетарского права". Такое представление, сформи­ровавшееся в условиях " военного коммунизма", получило широкое распространение уже к началу 20-х годов. Вынужденное допуще­ние при нэпе ряда положений буржуазного права наглядно проде­монстрировало неправовой характер " пролетарского права". Одна­ко его приверженцы проигнорировали этот опыт и, оставаясь в прин­ципе на прежних позициях, ограничились лишь отдельными уточ­нениями и коррективами своих взглядов со ссылкой на временный характер нэповского отступления в сторону буржуазных экономи­ческих и правовых отношений и на неизбежность нового наступле­ния в социалистическом направлении.

И в целом следует признать, что эта ориентация на " совер­шенно новое" (по сути дела — неправовое, насильственно-приказ­ное, классово-диктаторское, партийно-политическое) " пролетарское право" пережила период нэпа и в дальнейшем (со второй половины 30-х годов) легла в основу общеобязательных представлений о " со­циалистическом праве" как праве пролетарском по своей классо­вой сущности.

По-другому классовый подход к праву был реализован в тру­дах Е.Б. Пашуканиса и прежде всего в его книге " Общая теория

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий" (I издание — 1924 г., II — 1926 г., третье — 1927 г.)1. В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представле­ния о праве (т. е. главным образом — о буржуазном праве), имею­щиеся в " Капитале" и " Критике Готской программы" Маркса, " Анти-Дюринге" Энгельса, " Государстве и революции" Ленина. Для Па­шуканиса, как и для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное пра­во — это исторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергает воз­можность " пролетарского права".

Пролетариат, согласно Пашуканису, может по необходимости лишь использовать в переходный период для своих классовых ин­тересов буржуазное право, пока не отпадает надобность в этом. В процессе такого пролетарского использования буржуазного права оно и отомрет. " Итак, — писал Пашуканис в середине 20-х годов, — следует иметь в виду, что мораль, право и государство суть формы буржуазного общества. Если пролетариат вынужден ими пользо­ваться, то это вовсе не означает возможности дальнейшего разви­тия этих форм в сторону наполнения их социалистическим содер­жанием. Они не способны вместить это содержание и должны бу­дут отмирать по мере его реализации. Но тем не менее в настоя­щую переходную эпоху пролетариат необходимо должен исполь­зовать в своем классовом интересе эти унаследованные от буржу­азного общества формы и тем самым исчерпать их до конца" 2.

Поскольку Пашуканис свободен от иллюзий о возможности " пролетарского права" и действительное право для него это бур­жуазное право (с объективно необходимыми предпосылками, спе­цифическими свойствами, особенностями и т. д.), его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое пре­одоление права как остаточного буржуазного феномена носят — в общем русле послереволюционного марксизма и ленинизма — тео­ретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и прежде всего сторонников концепции т. н. " пролетарского права". В отличие от защитников в принципе невозможного, несуществующего, иллюзорного " проле­тарского права" (т. е. сторонников " права", хотя и мнимого, но " про­летарского" ) Пашуканис — ортодоксальный (в духе марксизма и коммунизма) противник всякого права, права вообще как обре­ченного на отмирание буржуазного явления. Его правовой ниги­лизм носит принципиальный характер и является теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского уче-

1 См.: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государ­ства. М., 1980. С. 32—181.

2 Там же. С. 152.

200 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ния о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым условиям Пашуканис по существу лишь повторяет, обосно­вывает и развивает то, что до революции было уже сказано Мар­ксом, Энгельсом и Лениным.

И по перипетиям правовой теории Пашуканиса, ее месту и роли в контексте советской юриспруденции, отношению к ней со стороны других авторов и направлений можно судить и о качестве марксистского прогноза относительно судеб права после пролетар­ской революции.

В силу негативного отношения к праву теория права для Па­шуканиса — это марксистская критика основных юридических понятий как мистификаций буржуазной идеологии. В теории пра­ва Пашуканис повторяет критический подход, примененный Мар­ксом в экономической теории. И по аналогии с подзаголовком " Ка­питала" (" К критике политической экономии" ) " Общая теория пра­ва и марксизм" имеет схожее пояснение: " Опыт критики основных юридических понятий". Параметры прогнозируемого коммунизма (экономические, государственные, правовые, моральные и т. д.) в обоих случаях получаются из критики капитализма и состоят в принципе из негативного материала — из коммунистического отри­цания таких буржуазных институтов, норм и отношений, как собст­венность, рынок, товарно-денежные отношения, право, государство, мораль, свободный индивид, правосубъектность личности и т. д.

Поэтому из Марксовой критики в " Капитале" буржуазных экономических и правовых отношений (и выражающих их понятий и категорий), как и из развиваемой Пашуканисом марксистской критики буржуазного права и правовой теории, читатель узнает не то, что будет при коммунизме, а то, чего не может и не должно быть при коммунизме. Что же касается каких-то утвердительных моментов коммунистического прогноза (о росте общественного бо­гатства, об осуществлении принципа " от каждого по способности, каждому по потребности", всестороннее развитие личности и т. д.), то эти позитивные ожидания — в той мере, в какой они не ока­зываются на поверку лишь модифицированными и замаскированны­ми отрицаниями соответствующих " буржуазных явлений" (как кол­лективизм — отрицанием личности, общественная собственность — отрицанием индивидуальной собственности на средства производ­ства, принцип коммунизма — отрицанием формального, правового равенства, диктатура пролетариата — отрицанием государствен­но-правовой формы организации и деятельности публичной власти и т. д.) — остаются плохо увязанными с более реальными и проще реализуемыми негативными характеристиками прогнозируемого строя грядущего всеобщего счастья.

Буржуазное общество — наиболее развитое частнособствен­ническое, товаропроизводящее общество. В соответствии с этим и буржуазное право — наиболее развитое право. Отношение товаро-

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

владельцев и есть, согласно Пашуканису, то " социальное отноше­ние sui generis, неизбежным отражением которого является форма права" 1. Сближая форму права и форму товара, он генетически выводит право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой. Иногда ее именовали и как " трудовую теорию" (Стучка и др.), с чем сам Пашуканис был в принципе согласен, поскольку в его кон­цепции " категории трудовой стоимости соответствует категория юри­дического субъекта" 2.

Собственность, по Пашуканису, становится основой правовой формы отношений лишь как свобода распоряжения на рынке, а наиболее общим выражением этой свободы служит категория субъ­екта. " Поэтому, — пишет он, — одновременно с тем, как продукт труда приобретает свойство товара и становится носителем стои­мости, человек приобретает свойство юридического субъекта и ста­новится носителем права" 3.

В условиях производства и обмена товаров отношения людей выступают, с одной стороны, как отношения вещей-товаров, с дру­гой стороны — как отношения независимых и равных друг другу единиц, правовых субъектов (носителей субъективного права, субъ­ектов права). " Товарный фетишизм, — отмечает Пашуканис, — восполняется правовым фетишизмом... Наряду с мистическим свой­ством стоимости появляется не менее загадочная вещь — право. Вместе с тем единое целостное отношение приобретает два основ­ных абстрактных аспекта — экономический и юридический" 4.

В акте товарного обмена, по Пашуканису, сосредоточены са­мые существенные моменты как для политической экономики, так и для права. Договор (соглашение независимых воль) является од­ним из центральных понятий в праве и входит в саму идею права в качестве ее составной части. " В развитии юридических категорий, — писал он, — способность к совершению меновых сделок есть лишь одно из конкретных проявлений общего свойства право- и дееспо­собности. Однако исторически именно меновая сделка дала субъек­та как абстрактного носителя всех возможных правопритязаний. Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, т. е. способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний. Только постоянное перемещение прав, происходящее на рынке, создает идею неподвижного их но­сителя" 5.

Если генезис правовой формы, согласно Пашуканису, начина­ется в отношениях обмена, то наиболее полная реализация ее пред-

1 Там же. С. 71—72.

2 Там же. С. 187—188.

3 Там же. С. 106. «Там же. С. ПО. 5 Там же.

202 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимакие

ставлена в суде и судебном процессе. Развитие в обществе товарно-денежных отношений создает необходимые условия для утвержде­ния правовой формы как в частных, так и в публичных отношени­ях. И только в таком обществе " политическая власть получает воз­можность противопоставить себя чисто экономической власти, ко­торая отчетливее всего выступает как власть денег. Вместе с этим становится возможной и форма закона. Следовательно, для анали­за основных определений права нет надобности исходить из поня­тия закона и пользоваться им как путеводной нитью, ибо само по­нятие закона (как веления политической власти) есть принадлеж­ность такой стадии развития, где произошло и укрепилось разде­ление общества на гражданское и политическое и где, следователь­но, уже реализовались основные моменты правовой формы" 1.

В товарно-денежном обществе, особенно при капитализме, государство " реализует себя как безличная " общая воля", как " власть права" и т. д., поскольку общество представляет собой рынок" 2. При­нуждение здесь должно выражать власть самого права, быть в интересах всех участников товарно-денежных отношений и право­вого общения, исходить от государства как " общей воли", абстракт­но-всеобщего лица. Принуждение в таком обществе должно по не­обходимости протекать в правовой форме, а не представлять собой акт простой целесообразности. " Оно должно выступать как прину­ждение, исходящее от некоторого абстрактного общего лица, как принуждение, осуществляемое не в интересах того индивида, от которого оно исходит, — ибо каждый человек в товарном обществе — это эгоистический человек, — но в интересах всех участников пра­вового общения" 3.

В качестве такого абстрактно всеобщего лица и выступает го­сударство — публичная власть в условиях рыночного общества. Там, где действует категория стоимости и меновой стоимости, пер­вичными являются товаровладельцы с их автономной волей, а по­рядок власти — нечто производное, вторичное и обусловленное. Функции государства как гаранта рынка определяются требова­ниями самого рынка. " Меновая стоимость перестает быть меновой стоимостью и товар перестает быть товаром, если меновая пропор­ция определяется авторитетом, расположенным вне имманентных законов рынка. Принуждение как приказание одного человека, об­ращенное к другому и подкрепленное силой, противоречит основ­ной предпосылке общения товаровладельцев" 4.

Пашуканис подчеркивает, что именно благодаря появлению и развитию отношений, связанных с меновыми актами, т. е. частными

1 Там же. С. 38.

2 Там же. С. 135.

3 Там же. С. 136.

4 Там же. С. 135.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

отношениями, фактическое властвование (и в целом отношения классового господства и подчинения) приобретает отчетливый юри­дический характер публичности. И выступая в качестве гаранта меновых и вообще частных отношений, " власть становится обще­ственной, публичной властью, властью, преследующей безличный интерес порядка" 1.

Здесь, по Пашуканису, находится ответ на вопрос о том, поче­му " господство класса не остается тем, что оно есть, т. е. фактиче­ским подчинением одной части населения другой, но принимает форму официального государственного властвования", или, иначе говоря, " почему аппарат господствующего принуждения создается не как частный аппарат господствующего класса, но отделяется от последнего, принимает форму безличного, оторванного от общества аппарата публичной власти? " 2.

Классовое господство, подчеркивает Пашуканис, гораздо шире официального господства государственной власти. Наряду с пря­мым и непосредственным классовым господством в рыночном об­ществе вырастает косвенное, отраженное господство в виде офици­альной государственной власти как особой силы, отделившейся от общества.

Из этих и других аналогичных суждений Пашуканиса о госу­дарстве как о форме публичной власти (а не просто классовом по­давлении или классовой политической власти) казалось бы следу­ет, что государство — это правовая организация, поскольку в по­нятии публичной (государственной) власти присутствует (также и по признанию Пашуканиса) правовой аспект: ведь именно момент правового опосредования придает классовому политическому гос­подству характер публичной (т. е. государственной, абстрактно все­общей для общества в целом и всех его членов в отдельности) вла­сти. Будучи последовательным в своем разграничении политиче­ской власти, с одной стороны, и публичной (государственной), с дру­гой, Пашуканис должен был бы с позиций разделяемого им классо­вого подхода к политике, власти, государству, праву и т. д. отме­тить, что классовое господство возможно как в форме политиче­ской власти (т. е. неправовым путем, в тех или иных формах прямо­го, внеправового классового подавления, диктатуры класса и т. д.), так и в форме публичной (государственной) власти (т. е. в правовой форме, в виде правового государства и т. д.). Иначе говоря, он дол­жен был бы признать, что отнюдь не всякое классовое господство, не всякая классовая организация политической власти над обще­ством и его членами, а только правовая форма организации власти есть публичная власть, есть государство. В таком случае, как мак­симум, его классовый подход, логически говоря, позволял бы ему

1 Там же. С. 130.

2 Там же. С. 132.

204 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

утверждать лишь следующее: государство (т. е. публично-правовая власть) тоже носит классовый характер, но эта классовость состоит не в классовом подавлении, не в классовой политической власти, словом, не в диктатуре класса, а в господстве права (с его принци­пом формального равенства и свободой индивидов при их фактиче­ских различиях), в классовой природе этого права, которое по сути своей для Пашуканиса является буржуазно-классовым феноменом.

Но вопреки этому Пашуканис, прибегая к методологическому приему " удвоения действительности", использовал понятие " госу­дарство" в двух совершенно различных значениях — и как органи­зации фактического властвования (классовой диктатуры и господ­ства, аппарата внутреннего и внешнего насилия по принципу клас­совой целесообразности, а не права), и как организации публичной власти (правового порядка власти, правового государства и т. д.). " Государство как организация классового господства и как органи­зация для ведения внешних войн, — писал он, — не требует пра­вового истолкования и по сути дела не допускает его. Это — облас­ти, где царит так называемый raison d'etat, т. е. принцип голой целесообразности. Наоборот, власть как гарант рыночного обмена не только может быть выражена в терминах права, но и сама пред­ставляется как право, и только право, т. е. сливается целиком с отвлеченной объективной нормой" 1.

За подобным отрицанием единого понятия государства ле­жит фактически признаваемая Пашуканисом невозможность сфор­мулировать такое общее понятие с тех принципиально антиправо­вых, правоотрицающих позиций, которые он защищает и развива­ет как ортодоксально марксистский критик всего буржуазного.

Проистекающая отсюда теоретическая непоследовательность и связанная с ней понятийная неопределенность ведут к смешению в категории " государство" разнородных, противоположных феноме­нов — права и произвола, неправовой (диктаторской) политической власти (целесообразного насилия) и власти правовой, публичной.

Однако свою собственную непоследовательность и смешение понятий Пашуканис (в русле принципиальной марксистской мате­риалистической и классовой борьбы против права, юридической идеологии и государства как по сути сугубо буржуазных явлений) выдает за пороки, двойственность, иллюзорность и права, и право­вой теории государства как таковых. " Поэтому, — полагает он, — всякая юридическая теория государства, которая хочет охватить все функции последнего, по необходимости является неадекватной. Она не может быть верным отражением всех фактов государствен­ной жизни, но дает лишь идеологическое, т. е. искаженное, отраже­ние действительности" 2.

1 Там же. С. 130—131.

2 Там же. С. 131.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

Здесь все, как говорится, валится с больной головы на здоро­вую. Из всех этих суждений Пашуканиса прежде всего следует лишь тот вывод, что ему самому не удалось наметить сколько-ни­будь последовательную, внутренне непротиворечивую, понятийно единую, логически целостную, словом, научную теорию, в рамках которой определенная концепция права, опирающаяся на маркси­стские (исторические, экономико-материалистические, классово-пролетарские, коммунистические) представления, объективно со­четалась бы с соответствующими марксистскими представлениями о государстве. Это и не могло ему удасться уже из-за нестыкуемо-сти, в конечном счете, самих марксистских представлений о праве как форме экономико-товарных отношений и о государстве как ор­ганизации классовой диктатуры, классового насилия и т. д.

Кстати говоря, логически и фактически не стыкуются и не со­гласуются между собой также и различные марксистские положе­ния о самом праве (например, характеристики права то как формы экономических отношений, то как воли класса, то как общегосудар­ственной воли, то как средства принуждения, то как продукта об­щества, то как продукта государства и т. д.) или о государстве (на­пример, толкование государства то как организации публичной вла­сти всего общества, то как диктатуры класса и комитета классового господства, то как института, связанного объективно-экономически обусловленными правовыми формами, нормами и отношениями, то как не связанного никаким правом и никакими законами аппарата классового подавления, то как порождаемого экономическими отно­шениями общества вторичного, " надстроечного" явления, то как исходного и решающего " внеэкономического фактора", посредст­вом прямого политического насилия подчиняющего себе общество, изменяющего сущность и характер общественных отношений, оп­ределяющего " базис" общества и т. д.). Причем вся эта разнород­ность суждений об одном и том же объекте усугубляется и дово­дится до полной неопределенности в силу того, что в одних случаях марксистской трактовки соответствующий объект (в нашем случае — право, государство) берется то как реальное явление и факт дейст­вительности (как объективно необходимая, фактически наличная и действительная форма отношений), то лишь как некий идеологиче­ский, т. е., согласно марксизму, ложный, иллюзорный, нереальный, недействительный феномен.

Отсюда, кстати говоря, и многочисленность различных подхо­дов, школ, направлений, претендующих на выражение " подлинно­го" марксизма, ленинизма, коммунизма в вопросах общества, пра­ва, государства, власти и т. д.

В связи со всем этим весьма показательно, что принципиаль­ная невозможность формулирования собственно марксистской юри­дической теории государства (и, в частности, марксистской теории правового государства), — именно марксистской теории взаимо-

206 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

связи права и государства, марксистской теории правового госу­дарства, а не марксистской критики буржуазного права, государст­ва и правового государства и т. д. — выдается Пашуканисом за невозможность вообще юридической теории государства (и вместе с тем теории правового государства) как таковой. Он утверждает, что " юридическое понимание государства никогда не может стать теорией, но всегда будет представляться как идеологическое из­вращение фактов" 1. Пашуканису здесь следовало бы добавить: с точки зрения марксистской правовой и политической идеологии.

Пашуканис не замечает, что именно крайняя идеологизиро-ванность развиваемого им марксистского подхода к праву и госу­дарству, классовая неприязнь к ним как буржуазным явлениям и позволяют ему легко (без научной теории, одной лишь классовой идеологической критикой) разделаться с ними как идеологически­ми извращениями. " Правовое государство, — утверждает он, — это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии... Власть, как " общая воля", как " власть права", постольку реализуется в буржуазном обществе, поскольку последнее представляет собой рынок. С этой точки зре­ния и полицейский устав может выступить перед нами как вопло­щение идеи Канта о свободе, ограниченной свободой другого" 2.

Пашуканису кажется, что, указав на " рынок" как на подопле­ку правового государства, он разоблачил все " иллюзии" о свободе и праве индивидов и оставил их один на один с голой диктатурой буржуазии в виде эквивалентного обмена товаров и полицейского устава. Но сами-то " миражи" (право, правовое государство, инди­видуальная свобода и даже соответствие в правовом государстве полицейского устава кантовскому требованию правового закона) и после подобных " разоблачений" остаются фактами буржуазной действительности, не менее реальными, чем " рынок" и т. д. Так что разоблачения и критика подобного рода призваны лишь вновь и вновь подтвердить негативное отношение ко всем (" базисным" и " надстроечным" ) явлениям капитализма и показать, что уничтоже­ние частной собственности, товарных отношений и рынка в процес­се пролетарской революции означает вместе с тем и ликвидацию права, правового государства, " общей воли" граждан, свободного и независимого индивида — товаровладельца и субъекта права, а также всех иных " миражей" старого мира.

Пашуканис, конечно, прав, когда отмечает несовместимость всех этих " миражей" и реалий буржуазного строя с диктатурой проле­тариата, строительством социализма и коммунизма. Право с его свободным субъектом права, с его способностью к самоопределе-

I

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

1 Там же. С. 88.

2 Там же. С. 136.

нию, отмечает Пашуканис, предполагает товарное хозяйство, об­мен по закону стоимости и эксплуатацию человека человеком в формах свободного договора. " Этот взгляд, — продолжает он, — лежит в основе той критики, которую коммунизм направлял и на­правляет против буржуазной идеологии свободы и равенства и про­тив буржуазной формальной демократии, где " республика рынка" прикрывает собой " деспотию фабрики". Этот взгляд приводит нас к убеждению, что защита так называемых абстрактных основ право­вого строя есть наиболее общая форма защиты классовых интере­сов буржуазии и т. д. и т. п." 1.

Такое отождествление Пашуканисом (вслед за Марксом и Ле­ниным) права вообще с буржуазным правом не оставляло, конечно, места для признания и т. н. " пролетарского права" или какого-то иного, послебуржуазного права.

Сторонники нового (пролетарского, советского и т. д.) права, критикуя позицию Пашуканиса, утверждали, что применяемые им абстрактные характеристики права вообще относятся лишь к бур­жуазному праву, но не к " пролетарскому праву", для которого нужны другие обобщающие понятия. Подобные требования Пашуканис счи­тал недоразумением. " Требуя для пролетарского права своих но­вых обобщающих понятий, — отвечал он своим критикам, — это направление является как будто революционным par excellence. Од­нако оно на деле прокламирует бессмертие формы права, ибо оно стремится вырвать эту форму из тех определенных исторических условий, которые обеспечили ей полный расцвет, и объявить ее способной к постоянному обновлению. Отмирание категорий (имен­но категорий, а не тех или иных предписаний) буржуазного права отнюдь не означает замены их новыми категориями пролетарского права, так же как отмирание категории стоимости, капитала, при­были и т. д. при переходе к развернутому социализму не будет означать появление новых пролетарских категорий стоимости, ка­питала, ренты и т. д." 2.

Действительно, если т. н. " пролетарское право" — это настоя­щее право, оно должно обладать основными свойствами и специфи­ческим качеством всякого права и права вообще, которое, согласно марксизму, нашло свое полное воплощение в буржуазном праве. Поэтому отмирание категорий буржуазного права " при переходе к развернутому социализму", согласно Пашуканису, " будет означать отмирание права вообще, т. е. постепенное исчезновение юридиче­ского момента в отношениях людей" 3.

Но что же представляет собой в действительности то буржу­азное право, которое, по мнению Пашуканиса, сохраняется после

1 Там же. С. 35.

2 Там же. С. 53.

3 Там же.

208 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

пролетарской революции вплоть до его полного " отмирания"? От­вечая на этот вопрос в духе положений Маркса и Ленина о сохра­нении буржуазного права в распределительных отношениях (для распределения продуктов потребления между отдельными произ­водителями по принципу эквивалента, буржуазного " равного пра­ва" ), Пашуканис по поводу времени " отмирания" права замечает: " Маркс берет в качестве предпосылки такой общественный строй, при котором средства производства принадлежат всему обществу и в котором производители не обмениваются своими продуктами. Следовательно, он берет стадию высшую, чем переживаемый нами нэп" 1.

Это — довольно странное замечание, призванное, видимо, объ­яснить, почему прогноз Маркса и Ленина о буржуазном " равном праве" не осуществляется в действительности. При нэпе было до­пущено буржуазное право, но это было нечто совсем иное, чем прогнозированное Марксом и Лениным буржуазное " равное пра­во". Пашуканис этого прямо не признает. Оставляет он без ответа и вопрос о праве до нэпа, при " военном коммунизме". Причины этих умолчаний и туманных оговорок понятны: как отсутствие до нэпа, при " военном коммунизме", буржуазного " равного права" (в Мар-ксовом представлении) в обобществленных и " огосударствленных" распределительных отношениях, так и наличие при нэпе буржуаз­ного права совсем в другом смысле, чем предполагали Маркс и Ленин, никак не согласуются с разделяемой и развиваемой также и Пашуканисом марксистской концепцией буржуазного " равного права" при социализме.

Комментируя соответствующие положения Маркса и Ленина о судьбах права и государства после пролетарской революции и до их полного отмирания при коммунизме, Пашуканис писал: " Раз дана форма эквивалентного отношения, значит, дана форма права, значит, дана форма публичной, т. е. государственной власти, кото­рая благодаря этому остается некоторое время даже в условиях, когда деления на классы более не существует" 2.

Эти рассуждения Пашуканиса оторваны от реалий послерево­люционного развития, которым весьма некритически и догматиче­ски навязывается практически не сработавшая прогностическая схема Маркса и Ленина. Разве до нэпа, в условиях " военного ком­мунизма", распределительные, да и иные общественные отноше­ния строились на началах эквивалентности и права? Разве вынуж­денное после краха " военного коммунизма" ограниченное допуще­ние буржуазного оборота и соответствующего буржуазного права подтверждает, а не опровергает названную марксистскую прогно­стическую схему? И разве диктатура пролетариата (все равно —

1 Там же. С. 54.

2 Там же. С. 55.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

при " военном коммунизме", при нэпе или потом) как форма поли­тической власти была организована в правовой форме и является именно всеобщей, общественной, публичной (т. е. государственной) формой власти, а не внеправовой формой политического классового господства, осуществляемого через правящую пролетарско-классо-вую коммунистическую партию?

Исходя из развитых им самим общих положений о праве, го­сударстве, публичной власти и т. д., Пашуканис, очевидно, должен был бы дать на все эти вопросы однозначно отрицательный ответ.

При такой необходимой последовательности в развитии своих взглядов Пашуканис (да и все марксисты, выводящие право из экономических отношений, а не из актов политической власти, при­казов диктатуры класса и т. д.) должен был бы признать, что там, где нет товарно-денежных отношений, товарного обмена и, следо­вательно, права (частного и публичного), там нет и государства, нет публичной власти, а есть неправовое классовое насилие, диктату­ра класса, его внеправовая, политическая власть, насильственное классовое господство над обществом и его членами, не являющими­ся правовыми субъектами, свободными, равными и независимыми индивидами. Это, в частности, означало бы, что одни классы (на­пример, буржуазия) осуществляют свое господство в формах экви­валентного товарообмена, права и государства, а другие (например, пролетариат) — при отрицании и отсутствии таких форм, путем различных средств и способов классового политического подавле­ния, словом — посредством диктатуры пролетариата. Если, как верно считал Пашуканис (вслед за Марксом и Лениным), нет и не может быть какого-то особого, послебуржуазного " пролетарского права", то ясно, что нет и не может быть также и какого-то особого, после-буржуазного " пролетарского государства" в качестве действитель­ного государства как такового (отсюда и ленинский термин " полу­государство" ).

Ведь для государства (в его отличии от простого классового насилия, диктатуры и т. д.) необходимо наличие соответствующего минимума объективно всеобщего права, оформляющего политиче­скую власть как абстрактно всеобщую, равнозначную для общества в целом и всех его членов публичную власть.

Диктатура пролетариата — это завоевание, удержание и ис­пользование пролетариатом (во главе и через коммунистическую партию) политической власти. Это не новое право и не новое госу­дарство, а радикальное и самое последовательное, насколько это вообще возможно, отрицание всего предшествующего (т. е. по сути и фактически — буржуазного) права и государственности для ре­волюционного движения к неправовому и безгосударственному ком­мунизму. И если Маркс в " Критике Готской программы" и Ленин в " Государстве и революции" и говорят о каком-то остаточно-госу-дарственном характере диктатуры пролетариата, то это концепту-

210 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ально последовательно лишь постольку, поскольку подобные суж­дения высказываются в контексте представлений о сохранении по­сле пролетарской революции буржуазного " равного права" до его полного отмирания. А буржуазное право, отмечал Ленин, предпо­лагает неизбежно и буржуазное государство, так что при комму­низме в течение известного времени в силу сохранения буржуазно­го права остается " даже и буржуазное государство — без буржуа­зии! " 1.

По данной концепции, диктатура пролетариата — это государ­ство в той мере и постольку, в какой мере и поскольку вообще сохра­нятся право (в виде соответствующего буржуазного права). И даже буржуазный характер такого государства определяется, как это вид­но из слов Ленина, буржуазным характером сохраняемого права.

В действительности, как мы знаем из исторического опыта, диктатура пролетариата не стала ни " буржуазным государством — без буржуазии", ни вообще государственно-правовой, публичной формой организации политической власти. Ликвидация частной собственности на средства производства, их социализация, не гово­ря уже о монополизации при диктатуре пролетариата всей полити­ческой власти в руках правящей коммунистической партии, полно­стью исключали возможность сохранения буржуазного " равного права" в том виде, как это предполагали Маркс и Ленин.

Буржуазное право, но совсем в другом смысле и значении, чем это имели в виду Маркс и Ленин, было вынужденно (в силу того, что " военный коммунизм" не привел, вопреки большевистским ожи­даниям, к доктринально спрогнозированному коммунизму) допу­щено диктатурой пролетариата в силу как раз отступления от со­циализма в сторону частнособственнических (буржуазного и мел­кобуржуазного) укладов. Это практически доказывало абсолютную несовместимость социализма и права (неизбежно — буржуазного права в силу отсутствия пролетарского права как права), посколь­ку допущение права (буржуазного права при нэпе) было лишь не­избежным следствием вынужденного допущения несоциалистиче­ских укладов, требовавших правовых форм опосредования. Между тем ясно, что Маркс и Ленин говорили о буржуазном праве при коммунизме для правового опосредования (регуляции) не отноше­ний буржуазного сектора после пролетарской революции, не бур­жуазных товарно-денежных отношений производства и рыночного оборота, а лишь самих социализированных отношений — отноше­ний в сфере распределения в условиях уже ликвидированной част­ной собственности, отмены товарно-денежных отношений и рынка, обобществленности средств производства и т. д.

Получилось как раз наоборот: буржуазное право было допу­щено (и вообще возможно) лишь вне социализированных отноше-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 33. С. 99.

Глава 1. " Новое право": основные направления интерпретаций

ний. Временное допущение буржуазного права при нэпе означало не буржуазное право и " буржуазное государство — без буржуа­зии", а буржуазное право для буржуазии (для узкого, строго кон­тролируемого диктатурой пролетариата круга товарно-денежных, частно-правовых отношений) при политической власти пролетариа­та, которая также и при нэповской " рецепции" некоторых институ­тов частного (но не публичного) права оставалась неправовой дик­татурой, а не государством, не публичной властью.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь