Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


По роману В. Скотта «Айвенго»



Понятия: исторический роман, романтический историзм, романтический конфликт, «местный колорит»

Вопросы для обсуждения:


1. Эволюция английского романтизма. Место В.Скотта в романтическом движении.

2. Особенности историзма В.Скотта. Вопрос о смысле истории и историческом процессе в понимании В.Скотта. Противоречия в мировоззрении В.Скотта; консерватизм его общественно-политических взглядов:
а) понимание неотвратимости социальных конфликтов и справедливости народного гнева;
б) в то же время боязнь народно-революционной борьбы;
в) осуждение «крайних мер», проповедь примирения борющихся сил.
3. Раннее творчество. Роль фольклора в становлении эстетики и исторической концепции В.Скотта.
4. Рождение жанра исторического романа:
а) задачи исторического романа;
б) выбор материала;
в) выбор исторической личности; концепция личности: степень изменения характеров исторических деятелей далеких эпох, причины искажений;
г) соотношение нравственных и социальных факторов;
д) характер объективности писателя; вопрос о соотношении исторической правды и художественного вымысла; реализм автора;
е) особенности изображения психологии человека; психология историческая, национальная, социальная, индивидуальная;
ж) вынужденная «адаптация» далеких событий и характеров к современному читательскому восприятию; осовременивание древнего варианта языка;
з) поэтика исторического романа В.Скотта.
5. Композиционные приемы в романе «Айвенго».
6. Система образов в романе, вымышленные и исторические лица:

- Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд: реальность и вымысел;
- саксы, норманны – отношения между различными национальными кланами;
- место и роль образа Айвенго;
- женские образы в романе: Ревекка и Ровена.
7. Народные массы в романе. Двойственность позиции автора по отношению к представителям народа:
а) особенности внешнего и внутреннего облика персонажей-выходцев из народа. Вамба и Гурт;
б) отношения между народом и представителями господствующих классов;
в) роль народа в разрешении конфликта в романе.
8. Особенности выражения авторской оценки в романе.
9. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, мастерство в их показе.
10. Верования и предания народа; фольклорные элементы в художественной ткани романа.

11. Влияние В.Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе XIX века (на примере творчества А.Пушкина, Ф.Купера и др.).

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

Литература:

1. Скотт В. Айвенго.

2. Алексеев М.П. Из истории английской литературы: Этюды, очерки, исследования. – М., 1960.

3. Бальзак о Вальтере Скотте // Бальзак О. Собр. соч. в 24 т. Т.24. М., 1960.

4. Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1963.

 

5. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М., 1981.

 

6. Долинин А.А. История, одетая в роман: В.Скотт и его читатели. М.: Книга, 1988.

7. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. – М., 1978.

8. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

9. История английской литературы. – Т.2. – М., 1955.

10. История всемирной литературы в 9 т. Т.6. М., 1989.

 

11. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. – Л., 1971.

12. Ладыгин М.Б. Романтический роман. – М., 1981.

13. Орлов С.А. Исторический роман В.Скотта. – Горький, 1960.

14. Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта. – М.; Л.: Худ. лит., 1965.

15. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л.: Худ. лит., 1958.

 

ТЕМА 4.

План практического занятия по поэме Байрона

«Паломничество Чайльд Гарольда»

Понятия: лироэпическая поэма, лирическое отступление, созерцательность, сплин, странничество

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. История создания поэмы.

2. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и её воплощение в поэме.

3. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения.

3.1. «Паломничество Чайльд Гарольда» как лиро-эпическая поэма.

3.2. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования.

3.3.«Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

4. Проблема романтического героя в поэме.

4.1. «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи.

4.2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношения между Чайльд Гарольдом и образом автора от I-й к IV песни.

3. Герой и борющийся народ.

5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

6. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Байрон Дж. Г. Н. Паломничество Чайльд Гарольда (перевод В. Левика).

2. Байрон Джордж Гордон. На перепутьях бытия… Письма. Воспоминания. Отклики. М., 1989.

3. Дубашинский И. А. Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Рига, 1975.

4. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

5. Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974.

6. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

7. Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

8. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

9. Зверев А. Звезды падучей камень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

10. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон. // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. – М., 1981

11. Т. Элиот. Байрон. //Элиот Томас Стернз. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев, 1996.

 

Тема 5.

План практического занятия по теме:

Романтическая поэма ДЖ. Г. Байрона «Корсар» и её влияние на русскую литературу

Понятия: байронизм, романтическая поэма, романтический герой, лирический герой, романтический колорит

Вопросы для обсуждения:

 

5. Тип романтического героя в поэме Дж. Байрона и способы его воплощения:

 

• портрет;

• «тайна» биографии;

• конфликт с обществом;

• двойственность натуры.

2. Женские образы поэмы как отражение личности героя.

3. Особенности пейзажа в произведении.

4. В чем сходство и отличие произведений А.Пушкина «Кавказский пленник», М.Лермонтова «Мцыри» и поэмы Байрона:

а) особенности характера главного героя;

б) роль женских образов;

в) функция «экзотического» пейзажа;

г) особенности сюжета.

5. Жанр лирической поэмы в литературе XIX века:

а) напряженность действия;

б) фрагментарность сюжета;

в) эмоциональная насыщенность;

г) соотношение позиции автора и героя поэмы.

6. Значение творчества Д. Байрона для русской литературы.

 

Базовые учебники:

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы 19 в. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 256 с.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Байрон Дж. Г.Н. Корсар

2. Байрон Джордж Гордон. На перепутьях бытия… Письма. Воспоминания. Отклики. М., 1989.

3. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

4. Елистратова А.А. Байрон. М., 1956.

5. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

6. Зверев А. Звезды падучей камень. Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

7. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981

8. Нольман М. Лермонтов и Байрон. // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сб. первый. М., 1941. – С. 466-515.

9. Пушкин А.С. О трагедии В.Н. Олина «Корсер».

10. Пушкин А.С. О трагедиях Байрона.

11. Розанов М. Н. Байронические мотивы в творчестве Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: 1914. — С. 343—384. http: //feb-web.ru/feb/lermont/critics/vl-/vl-2343-.htm

11.

12. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон. // Байрон Дж. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. – М., 1981

13. Шувалов С. В . Влияния на творчество Лермонтова русской и европейской поэзии // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: 1914. – С. 290—342. http: //www.lermontovtalk.info/lermontov/kritika/shuvalov/vliyaniya.htm

13.

 

ТЕМА 6.

План практического занятия

по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

Понятия: исторический роман, «местный колорит», романтический историзм, романтический конфликт

Вопросы для обсуждения:

 

1. Что послужило поводом для написания романа?

2. Чем вызвано обращение Гюго к данной эпохе?

3. В чём отклик романа на современность?

4. Композиция романа В.Гюго.

5. Принцип контраста как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб.

6. Образ Эсмеральды – центральный образ романа:
а) выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;
б) особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;
в) идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты;
г) роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа.

7. Образ собора и его идейно-композиционная роль.

8. Образ короля Людовика XI и его место в развитии действия романа.

9. Изображение народа в романе.

10. Бунтарские мотивы и образы романа (эпизод осады собора).

11. Пейзаж в романе Гюго и его роль в характеристике героев.

12. Излюбленные приёмы Гюго: гротеск, контраст, светотень и их использование в романе.

13. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа.

14. Связь романа «Собор Парижской богоматери» с позднейшим творчеством Гюго.

 

 

Базовые учебники:

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы 19 в. – М.: Издательство «Академия», 2012. – 256 с.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

 

1. Гюго В. Собор Парижской богоматери.

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1963.

3. Брахман С. Виктор Гюго. // Писатели Франции. М., 1964.

4. Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1989. Т.6.

6. История французской литературы в 4-х тт. М.-Л., 1956. Т.2.

7. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. Саратов, 1971.

8. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971 (= ЖЗЛ).

9. Муравьёва Н. И. Гюго. М., 1961 (= ЖЗЛ).

10. Николаев В. Н. Виктор Гюго. Критико-биографический очерк. М., 1962.

11. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

12. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958. С. 482-553.

13. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831). Л., 1973.

14. Трескунов М. С. В. Гюго. Очерк творчества. М., 1961.

 

ТЕМА 7.

План семинарапо роману Ж. Санд «Индиана»

 

Понятия: психологизм, эмансипация

Вопросы для обсуждения:

1. Положение женщины в европейском обществе до середины 19 в. (Доклад)

2. Отражение борьбы за женскую эмансипацию в литературе. От Жермены де Сталь до Жорж Санд. (Сообщения двух студентов с последующим обсуждением).

3. Творческий путь Ж. Санд. (Сообщение).

4. Основные проблемы романа «Индиана». (Сообщение и дискуссия).

5. Характеристика главных героев. (Дискуссия).

6. Жорж Санд и Россия. (Сообщение).

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки.http: //ravnopravka.ru/? p=290

1.

2. Лилеева И. Жорж Санд. // Писатели Франции. Сост. Е.Эткинд. М., 1964. http: //17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/zhorzh-sand.htm

2.

3. Реизов Б. Г. Жорж Санд. // Французский роман XIX века. М., 1977.

4. http: //www.froman.ru/zhorzh-sand.htm

4.

5. Трескунов М. Жорж Санд. // Санд Жорж Мопра. Повести и рассказы. – М.: Правда, 1986. – 576 с. http: //www.russofile.ru/articles/article_124.php

5.

 

 

ТЕМА 8.

План практического занятия по теме:

«Крымские сонеты» А.Мицкевича как лирический цикл

Понятия: лирический герой, романтический колорит

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности развития романтизма в Польше.

2. Творческая судьба А.Мицкевича.

3. Основные открытия и достижения А.Мицкевича-романтика.

4. Жанр сонета в романтической поэзии.

5. Крымские сонеты в творческом наследии автора. Замысел, история создания.

6. Основные принципы объединения сонетов в цикл и их реализация в произведении:

· единство замысла;

· жанр;

· идейно-тематический уровень;

· система мотивов;

· лирический герой;

· сквозные образы;

· субъективно-эмоциональное начало;

· время и пространство;

· романтический пейзаж (структура, функции).

7. Особенности поэтики произведения.

8. Своеобразие творческой манеры А.Мицкевича-лирика.

9. А. Мицкевич и Россия.

 

Базовые учебники:

1. История зарубежной литературы 19 в.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В.Тураева. – М., 1982.

2. История зарубежной литературы 19 в: Учебнное пособие для студентов филолог. спец. университетов / Под ред. А.С. Дмитриева. – Ч. 1.- М., 1979.

3. История зарубежной литературы 19 в: Учебник для студ. пединститутов. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М., 1991.

4. История зарубежной литературы 19 в / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 1991

 

Литература:

1. Мицкевич А. Крымские сонеты.

2. Горский И.К. Адам Мицкевич. – М., 1955.

3. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. – Кемерово, 1983.

4. Живов М.С. Адам Мицкевич: Жизнь и творчество. – М., 1956.

5. История польской литературы: В 2 т. – Т.1. – М., 1968.

6. Ланда С.С. «Сонеты» Адама Мицкевича // Мицкевич А. Сонеты. – Л.: Наука, 1976.

7. Польский романтизм и восточнославянские литературы. – М.: Просвещение, 1973.

8. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – Тверь, 1992.

 

ТЕМА 9.

План практического занятия по теме:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь