Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этап творческого конструирования



Стадия элементарных построек. Ребенок, совмещая несколько деталей, создает простейшие постройки, сначала мало похожие на ре­альные объекты, но понятные ему, поэтому он включает их в игру.

 

Артем (11 мес.), поставив кубик на кирпичик, сверху устанавливает ма­шину и звукоподражанием, мимикой, жестами показывает, что у него по­лучился гараж. И хотя взрослым постройка мало чем напоминает гараж, Артем с полной уверенностью утверждает обратное.

 

Первые конструкции, так же как и первые рисунки, не отличают­ся большим реализмом, но, самое главное, в этот период дети на­чинают вкладывать определенное содержание в то, что они создают. Таким образом, можно говорить о начавшемся преобразовании зри­тельного, познавательного опыта в конструктивные образы.

Роль взрослого в этом процессе значительна. Учитывая, что уро­вень развития конструктивных умений детей невелик, необходимо расширить содержательную и техническую стороны конструкций. Нужно показать малышу, что один и тот же объект можно построить разными способами, используя разнообразные детали и конструк­тивные приемы. Взрослые, вступающие в сотворчество, должны подробно пояснять все свои действия, чтобы малыши могли запом­нить алгоритм постройки того или иного объекта.

 

Стадия подражания и копирования. Именно на этой стадии у детей очень часто пропадает интерес к конструированию, поскольку они не всегда могут самостоятельно найти адекватные способы соз­дания построек, а взрослые не так часто помогают им. Чтобы акти­визировать детское конструктивное творчество, нужно расширить представления детей о механизмах возведения построек из конструк­торов разных типов (от «Теремка» до «Лего»), тем более что ныне есть возможность выбора в зависимости от предпочтений и потреб­ностей. В этом случае подражание и копирование позволяют более детально опробовать разные конструктивные приемы, чтобы в даль­нейшем быть независимым в плане техники.

На стадии копирования параллельно с соответствующими упраж­нениями целесообразны фрагментарная репродукция, творческие задания с целью ознакомления детей с архитектурными сооруже­ниями, различными по стилю и характеру, а также с предметами дизайна, так как оба вида искусства напрямую связаны с конструк­тивным творчеством.

Когда ребенок понимает суть конструктивных приемов, у него появляется потребность создать свою постройку.

Стадия свободного конструирования. Дети не просто стремят­ся к самостоятельности в возведении конструкций, но и стараются придать своим сооружениям конструктивную образность. Конечно, первоначально дети выполняют постройки с опорой либо на картин­ки, либо на схемы. Иногда в качестве образца выступают фотографии тех или иных объектов. Но чем больше построек дети создают, тем больше новшеств они в них вносят.

Если недостает каких-то деталей для того, чтобы получилось за­думанное сооружение, дети легко находят им замену, используя для этого различные материалы: природные, бросовые, пластические. Все создаваемое детьми в процессе конструирования активно ис­пользуется в игре, дети конструируют в большей степени для игры, которая выступает в качестве стимулирующего фактора.

Как правило, детские конструкции выполняются на основе ком­бинирования отдельных фрагментов: башню я возьму с этой картин­ки, а мост — с другой. Но бывает, что дети, используя базовые фор­мы, придают постройке новый вид.

Стадия конструктивного фантазирования. Дети не только придумывают оригинальные и необычные по форме конструкции, но и нестандартные, новые приемы, способы соединения деталей.

Ваня (6 лет) неожиданно для себя открыл, что мелкие детали на кон­струкции можно закрепить с помощью глины и воска.

Конструктивное творчество не ограничивается работой со строи­тельным материалом. В его состав также входит деятельность с при­родными и бросовыми материалами, бумагой. Однако выделять этапы и стадии конструктивного творчества в процессе работы с этими материалами представляется нецелесообразным, поскольку самостоятельно ребенок не воспринимает обозначенные материалы как средства для создания какой-либо конструкции. Только от педа­гога или взрослого он может узнать об их конструктивных возмож­ностях. Если в работе с конструктором или с красками дети, даже не имеющие изобразительного опыта, с интересом экспериментируют, открывая для себя различные приемы, то действия с каким-либо из указанных материалов приводят, как правило, к довольно ограни­ченным и примитивным результатам.

Работа с бумагой сводится к тому, что ее мнут, на ней рисуют, ее режут ножницами или рвут руками. Других приемов конструирования из бумаги дети самостоятельно найти не могут.

Примерно такая же ситуация с природными и бросовыми мате­риалами. Поделки, которые дети самостоятельно способны создать из них, крайне просты, а иногда шишки, травки, коробочки, пласти­ковые бутылки воспринимаются только с точки зрения их прямого назначения, и не более того. В связи с этим конструктивное творче­ство с использованием природного, бросового материалов и бумаги логичнее рассматривать с точки зрения целенаправленного обучения в разделе, раскрывающем специфику данного вида творчества.

Для того чтобы иметь полное представление о том, как проис­ходит творческое развитие ребенка в различных видах деятельности, важно рассмотреть особенности взаимодействия дошкольника с пла­стическими материалами.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается отличие творческого развития в конструировании по отношению к рисованию?

2. Нужно ли обучать дошкольников созданию конструктивных образов или этому они могут научиться самостоятельно?

3. Каким образом можно вызвать интерес детей к конструированию, если они не проявляют активности?

 

Этапы развития детского пластического творчества

Суть пластического творчества

Пластическое творчество — вид творческой деятельности, к кото­рому не всегда относятся с должным вниманием. Одна из причин за­ключается в том, что основную задачу дошкольного образования родители и многие педагоги видят в подготовке детей к школе. Рисование оказывается в лучшей ситуации, поскольку каждый понимает, что оно способствует развитию мелкой моторики, которая необходима для подготовки руки к письму, и в определенном смысле приучает к кал­лиграфии. Лепка тоже развивает мелкую моторику, но это, по мнению некоторых практиков, более трудоемкий и хлопотный процесс, осо­бенно лепка из глины. Ведь помимо подготовки и уборки рабочего места, что занимает большое количество времени, нужно организовать сам процесс обучения. А это сделать не всегда легко, так как очень часто дети отказываются брать в руки данный материал из-за боязни испачкаться, и, следовательно, их нужно уговорить, заинтересовать, а педагог иногда сам оказывается недостаточно подготовленным к ра­боте с глиной. Это приводит к упрощению пластического творчества. Вместо глины все чаще используют либо пластилин, либо пластиче­скую массу, а занятия ограничиваются в основном тем, что дети за­нимаются предметной или декоративной лепкой, повторяя за педаго­гом все этапы выполнения того или иного предмета. Творчества в полном смысле слова, т. е. свободного пластического выражения ре­бенком своих чувств, не получается. Самостоятельно дети тоже очень редко занимаются лепкой, поскольку и в дошкольном учреждении, и дома пластические материалы не находятся в их свободном распоря­жении. Рассмотрим, как развивается творчество в лепке.

Ознакомительный этап

Дошкольник обследует пластические материалы, пытается понять суть лепки. Этот этап условно делится на несколько стадий.

Стадия пластической игры. Малыш (примерный возраст 10 мес. — 1 г. и 2 мес.), которому попал в руки комочек пластическо­го материала, начинает им манипулировать, совершая разные дей­ствия исследовательского характера. В данном случае ребенку лучше давать специальный пластилин, гипоаллергенный, не содержащий вредных примесей. Разминая комочек в руке, малыш его может за­сунуть в рот, понюхать, постучать им, бросить на пол, размазать по поверхности. Но все его действия направлены на изучение этого не­понятного ему материала, каждая манипуляция с которым вводит его в изумление. Он удивляется изменениям формы, его свойствам.

Не все малыши сразу расположены брать в руки пластилин, но при этом они демонстрируют огромный интерес к нему. Необходимо создать условия, при которых они избавятся от страха перед новым материалом.

Алеша (1 г.), увидев кусочек пластилина, потянулся к нему, а потом резко отдернул руку, когда коснулся комочка. Педагог взял комочек и спря­тал его в кулаке, при этом сказал: «Посмотри, а комочек-то спрятался, он решил с тобой поиграть». Потом, раскрыв ладонь, произнес: «А вот он по­явился, какой он шалун. Ой, да он еще и прыгать умеет, смотри, как он прыгает». И педагог, схватив комочек двумя пальцами, стал совершать рит­мичные движения, имитируя прыжки. Затем продолжил: «Наш пластилин опять спрятался в ладошках и стал там бегать. Вот он бегает, бегает...» Пе­дагог тем временем совершал круговые движения ладонями. «Посмотри, наш комочек в шарик превратился и снова стал прыгать. Он и к тебе может прыгнуть, хочешь? » Алеша кивнул головой. Тогда педагог перенес шарик на ладошку Алеши. Тот сразу заулыбался и зажал комок в кулак. Потом разжал и удивился, что шарик стал расплющенным. Но педагог объяснил, что пла­стилин — большой шутник и фокусник, он все время меняется. «Вот смотри, как он сейчас превратится в шарик. Для этого нужно положить его на одну ладошку и другой накрыть, а затем покрутить ими, вот так. Ну вот и полу­чился шарик». После такой игры Алеша, посмотрев на пластилин другого цвета, попросил другой кусочек, и, получив его, стал повторять все действия, которые совершал ранее педагог. Конечно, его действия были неуклюжими, нецеленаправленными, но ребенок изо всех сил старался крутить комок пластилина, чтобы тот превратился в шарик. И когда, не без помощи педа­гога, шарик был получен, Алеша направился к маме, показывая на пласти­линовый шарик и стуча себя в грудь, как бы говоря, что это он сделал.

 

После наблюдения за изменениями формы кусочка пластилина ребенок стал проявлять интерес к нему не как к предмету манипу­ляции, а к объекту игры. Причем игры, имеющей познавательный характер, что значимо для дальнейшего развития ребенка.

 

Стадия экспериментов. Дошкольник не просто повторяет дей­ствия взрослого, направленные на преобразование формы пласти­ческой массы, а стремится опытным путем узнать новые свойства и возможности пластилина. Здесь важна роль педагога, который не­навязчиво покажет, как каждый комочек пластилина может стать сказочным персонажем, знакомым предметом и как для этого нужно с ним обращаться.

В этот период ребенок очень нуждается в знаниях и умениях взрос­лого для того, чтобы самому научиться работать с пластическим ма­териалом. Однако в возрасте от 1, 5 года до 2 лет дети стремятся все попробовать сами, иногда даже настаивая: «Я сам». Эти две характе­ристики данной стадии проявляются то последовательно, то парал­лельно.

Иногда дети, экспериментируя с пластилином, не подпускают к себе никого, стараясь самостоятельно что-то сделать. Но когда у них не получается реализовать задуманное, они обращаются к взрослому с просьбой помочь.

В этот момент важно привлечь к совместной отработке приемов лепки. Иначе такая помощь будет неэффективной и впоследствии может привести к потере интереса к лепке вообще.

Стадия экспериментов очень благодатна в плане обучения детей, поскольку, демонстрируя разные приемы и способы лепки, можно показать, как их использовать для создания пластического образа.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь