Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Ренессанса, ее основные особенности. Пантеизм и диалектика Николая Кузанского, Дж. Бруно. Коперниканский переворот в науке.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе вXIV—XVIIвв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). 2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: • гуманистическое (XIV-XVвв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; • неоплатоническое (сер.XV-XVIвв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; • натурфилософское (XVI- нач.XVIIвв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; • реформационное (XVI-XVIIвв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; • политическое (XV-XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; • утопическо-социалистическое (XV-XVIIвв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства. Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401—1464). Несмотря на то, что он родился в семье рыбака и виноградаря в 1448 г. он стал католическим кардиналом, благодаря своему таланту и способностям. Основные произведения Кузанского: «Об ученом незнании» (1440), «Апология ученого незнания» (1449), «О предположениях» (1450), «О вершине созерцания» (1464). Как и большинство философов его времени, он ориентировался на традицию неоплатоников. Однако он не слепо следовал этой традиции, а внес в нее сущecтвeнныe изменения. Основное положение философии Кузанского — абсолютность Единого. Поскольку это абсолютное Единое не имеет противоположности, он тождественно беспредельному бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же — это минимум. Эти пределы совпадают, причем максимум, включающий в себя все по своей сути является ни чем иным как Богом. Поскольку Бог это максимум, то есть все, постольку он проявляется во всем, в любом процессе, в каждой мелочи. Следовательно, Бог одновременно выступает и как минимум Вселенной. Поэтому максимум и минимум совпадают — они совпадают в Боге, объемлющем все. Гносеология Кузанского. В вопросе познания Кузанский опирается на идею врожденности познания у человека. Знание дано человеку Богом, но поскольку Бог непознаваем (бесконечность и беспредельность не могут быть познаны), то он является пределом познания. Следовательно, и тут мы наблюдаем совпадение максимума и минимума — конечное (т.е. минимум) пытается познать бесконечное (максимум). Бог может мыслиться человеком только как предел. До этого предела мы можем знать, а дальше начинается только лишь область веры, т.е. мы можем только лишь верить. Следующим положением является утверждение о том, что Бог является единственной истиной (ведь он все и он бесконечно абсолютен). Если Бог — истина, а Бог — непознаваем, то и истина — непознаваема. Она не может быть познанной, но она осознается человеком, т.е. он осознает ее наличие. Исходя из этого, путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения божественных предельных истин. Онтология Кузанского. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Что такое пантеизм? Пантеизм (от греч. pan «все» и греч. theys «бог») — это философское учение, отождествляющее бога и мир. Николай Кузанский одним из первых подошел к пантеистическому философскому понимаю мира. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого (максимум) и части (минимум). Минимум — это ограничение максимума, иначе мир не был бы возможным: все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом. Осуществленное Николаем Кузанским отождествление единого с беспредельным абсолютным максимумом разрушает ту картину Космоса, на которую опиралось античное и средневековое мировоззрение. Античная и средневековая космология исходила из признания центра мира и тем самым из его конечности. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Кузанский учил, что земля, как и любое другое небесное тело, не может быть центром Вселенной. Согласно взглядам Николая Кузанского, центр и окружность Космоса — это Бог. Вопрос о том, кем же был по своей сути Николай Кузанский — теистом или пантеистом — остается открытым. Этого мыслителя нельзя причислить к чистым пантеистам, правильнее будет говорить, что он близко подошел к нему. Пантеистические возможности концепции Николая Кузанского были последовательно осуществлены Дж. Бруно. Джордано Филиппе Бруно (1548—1600), итальянский философ и поэт, преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) он был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме был сожжен на костре 17 февраля в Риме. Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало его знакомство с философией Николая Кузанского (у которого Бруно почерпнул и идею «отрицательной теологии», т.е. апофатической, исходящей из невозможности положительного определения бога). Бруно считал целью философии не познание сверхприродного Бога, а познание природы, являющейся «богом в вещах». Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином» (1584)). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «все во всем». Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. «Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет кружатся вокруг нашего Солнца», — писал Д. Бруно в книге «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584). Философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени. Николай Коперник(1473—1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы