Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции детского изобразительного творчества



 

Компенсаторная функция (изобразительное творчество как уте­шение) направлена на сохранение и восполнение психического равновесия, эстетически-духовного дефицита, переживаемого деть­ми в реальной жизни. Условно можно выделить несколько аспектов компенсаторной функции:

- отвлекающий — возникает при необходимости переключить ребенка с одного вида деятельности на другой;

- утешающий — реализуется при самой легкой степени наруше­ния эмоционального состояния дошкольника;

- корректирующий — активизируется при возникающих серьез­ных психологических расстройствах, сопровождающихся неадекват­ной реакцией детей на происходящее.

Познавательно-эвристическая функция (изобразительное твор­чество как знание и просвещение). Познавательное содержание изо­бразительного творчества заключается в определении объема худо­жественной информации, доступной, интересной и необходимой детям для создания собственных художественных образов. Эвристи­ческое содержание является для дошкольника открытием, а его усвоение обеспечивает овладение исторически сложившимся опытом в области искусства для последующего его использования в собствен­ном творчестве.

Художественно-концептуальная функция (изобразительное творчество как анализ красоты окружающего мира). Ребенок как художник перерабатывает собственные наблюдения, эстетические впечатления, переживания и т.д., полученные из окружающей жизни, и, преломляя их через собственный изобразительный опыт и худо­жественную интуицию, создает целостную «художественную концеп­цию», приобретающую образную форму.

Функция предвосхищения (изобразительное творчество как предположение). Предвосхищение процесса и результата деятельно­сти на занятиях по изобразительному искусству питает детское во­ображение и обеспечивает овладение детьми знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативная функция (изобразительное творчество как общение) способствует построению ребенком контактов с окружаю­щими, миром искусства и природой.

Информационная функция (изобразительное творчество как сообщение). В ходе занятий изобразительным искусством дети по­лучают определенный объем информации, таким образом, изобра­зительное творчество является специфическим каналом связи и служит обобществлению индивидуального опыта ребенка в области искусства.

Катарсическая функция (изобразительное творчество как духов­ное очищение) обеспечивает эстетическое переживание при вос­приятии произведений изобразительного искусства, способствует снятию психологического напряжения, потрясения, вызывает удив­ление, без которых невозможно создать условия для творческого развития детей.

Воспитательная функция (изобразительное творчество как вос­питание) содействует формированию у дошкольника положительно­го эстетического отношения к себе, близким, окружающему миру, искусству.

Созидательно-преобразовательная функция (изобразительное творчество как создание и преобразование образов) обеспечивает овладение детьми основами изобразительной грамоты и преобразо­вание образов действительности в доступные художественно-вы­разительные образы.

Социализирующая функция (изобразительное творчество как средство социального развития) направлена на усвоение художественно-социального опыта на занятиях изобразительным искус­ством, который является основой формирования личности ребенка.

Социально-организаторская функция (творчество как средство создания развивающей среды) позволяет создавать художественно- эстетическую предметно-пространственную развивающую среду на основе художественно-изобразительного опыта, приобретенного детьми на занятиях изобразительным искусством.

Эстетическая функция (изобразительное творчество как фор­мирование эстетических ценностей) способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, позволяющего им созидать и преобразо­вывать действительность по законам красоты.

Гедонистическая функция (изобразительное творчество как на­слаждение) обеспечивает доставление детям эстетического удоволь­ствия, наслаждения, радости, желания самостоятельно создавать что-либо.

Координирующе-гармонизирующая функция (изобразительное творчество как синтез всех сфер жизнедеятельности ребенка-до­школьника) способствует гармоничному эстетическому развитию личности ребенка, координации формирования эмоционально- волевых, интеллектуальных и других качеств.

Развлекательная функция (изобразительное творчество как раз­влечение) содействует поддержанию интереса, переходящего в по­требность творить, и созданию в ходе этого процесса собственных художественных образов.

Детское изобразительное творчество, выступающее как полифунк­циональное социальное явление, способствует формированию раз­личных качеств творческой личности:

1. Непосредственность, открытость, искренность и правдивость в отображении своих наблюдений, ощущений, отношений ко всему, что окружает и волнует ребенка.

2. Увлеченность творческим процессом, характеризующаяся стрем­лением получить интересную работу, отличающуюся от других.

3.Способность находить альтернативные решения при возника­ющих сложных ситуациях, обнаруживать творческую пытливость.

4. Способность комбинировать знания, умения и навыки из раз­личных видов детской деятельности в процессе создания выразитель­ного образа.

5. Умение использовать приобретенный на занятиях опыт в само­стоятельной деятельности.

6.Способность творчески интерпретировать уже известные спо­собы действия.

7. Умение вычленять простые формы в более сложных.

8. Способность выделить новую функцию в предмете (объекте).

9. Нахождение адекватных способов деятельности в соответствии с изобразительной задачей.

10. Способность гармонизировать различные выразительные сред­ства для достижения целостности образа.

Контрольные вопросы

  1. Какие функции детского изобразительного творчества раскрывают его как средство арт-терапии и арт-педагогики?
  2. Какая функция раскрывается в приведенных примерах:
  3. «Дети увлеклись игрой в уголках, их необходимо организовать на занятие. В этом случае эксперименты с изобразительными материалами, включенные в игру детей, способствуют их пере­ходу от одной активности к другой».
  4. «Ребенок пришел утром в сад и не хочет расставаться с роди­телями. В такой ситуации предложение совместно заняться твор­чеством может отвлечь малыша от возникших переживаний».
  5. Какие качества творческой личности раскрыты в представленных при­мерах?

 

У ребенка не хватает одного колеса в конструкторе, недостаю­щее колесо он может слепить, заменить крышкой от пластиковой бутылки и т.д.

У малыша только три краски (желтого, красного и синего цвета), а нужно изобразить радугу. Соответственно необходимо найти выход — смешать имеющиеся цвета и получить недостающие.

Ребенку младшего дошкольного возраста необходимо изобра­зить вазочку. Для того чтобы доступным способом выполнить это задание, ему нужно в ее сложной форме вычленить более про­стые.

 

Педагогические условия развития детского изобразительного творчества

Общие положения

Для создания собственных художественно-выразительных образов ребенку-дошкольнику необходимо овладеть минимумом художе­ственного опыта, но процесс его освоения затрудняется из-за не­объективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично пере­давать характерные черты какого-либо предмета (объекта), поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы. В этом случае рисун­ки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка.

Репродукция как метод обучения может быть использована на практике, но ее функция сводится к реализации упражнений, на­правленных на формирование тех или иных изобразительных качеств, умений. Применение ее как основного педагогического метода при­водит к развитию стереотипности образов у детей и снижению уров­ня творчества.

На практике мы сталкиваемся и с другим подходом, когда про­дукты детского изобразительного творчества возводятся до уровня «шедевров». При таком взгляде снижается степень объективности в оценке творческого начала. Было бы педагогически неверным счи­тать, что все созданное малышом есть совершенство. Если бы твор­чество являлось объективной характеристикой детей раннего возрас­та, то педагогу не было бы необходимости ставить задачу развития детского изобразительного творчества в ходе педагогического про­цесса. В ребенке заложено очень много предпосылок, составляющих огромный творческий потенциал в области изобразительного искус­ства. Но для того чтобы весь «пассив», которым обладает дошкольник, перешел в «актив», необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты с исторически сложившимися правилами и законами. Это становится возможным только в том случае, если мы объективно подойдем к оценке детских работ. В каждом рисунке, аппликации мы должны видеть возможную перспективу роста и по­казывать ребенку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести ее к большей выразительности.

Еще одна педагогическая модель организации детского изобрази­тельного творчества заключается в том, что педагог стремится до­биться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Например, технику монотипии (на одной из сторон сложенного листка бумаги наносятся мазки краской, после этого листок склады­вается, разглаживается, в результате при раскрытии листа возникает симметричное цветовое пятно) педагог использует для того, чтобы дети получили образ бабочки. Выразительность бабочек наличеству­ет, и все образы индивидуальны, неповторимы, но этот эффект до­стигается благодаря не творческим находкам ребенка, а исключи­тельно специфике данной техники.

Таким образом, для достижения цели в развитии детского изо­бразительного творчества необходимо определить условия, при ко­торых становится возможным не только повысить творческий по­тенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, зало­женный природой.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1988; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь