Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основной вопрос философии. Функции философии.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Основной вопрос философии. Функции философии. Основной вопрос философии –об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию), от разрешения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.Материя и сознание - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии: 1. онтологическая (бытийная) – постановка и решение проблемы: что первично – материя или сознание? 2. гносеологическая (познавательная) – познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания? Направления философии: материализм; идеализм; дуализм – существуют две независимые субстанции – материальная и духовная; деизм – Бог, который единожды сотворил мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей, служит только символом); иррационализм – мир хаотичен, не имеет внутренней логики, следовательно, никогда не будет познан разумом. Мировоззрение, его структура и исторические типы. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Философия Древней Индии и Древнего Китая. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться: в проблеме мира и его познания; в проблеме взаимодействия человека и природы; в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами: прекрасного и безобразного; добра и зла; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества; любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания. Натурфилософские школы Древней Греции. Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: o милетская школа; o школа пифагорейцев; o школа Гераклита Эфесского; o элейская школа; o атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: o ярко выраженный космоцентризм; o повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; o поиск первоначала, породившее все сущее; o гилозоизм (одушевление неживой природы); o доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (Милет – крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии). Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: o выступали с материалистических позиций; o занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; o пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); o искали первоначально субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес из Ионии (640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес оставил большое научное и философское наследие, в котором: o первоначалом всего сущего является вода («архэ»); o представлял Землю в виде плоского диска, покоящегося на воде; o неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всё сущее); o допускал наличие множества богов; o считал центром вселенной Землю; o продолжительность года – 365 дней; o сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр(610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: o первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится; o вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы. Законы диалектики. 1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам. 2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой. 3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».
51. Глобальные поблемы, социальное прогнозирование и будущее человечества. Современное состояние культуры и цивилизации и перспективы её дальнейшего развития непосредственного связаны с научно-техническим процессом и преодолением глобальных проблем. Научно-технический прогресс позволил создать благоприятные условия существования и одновременно породил острейшие глобальные проблемы.Суть глобальных проблем состоит в том, что человечество вступает в противоречия с индустриальной цивилизацией, природой и обществом, человеком и обществом, практикой отношений между государствами. Эти противоречия характерны для современной цивилизации в целом. Глобальные проблемы характеризуются тем, что: затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества; вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений; они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты; их решение будет способствовать социальному прогрессу. Выделяют три группы глобальных проблем: 1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности.2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса.3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности.Учёные полагают, что решение этих проблем имеет определённые предпосылки.1. Развёртывание информационной, биотехнической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации вымирания. Эта революция создаёт основу, которая позволяет отвести термоядерную экологическую угрозу. Человечеству необходимо выработать новое видение мира.2. Возможность утверждения в качестве доминирующего нового типа мирового хозяйства, смешанной рыночной, социально-защищенной экономики. Эти экономические отношения будут увязывать интересы хозяйственных субъектов, способствовать нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Ненасилие должно стать регулятором человеческих отношений.4. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и светском вариантах. Необходим поиск того, что может сближать либералов и социалистов, католицизм и православие, коммунистов и консерваторов. Очень важно находить то, что объединяет всех людей планеты Основной вопрос философии. Функции философии. Основной вопрос философии –об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию), от разрешения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.Материя и сознание - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии: 1. онтологическая (бытийная) – постановка и решение проблемы: что первично – материя или сознание? 2. гносеологическая (познавательная) – познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания? Направления философии: материализм; идеализм; дуализм – существуют две независимые субстанции – материальная и духовная; деизм – Бог, который единожды сотворил мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей, служит только символом); иррационализм – мир хаотичен, не имеет внутренней логики, следовательно, никогда не будет познан разумом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1348; Нарушение авторского права страницы