Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Сказкотерапия как процесс коррекции, органичный природе ребенка. Куклотерапия
1. Сказка - это самый любимый детьми жанр. И любовь эта, по мнению Бюллера, объясняется доступностью сказки для восприятия детей, для продолжения разных форм активности на ее основе. Восприятием сказки детьми, его особенностями интересовались такие видные ученые, как А. В. Запорожец, Д. М. Арановская-Дубовик, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина, Л. П. Стрелкова и др. Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в книге " Польза и значение детской сказки" обобщил свой опыт использования сказки как средства психотерапевтического воздействия на ребенка. Он работал с детьми, имеющими нарушения в общении и поведении. С помощью сказки Б. Бетельхейм попытался развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности тем, что он делает. По мнению этого исследователя, терапевтической сказкой может быть только народная сказка, так как она является сгустком человеческой мудрости, результатом работы человеческогс сознания и подсознания. 2. Сказкотерапия - это, по выражению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, " лечение сказками", это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образны способы их решения. Сказкотерапия, в свою очередь, - это процесс образования связи между сказочными событиями и реальностью, это процесс активизации ресурсов потенциала личности. Сказкотерапия - это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мир; осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому (клиенту) своей особой сказки. Это процесс познания в наиболее созвучной душе сказочной форме (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000). 3. Формирование сказочной, мифопоэтической модели мира происходит в тесном эмоциональном контакте ребенка с близким взрослым. Первые коротенькие сказки сопровождаются совместными игровыми действиями взрослого и ребенка. Особая манера сказывания, выразительная речь и мимика взрослого, смена противоположных тактильных ощущений и переживаний ребенка расширяют границы его самоощущения. При этом представление сказочного образа происходит через вчувствование в реальную ситуацию взаимодействия со взрослым. Вся прелесть кумулятивных сказок, наиболее созвучных мироощущению детей раннего возраста, состоит в ритмичных повторениях, ярких чувственно-конкретных образах, непосредственном ощущении целостности мира (" Семья - это все люди и все звери" ). Чувства, вызванные сказкой, не угасают после того, как повествование закончено; они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании. 4. Сказка - хоть и парадоксальный, но четко регламентированный жанр. В. Я. Пропп, занимавшийся исследованием этого жанра, составил модель (схему) волшебной сказки:
В поисках сказочных инвариантов В. Я. Пропп предложил понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия в сказке. Так, Баба Яга, дающая волшебный клубок Ивану-Царевичу, Фея, наряжающая Золушку на бал, выполняют одну и ту же функцию - дарителя. Вот как сформулировал В. Я. Пропп свои выводы.
5. Существует много направлений психотерапии, и во всех отмечается огромная роль сказки в развитии личности, но видят это влияние по-разному. Бихевиоральная система считает сказку описанием всевозможных форм поведения. Сказка, в рамках этой концепции, имеет моралистическую ценность. Она демонстрирует поведение героя и следствие этого поведения. Например, в сказке " Колобок" мораль такова: " Не отходи от мамы ни на шаг, а то может случиться непоправимое". Следовательно, сказка обучает ребенка правильному поведению в неизвестных для него обстоятельствах. Транзактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Каждый персонаж показывает нам определенную роль, которую человек может играть или берет в основу жизненного сценария. В повседневной жизни легко найти аналоги любых персонажей " из истории Золушки, от самой Золушки и ее близких до бестолкового Принца и Короля, далее до усатого кучера, который так и не сказал ни слова, а жизнь свою начал крысой. Встречаются в жизни " примериватели" туфелек, которые тычут пальцем в небо, а могут попасть в самую точку" (Э. Берн). То есть у каждого, с точки зрения этой концепции есть и своя роль, и своя сказка. " Психотерапевт обычно, слушая пациента, соображает, какая же волшебная сказка свяжет воедино рассказанные им события. Но гораздо проще бывает попросить самого пациента изложить саму историю в форме сказки" (Э. Берн). В юнгианском анализе герои сказки выступают как субличности части " Я" одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс. Эмоциональный анализ сказок в отечественной психологии видится его создателям как испытательная площадка для " трудных эмоций". Сказка несет в себе внушение моделей поведения, убеждений, жизненных сценариев (Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова и др.). 6. В сказкотерапии существует несколько основных направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. Интерпретация сказок как направление работы. В основе его лежит предположение о том, что сказка несет в себе огромный скрытый смысл и информацию, зашифрованную в сказочных образах. Это направление существует в двух формах: исследовательской и терапевтической. Исследовательская форма как направление работы со сказками связана с именами К. Г. Юнга и М. Л. фон Франц и занимается интерпретацией архетипической природы сказочных образов. Библиотерапия как терапевтическая форма работы со сказкой состоит в чтении ведущим специально подобранной сказки и в последующей дискуссии по ее содержанию. Эти приемы способствуют более глубокому пониманию смысла жизненных явлений. Решение сказочных задач как форма сказкотерапии способствует развитию дивергентного мышления и воображения. Целью сказочной задачи является стимуляция процесса порождения идей для разрешения непростых жизненных ситуаций (" Как вы думаете, почему не смеялась Царевна-Несмеяна? " ). Различные варианты рассказывания сказок (групповое рассказывание, рассказывание сказки от первого лица или от имени персонажа) и различные варианты сочинения сказок позволяют решать разные психодиагностические и психокоррекционные задачи: развитие способности эмоциональной децентрации, развитие фантазии и воображения, преодоление страхов и т.д. 7. В качестве основного помощника психолога могут выступать куклы. Здесь сказкотерапия граничит с игротерапией. В. С. Мухина в своей статье " Дети и куклы" пишет: " Игрушки - не только забава, но также мощное средство психического развития ребенка" (Народное образование. - 1997. - № 5. - С. 21). Она считает, что в нашем языке осталось доказательство некогда одушевленной куклы: мы говорим, например, " куклин дом", даем кукле имя. В древности считалось, что кукла обладает свойствами присваивать чужие души, оживая за счет умерщвления самого человека. В этом значении кукла была представителем черной силы. В фольклоре много сюжетов, когда кукла становится враждебной человеку. Уже в 2 - 3 месяца младенец смотрит на куклу дольше, чем на другие игрушки. По воле ребенка кукла ведет себя так, как хочет ребенок. Какие же куклы необходимы в психотерапии? В. С. Мухина в статье " Дети и куклы" предлагает следующую классификацию. По ее мнению, в кабинете психолога должна быть разнообразная коллекция кукол: прекрасные куклы, герои сказок (с большими глазами, обрамленными ресницами, с коротким носиком и блестящими волосами); " куклы для любования" - очень большие, в рост ребенка; " характерные куклы" (куклы, изображающие девочку или мальчика в зависимости от того, с кем проводится эта работа); куклы, изображающие героев сказок, например домовой, Баба Яга, Кикимора, Буратино, Чебурашка. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева для использования в сказкотерапии предлагает три варианта кукол:
8. Сказкотерапия как метод коррекции страхов и тревожности. Многие исследователи называют сказку " слоеным пирогом смыслов", в котором каждый выбирает тот слой, смысл которого наиболее созвучен мироощущению на данный момент и который может дать ответ на внутренний вопрос. Т. Шишова в книге " Страхи - это серьезно" (М., 1997) предлагает целые серии сказок для решения конкретной проблемы ребенка. И. Медведева и Т. Шишова подчеркивают, что сказка обеспечивает ситуацию безопасности: ребенок отделяет свое " Я" от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. " Происходит угашение" отрицательного разряда, заключенного в воспоминаниях о ситуации, в которой ребенок переживал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка, чему способствует доверительное обсуждение в группе причин возникновения проблемной ситуации. Основные понятия: мифопоэтическая модель мира, структура сказки, идентификация, эмоциональные образы, терапевтические метафоры, решение сказочных задач, сказкотерапия, куклотерапия. Задания для самостоятельной работы
Вопросы для обсуждения
ЛИТЕРАТУРА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы