Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа.
Эпоха зрелости первобытного общества (эпоха первобытной общины) - около 40тыс. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. характеризуется окончательным завершением процесса антропогенеза, формированием человека современного вида – неоантропа, расширением ареала расселения, формированием трех больших рас. Первобытная община прошла в своем развитии ряд сменявших друг друга этапов: В позднем палеолите (примерно 40-10 тыс. лет назад) основными занятиями являлись: собирательство, охота и рыболовство. Усовершенствовалась техника обработки камня, в качестве технического сырья широко используется кость и дерево. С социологической точки зрения, на этом этапе происходит дальнейшее развитие первобытнообщинного и родового строя. Сохранился свойственный первобытному стаду коллективный характер труда, собственности на орудия труда, потребления продукта трудовой деятельности. Численность общинников увеличивается. Основной ячейкой общинно-родового строя - был род: материнский ( матриархат ) или отцовский ( патриархат ). Духовная жизнь продолжает развиваться в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Усложняются первобытные верования, и расширяется погребальная практика. Смена позднего палеолита мезолитом (средним каменным веком) – X-IX –VII-VI тыс. до н.э. совпала со временем, когда на земле сформировались современные климат, растительность, животный мир. В разных регионах переход к мезолиту обозначен своей датой, что привело в последующем к неравномерности исторического развития. Изменения природной среды привели и к изменению образа жизни мезолитического человека, т.е. формируются специфические особенности освоения человеком того или иного района. Так, например, в южных регионах – преобладает собирательство, что достаточно быстро обусловило переход к производящему хозяйству и сам период мезолита был довольно коротким. В мезолитическую эпоху появляются новые виды орудий труда и оружия: топор, лук и стрелы, рыболовная сеть и др., значительно совершенствуется техника их изготовления. Начинается приручение животных, появляются лодки. Изменение условий добычи необходимых для жизни ресурсов привело к тому, что меняется уклад жизни – появляются небольшие по площади стоянки с наземными жилищами и появляются древние родовые кладбища – могильники, что способствовало укреплению внутриплеменных связей и развитию культа предков. Финалом каменного века является эпоха неолита (нового каменного века) – VI-V – III тыс. до н.э. – особая эпоха в истории человечества, хронологические рамки которого в различных климатических зонах определяются по-разному. Это эпоха расцвета техники обработки камня, дерева и кости, распространение керамики и ткачества. Происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему. Это явление в истории получило название неолитической революции. Результатом всех изменений явилась большая оседлость населения, что находит отражение в домостроительстве и демографическом взрыве. Изменения в хозяйственной жизни общества в эпоху неолита привели к изменению социальных отношений – складывание первобытной общины, а также мировоззренческих, духовных представлений, нашедших отражение в религиозных обрядах и верованиях, погребальной практики («стандартизация» обряда) и в искусстве, в установлении определенных закономерностей явлений природы и создании концепции окружающего мира. В эпоху первобытной общины врачевание продолжает оставаться коллективным занятием общинников. В функции женщин входила обязательная забота о детях и пожилых членах общины, мужчины оказывали помощь в случае травм во время охоты или столкновений с другими общинами. В сознании человека продолжают развиваться и взаимодействовать два представления об окружающем мире – рациональное (основным источником знаний служит изучение синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки и Океании) и иррациональное (основным источником знаний служит как изучение синполитейных обществ, так и специфики погребального обряда и религиозных представлений). Рациональный подход способствовал развитию знаний о лекарственных свойствах растений (эвкалиптовая смола, касторовое масло и луковицы орхидеи для лечения нарушений пищеварения, паутина, зола, жир для остановки кровотечений и др.). Оказывая помощь животным при травмах и переломах конечностей, а также проводя кастрацию - закладывались основы хирургии. Сохранились свидетельства о накладывании «шин» при переломах, умении делать кровопускание, использовании некоторых трав для обезболивания. Использовались целебные свойства минералов, глины и т.д. Усовершенствование орудий труда и развитие гончарного дела привело к появлению специальных приспособлений для врачевания. Бессилие перед природой и не возможность объяснить некоторые природные явления, в том числе и болезни, порождало развитие иррационального представления об окружающем мире. Это способствовало возникновению первых религиозных представлений - тотемизма, фетишизма, анимизма и магии, что нашло свое отражение и на приемах врачевания. Зачатки этих представлений наблюдаются еще в эпоху праобщины, но реальное свое воплощение они начинают находить в эпоху первобытной общины, когда социальные отношения претерпевают существенные изменения. Тотемизм – вера человека в существование связи между его родом и определенным видом животного (зоототемизм). Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (амулеты и талисманы). Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы (культ умерших). Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Появление религиозных представлений способствовало зарождению лечебной магии – врачевания, основанного на культовой практике. Первоначально лечебная магия была доступна всем членам общины и выражалась в первых моральных и этических нормах в виде табу. Само существование табу предполагало наличие какой-то опасности, скрытой до тех пор, пока табу не нарушается. Этнографический материал, например, дает многочисленную информацию о существовании запрета на половые отношения для людей, ухаживающих за больными, или навещающих больных. Такой же запрет был, если в доме есть больной или раненый. Развитие системы табу во многом способствовало возникновению тотемизма (первой формы осознания единства человеческого коллектива) и анимизма. Причины болезней стали восприниматься как результат воздействия на тело заболевшего человека злого духа или духа умершего предка. С одной стороны, это породило усложнение погребального обряда, с целью обезопасить живых. С другой стороны, появляются различные ритуалы изгнания духа. Применяются такие средства как голод, рвотные средства, затыкание носа перцем, кормление отвратительной пищей, якобы неприятной духу. Преднамеренно повреждали поверхностные слои кожи заостренным камнем, веточками растений или острой рыбьей костью для того, чтобы дух быстрее покинул тело заболевшего человека. Археологами зафиксированы появления специальных святилищ, где проходили религиозные ритуалы, в том числе и ритуалы для выздоровления (пещера Трех Братьев – тер. совр. Франции). Религиозные представления породили шаманство, которое стало сочетать в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. Шаманы, являясь прекрасными психологами во время лечебного сеанса, умело создавали специфическую атмосферу, которая укрепляла в соплеменниках веру в их сверхъестественные способности. В эпоху зрелости первобытной общины успешно развивается гигиена. Появляется умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды. Знания, закрепленные в обычаях и ритуалах рода (племени), касались разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня. К ритуальным обрядам относится и зафиксированная археологами практика трепанации черепа. Техника трепанации появляется, вероятно, еще в позднем палеолите, но стала привычной в эпоху неолита. Процедура трепанации заключалась в следующем: в кости черепа вырезали от 1 до 5 круглых отверстий в стандартных зонах головы: чаще всего в теменной части, на втором месте – область лба и реже всего воздействию подвергались затылочная или височная кость. В частности, было отмечено, что в большинстве случаев отверстия локализованы с левой стороны. Возможно, выбор участка мог быть связан не только с травмой, но и с определенными культурными традициями (способствовать появлению новых сверх свойств и качеств у здорового человека, обряд инициации и др.). Об инструментах, применявшихся в практике трепанирования черепов, известно немногое. Однако совершенствование навыков обработки камня и кости, овладение техникой сверления и резьбы способствовало появлению орудий, которые могли использоваться при совершении операции. Самый ранний пример прижизненного трепанирования в Евразии относится к среднему каменному веку – мезолиту (могильник Васильевка III, Украина), а в эпоху неолита практика трепанирования распространяется повсеместно. Наросты по краям отверстий доказывают, что пациенты выживали после этой опасной процедуры в 70% случаев (по последним данным трепанацию переносило приблизительно девять человек из десяти). Отсутствие костной мозоли свидетельствует о смерти больного вскоре после операции или о проведении посмертной трепанации (Приложение №2) Вопрос о причинах подобной операции до сих остается дискуссионным. Существуют несколько наиболее распространенных мнений специалистов: лечение травмы головы, прохождение обряда инициации (ритуальные знаки T илиL), изготовление амулетов из человеческих костей (посмертная трепанация). В последнем случае подобные «амулеты» могли использоваться в качестве «протезов» во время операций, делавшихся живым людям. Как обереги в магически-декоративных целях (защищать от болезней, причем, возможно, от тех, которыми страдал обладатель черепа), причем, иногда костные пластинки добывали из черепов людей, которые были благополучно трепанированы при жизни. Важен сам факт того, что подобная сложная операция в первобытную эпоху была возможна и заканчивалась вполне успешно. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1672; Нарушение авторского права страницы