Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. Романтизм во Франции



 

Основные понятия: эмансипация, Реставрация, роялизм, литературный манифест, утопический социализм

Содержание темы:

Отражение политических событий конца XVIII – XIX веков в эстетической теории и творческой практике французских романтиков.

Ранний этап в развитии французского романтизма. Ф. Р. де Шатобриан. Полемика с просветителями, противопоставление вере в разум мистики и интуиции. Тезис о необходимости религиозного «укрощения» человека, проповедь христианского смирения и её художественное воплощение в повестях «Атала» и «Рене». Психологическое мастерство Шатобриана.

Ж. де Сталь и её отношение к революции 1789 г. Стремление выявить влияние общественной жизни на литературу и проследить обратный процесс («О литературе»). Главная идея книги: неизбежность революционных перемен. Романы «Дельфина» и «Коринна». Создание первых во французской литературе образов эмансипированных женщин.

А. де Виньи. Неприятие буржуазных отношений и осознание невозможности восстановить феодальный строй – основные причины пессимизма Виньи. Главный мотив поэзии Виньи: страдания выдающейся личности, в гордом одиночестве возвышающейся над «толпой» («Смерть волка»). Исторический роман «Сен-Мар». Идеализация дворянской молодёжи XVII в. Образ кардинала Ришельё как символ новых, буржуазных отношений.

В. Гюго. Эволюция политических взглядов Гюго – от роялистских убеждений юности к признанию демократии. Предисловие к драме «Кромвель» – манифест французской романтической школы. Концепция жизни как борьбы противодействующих сил и теория контрастов. Проблема «правды» в искусстве. Проблема «местного колорита».

«Собор Парижской богоматери»: воссоздание эпохи позднего средневековья в романе, его антифеодальная и антиклерикальная направленность. Изображение борьбы добра и зла. Собор и «двор чудес» как реалии средневековья и как центры действия в историческом романе. Приём контраста и его роль в обрисовке персонажей. Народная тема в романе. Демократические тенденции в романе. Символический смысл образа Собора. Понятие «рока». Соотношение вымысла и исторического факта.

Творчество В. Гюго после революции 1848 г. Сборник стихов «Возмездие». Обличение буржуа, церкви, государственных учреждений, способствовавших приходу к власти Наполеона III.

Обличение буржуазного строя и защита обездоленных представителей народа в эпопее «Отверженные». Проблема преступления и наказания. Роль идей утопического социализма в мировоззрении Гюго. Изображение революционных боев 1832 г. Проповедь милосердия и морального совершенствования. Два возможных пути общественного переустройства. Образы Жана Вальжана и Анжольраса. Фигуры детей в романе (Гаврош, Козетта).

Двойственное отношение к Парижской Коммуне и его отражение в стихотворениях сборника «Грозный год». «93-й год» - роман о восставшем народе. Противопоставление двух социально-политических концепций, воплощённых в фигурах Говена и Симурдена. Проблема революционного насилия и милосердия. Образы вождей революции и её врагов. Народ в романе.

Ж. Санд. Пропаганда и защита в творчестве Ж. Санд социально-утопических и республиканских идей. Критика буржуазной морали и проблема женской эмансипации. Расширение и углубление социальной проблематики в романах 1840-х гг. Общественное значение литературной деятельности Ж. Санд. Ж. Санд и Россия.

 

 

Тема 5. Романтизм в США

 

Основные понятия: фронтир, расовая сегрегация, аболиционизм

Содержание темы:

Социально-политические предпосылки зарождения романтизма в США. Романтизм как период становления американской национальной литературы. Отличительные черты американского романтизма. Конфликт американской мечты и американской действительности и его отражение в литературе США. Творчество В. Ирвинга. Романтическая ирония в новеллистике В. Ирвинга («Рип ван Винкль»).

Творческий путь Ф. Купера, тематическое разнообразие его романов. Демократизм положительных героев. Критика несовершенства американского буржуазного общества. Воспроизведение действительности с позиций романтического идеала. Поэтизация природы в романах о Кожаном Чулке. Своеобразие писательской манеры Купера: сочетание авантюрности, поэтичности и точности в описании быта и нравов американцев.

Творчество Э. А. По. Критика буржуазного прогресса и капиталистического мира. Рационализм и иррациональное в творчестве Э. По. Поэтизация «ужасов». Создание жанра детектива («Убийство на улице Морг» и др.). Интеллектуальный герой, бескорыстно решающий запутанные задачи, поставленные жизнью. Психологическая напряжённость лирики Э. По («Ворон», «Аннабель Ли»).

Г. У. Лонгфелло. Отражение в поэзии Лонгфелло различных оттенков человеческих чувств. Пейзажные зарисовки. Главная тема творчества – осуждение рабства («Невольничьи песни», «Песнь о Гайавате»). Интерес к жизни и творчеству индейцев. Обращение к фольклорным источникам.

 

Содержание практических занятий

 

ТЕМА 1. Практическое занятие по теме:

Специфика немецкой романтической новеллы

(Л. Тик. Белокурый Экберт. А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля)

 

Понятия: двоемирие, двойничество, литературная сказка, иррационализм, мистицизм, романтическое томление, романтическая ирония

Вопросы для обсуждения:

 

1. Характеристика йенского и гейдельбергского этапов в развитии немецкого романтизма.

2. Фольклорная сказка и литературная новелла-сказка. Их сходства и отличия.

3. Необычные и специфические жанровые особенности новеллы-сказки: соединение реального и ирреального:
а) принцип двоемирия в новеллах;
б) мотив двойничества;

в) мифологические, сказочные, фантастические и мистические элементы в новеллах;
г) гротеск и его функции;
д) пространственно-временная организация действия в новеллах;
е) особенности романтической иронии, средства ее выражения;
ж) предметно-вещный мир в новелле, значение и функция вещи.

4. Как ставятся и решаются в произведениях:

а) социальные проблемы (бедности и богатства, проблема денег и др.);

б) нравственные проблемы (преступления и наказания, чести и бесчестия и др.);

в) философские проблемы (свободы и несвободы, проблема выбора).

 

5. Конфликты и характеры в новеллах Тика и Шамиссо.

6. Роль науки в романтическом мироощущении Шамиссо, изменение отношения к научным знаниям у героя новеллы.
7. Символический смысл, нравственная идея финала новеллы Шамиссо.

 

Базовые учебники:

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы 19 века. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 256 с.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Тик Л. Белокурый Экберт.

2. Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля.

 

3. Архипова И.А. Романтическая ирония и система жанров в раннем творчестве Людвига Тика. М., 1982

 

4. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

5. Бент М.Н. Поздняя новеллистика Людвига Тика. Проблемы метода и жанра // Известия А.Н. СССР т.49 № 4 с.372-379 М.1990

6. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

7. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. М, 2005

8. Грешных В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

9. Данилевский Р.Ю. Людвиг Тик и русский романтизм. В кн.: Эпоха романтизма. - Л. 1975

10. Дмитриев А. С. Предисловие // Избранная проза немецких романтиков. М., 1979. Т. 1. С. 3 – 30.

11. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

12. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т.6.
История немецкой литературы в 5-ти тт. М., 1966. Т.3.
Карельский А. Драма немецкого романтизма М, 1992

13. Философия немецких романтиков. М., 1980.

ТЕМА 2.

План практического занятия

по повести-сказке Гофмана «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»

 

Понятия: повесть-сказка, гротеск, романтическая ирония, филистерство

Вопросы для обсуждения:

 

1. История создания «Маленького Цахеса».

2. Проблема двоемирия и её разрешение в «Маленьком Цахесе».

3. Соотношение мира фантастического и мира реального в повести-сказке Гофмана:

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

4. Полемика с просветителями (программа Андреса).

5. Основные темы повести-сказки.

6. Образ Цахеса-Циннобера. Сказочное и социально-разоблачительное в этом образе.

7. Образ Бальтазара и его роль.

8. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

9. Изображение князя Пафнутия и его двора.

10. Критика филистерства (Мош Терпин и др.).

11. Демократическая тема в сказке (народ и его представители).

12. Особенности романтической поэтики, сюжета, композиции в произведении. Главные черты метода Гофмана, проявляющиеся в повести-сказке.

 

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Гофман Э.Т.А. Маленький Цахес, по прозванию Циннобер (в переводе А. Морозова)

2. Э.Т.А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987.

3. Батракова С.П. Утопия романтизма в зеркале самоиронии (Э.Т.А. Гофман). // Искусство и утопия. М., 1990.

4. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман. // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 463-537.

5. Ботникова А.Б. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

6. Карельский А. От субъективного пламени к теплу объективности (жизненные воззрения Гофмана). //От героя к человеку. М., 1990.

7. Полюдов В.А. О характере гротеска в «Маленьком Цахесе» Э. Т. А. Гофмана. // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. Вып. № 4, 2005.

8. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана. // Скотт В. С/с в 20 т. М.-Л., 1965, т. 20.

9. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

10. Чавчанидзе Д. Романтический мир Э.Т.А.Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. М., 1981

 

ТЕМА 3.

План практического занятия


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь