Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока



Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока

Учебно-методическое пособие

Тирасполь 2015


 

УДК 61(091) (075.8)

ББК Р.г. я73

В 81

Составители:

К.Р. Федорук, канд. пед. наук, доц., зав. каф.

Е.Ф. Тащи, преподаватель

 

Рецензенты:

И.Ф. Гарбуз, докт. мед. наук., проф., зав.каф. травматологии, ортопедии и ВПХ ПГУ им. Т.Г. Шевченко

В.С. Синика, канд. истор. наук, доц., ведущий научный сотрудник НИЛ «Археология»

 

Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока: Учебно-методическое пособие / Сост.: К.Р. Федорук, Е.Ф. Тащи. - Тирасполь, 2015 – 120 с.

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История медицины» «Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока» составлено на основании требований ФГОС-3 высшего профессионального образования для студентов медицинского факультета и содержит рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и рефератам, материалы семинарских занятий, развернутое содержание вопросов, списки рекомендованных источников и литературы, вопросы для самоконтроля, тесты, темы рефератов и сообщений, приложение.

Подготовлено на кафедре социальной медицины, организации здравоохранения и истории медицины медицинского факультета и предназначено для студентов I курса по направлению подготовки 060101 «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия»

УДК 61(091) (075.8)

ББК Р.г. я73

Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Протокол № от «______»_______2015г.

 

© Составление:

К.Р. Федорук, 2015

Е.Ф. Тащи, 2015



ВВЕДЕНИЕ

Медицина, как наука, в своем развитии прошла длительный и сложный процесс. История медицины, как наука, позволяет изучить развитие медицинских знаний и медицинской практики на всех этапах исторического развития человечества.

Как предмет преподавания, история медицины, способствует научному, профессиональному введению в специальность. Преподавание истории медицины входит в систему историко-медицинского образования и способствует непрерывности исторического образования на медицинских факультетах.

Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научное мировоззрения будущего врача, позволяет проследить преемственность в медицинской науке и практике, способствует становлению нравственной позиции студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, а также знакомит с историей развития врачебной этики.

При изучении дисциплины ставятся следующие з адачи:

- обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания, медицины в различных странах мира с древнейших времен до современности (формирование народной медицины, профессиональной медицины, научной медицины) (Приложение №17);

- раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых, врачей, определивших судьбы медицинской науки и здравоохранения;

- привить этические принципы нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины; показать особенности развития медицинской этики в различных цивилизациях и странах мира, философских основ и исторических условий их формирования;

- воспитать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства милосердия, гуманизма и патриотизма;

- расширить общий научный и культурный кругозор.

Учебная дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному и социально-экономическому циклу дисциплин и тесно связана с такими предметами как всеобщая история, история России, философия, культурология, правоведение, экономическая теория, психология. Изучение предмета позволяет студентам самостоятельно оценивать достижения медицины различных эпох и народов, подготавливает их к восприятию биомедицинских и медицинских проблем прошлого и настоящего, а также является базой для последующего изучения теоретических и практических дисциплин.

В связи с тем, что количество лекционных часов не позволяет затронуть подробно все актуальные вопросы курса, основная работа ведется на семинарских занятиях, что и вызвало необходимость создания данного учебно-методического пособия.

Представляемое учебно-методическое пособие ставит своей целью дать развернутый план изучения основных разделов истории медицины, так как хронологические рамки курса довольно широкие, от первобытного общества до современности, составители сочли необходимым разделить учебный курс на несколько частей. Данное учебно-методическое пособие охватывает темы раннего периода – первобытнообщинного строя и Древнего Востока.

Учебно-методическое пособие включает себя методические рекомендации к подготовке семинарских занятий, докладов и рефератов, правила оформления рефератов, темы семинарских занятий с вопросами, выносимыми на обсуждения. К каждому вопросу предлагается необходимый минимум содержания, рекомендуется основная и дополнительная литература, а также выделяются основные термины и понятия. К каждой теме предлагается список тем рефератов и сообщений. Для проверки полученных знаний предусмотрены вопросы к теме и тесты. В качестве дополнительного материала, с целью более эффективного усвоения знаний студентам предлагается «Приложение», в котором они смогут ознакомиться не только с различными письменными источниками, но и с иллюстративным материалом.


 

Тема 1. Врачевание в первобытном обществе (2 ч.)

Периодизация первобытной эры, источники информации о болезнях первобытного человека.

Характеристика эпохи праобщины и развитие врачевания.

Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа.

Врачевание в первобытном обществе

 

1. Для первобытного общества характерны следующие характеристики:

1. эмпирические знания;

2. само- и взаимопомощь;

3. культовое врачевание;

4. анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

 

2. Палеопатология - это наука о:

1. патологических изменениях останков скелета первобытного человека

2. изучении археологических данных;

3. изучении особенностей культуры народов;

4. изучении функций физиологических особенностей человека.

 

3. Вера первобытного человека в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов - это:

1. тотемизм;

2. фетишизм;

3. религия;

4. астрология.

 

4. Верования первобытного человека, которые оказали влияние на развитие врачевания:

1. тотемизм;

2. фетишизм;

3. анимизм;

4. магия.

 

5. Вера древнего человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений - это:

1. тотемизм;

2. анимизм;

3. фетишизм;

4. шаманизм.

 

6. Перевод слова «тотем» означает:

1. его, мой род;

2. амулет, талисман;

3. колдовство;

4. душа, дух.

 

7. Тотемизм - это:

1. вера в сверхъестественные свойства умершей души;

2. вера в сверхъестественные способности человека определенным образом воздействовать на других людей;

3. вера человека в существование связи между его родом и определенными видами животных или растений;

4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

8. Этнография – это наука о:

1. изучении археологических данных;

2. изучении патологических изменений останков первобытного человека;

3. изучении особенностей культуры и быта народов;

4. изучении функций человека.

 

Согласно анимистической теории болезнь - это?

1. гнев тотема;

2. гнев духа предка;

3. вселение злых духов;

4. внедрение в тело человека мелких животных.

 

Что такое фетишизм?

1. вера во всеобщее одухотворение природы;

2. вера в способности человека определенным образом воздействовать на других людей;

3. вера человека в наличие связи между его родом и определенными видами животных или растений;

4. вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

16. Fetico в переводе с португальского означает:

1. мой род;

2. амулет, талисман;

3. колдовство;

4. душа, дух.

 

17. С позиций фетишизма лечение заболеваний основывалось на:

1. использований настоев растений;

2. использований частей животных;

3. использований частей минералов;

4. использование амулетов, талисманов, оберегов и т.п.

 

18. Магия - это вера:

1. во всеобщее одухотворение природы;

2. в способности человека воздействовать на других людей;

3. в сверхъестественные свойства одушевленных предметов;

4. в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

 

19. Трепанация черепа у первобытных людей проводилась с целью:

1. изгнания злых духов и духов болезней;

2. с целью консервативного лечения;

3. с целью оперативного лечения после травмы;

4. с целью интереса к строению мозга.

 

20. Первобытные люди с целью изгнания злого духа проводили:

1. кастрацию;

2. трепанацию черепа;

3. ампутацию конечностей;

4. удаление зуба.

 

21. Для борьбы с болезнью первобытные врачеватели при демонологическом ее представлении использовали:

1.заговоры;

2. амулеты;

3. слабительные средства;

4. трепанации черепа.

 

22. Подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества осуществлялась через:

1. семейные школы (передача знаний из поколения в поколение);

2. специальные святилища;

3. передачу медицинских знаний узкому кругу посвященных;

4. собрание общины.

 

23. Гигиенические установки характерны для первобытного общества:

1. обязательное посещение бани;

2. запрет на брак между сородичами;

3. запрет каннибализма;

4. порядок захоронения трупов умерших.

 

24. Первыми исторически сложившимися видами медицинской помощи являются:

1. родовспоможение;

2. уход за детьми;

3. лечение травм;

4. проведение карантинных мероприятий;

 

25. Основными этапами первобытной истории являются:

1. период родового строя;

2. период дородового строя, период послеродового строя;

3. период дородового строя, период послеродового строя;

4. этапов имеющих границы не было.

 

26. Источниками изучения медицины первобытного врачевания не являются данные:

1. археологии;

2. этнографии;

3. палеопатологии;

4. геологии.

 

27. Палеопатология – это изучение:

1. данных археологии;

2. патологических изменений останков первобытного человека;

3. особенностей культурного наследия народов;

4. данных биологии.

 

28. Для периода патриархата не характерно:

1. появления лука и стрел;

2. появления огня;

3. женских фигурок, вырезанных из бивня мамонта, мягкого камня;

4. установление целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жир, кровь).

 

29. Для периода патриархата характерно:

1. развитие лекарствоведения;

2. развитие скотоводства;

3. развитие земледелия;

4. развитие охоты и рыболовства.

 

А) Основная

1. Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2008.

2. Бородулин Ф.Г. История медицины. Избранные лекции. М., 1961.

3. Грибанов Э.Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. М., 1980.

4.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М., 2003.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. М., 1981.

6. История медицины: материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б.П. Петрова. М., 1954.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. М., 1978.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. М., 2004.

9. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. М., 2010.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. М., 2002.

11. Мультановский М.П. История медицины: Учебник. М., 1967.

12. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. М., 1992.

13. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник.4-е изд. М., 2005.

14. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.

15. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Д.А. Балалыкина. М., 2012.

 

Б) Дополнительная

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

3. Бужилова А.П. Homosapiens. История болезни. М., 2005.

4. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю.В. Бромлея. М., 1986.

5.Малинова Р. Малина Я. Прыжок в прошлое. М., 1988.

6. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2008.

7. Медникова М.Б. Трепанации в древнем мире и культ головы. М., 2004.

8. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000.

9. Николова Л. Устойчивое развитие и здоровье: артефакты, преисторические поселения, практики и ценности//Stratumplus. Феномен балканского теля. №2. 2011. С. 89-100.

10. Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982.

11. Сорокина Т. С. Атлас по истории медицины. Первобытное общество. Древний мир. М., 1987.

12. Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологи: Выпуск 13. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины. М., 1992.

14. Эберхард - Метцгер К. История медицины. М., 2010

 

Занятие 1.

Врачевание в Древнем Египте

1. Источниками изучения истории медицины древнего Египта являются:

1. письменные свидетельства историков и писателей древности;

2. пирамиды, мумии, гробницы, саркофаги;

3. Папирусы;

4. Клинописные таблички.

 

А) Основная

1. Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2008.

2. Бородулин Ф.Г. История медицины. Избранные лекции. М., 1961.

3. Грибанов Э.Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. М., 1980.

4. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М., 2003.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. М., 1981.

6. История медицины: материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б.П. Петрова. М., 1954.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. М., 1978.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. М., 2004.

9. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. М., 2010.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. М., 2002.

11. Мультановский М.П. История медицины: Учебник. М., 1967.

12. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. М., 1992.

13. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник.4-е изд. М., 2005.

14. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.

15. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Д.А. Балалыкина. М., 2012.

 

Б) Дополнительная

1. Башуров З.К. Лечение переломов в Древнем Египте // Травматология и ортопедия России. №4(66). 2012. С. 120-125.

2. Вассоевич А.Л. Источники по истории науки. Хирургический папирус Эдвина Смита // Архив истории науки и техники. Выпуск 1. М., 1995.

3. Говард Хаггард. От знахаря до врача. История науки врачевания. М., 2012.

4. Дандомаев М.В. Вавилонские лекари// Вестник древней истории. №2. 2004. С. 75.

5. Джарман О.А., Микиртичан Г.Л. Положение врача в обществе Древнего Египта // История медицины. №1. 2015.

6. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.

7. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.

8. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1989.

9. Литовка И.И. Медицина Древнего Египта и Месопотамии: опыт сравнения // Философия науки. №1(44). 2010. С. 133-147.

10. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). М., 1999.

11. Меркулов М. Медицина Древнего Египта // VITA. Традиции. Медицина. Здоровье. №2. 1998. С.28.

12. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

13. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.М., 1990.

14. РебрикВ.В. Древнеегипетская магия и медицина. М., 1999.

15. Сорокина Т.С. Атлас по истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие. М., 1987.

16. Сорокина Т.С. Родовспоможение и лечение женских болезней в странах Древнего Мира// Медицинская сестра.№2. 2002.

17.

В) Источники

1. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского. Л., 1972.

2. Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1. Тольятти, 1996.

 

Занятие 2.

Врачевание в Древней Индии

1. Источниками изучения врачевания истории врачевания в Древней Индии являются:

1. «Чарака-самхита»;

2. «Сушрута-самхита»;

3. Законы Хаммурапи;

4. «Предписания Ману».

 

2. Наиболее известные врачи Древней Индии:

1. Дживака;

2. Гиппократ;

3. Чарака;

4. Сушрута.

 

Врачевание в Древнем Китае

1. Причинами болезней в Древнем Китае считали:

1. нарушение равновесия двух противоположных начал: инь и ян;

2. долгое пребывание в одном из эмоциональных состояний;

3. взаимодействие с инфекционными факторами;

4. перераспределение энергии.

 

2. Механизм действия акупунктуры заключается в следующем:

1. энергия в теле человека течет через специальные каналы;

2. в определенных точках на поверхности кожи проецируются главные каналы;

3. через главные каналы энергия или выходит, или восполняется ее недостаток;

4. восстанавливается нарушенный баланс инь-ян;

 

3. Медицинскими трудами Тибета являются:

1. «Чжуд-ши»;

2. «Атлас тибетской медицины»;

3. Книга перемен;

4. Книга жизни.

 

4. Причинами болезни в Древнем Китае считали:

1. нарушения равновесия между янь и инь;

2. влияние звезд;

3. различное состояние воздуха газа;

4. различное состояние жидкостей.

 

5. Вершиной диагностики Древнего Китая, является:

1. определение запахов;

2. исследование пульса;

3. определение звуков в теле человека;

4. прощупывание тела больного человека.

 

6. Диагностика в Древнем Китае основывалась на следующих методах:

1. осмотр кожи, глаз, слизистых;

2. пальпация живота;

3. определение настроения больного;

4. определение запахов тела.

 

7. Растения, которые применяют в народной Китайской медицине:

1. женьшень;

2. ландыш;

3. кофе;

4. валериана.

 

8. К методам обследования больного в Древнем Китае не относится:

1. выслушивание звуков, возникающих в теле человека;

2. прощупывание тела больного человека;

3. определение его запахов;

4. измерение температуры тела больного.

 

9. Знания о строении человеческого тела в Китае были:

1. минимальными;

2. достаточно высокими;

3. отсутствовали;

4. средними.

 

10. Самые распространенные методы лечения в Древнем Китае:

1. лечение водой;

2. лечение от противного;

3. иглоукалывание;

4. ароматерапия.

 

11. При натуральной оспе в Древнем Китае применяли:

1. вакцинацию;

2. вариоляцию;

3. хирургическое вмешательство;

4. иглоукалывание.

 

12. В Древнем Китае вариоляция производилась путем:

1. втирания в кожу;

2. вдувания в ноздри;

3. прижиганием;

4. иглоукалыванием.

 

13. В Древнем Китае считали, что настоящий врач - это тот, кто:

1. делает иглоукалывание;

2. назначает физические упражнения;

3. проводит операции;

4. предупреждает болезнь.

 

14. Для китайской медицины традиционными являются:

1. инь-янь хирургия;

2. дзю-хирургия;

3. чжэнь-цзю терапия.

4. инь-янь терапия;

 

15. Медицинский приказ периода расцвета Древнего Китая:

1. обслуживал императорский двор;

2. организовывал борьбу с эпидемиями;

3. обеспечивал организацию медицинской службы в войсках во время походов;

4. контролировал работу провинциальных врачей.

 

16. Элементом традиционной китайской медицины не является:

1. прижигание;

2. диететика;

3. система дыхательных упражнений;

4. асаны.

 

17. Сколько видов пульса различали в Древнем Китае?:

1. до 28;

2. до 25;

3. до 20;

4. до 15.

 

18. Сколько разновидностей игл существовало в Древнем Китае для осуществления акупунктуры:

1. 15;

2. 12;

3. 9;

4. 6.

 

19. Лечебная гимнастика у син ши в переводе с китайского – это:

1. игра 3-ёх зверей;

2. игра 4-ёх зверей;

3. игра 5 зверей;

4. игра 6 зверей.

 

Темы рефератов и сообщений:

1. Философско-религиозное учение – Аюрведа.

2. Аюрведическая медицина.

3. Развитие хирургии в Древней Индии.

4. Буддизм и медицина.

5. История происхождения и развития китайской медицины.

6. Натурфилософское учение и врачевание в Древнем Китае.

7. Учение о пульсе в Древнем Китае.

8. Диагностика болезней в Древнем Китае.

9. Значение практики чжэнь-цзю для целительства Древнего Китая.

 

Основные термины и понятия: акупунктура, буддизм, брахманизм, бхишдж, варны, даосизм, дхармашала, конфуцианство, «Нэйцзин» Свод законов Ману, традиционная медицина, «Сушрута-самхита», «Чарака-самхита».

Литература:

А) Основная

1. Алексеева Е.В. Краткий терминологический словарь для изучающих историю медицины. М., 2008.

2. Бородулин Ф.Г. История медицины. Избранные лекции. М., 1961.

3. Грибанов Э.Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения: Учебное пособие. М., 1980.

4. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. М., 2003.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. М., 1981.

6. История медицины: материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б.П. Петрова. М., 1954.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. М., 1978.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. М., 2004.

9. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. М., 2010.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. М., 2002.

11. Мультановский М.П. История медицины: Учебник. М., 1967.

12. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. М., 1992.

13. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник.4-е изд. М., 2005.

14. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.

15. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Д.А. Балалыкина. М., 2012.

 

Б) Дополнительная

1. Базарон Э.Г. Тибетская медицина и религия // Материалы по изучению источников традиционной системы индо-тибетской медицины. Новосибирск, 1982.

2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

3. Вогралик В.Г., Вяземский Э.С. Очерк китайской медицины. М., 1961.

4. Говард Хаггард. От знахаря до врача. История науки врачевания. М., 2012.

5. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002.

6. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.

7. Лазаренко В.Г. Государственное управление медициной в Древнем Китае // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2007. С. 58

8. Лазаренко В.Г. Медицинские трактаты Древнего Китая // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2009. С. 54-57.

9. Лазаренко В.Г. О врачевателях Древнего Китая // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №5. 2010. С. 60.

10. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). М., 1999.

11. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

12. Палош Ш. Китайское искусство целительства. М., 2003.

13. Сорокина Т.С. Атлас по истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие. М., 1987.

14. Сорокина Т.С. Родовспоможение и лечение женских болезней в странах Древнего Мира// Медицинская сестра. №2. 2002.

15. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №1. 2013. С. 57-60.

16. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю., Сорокина Т.С. Традиционная аюрведическая медицина о псевдоврачевании (на примере «Чарака-самхиты») //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №2. 2014. С. 49-52.

 

В) Источники

1.Законы Ману / пер. с санскрита Г.Ф. Ильина. М., 1960.

2. Трактат Желтого Императора о внутреннем (пер. с древнекит.). М., 2002.


Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Трепанации черепа.

Традиции совершать манипуляции с телом покойного сородича возникла в каменном веке. Долгое время среди археологов преобладало мнение, что люди палеолита просто оставляли тела своих мертвецов или погребали их неповрежденными… Однако неизбежно накапливалась информация и другого рода, которая касалась особенностей сохранности костяков и позволила предполагать в некоторых случаях их преднамеренное разрушение (в том числе трепанацию).

Что такое трепанация? Как ни удивительно, ответ на этот вопрос далеко не очевиден, даже для специалистов. Парадоксально, но общепринятого определения древних трепанаций до сих пор не существует. Одни ученые подразумевают под трепанациями любое запланированное хирургическое вмешательство, нарушающее целостность мозговой капсулы. Другие исследователи склонны сужать понятие трепанации до «прижизненных, планомерных воздействий на субстанцию черепа человека» (В. Паль) или даже до «индикаторов травм черепа доисторического и исторического времени» (М. Шультц). Прижизненная доисторическая трепанация также определяется как планомерное целенаправленное поверхностное или проникающее хирургическое воздействие, затрагивающее ранее не поврежденный участок черепа (Г. Ульрих). Сторонники этого определения не относят к трепанациям случаи хирургического вмешательства после черепных травм для извлечения осколков и обработки краев повреждения. В Кембриджской энциклопедии палеопатологии человека трепанация характеризуется как «создание канала между полостью черепа и окружающей средой» (А. Ауфдерхайде, К. Родригес Мартин). На наш взгляд, самое точное, простое и всеобъемлющее определение трепанаций – удаление участка кости из черепа (Ф. Лисовски) или «полное или частичное удаление фрагмента кости из свода черепа» (В.Я. Дэрумс)…

Скорость заживления зависит от толщины черепа, которая может очень варьироваться. На различную толщину свода черепа у разных народов обращали внимание еще античные авторы…

Для диагностики посмертных и прижизненных трепанаций чаще всего используется рентген. Диагностическими признаками хирургических трепанаций с частичным заживлением являются наличие на рентгенограммах более светлых, по сравнению с неповрежденной костью, участков вокруг отверстия, мелкозернистая и «нежная» структура этих зон. Область заживления демонстрирует нормальное протекание перестройки костных структур – без утолщения краев отверстия, излишней минерализации и омертвления ткани. Когда трепанация или травма была осложнена воспалительным процессом, на рентгенограммах видны уплотнение и резкое осветвление краев сквозного повреждения.

При посмертных трепанациях края отверстия острые, нечеткие, на рентгенограммах отсутствует светлая окружающая зона.

Трепанация производилась в различных целях. Именно этот факт лежит в основе большинства классификаций трепанационных отверстий. Сейчас принято различать:

1) действительную, или хирургическую трепанацию – любое отверстие в черепе, сделанное прижизненно;

2) ритуальную трепанацию – любое посмертное вскрытие черепа;

3) символическую трепанацию – поверхностную прижизненную операцию.

(Цит. по: Медникова М.Б. Трепанации в Древнем мире и культ головы. М., 2004. С. 37, 47-57)

 

Приложение №3

Древняя Месопотамия.

Приложение №4

Приложение №5

Законы Хаммурапи

Сборник законов шестого царя Первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) был найден в 1901 г.французской археологической экспедицией под руководством Ж.де-Моргана при раскопках г. Сузы - столицы Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе (стеле), найденном разбитым на три куска. Еще в древности небольшая часть текста была выскоблена. Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных таблетках. Некоторые таблетки дошли до нашего времени, что дало возможность восстановить несколько статей законов. Так, в 1914 году Пенсильванский университет опубликовал найденную при раскопках в Ниппуре таблетку, содержащую текст статей 90-162 законов Хаммурапи.

Законы Хаммурапи представляют собой запись норм обычного права, судебной практики, узаконений царя Хаммурапи. Видимо, были и заимствования из ранее принятых законов в XX веке до н.э.

Значение Законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования древневавилонского царства. Они легли в основу вавилонского права на многие столетия. Основной текст законов состоит из 282 статей, из числа которых несколько статей до сих пор еще не восстановлены.

§215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит (этого) человека или снимет бельмо (? ) человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, (то) он должен получить 10 сиклей серебра.

§216. Если (больной) - кто-либо из мушкенумов, (то) он должен отдать врачу 5 сиклей серебра.

§217. Если (больной) - раб, человека, (то) господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

§218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть (этому) человеку или снимет бельмо (? ) человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, (то) ему должно отрезать пальцы.

§219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовым, ножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, (то) он должен возместить раба за раба.

§220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо (? ) и повредит его глаз, (то) он должен отвесить серебром половину его покупной, цены.

§221. Если врач срастит сломанную кость человеку или вылечит болезненную опухоль (? ), (то) больной должен отдать врачу 5 сиклей серебра.

§222. Если (больной) - кто-либо из мушкенумов, (то) он должен отдать 3 сикля серебра.

§223. Если (больной) - раб человека, (то) господин раба должен отдать врачу 2 сикля серебра.

Цитируется по: Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1 – Тольятти, 1996. 56 с.

Приложение №6

Геродот

Книга первая - Клио

О Месопотамии

195. Одеяние у вавилонян вот какое. [На теле] вавилонянин носит льняной хитон, доходящий до ног, а поверх – другой шерстяной. Затем поверх накидывает еще тонкую белую хланидую обувь у них – общепринятая [в этой стране], похожая на беотийские сапоги. Отпуская длинные волосы, вавилоняне повязывают на голове тюрбаны и все тело умащают миррой. У всякого вавилонянина есть перстень с печатью и посох искусной работы. На каждом посохе вырезаны яблоко, роза, лилия, орел или что-либо подобное. Носить посох без такого изображения у них не принято. Таково внешнее обличье вавилонян…

197. Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок (у них ведь нет врачей). Прохожие дают больному советы [о его болезни] (если кто-нибудь из них или сам страдал подобным недугом, или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг.

(Цит. по: Геродот. История в девяти книгах/Под ред. С.Л. Утченко. Л., 1972. С. 73-74)

Приложение №7

«Заговор против зубной боли»

(применялся врачом-ашипуту)

Когда Ану сотворил небо,

Небеса сотворили землю,

Земля сотворила реки,

Реки сотворили протоки,

Протоки сотворили болота,

Болота червя сотворили.

Отправился червь к Шамашу, плача,

Перед богом Эа текут его слезы,

«Что ты выделишь мне в пропитанье?

Что ты выделишь мне для сосанья? »

«Спелые фиги

И сок абрикоса».

«На что мне фиги

И сок абрикоса?

Среди зубов позволь поселиться,

Сделай челюсть моим жидищем.

Кровь из зуба сосать я буду,

Буду глодать я корни зуба».

«Зацепи острие, ухвати за корень!

Сам себе, червь, избрал ты такое!

Да сразит тебя Эа

Рукой могучей! »


Приложение №8

Древний Египет.

Геродот

Книга вторая - Евтерпа

О Египте

36. В других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся…Другие народы живут отдельно от животных, а египтяне – под одной крышей с ними; другие питаются пшеницей и ячменем, в Египте же считается величайшим позором употреблять в пищу эти злаки. Хлеб там выпекают из полбы, которую некогда называют зеей…Половые части другие народы оставляют, как они есть; только египтяне (и те народности, которые усвоили этот обычай от них) совершают обрезание. Каждый мужчина носит у них две одежды, а всякая женщина – одну…

37. Египтяне – самые богобоязненные люди из всех, и обычаи у них вот какие. Пьют они из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые. Они носят льняные одежды, всегда свежевыстиранные; об этом они особенно заботятся. Половые части они обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте. Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появлялось вшей или других паразитов. Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка. Иной одежды и обуви им носить не дозволено. Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов…

77…Образ же жизни египтян вот какой. Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь, по их мнению, все людские недуги происходят от пищи. Вообще же египтяне, исключая ливийцев, самый здоровый народ на свете, что зависит, по-моему, от климата (ведь там нет смены времен года). Действительно, [климатические] перемены приносят людям большинство недугов, в особенности же смена времен года…


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.239 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь