Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Нового времени: эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.



Философия в это время становится наукоцентричной.Основные идеи: Разрабатывается научная методология Возникают 2 направления в теории познания: эмпиризм (акцент на опытных знаниях) Эмпиризм - одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового Основоположник – Фрэнсис Бэкон Джон Локк – «Чистая доска» человек (табула раса)Томас Гоббс – «Левиафан» - государство – чудовище (война всех против всех)Эмпиризм и индуктивный метод Фрэнсиса БэконаФ. Бэкон – лорд-канцлер Англии В тюрьме – «Как жить, чтобы прославиться и принести пользу людям»Наука - самый достойный вид деятельностиНаука принесла пользу всем, но наука в совершенном обществе находится в плачевном состоянии и требует реформПричины плачевного состояния науки: Ученые делили малое значение природе человека и его органам чувствУченые не имели единого правильного методаЗадумывает работу, которую называет «Великое восстановление науки» «Новый фронт» Бэкон выделяет 2 ступени познания: Чувства - основа познания, но они обманывают насРазум – пленен идолами (нашими заблуждениями)Разрабатывает опытный эксперимент для преодоления Великого обмана чувствБэкон выделял 4 вида идолов: Идол рода – все мы представители рода человеческого. Идол пещеры – идол личного кругозора. Идол рынка – идол правильного употребления слов. Идол театра – идол авторитетаМетод → индукция - обобщение (для разума), дедукция – частные случаи, выводы Ф. Бэкон становится основоположником эксперимент –индуктивного естествознания «знание – сила, знание – власть» Сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, т. е. правильный метод поможет найти правильный путь.3 способа познания: Путь муравья (путь эмпирика (опыт)) → очень медленный. Путь пчелы (путь ученого) → самый продуктивный (чувства + разум). Путь паука (путь метафизика – софиста) → идеи из головы.

18. Философия Нового времени: рационализм и метафизика Р. Декарта.

Философия в это время становится наукоцентричной.Основные идеи:

Разрабатывается научная методология

Возникают 2 направления в теории познания: эмпиризм (акцент на опытных знаниях) Эмпиризм - одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового Основоположник – Фрэнсис Бэкон Джон Локк – «Чистая доска» человек (табула раса)Причины плачевного состояния науки:

Ученые делили малое значение природе человека и его органам чувств

Ученые не имели единого правильного метода

Задумывает работу, которую называет «Великое восстановление науки» «Новый фронт»

Бэкон выделяет 2 ступени познания:

  • Чувства - основа познания, но они обманывают нас
  • Разум – пленен идолами (нашими заблуждениями)

Разрабатывает опытный эксперимент для преодоления Великого обмана чувствБэкон выделял 4 вида идолов: Идол рода – все мы представители рода человеческого. Идол пещеры – идол личного кругозора. Идол рынка – идол правильного употребления слов. Идол театра – идол авторитетаМетод → индукция - обобщение (для разума), дедукция – частные случаи, выводы Ф. Бэкон становится основоположником эксперимент –индуктивного естествознания «знание – сила, знание – власть» Сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, т. е. правильный метод поможет найти правильный путь.

3 способа познания:

Путь муравья (путь эмпирика (опыт)) → очень медленный. Путь пчелы (путь ученого) → самый продуктивный (чувства + разум). Путь паука (путь метафизика – софиста) → идеи из головы

18.Рационализм и метафизика рене декарта

Философия в это время становится наукоцентричной.Рационализм - направление в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания.Рене Декарт – основоположникГ. Лейбниц – «Монадология» - мир состоит из божественных монадБенедикт Спиноза – Бог и природа для него в основе всего «Бог причала самого себя»Дэвид Юм – пытается соединить эмпиризм и рационализмРене Декарт – основоположник оптики

Считает, что чувства нас обманывают – великий обман чувств.

Разрабатывает метод радикального сомнения. Сомневается во всем без исключения!

Разрабатывает процедуру картезианского сомнения

В результате процесса картезианского сомнения выводит знаменитое положение «Cogito ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую» 9 лет разрабатывает «Правила для руководства ума», считал, что все открытия в жизни он совершил благодаря этим правилам Метафизику Декарт считал основой и сравнивал философию с деревом, корнем которого является метафизика, ствол – физик, ветви – остальные науки, среди которых он выделил 3 основные: медицина, механика, этика. Как дерево не может приносить плодов без корня, так другие науки не могут приносить пользу до и без метафизики. Дуализм Декарта. В основе мира две субстанции–духовная и материальная. На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом(3 субстанции: материя–делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог). Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание(сфера духовного), которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций. Часы и часовщик (который их создал). Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы (две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Д. пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

19.Немецкая классическая философия: философская система и метод Г. - В. Гегеля.

Философия Гегеля - это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX в.в. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи, т.е. абстрактную, оторванную от человека мысль.Абсолютная идея Гегеля - это действенное начало. Сначала она представляет собой «чистое бытие», лишенное конкретного содержания, т.е. «ничто». Но из-за присущей абсолютной идее противоречивости она, развиваясь, порождает все более богатые по содержанию понятия. В процессе своего развития абсолютная идея порождает природу и начинает существовать в виде своего «инобытия» - материальных явлений.Материальные процессы, развиваясь, приводят к появлению жизни, человека и человеческого общества. С появлением человека абсолютная идея прорывает чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания и мышления людей. На этой стадии абсолютная идея выступает в форме абсолютного духа, который представляет собой обогащенную в ходе своего саморазвития абсолютную идею.Ступень абсолютного духа выступает в трех формах: в форме субъективного духа - индивидуального сознания, в форме объективного духа, т.е. общества, и в форме абсолютного духа, т.е. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия.Абсолютный дух развивается от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от них к мышлению в понятиях (философия). В гегелевской трактовке ярко обнаруживается стремление поставить философию над науками, изобразить ее как некую «науку наук». Но вместе с тем Гегель отчетливо ставит вопрос о связи философии с эпохой, с определенными историческими условиями. Он утверждал, что с изменением условий меняется и философия. Исходя из этого, Гегель выдвинул концепцию истории философии как концепцию ее поступательного движения к абсолютной истине.Заканчивается история философии Гегеля тем, что свое учение он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим провозглашенный принцип развития вступает в противоречие с его замкнутой системой.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А. Достоверность Нового Завета
  4. А.Н. Радищев «философия человека»
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь