Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалы для обязательного конспектирования



 

Берковский Н. Я.Романтизм в Германии. Л., 1973 (с. 17-166)

Вордсворт У. Предисловие ко второму изданию «Лирических баллад»

Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель»

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978 (с. 114-180)+ к каждому практическому хотя бы одна работа (см. список литературы к практическим занятиям)

 

7.3.3. Научная литература

(монографии и статьи)

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966

Европейский романтизм (под ред. И. Неупокоевой). М., 1973

Карельский А. Революция социальная и революция романтическая. // Вопросы литературы, 1992, вып. II

Кулешов В. И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке (первая половина). 2 изд. М., 1977

Ладыгин М. Б. Романтический роман. М., 1981

Литературная теория немецкого романтизма. М., 1934.

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М., 1971

Тертерян И.А. Романтизм. // История всемирной литературы. Т.6. М., 1989.

 

***

 

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978

Дейч А. Судьбы поэтов. Гёльдерлин. Клейст. Гейне. М., 1978

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975

Николаева Т. С. Поэзия немецкой революции 1848 г. Саратов, 1961

 

***

Алексеев М. П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М., Л., 1960

Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблема английского романтизма. Л., 1970

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978

Неупокоева И. Революционный романтизм Шелли. М., 1959

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. М., Л., 1965

 

***

Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. М., 1968

Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год». Проблема революции в творчестве Виктора Гюго. Л., 1978

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958

Соколова Т. В. Философская поэзия А. де Виньи. Л., 1981

Трескунов М. С. Жорж Санд. Критико-биографический очерк. Л., 1976

 

***

Польско-русские литературные связи (под ред. Балашова Н. И. и др.) М., 1970

Живов М. С. Адам Мицкевич. Жизнь и творчество. М., 1956

***

Ковалёв Ю. В. Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. Л., 1984

Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, т.II. М., 1962

***

7.3.4. Методическая литература

Зарубежная литература. Пособие по факультативному курсу для учащихся VIII-X классов (под ред. С.В. Тураева и др.). 2 изд. М., 1975

Луценко Т. М. Зарубежная литература в школе. 2 изд. Минск, 1973

Нартов К. М. Взаимосвязь отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. М., 1986

Нартов К. М. Зарубежная литература в восьмом классе. Пособие для учителей по факультативному курсу. М., 1973

Нартов К. М. Зарубежная литература в школе. Пособие для учителей. М., 1976

Практические занятия по зарубежной литературе. Учебное пособие для студентов. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. М., 1981

Трапезникова Н. Зарубежная литература в средней школе. Казань, 1982

Тураев С. В., Чавчанидзе Д. Л. Изучение зарубежной литературы в школе. Пособие для учителей (VIII-X классы). М., 1982

 

8. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

 

1. Романтизм как творческий метод.

2. Основные предпосылки возникновения романтизма.

3. Основные этапы развития романтизма. Их краткая характеристика.

4. Сущность романтического двоемирия.

5. Романтический герой. Его типы.

6. Особенности романтической типизации.

7. Романтический историзм и его своеобразие.

8. Романтизм и классицизм.

9. Романтизм и Просвещение.

10. Романтизм и фольклор.

11. Романтическая символика, её сущность и функции в художественном произведении.

12. Проблема Добра и Зла в произведениях романтиков.

13. Демократизация языка у романтиков.

14. Своеобразие жанра романтической поэмы.

15. Своеобразие жанра романтической новеллы.

16. Своеобразие жанра романтической сказки.

17. Своеобразие жанра романтического романа.

18. Исторический роман в эпоху романтизма.

19. Теория романтизма в трудах йенских романтиков.

20. Теория романтизма у гейдельбергских романтиков.

21. Романтическая ирония.

22. В. Гюго. Предисловие к драме «Кромвель».

· Предисловие как манифест французского романтизма.

· Романтический принцип периодизации литературы.

· Сущность полемики с классицистами.

· Романтический характер теории «новой литературы».

· Романтическая трактовка творчества Шекспира.

· Романтическая трактовка творчества Гомера.

· Теория прекрасного и безобразного.

· Теория гротеска.

· Задачи искусства.

· Соотношение природы и искусства.

23. Предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта и Колриджа.

· Предисловие как манифест английского романтизма.

· Романтическая трактовка соотношения Природы и Поэзии.

· Проблема «истины» и «фантазии».

· Проблема «морального звучания поэзии».

· Образ поэта и сущность его творчества.

· Определение задач поэзии.

· Романтическая трактовка проблемы языка поэзии.

24. А. де Виньи. Предисловие к роману «Сен-Мар».

· Теория романтизма в Предисловии.

· Истина и искусство.

· Нравственный принцип в литературе.

· История и драма.

· «Мифотворчество» в литературе.

· Теория типизации.

· Соотношение искусства и действительности.

· Проблема исторического романа.

· Проблема прекрасного.

25. Своеобразие польского романтизма.

26. Специфика американского романтизма.

 

9. Вопросы к зачёту по романтизму

 

1. Романтизм как творческий метод и литературное направление.

2. Предпосылки возникновения романтизма.

3. Основные этапы развития романтизма.

4. Романтический герой и его типы.

5. Романтический историзм и его своеобразие.

6. Романтизм в Германии.

7. Романтизм в Англии.

8. Романтизм во Франции.

9. Романтизм в США.

10. Романтизм в Польше.

11. Влияние западноевропейского романтизма на русскую литературу.

 

 

10. Глоссарий (словарь терминов) по курсу «Эпоха романтизма»

· аболиционизм

· антиклерикализм

· байронизм

· бесконечность

· билль

· гротеск

· двоемирие

· двойничество

· детектив

· директория

· идеал

· иррационализм

· историография

· исторический роман

· канон

· карбонарий

· лирический герой

· лирическое отступление

· лироэпический

· литературная сказка

· литературная сказка

· литературный манифест

· луддиты

· местный колорит

· мировая скорбь

· мистицизм

· натурфилософия

· пантеизм

· повесть-сказка

· постулат

· протагонист

· психологизм

· Реставрация

· роман в стихах

· романтизм

· романтическая ирония

· романтическая поэма

· романтический герой

· романтический колорит

· романтический пантеизм

· романтический театр

· романтическое томление

· роман-фельетон

· скептицизм

· созерцательность

· странничество

· утопический социализм

· фил и стер

· фрагмент (как жанр)

· фронтир

· целиб а т

· эмансипация

· якобинская диктатура

 

 

Модуль 2. Реализм

11. Программа дисциплины (ч.2: Реализм)

 

 

Тема 1. Введение

 

Основные понятия: критический реализм, реалистическая типизация, социальный анализ, социально-исторический детерминизм, “самодвижение” действия и “саморазвитие” характера

Социально-политические, философские и эстетические предпосылки возникновения реализма в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века. Реализм и его соотношение с романтизмом: решение общих задач разными способами (борьба с эпигонами классицизма, обращение к национальной тематике, признание большой роли личности, побеждающей сословные ограничения; обличение власти денег и др.). Рост демократического движения и его отражение в литературе. Развитие общественных и естественных наук и их значение для формирования материалистического миропонимания.

Картина мира в эстетической концепции реализма. Новый подход к изображению среды и социального характера, развитие типизации и индивидуализации, углубление психологического анализа.

Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.

 

Тема 2. Реализм во Франции

 

Основные понятия: “малые жанры” (песня, физиологический очерк), роман воспитания, “возвращающиеся” персонажи, “искусство для искусства”, роман-эпопея, литературная мистификация

Содержание темы:

П.-Ж. Беранже – народный поэт Франции. Ранняя анакреонтическая лирика. Первые сатирические песни периода Империи («Король Ивето»). Усиление критико-сатирической тональности песен Беранже в годы Реставрации («Маркиз де Караба», «Белая кокарда», «Святые отцы») и др.).

Критика буржуазной Июльской монархии, сочувственное изображение народа («Жак», «Старый бродяга»). Обращение к идеям утопического социализма («Безумцы»). Отвращение к владычеству финансовой аристократии («Бонди»), мысль о неизбежности народной революции («Идея», «Потоп»). Поэтическое мастерство Беранже. Беранже в России.

Ф. Стендаль. Значение опыта национально-освободительного и революционно-демократического движения в Европе 20-40-х годов для выработки социальных и политических воззрений Стендаля.

Формирование реалистической эстетики Стендаля («Расин и Шекспир»). Первые художественные произведения Стендаля. Тема борьбы против реакции и образ положительного героя в новелле «Ванина Ванини». Сочетание элементов романтизма и реализма в сюжете и в характерах героев.

«Красное и чёрное» - выдающийся художественный памятник эпохи. Смысл названия и подзаголовка романа. История создания романа, сюжет и композиция. Политическая злободневность романа. Образ Жюльена Сореля. Значение среды, окружающей героя, для формирования его характера. Женские образы в романе и их функции.

Проблема положительного героя в творчестве Стендаля. Психологизм Стендаля.

О. Бальзак. Периодизация творчества. Замысел и история создания «Человеческой комедии». Предисловие к «Человеческой комедии» - манифест реалистического искусства Бальзака.

Творческая история создания повести «Гобсек». Изображение социальных отношений во Франции первой трети XIX века. Роль портрета в раскрытии характера главного героя. Обличение власти денег как основы межчеловеческих отношений в буржуазном обществе. Проблема положительного героя. Тема духовного растления человека в борьбе за успех в условиях капиталистического мира («Отец Горио», «Евгения Гранде»). Композиция романов, приёмы типизации, значение детального воспроизведения внешней среды. Особенности психологического мастерства Бальзака.

Тема нравственной и творческой гибели художника в романе «Утраченные иллюзии». Особенности поэтики Бальзака.

П. Мериме. Становление творчества Мериме. Связь с романтизмом и полемика с ним в сборнике «Театр Клары Газуль». Неординарность характеров героев в новеллах Мериме («Маттео Фальконе», «Арсена Гийо», «Кармен», «Таманго»). Особенности мастерства Мериме. Мериме и Россия.

Борьба литературных направлений в литературе Франции после революции 1848 г. Эстетические принципы поэтов-«парнасцев» ( Ш. Леконт де Лиль, Т. Готье ). Стремление уйти от социальных проблем, преобладающий интерес к вопросам формы поэтического произведения. Противоречия теории и практики Леконта де Лиля.

Ш. Бодлер. Пессимизм и антибуржуазность как определяющие черты мировоззрения Бодлера. Своеобразие поэтической манеры. Сопряжение эстетических и этических категорий в стихах сборника «Цветы зла».

Обращение к прозе жизни («Падаль»), стремление к воплощению кажущейся недоступной мечты о красоте и гармонии («Жажда небытия», «Альбатрос»). Критика пороков буржуазного мира («Сумерки»). Изображение бедноты («Вино тряпичников», «Авель и Каин», «Старушки»). Значение эстетики и творческой практики Бодлера для мировой поэзии XX века.

Г. Флобер. Осознание невозможности социального прогресса в условиях буржуазного общества и неприятие революционной борьбы как основные элементы мировоззрения писателя, сказавшиеся в его творчестве.

Социально-психологический роман «Госпожа Бовари». Изображение краха романтических иллюзий (Эмма Бовари). Сатирическое обличение дворянской и буржуазной псевдоморали. (Родольф, Леон, Оме).

Особенности поэтики Флобера: специфическое понимание «объективности» и её воплощение в романе. Характер и роль иронии. Психологизм Флобера.

Развитие бальзаковских традиций в «Воспитании чувств».

Интерес к жизни народа («Простая душа»).

 

Тема 3. Реализм в Англии

 

Основные понятия: роман воспитания, лейтмотив, рождественская повесть, чартизм, маргинальный

Содержание темы:

Социально-политическая обстановка в Англии в 30-50-е гг. Борьба за парламентскую реформу, за права народа Ирландии. Положение рабочего класса в Англии. Чартистское движение и его опосредованное влияние на творчество Диккенса и Теккерея.

Ч. Диккенс. Этапы творческого пути. Внимание к жизни различных классов и слоёв общества. Функция «счастливых концовок». Способы создания юмористических характеров и ситуаций в раннем творчестве Диккенса («Записки Пиквикского клуба»). Широкое использование гиперболы, гротеска, иронии.

Проблематика ранних романов («Оливер Твист», «Николас Никкльби). Новые черты в юморе и сатиры. Трагедия бесправного большинства («Оливер Твист», «Тяжёлые времена»). Обличение Англии собственников. Проблемы воспитания и образования.

Социально-политические и нравственные проблемы в романе «Домби и сын». Изображение брачно-семейных отношений. Пути сопротивления собственнической, деспотической власти мистера Домби (Поль, Флоренс, Эдит).

Социальные конфликты в романах «Тяжёлые времена» и «Холодный дом». Использование новых художественных приёмов.

Диккенс в России. Творчество Диккенса в оценке русских писателей и критиков.

У. М. Теккерей. Основные этапы творчества Теккерея-сатирика. Галерея образов-типов в «Книге снобов».

Широкое изображение английского общества в «романе без героя» «Ярмарка тщеславия». Социальный смысл аллегорий (ярмарка, кукольник и марионетки). Нравственные и социально-политические проблемы в романе. Проблема среды, имущественного положения и характера. Богатство и сложность психологических характеристик. Типичное и индивидуальное в образах героев.

Особенности реалистического искусства Теккерея.

 

Тема 4. Литература Германии 1820-х – 50-х гг.

Основные понятия: «маленький человек», стихотворный цикл

Содержание темы:

Подъём демократического движения в Германии в начале 1830-х гг. Влияние Июльской революции 1830 г. во Франции.

Историческое значение эстетической теории Гегеля. Понятие образа, соотношение формы и содержания. Историзм Гегеля в оценке искусства прошлого.

Г. Бюхнер, его исторические и общественно-политические взгляды. Роль народных масс в понимании Бюхнера. «Послание гессенским крестьянам» - важный политический документ 30-х гг. Идея крестьянской революции.

«Смерть Дантона». Актуальное политическое звучание для немецкого общества темы французской революции. Изображение в драме политических конфликтов эпохи революции, мастерство в изображении массовых сцен.

«Войцек» - трагедия «маленького человека». Утверждение классового смысла нравственных понятий. Сложность образа Войцека.

Г. Гейне. Формирование философско-политических и эстетических взглядов в конце 10-х – 20-е годы. Проблематика циклов и разделов «Книги песен». Связь с народной песенной традицией. Поиски новой формы. Функция иронии. Философские раздумья в «Северном море».

Лиризм и сатира в «Путевых картинах». Тема буржуазно-демократической революции в «Книге Ле Гран».

Публицистика Гейне. Полемика с немецкими романтиками («Романтическая школа»).

Политическая поэзия Гейне («Современные стихотворения»). Сочетание сатиры и романтической патетики в «Силезских ткачах».

Раскрытие омертвелости государственной системы Германии в поэме «Германия. Зимняя сказка». Романтизм и реализм в поэме.

Творчество Гейне после революции 1848 г. Сборник «Романсеро».

Гейне в России.

«Стихи живого человека» - яркое выражение революционно-демократической программы Г. Гервега накануне революции 1848 года. Публицистичность и злободневность сатирических и лирических стихотворений Г. Веерта Литейщик пушек», «Сидели они под ивой»).

 

 

Тема 5. Литература США 1850-х – 60-х гг.

Основные понятия: урбанизация, расовая дискриминация

Содержание темы:

Социально-политическое развитие США в середине XIX века. Значение Гражданской войны между Севером и Югом для развития литературы США во второй половине XIX в. Борьба за освобождение негров.

Г. Бичер-Стоу. Аболиционистская публицистика Г. Бичер-Стоу и перенесение из неё в романы приёмов отрытого обращения к читателю. Приём контраста и его широкое использование в романе «Хижина дяди Тома». Сцены невольничьего рынка и произвола рабовладельцев. Идея нравственной силы добра и отказа от активного сопротивления поработителям. Религиозные мотивы смирения в романе. Элементы исключительного и черты сентиментализма.

Судьба «Хижины дяди Тома» в России.

У. Уитмен. Жизнь и творческий путь поэта-гражданина. Участие в войне Севера и Юга. Деятельность после войны. Отказ от идей компромисса с несправедливостью. Влияние обострившейся социальной борьбы в США на темы и направленность лирики Уитмена. Книга «Листья травы». Тема революции и её романтическое разрешение. («Европейскому революционеру», «Европа»). Тема Гражданской войны («О капитан! Мой капитан! », «Бей, бей, барабан! »). Романтические черты в раскрытии этой темы.

Тема обездоленных и униженных («Городская мертвецкая»).

Художественное новаторство Уитмена. Поэтика, построение стиха, связь с национальным фольклором, с ораторской традицией. Своеобразие свободного стиха Уитмена. Роль повторов.

Уитмен в России: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, В. В. Маяковский К. И. Чуковский об Уитмене.

 

Содержание практических занятий

 

ТЕМА 1. План практического занятия


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Материалы юридической практики
  4. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  6. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  7. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  8. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  9. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  10. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  11. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
  12. VIII. Стеновые кладочные материалы


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь