Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История русской зарубежной литературы 19 века



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История русской зарубежной литературы 19 века

 

Направление подготовки: 050100 – Педагогическое образование

Профиль подготовки: «Русский язык и литература»

 

Квалификация выпускника: Бакалавр

 

Пермь

ПГПУ

 

 

Рецензент:

Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ПГПУ Петрова Н.А

 

Авторы-составители: доценты кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ Полюдов В.А, Воловинская М.В.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы 19 века» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки

050100 –Педагогическое образование

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к вариативной части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов филологического факультета.

 

Согласовано:

Декан филологического факультета Абашева М.П.

 

Содержание

 

 

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика контрольных работ и коллоквиумов

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

10. Глоссарий по курсу дисциплины

 

 

1. Цель изучения дисциплины: формирование целостного представления об основных преемственных связях с предшествующими и последующими культурными эпохами.

2. Задачи изучения дисциплины:

- сформировать умения и навыки анализа художественных явлений европейской и североамериканской культуры ХIХ в. (романтизм и реализм) с точки зрения их исторической, идейной, эстетической значимости;

- углубить навыки литературоведческого анализа введением основных понятийных представлений изучаемой эпохи.

3. Дисциплина «История зарубежной литературы XIX века» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.15)

 

При изучении дисциплины «История зарубежной литературы XIX века» студенты опираются на знания, умения и навыки, полученные при освоении следующих дисциплин:

1. Введение в литературоведение, где студент овладевает терминологией и категориальным аппаратом, формирует теоретический подход, ориентированный на внимание к вопросам смены литературных направлений, возникновение новых стилей, развитие родов и жанров и т.п.

2. Фольклор, где студент знакомится со структурой фольклорных произведений, принципами их бытования, влиянием фольклора на литературу.

3. История античной литературы, курс которой является первым модулем в общем курсе истории зарубежной литературы.

4. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения.

5. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков.

Овладение дисциплиной «История зарубежной литературы XIX века» является необходимой базой для изучения таких дисциплин, как:

1. История зарубежной литературы XX века.

2. Основные тенденции развития современной зарубежной литературы.

3. Основы национальной культуры.

4. Литература и искусство от эпохи Возрождения к Новому времени.

5. Парадигма литературы и искусства ХХ века.

6. Актуальные формы литературы и искусства 19-20 вв.

 

 

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Для одного профиля с учетом очной формы обучения

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (полная) Заочная (сокращенная)
Номера семестров: 4, 5    
Аудиторные занятия (всего): В том числе:    
  Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинарские занятия (СЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:      
  Рефераты    
Работа с глоссарием    
Конспекты научных работ    
Синхронистические таблицы    
Создание учебных презентаций (Power Point)    
Ведение читательского дневника    
Текущее и рубежное тестирование    
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы 184/5, 1 з.е.    
Входной контроль(вид, № семестра) Тест – 4 семестр      
Текущий контроль –тесты, контрольные работы - 4, 5 семестры      
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет - № семестр) Экзамен -5 семестр      

 

 

Модуль 1. Романтизм.

 

Тема 1. Романтизм. Введение

Основные понятия: романтизм, постулат, романтическая историография, романтическая натурфилософия, романтический психологизм, «местный колорит», скептицизм, духовный прогресс, двоемирие, романтическая концепция свободы.

Содержание темы:

Различные значения термина «романтизм». Романтизм как мироощущение, литературное направление и художественный метод.

Политические, философские и эстетические предпосылки возникновения романтизма как идейного и художественного направления в европейской и американской духовной культуре конца XVIII – первой половины XIX века. Кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений («штюрмерство», сентиментализм). Великая французская революция и крушение надежд, связанных с ней. Соотношение идеала и действительности.

Романтическое двоемирие: активное противостояние миру жестокой реальности или бегство в мир поэтической мечты при осознании невозможности её практического осуществления.

Романтический герой и его типы. Отказ от просветительской аксиомы разумности как сущности человеческой натуры. Призыв к раскрепощению личностных сил человека, понимание его как борца (Гюго, Шелли, «восточные поэмы» Байрона) или как творящего субъекта (немецкие романтики). Творческое воображение как ведущая черта романтической личности. Одиночество романтического героя, обусловленное конфликтом с обществом или субъективными причинами. Природа, выступающая союзницей героя. Однолинейное изображение героя, поглощённость одной страстью, одной мечтой.

Эстетика романтизма. Отказ от жёсткой регламентации, нормативности классицизма. Идея синтеза, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего. Идея органической формы у А.В. Шлегеля. Понимание произведения искусства как единого и неделимого на форму и содержание. Обращение к мифам древности и их переосмысление. Создание собственной мифологии (Колридж, Байрон, Гофман, Гюго).

Историзм в восприятии XIX столетия как новой литературной эпохи; преемственные связи романтизма, особенно с традициями искусства средних веков, Возрождения и XVIII в.; представления романтиков о смысле и целях литературного творчества; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.

Концепция воображения как высшей творческой способности. Сфера духовного как главный предмет романтического искусства. Романтический психологизм. Вариации типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества.

Разработка новых жанров (лироэпическая поэма, исторический роман, роман-исповедь, повесть-сказка, детективная новелла). Обращение к фольклору. Романтическая ирония и эволюция в её трактовке: от признания ограниченности любой точки зрения до осознания неосуществимости романтических идеалов.

Установка на максимальную экспрессивность. Обострённое внимание ко всему своеобычному и нестандартному. Широкое использование контраста, светотени, гротеска.

Введение понятия «местный колорит», его характер и роль в произведениях романтиков.

Романтизм в смежных искусствах: в музыке (Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен) и живописи (К. Д. Фридрих, Ф. О. Рунге, Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл, У. Тернер).

 

Тема 3. Романтизм в Англии

 

Основные понятия: «озёрная школа», лирическая баллада, исторический роман, «мировая скорбь», лироэпическая поэма, ретроспектива, исторический роман

 

 

Содержание темы:

Промышленная революция и обострение классовой борьбы. Восприятие общественных противоречий как выражение извечного противоборства сил добра и зла.

Отражение событий и идей французской революции в эстетике и практике английских романтиков, представителей «озёрной школы» (лейкистов), Байрона и Шелли. Противоборство политических и эстетических программ внутри романтического движения.

Творчество лейкистов ( У. Вордсворта, С.Т. Колриджа, Р. Саути ). Эволюция их мировоззрения. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» - манифест английского романтизма. Требования к поэту: выбирать сюжеты из повседневной жизни и пользоваться языком, «на котором в действительности говорят люди». Признание особой роли «воображения, которое нам представило бы обычное с неожиданной стороны». Поэтизация детской психологии («Нас семеро»). Тяга к необычному у Колриджа («Сказание о старом мореходе»).

Дж. Г. Н. Байрон. Специфические особенности мировоззрения и творчества Байрона: протест возвышающегося над массой бунтаря-аристократа против зла и несовершенства мира, стремление взять на себя тяжкое бремя человеческих страданий («мировую скорбь»). Конфликт со светским обществом, жажда обретения политической и личной свободы. Борьба против идейных взглядов и творческой практики лейкистов («Английские барды и шотландские обозреватели»). Сочетание бунтарства, сатиры и трагически окрашенного индивидуализма.

Лироэпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Ос обенности композиции поэмы. Активная позиция автора и созерцательность заглавного героя. Трактовка темы свободы. Изображение народов порабощённых стран, отстаивающих свою национальную независимость. Размышления автора о роли искусства в борьбе народов за свою свободу. Роль пейзажных зарисовок. Значение культурно-исторической ретроспективы в обрисовке Греции, Швейцарии и Италии.

«Восточные поэмы» Байрона и новый тип романтического героя. Любовь и её роль в жизни героев «восточных поэм». Фрагментарность композиции.

Лирика Байрона. «Мировая скорбь» и её преодоление в стихах цикла «Еврейские мелодии», «Прометей», «Сонет Шильону». Политические стихи Байрона («Ода авторам билля против разрушителей машин» и др.)

Переосмысление библейского сюжета в философской драме «Каин». Символико-философская драматическая поэма «Манфред» и её основная идея.

Сатирический характер байроновского романа в стихах «Дон Жуан». Новая трактовка фигуры легендарного испанского гранда и её функций. Появление реалистических черт в романе. Байрон и русская литература.

П. Б. Шелли. Влияние материалистической философии просветителей на его мировоззрение и творчество. Социально-утопические черты общественной концепции зрелого Шелли.

Лироэпические поэмы «Королева Мэб» и «Восстание Ислама», борьба против социальной несправедливости, проблема взаимоотношения личности и общества.

Своеобразие политической и любовной лирики Шелли. Особенности воплощения темы природы в «Оде Западному ветру» и «Облаке».

Пафос борьбы с тиранией во имя освобождения человечества в философской драматической поэме «Освобождённый Прометей». Тираноборческая и антиклерикальная направленность трагедии «Ченчи» и её художественная специфика.

В. Скотт. Балладное творчество и поэмы раннего В. Скотта. Обращение к фольклору.

Создание В. Скоттом жанра исторического романа. Своеобразие творческого метода Скотта-романиста: использование реалистических приёмов в романтическом произведении. Изображение общественной и частной жизни. Исторические персонажи и герои романов (Робин Гуд, Ричард Львиное сердце). Фольклорные мотивы. Местный и исторический колорит. Восприятие и развитие эстетических принципов В. Скотта А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, О. Бальзаком.

 

Тема 5. Романтизм в США

 

Основные понятия: фронтир, расовая сегрегация, аболиционизм

Содержание темы:

Социально-политические предпосылки зарождения романтизма в США. Романтизм как период становления американской национальной литературы. Отличительные черты американского романтизма. Конфликт американской мечты и американской действительности и его отражение в литературе США. Творчество В. Ирвинга. Романтическая ирония в новеллистике В. Ирвинга («Рип ван Винкль»).

Творческий путь Ф. Купера, тематическое разнообразие его романов. Демократизм положительных героев. Критика несовершенства американского буржуазного общества. Воспроизведение действительности с позиций романтического идеала. Поэтизация природы в романах о Кожаном Чулке. Своеобразие писательской манеры Купера: сочетание авантюрности, поэтичности и точности в описании быта и нравов американцев.

Творчество Э. А. По. Критика буржуазного прогресса и капиталистического мира. Рационализм и иррациональное в творчестве Э. По. Поэтизация «ужасов». Создание жанра детектива («Убийство на улице Морг» и др.). Интеллектуальный герой, бескорыстно решающий запутанные задачи, поставленные жизнью. Психологическая напряжённость лирики Э. По («Ворон», «Аннабель Ли»).

Г. У. Лонгфелло. Отражение в поэзии Лонгфелло различных оттенков человеческих чувств. Пейзажные зарисовки. Главная тема творчества – осуждение рабства («Невольничьи песни», «Песнь о Гайавате»). Интерес к жизни и творчеству индейцев. Обращение к фольклорным источникам.

 

Содержание практических занятий

 

ТЕМА 1. Практическое занятие по теме:

ТЕМА 2.

План практического занятия

по повести-сказке Гофмана «Маленький Цахес по прозванию Циннобер»

 

Понятия: повесть-сказка, гротеск, романтическая ирония, филистерство

Вопросы для обсуждения:

 

1. История создания «Маленького Цахеса».

2. Проблема двоемирия и её разрешение в «Маленьком Цахесе».

3. Соотношение мира фантастического и мира реального в повести-сказке Гофмана:

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

4. Полемика с просветителями (программа Андреса).

5. Основные темы повести-сказки.

6. Образ Цахеса-Циннобера. Сказочное и социально-разоблачительное в этом образе.

7. Образ Бальтазара и его роль.

8. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

9. Изображение князя Пафнутия и его двора.

10. Критика филистерства (Мош Терпин и др.).

11. Демократическая тема в сказке (народ и его представители).

12. Особенности романтической поэтики, сюжета, композиции в произведении. Главные черты метода Гофмана, проявляющиеся в повести-сказке.

 

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Гофман Э.Т.А. Маленький Цахес, по прозванию Циннобер (в переводе А. Морозова)

2. Э.Т.А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987.

3. Батракова С.П. Утопия романтизма в зеркале самоиронии (Э.Т.А. Гофман). // Искусство и утопия. М., 1990.

4. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман. // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 463-537.

5. Ботникова А.Б. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

6. Карельский А. От субъективного пламени к теплу объективности (жизненные воззрения Гофмана). //От героя к человеку. М., 1990.

7. Полюдов В.А. О характере гротеска в «Маленьком Цахесе» Э. Т. А. Гофмана. // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. Вып. № 4, 2005.

8. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана. // Скотт В. С/с в 20 т. М.-Л., 1965, т. 20.

9. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

10. Чавчанидзе Д. Романтический мир Э.Т.А.Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. М., 1981

 

ТЕМА 3.

План практического занятия

ТЕМА 4.

План практического занятия по поэме Байрона

«Паломничество Чайльд Гарольда»

Понятия: лироэпическая поэма, лирическое отступление, созерцательность, сплин, странничество

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. История создания поэмы.

2. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и её воплощение в поэме.

3. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения.

3.1. «Паломничество Чайльд Гарольда» как лиро-эпическая поэма.

3.2. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования.

3.3.«Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

4. Проблема романтического героя в поэме.

4.1. «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи.

4.2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношения между Чайльд Гарольдом и образом автора от I-й к IV песни.

3. Герой и борющийся народ.

5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

6. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Байрон Дж. Г. Н. Паломничество Чайльд Гарольда (перевод В. Левика).

2. Байрон Джордж Гордон. На перепутьях бытия… Письма. Воспоминания. Отклики. М., 1989.

3. Дубашинский И. А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Рига, 1975.

4. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

5. Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974.

6. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

7. Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

8. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

9. Зверев А. Звезды падучей камень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

10. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон. // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. – М., 1981

11. Т. Элиот. Байрон. //Элиот Томас Стернз. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев, 1996.

 

Тема 5.

План практического занятия по теме:

11.

12. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон. // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. – М., 1981

13. Шувалов С. В . Влияния на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: 1914. – С. 290—342. http: //www.lermontovtalk.info/lermontov/kritika/shuvalov/vliyaniya.htm

13.

 

ТЕМА 6.

План практического занятия

по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

Понятия: исторический роман, «местный колорит», романтический историзм, романтический конфликт

Вопросы для обсуждения:

 

1. Что послужило поводом для написания романа?

2. Чем вызвано обращение Гюго к данной эпохе?

3. В чём отклик романа на современность?

4. Композиция романа В.Гюго.

5. Принцип контраста как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб.

6. Образ Эсмеральды – центральный образ романа:
а) выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;
б) особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;
в) идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты;
г) роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа.

7. Образ собора и его идейно-композиционная роль.

8. Образ короля Людовика XI и его место в развитии действия романа.

9. Изображение народа в романе.

10. Бунтарские мотивы и образы романа (эпизод осады собора).

11. Пейзаж в романе Гюго и его роль в характеристике героев.

12. Излюбленные приёмы Гюго: гротеск, контраст, светотень и их использование в романе.

13. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа.

14. Связь романа «Собор Парижской богоматери» с позднейшим творчеством Гюго.

 

 

Базовые учебники:

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы 19 в. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 256 с.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

 

1. Гюго В. Собор Парижской богоматери.

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1963.

3. Брахман С. Виктор Гюго. // Писатели Франции. М., 1964.

4. Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1989. Т.6.

6. История французской литературы в 4-х тт. М.-Л., 1956. Т.2.

7. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. Саратов, 1971.

8. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971 (= ЖЗЛ).

9. Муравьёва Н. И. Гюго. М., 1961 (= ЖЗЛ).

10. Николаев В. Н. Виктор Гюго. Критико-биографический очерк. М., 1962.

11. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

12. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958. С. 482-553.

13. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831). Л., 1973.

14. Трескунов М. С. В. Гюго. Очерк творчества. М., 1961.

 

ТЕМА 7.

План семинарапо роману Ж. Санд «Индиана»

 

Понятия: психологизм, эмансипация

Вопросы для обсуждения:

1. Положение женщины в европейском обществе до середины 19 в. (Доклад)

2. Отражение борьбы за женскую эмансипацию в литературе. От Жермены де Сталь до Жорж Санд. (Сообщения двух студентов с последующим обсуждением).

3. Творческий путь Ж. Санд. (Сообщение).

4. Основные проблемы романа «Индиана». (Сообщение и дискуссия).

5. Характеристика главных героев. (Дискуссия).

6. Жорж Санд и Россия. (Сообщение).

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки.http: //ravnopravka.ru/? p=290

1.

2. Лилеева И. Жорж Санд. // Писатели Франции. Сост. Е.Эткинд. М., 1964. http: //17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/zhorzh-sand.htm

2.

3. Реизов Б. Г. Жорж Санд. // Французский роман XIX века. М., 1977.

4. http: //www.froman.ru/zhorzh-sand.htm

4.

5. Трескунов М. Жорж Санд. // Санд Жорж Мопра. Повести и рассказы. – М.: Правда, 1986. – 576 с. http: //www.russofile.ru/articles/article_124.php

5.

 

 

ТЕМА 8.

План практического занятия по теме:

«Крымские сонеты» А.Мицкевича как лирический цикл

Понятия: лирический герой, романтический колорит

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности развития романтизма в Польше.

2. Творческая судьба А.Мицкевича.

3. Основные открытия и достижения А.Мицкевича-романтика.

4. Жанр сонета в романтической поэзии.

5. Крымские сонеты в творческом наследии автора. Замысел, история создания.

6. Основные принципы объединения сонетов в цикл и их реализация в произведении:

· единство замысла;

· жанр;

· идейно-тематический уровень;

· система мотивов;

· лирический герой;

· сквозные образы;

· субъективно-эмоциональное начало;

· время и пространство;

· романтический пейзаж (структура, функции).

7. Особенности поэтики произведения.

8. Своеобразие творческой манеры А.Мицкевича-лирика.

9. А. Мицкевич и Россия.

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Мицкевич А. Крымские сонеты.

2. Горский И.К. Адам Мицкевич. – М., 1955.

3. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. – Кемерово, 1983.

4. Живов М.С. Адам Мицкевич: Жизнь и творчество. – М., 1956.

5. История польской литературы: В 2 т. – Т.1. – М., 1968.

6. Ланда С.С. «Сонеты» Адама Мицкевича // Мицкевич А. Сонеты. – Л.: Наука, 1976.

7. Польский романтизм и восточнославянские литературы. – М.: Просвещение, 1973.

8. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – Тверь, 1992.

 

ТЕМА 9.

План практического занятия по теме:

ТЕМА 10.

План практического занятия по теме:

Новеллы Э.По

Понятия: детективная новелла, иррационализм, мистицизм, скептицизм

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы творческого пути Э.По.

2. Особенности мировоззрения, противоречивость идейно-эстетической концепции Э.По (статья «Философия творчества»): острая критика буржуазного мира, аналитический принцип, рационализм повествовательной манеры и острое ощущение границ человеческого разума.

3. Высокое художественное мастерство По – новеллиста.

4. Типы новелл в творчестве Э.По: психологическая, фантастическая, детективная. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

5. Своеобразие «страшных» новелл Э.По («Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти»):

· Основная тема новелл. Какой аспект темы смерти волнует автора более

· всего?

· Рассмотрите цветовую палитру в каждом произведении:

а) какие цвета преобладают в новелле «Маска Красной смерти»?

б) в чем состоят особенности освещения каждой комнаты? Какие средства

используются, чтобы не допустить в комнаты дневной свет?

в) какие цвета преобладают в новелле «Падение дома Ашеров»?

г) какова цветовая гамма в песне, которую исполняет Родерик Ашер? Как она изменяется?

· Тема искусства и искусственности в новеллах. Какую роль играют образы природы? Как они преображаются в новелле «Падение дома Ашеров»?

· К какой литературной традиции апеллирует По в новеллах? Как она переосмысливается?

6. По и истоки детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже», «Золотой жук»).

7. Схема детективной новеллы, разработанная писателем, сложная сюжетная структура:

а) «Убийство на улице Морг»:

· обязательные герои: частный детектив и его помощник (друг, слушатель). Как нарисованы в новелле образы сыщика-любителя Огюста Дюпена и его друга-рассказчика? Какова функция последнего? Почему критики называют Дюпена «думающей машиной»? В чем суть его метода?

· пространственно-временные соотношения в новеллах этого типа;

· вопрос о методе расследования преступления;

· предметно-вещный мир в детективной новелле (значение улики);

· какими приемами создает Э.По в своей новелле увлекательность повествования?

 

б) «Золотой жук»:

· Что общего в сюжете, героях, идеях новелл «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук»?

· В чем различие в тематике этих новелл?

· Появляются ли новые приемы в новелле «Золотой жук»?

· Есть ли отличия у Вильяма Леграна от Огюста Дюпена?

· Какую роль в новелле «Золотой жук» играет слуга Леграна Юпитер?

· Как вы определите жанр новеллы «Золотой жук»?

8. Философские и нравственные проблемы детективной новеллы.

9. Концепция человека в новеллах Э.По: мотивы двойничества, раскола.

10. Психологические состояния, привлекающие Э.По: чувство страха, тоски, отчаяния, «психологического слома».

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

Литература:

1. По Э. Избранное. М., 1958.

2. По Э. Стихотворения. Рассказы. М., 1977 (БВЛ).

3. Полное собрание рассказов Э.По. М., 1970.

4. Аллен Г. Эдгар По. М., 1984.

5. Анастасьев Н.А. По и его рассказы // По Э. Рассказы. М., 1987.

6. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По. http: //az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0160.shtml

6.

7. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. М., 1975.

8. Достоевский Ф.М. Три рассказа Э.По // Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч. М., 1979. Т.19.

9. История американской литературы в 2-х тт. М., 1971. Т.1.

10. Ковалев Ю.В. Молодая Америка. Л., 1971.

11. Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По. Поэт и новеллист. Л., 1984.

12. Литературная история США в 3-х тт. М., 1978. Т.2.

13. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

14. Николюкин А.Н. Э.По в России // Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. М., 1981.

15. Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.По // Полное собрание рассказов Э.По. М., 1970.

16. Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991.

17. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

 

Тематика контрольных работ

Модуль 2. Реализм

11. Программа дисциплины (ч.2: Реализм)

 

 

Тема 1. Введение

 

Основные понятия: критический реализм, реалистическая типизация, социальный анализ, социально-исторический детерминизм, “самодвижение” действия и “саморазвитие” характера

Социально-политические, философские и эстетические предпосылки возникновения реализма в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века. Реализм и его соотношение с романтизмом: решение общих задач разными способами (борьба с эпигонами классицизма, обращение к национальной тематике, признание большой роли личности, побеждающей сословные ограничения; обличение власти денег и др.). Рост демократического движения и его отражение в литературе. Развитие общественных и естественных наук и их значение для формирования материалистического миропонимания.

Картина мира в эстетической концепции реализма. Новый подход к изображению среды и социального характера, развитие типизации и индивидуализации, углубление психологического анализа.

Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.257 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь