Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика ознакомления с дизайном



Общие положения

Человек и окружающая его среда выступают в диалектическом единстве. Его духовная жизнь неразрывно связана с материальным миром, который делится на природу и рукотворный мир, или «мир вещей».

В современных условиях предметной среде стали уделять все боль­ше внимания с точки зрения ее духовно-эстетической значимости для формирования художественно-оценочного сознания и мировоз­зрения человека вообще и ребенка в частности. Это объясняется тем, что природа начинает эстетически восприниматься современным дошкольником гораздо позднее, чем вещи, среди которых он прово­дит большую часть времени. На ранних этапах развития воспита­тельное воздействие среды происходит в значительной степени сти­хийно. К младшему школьному возрасту это влияние осмысливает­ся. И задача взрослых — создать условия, при которых рукотворный мир не будет разрушать внутреннюю природу ребенка, а будет спо­собствовать ее развитию.

Сегодня в дошкольном образовательном учреждении одна из за­дач — приобщение детей к эстетическому преобразованию окру­жающей действительности средствами различных видов искусства, в том числе и дизайна, доступных детям дошкольного возраста.

В понятие эстетического освоения и эстетического преобразова­ния исследователи (Л.Г.Белякова, 3. А. Богатеева, А. А. Грибовская, Н. В. Гросул, Е. Б. Горунович, В. Н. Гурвиц, Е.А.Дубровская, Р. Г. Ка­закова, Т. Г. Казакова, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и многие другие) включают познание и эстетическое отношение человека к действительности, которое складывается на основе эстетического восприятия, впечатления и осознания. Имен­но осознания значения красоты в окружающем мире для личност­ного становления ребенка, для открытия и реализации его потенци­альных возможностей.

Одним из видов практической деятельности, способствующим решению преобразовательных задач, можно считать дизайн, цель которого — создать разнообразные формы и вещи, наполняющие окружающую среду.

Дизайн строится на синтезе, интеграции и взаимодействии не­скольких видов деятельности, поскольку процесс создания предмета состоит из множества этапов, начиная с проектирования и заканчивая конструированием. Важно учитывать различные человеческие факторы: физиологические и психологические особенности; проч­ность и функциональность; конструктивность и эстетическую сораз­мерность; удобство и гармонию и т.д.

 

 

Перспектива развития изобразительного творчества у детей стар­шего дошкольного возраста средствами дизайна — насущная потреб­ность, поскольку он дает возможность дошкольникам вести творче­скую эстетическую преобразовательную деятельность во всех сферах их жизни. Дизайнерское творчество соединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно- прикладное искусство и т.д. Детей необходимо знакомить с данным явлением в искусстве, чтобы решать проблему интеграции различных видов их деятельности.

Дизайн помогает ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи — детали костюма, элементы интерьера, пред­меты быта и т.д. На занятиях дети получают знания о материалах, способах их обработки, о процессе создания предметов и их исполь­зования, знакомятся с историей вещей, их происхождением и при­менением в различных исторических эпохах. Дошкольники работают в различных техниках, пользуются разнообразными инструментами и материалами. В процессе работы у детей развиваются фантазия, внимательность, формируются практические навыки.

Формы ознакомительной работы

Процесс ознакомления с дизайном отличается от аналогичного вида деятельности в отношении других видов искусства, поскольку с произведениями и предметами дизайна дети чаще знакомятся в обычной обстановке, для этого не нужно создавать специальные условия, выполнять макеты, чтобы детальнее рассмотреть какие-то отдельные элементы.

Экскурсия. Это одна из форм ознакомления дошкольников с дизайном в музеях, на выставках, где дети могут увидеть подлинные шедевры дизайна (эксклюзивная посуда, старинная мебель, костюмы прошлых столетий и т.д.). Могут быть организованы экскурсии на предприятия, чтобы дети имели представление об индустриальном дизайне и могли сами наблюдать работу сложных аппаратов, меха­низмов либо процесс изготовления предмета дизайна. Такие экскур­сии — большая редкость в современных условиях, и это связано со многими причинами.

Однако несмотря на сложности проведения масштабных экскур­сий, благодаря техническим средствам мы может проводить в усло­виях дошкольного учреждения виртуальные экскурсии, которые по­зволяют сформировать у детей общие представления о том или ином виде дизайна.

Занятия. Их целесообразно делить на две части. В первой части дети теоретически знакомятся с видом дизайна и его предметами, во второй могут в ходе практической деятельности освоить какие-то при­емы, техники дизайна, тем самым закрепить изученный материал.

 

 

Занятия по ознакомлению с дизайном отличаются от всех осталь­ных тем, что дети начинают смотреть на окружающие их предметы с иной точки зрения. Им приоткрываются новые стороны привычных вещей из их повседневной жизни.

На занятии по ознакомлению с вазами дошкольники узнают, что, оказы­вается, вазы бывают различных форм, и каждая форма предполагает раз­мещение в них определенных цветов. В хрустальную высокую вазу не ставят полевые цветы, а прекрасные розы не размещают в глиняном кувшине.

На таких занятиях, прежде чем приступить к рассказу об изучае­мом предмете, детям надо дать возможность самостоятельно обсле­довать объект и только после этого начать беседу. Это необходимо потому, что у детей эмоциональная реакция на что-то новое, необыч­ное всегда будет превалировать над поведенческим контролем. Поэтому, чтобы дети были внимательны и не отвлекались в ходе обсуждения и анализа, сначала следует провести «коллективный осмотр», который удовлетворит любопытство и позволит целена­правленно изучать своеобразие предмета. Для анализа произведений и предметов дизайна можно использовать следующую схему озна­комления с дизайном:

Младший дошкольный возраст

 

1. Хотели бы вы отправиться в путешествие вместе с этим волшебным предметом, который расскажет много нового и интересного?

2. Как вы думаете, этот предмет красивый или нет? А что делает его красивым?

3. Что в этом предмете самое главное?

4. Для чего нужна эта вещь?

5. Как вы думаете, а из чего сделан этот предмет, из какого материала?

6. Какие цвета в этом предмете вы видите?

7. Какие знакомые формы можно встретить в этом предмете?

8. Из каких частей состоит этот предмет?

9. Как вы думаете, где лучше разместить (поставить) этот предмет?

10. Как вы думаете, а чем могла бы быть раньше эта вещь?

11. А знаете ли вы какие-нибудь вещи, похожие на этот предмет?

12. Понравился ли вам этот предмет?

13. Хотели бы вы сами выполнить похожую вещь?

Старший дошкольный возраст

1. Как вы относитесь к этому произведению?

2. Ощущаете ли вы гармонию при восприятии этого произведения?

3. Что делает это произведение красивым?

4. Какие элементы больше всего подчеркивают эту красоту произведе­ния?

5. Что в этом произведении самое главное?

6. Для чего служит это произведение (вещь)? Каково его назначение?

7. К какому виду дизайна относится это произведение?

8. Из чего сделано это произведение? Из каких материалов оно выпол­нено?

9. Каким способом это произведение изготовлено? Применялась ли какая-нибудь техника для ее выполнения?

10. Как вы думаете эта вещь редкая? Или таких вещей много?

11. Какие цвета присутствуют в произведении? Какое их значение?

12. Какие геометрические формы можно выделить в произведении?

13. Из каких элементов состоит это произведение?

14. Есть ли в этом произведении повторяющиеся элементы?

15. Как взаимодействуют части произведения? Гармоничны ли они?

16. Как это произведение взаимодействует с окружающей обстановкой? Нужны ли для этого произведения специальные условия?

17. Как вы думаете, а чем было раньше это произведение?

18. Есть ли похожие на это произведение вещи? Как часто они встреча­ются?

19. Как вы думаете, как будет выглядеть эта вещь в будущем?

20. Понравилось ли вам это произведение? Что бы вы в нем измени­ли?

21. Хотели бы вы самостоятельно сделать подобную вещь?

 

Рассмотренную схему нельзя считать законченной, поскольку она раскрывает самые общие вопросы, которые можно разобрать с деть­ми при ознакомлении с разными видами дизайна. Далее вопросы могут уточняться, расширяться или исключаться, так как исходный уровень восприятия произведений дизайна и эстетического отноше­ния у дошкольников к ним разный. Поэтому общую для всех схему анализа сложно разработать.

Игра. Конкретизировать и одновременно закрепить знания, по­лученные на занятии можно в ходе игр, являющихся как составной частью занятия, так и отдельной, самостоятельной формой. В данном случае игры могут быть и средством, и формой ознакомления. Все зависит от того, какие задачи решает педагог, используя их.

Сюжетно-ролевые игры.

«Мастерская дизайна».

I вариант. Часть детей берет на себя роль дизайнеров, а другая часть — роль заказчиков.

«Заказчики» должны придумывать разные модели, а «дизайнеры» их выполнять. Например, «заказчик» решил сшить костюм, «дизай­неры» должны предложить ему разные варианты, подробно объясняя особенности каждой модели. После этого «заказчик» выбирает одну модель. Затем «заказчик» и «дизайнер» меняются ролями.

II вариант. «Дизайнеры» работают коллективно, выполняя разные варианты одежды из подручных средств, после чего они направляют модели в магазин на продажу, где «продавцы-консультанты» должны подобрать одежду клиентам магазина.

«Путешествие по сказочной стране». Дети «путешествуют» по разным придуманным странам с целью изучения особенностей ор­ганизации в них быта. При этом они не только «путешественники», но и представители этих стран, которые и демонстрируют разные предметы и рассказывают путешественникам о них. А «путешествен­ники» должны как можно больше привести необычных вещей из каждой страны.

«Историки». Дети погружаются в историю создания вещей, транс­порта, одежды и собирают фактический материал о какой-то вещи, а вернее, ее форме в разные исторические периоды. Каждый «историк» потом выступает перед коллегами и делится своими открытиями.

Для того чтобы организовать подобные игры, необходим дидак­тический материал, который можно совместно с детьми и родителя­ми выполнить из подручных средств (бросового материала, включая старые глянцевые журналы). Например, для игры «Мастерская ди­зайна» элементы одежды могут выполняться из картона, обклеенно­го в технике коллажа страницами журналов. Имея арсенал различных атрибутов, дети могут в игре различным образом их комбинировать, экономя время на изготовлении модели. Если слишком долго про­ходится изготавливать модель, то дети теряют интерес и игра оста­ется незавершенной.

Дидактические игры. Эта категория игр самая насыщенная в плане содержания и видового разнообразия, тем более что в изготов­лении эти игры просты.

Игры-вкладыши:

«Одежда для Маши» (игра для детей раннего и младшего дошколь­ного возраста). На плотном картоне изображается кукла, в силуэте которой вырезаются элементы одежды (шапка, воротник, пуговицы, кармашки, сапожки и т.д.). Также из плотного картона отдельно вы­резаются элементы одежды разной формы, чтобы дети учились со­относить форму элементов одежды с формой вырезанного силуэта.

«Вазы для цветов» (для детей разных возрастных групп). Из плот­ной губки или картона вырезаются силуэты различных по форме ваз. Формы выполняются разной сложности. Для детей раннего и млад­шего возраста силуэты цельные, для старших дошкольников они составляются из более мелких форм, создавая иллюзию витража. Особенность игры: помимо определения силуэтов ваз дошкольникам необходимо подобрать цветы к вазам. Цветы к основе крепятся с помощью кнопочек, это дает возможность детям ориентироваться не на силуэты-вкладыши, а на характер формы самой вазы.

«Домотканые ковры» (для детей ранней, младшей и средней групп). В общей основе, выполненной из плотного материала, вырезаются различные по форме орнаменты. Чем младше дети, тем проще композиция и характер орнамента.

«Машины-помощники» (для детей средней и старшей возрастной групп). Силуэты различных машин выполняются из плотного мате­риала, и к ним прилагается набор деталей, относящихся к разным частям машины. Детали иногда незначительно отличаются друг от друга, поэтому детям необходимо точно подбирать их, чтобы полу­чилась определенная модель машины.

 

Игры-конструкторы:

«Кукольный домик» (для детей разных возрастных групп). Со­ставление интерьера домика для куклы. Детям раннего и младшего возраста важно научиться соединять самые элементарные детали, чтобы получить предметы мебели или подбирать только отдельные элементы, например, стол к столу, люстру к бра, покрывало к «дум­кам» и т.д. Старшие же дошкольники составляют интерьер полно­стью, используя декоративные элементы, подчеркивающие конкрет­ное стилистическое направление.

«Машины будущего» (для детей старшего дошкольного возраста). Игра направлена на формирование умения у дошкольников состав­лять с помощью конструктора, детали которого выполняются из спичечных коробочек, маленьких бутылочек из-под питьевых йогур­тов, стаканчиков, разные модели автомобилей. Машины могут ко­пировать как реально существующие автомобили, так и быть фанта­зийными. Такая игра способствует формированию умения выделять новую функцию предметов и объектов.

«Стаканы-превращалки» (для разных возрастных групп). До­школьникам предлагаются разные по форме и размеру пластиковые стаканчики и дополнительные средства (цветная бумага, заготовки, пластилин и пр.), с помощью которых стаканчики превращаются в различные предметы, игрушки.

Игры с карточками:

«Ярмарка товаров» (для детей разных возрастных групп). В ком­плект игры входят большие карточки с разделенными секторами, в которых изображены предметы какого-то одного вида дизайна; ма­ленькие карточки, на которых также изображены предметы дизайна. Выбирается ведущий, который по очереди открывает маленькие кар­точки и называет предмет, который там изображен, остальные дети должны заполнять свои большие карты. Выигрывает тот, кто внима­тельнее и быстрее заполнит свои карты.

«Магазин товаров» (для детей разных возрастных групп). В ком­плект игры входят карточки с изображением различных предметов дизайна. Детям необходимо из цепочки карточек вычленить те, ко­торые не соответствуют определенному виду дизайна.

«Интерьер для кукольного домика» (для детей среднего и старше­го дошкольного возраста). Дети должны научиться соотносить схему с реальным изображением. Для этого в комплект игры включаются карточки двух видов. Одни карточки — схематические изображения планировок разных помещений (гостиных, кухонь, ванных комнат, столовых, спален, коридоров, рабочих кабинетов и т.д.), а другие — реальные изображения этих же помещений. Детям необходимо определить, какая схема соответствует какому изображению.

 

 

«Одень Машину семью» (для детей разных возрастных групп). Из плотного картона вырезаются куклы, изображающие людей разных возрастных категорий (дети, подростки, родители, бабушки и дедуш­ки). К каждой кукле предлагается набор одежды, рассчитанной на разные сезоны. Необходимо одеть куклы в соответствии с возрастом, временем года и погодой.

«Помоги специалистам» (для разных возрастных групп). Дети подбирают карточки с изображением костюмов, инструментов, атри­бутов, соответствующих определенным профессиям.

Игры-пазлы: «Магазин одежды», «Сервизы», «Мебель».

Игры с игровым полем:

«Путешествие за семь морей» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле изображена карта мира, на нее сплошной линией нанесены пути-дороги, по которым дети должны доставить товар из одной страны в другую, минуя различные препятствия.

«Фабрика» (для детей старшего дошкольного возраста). Игровое поле разделено на несколько областей, каждая из которых соответ­ствует определенному участку предприятия, выполняющему конкрет­ную функцию. Детям необходимо выпустить продукцию фабрики, пройдя все стадии изготовления, устраняя неполадки. На игровом поле есть сигнальные карточки с вопросами, при попадании на ко­торые нужно правильно ответить на вопрос, чтобы продолжить путь. Вопросы каждый раз меняются, чтобы детям было интересно и они учились ориентироваться в различных ситуациях.

Малоподвижные игры.

«Мир игрушек» (для детей среднего и старшего дошкольного воз­раста). Выбирается ведущий, «продавец» магазина «Игрушки». Ког­да «покупатели» приходят в магазин, они должны выбрать игрушку, но прежде чем ее взять с собой, им нужно угадать ее вид по тело­движениям.

«Угадайка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети делятся на ведущего и игроков. К определенному виду дизайна подбираются предметы, его раскрывающие. Ведущий бросает мяч игрокам, произнося название любого предмета (относящегося или не относящегося к выбранному виду дизайна), а игроки должны поймать мяч, если предмет имеет непосредственное отношение к выбранному виду дизайна, или оттолкнуть его, если предмет к нему не относится.

«Кто больше» (для детей старшего дошкольного возраста). Детям необходимо вспомнить как можно больше предметов, относящихся к определенному виду дизайна

 

 

«Игра-загадка» (для детей старшего дошкольного возраста). Ве­дущий загадывает определенный предмет дизайна, а все игроки, за­давая наводящие вопросы, должны назвать предмет, который загадал ведущий.

Совместное рассматривание альбомов с фотографиями произ­ведений дизайна. Сделать такие альбомы можно, привлекая к этому процессу самих детей. Во время изготовления и в ходе последующе­го рассматривания дети вспоминают изученный материал, закрепля­ют полученную информацию.

Ознакомление дошкольников с дизайном как видом искусства — сложный процесс, требующий большой подготовительной работы. Он легко включается в общую сетку занятий и режимные моменты, не нарушая их структуру. Для самостоятельной деятельности детям можно предложить игры, связанные с дизайном. Также возможно ознакомление со многими видами дизайна (с дизайном посуды, с сервировкой стола и др.). Оформляя выставку, дети знакомятся с дизайном выставочных экспозиций.

Примеров применения знаний о дизайне в повседневной жизни детей очень много. Нужно только уметь педагогически верно плани­ровать работу на занятиях и вне их, чтобы каждая форма деятель­ности детей содержала в себе развивающий потенциал.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика ознакомления детей дошкольного возраста с произведением дизайна?

2. Каким вопросам следует уделять внимание в первую очередь?

3. Какое значение оказывает дизайн интерьера на формирование эсте­тического вкуса дошкольника?

4. Нужно ли дошкольникам раскрывать положительные и отрицательные воздействия на жизнедеятельность человека?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 6148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь