Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Врачевание в ведийский и классический периоды.



В конце II – середине I тыс. до н.э. в связи с перемещением арийских племен центр древнеиндийской цивилизации перемещается в долину р. Ганг, в восточную часть субконтинента.

Источниками по истории врачевания в эти периоды являются веды, священные тексты – «Ригведа» (веда гимнов и мифологических сюжетов), «Атхарваведа» (веда заклинаний и заговоров), Аюрведа («Знание жизни»), «Чарака-самхита» (I-II вв. н.э.) и «Сушрута-самхита» (IV в. н.э.), произведения народного эпоса, законы Ману (первые века н.э.). Священные тексты начинают записываться в середине I тыс. до н.э.

Одной из особенностей древнеиндийского общества стало складывание сословной системы общества в конце ведийского периода. Были выделены четыре сословия ( варны ): брахманы (знающие святое учение, жрецы), кшатрии (наделенные могуществом, военные, члены царского рода), вайшьи (свободные общинники), шудры (бесправные бедняки). Каждое сословие делилось на касты и подкасты, вне закона стояли парии (неприкасаемые). Браки и другие формы общения между кастами были запрещены и карались законом. Данная структура была основана на разделении функций и считалась даром и установлением бога Брахмы. Изучать веды и заниматься врачеванием имели право лишь представители трех высших варн.

В ведийский период складывается религиозная система, в которой появляются божества, связанные с врачеванием: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и дождя, Сурья – бог солнца. Определенное место в мифологии занимали и злые демоны (асуры и ракшасы), с которыми связывали возникновение некоторых заболеваний. Так, например, в «Атхарваведе» болезнь расценивалась как наказание богов, соответственно и методы излечения применялись как магического характера (молитвы, заклинания и жертвоприношения), так и использование лекарственных растений (Приложение №14). В «Ригведе» также есть тексты, в которых содержится информация о магических обрядах. Таким образом, в ведийский период эмпирические знания во врачевании переплетались с магией и религией. Лекари назывались – бхишадж («изгоняющий бесов»).

В классический период с развитием естественнонаучных знаний наблюдается отход от сверхъестественных представлений о причинах болезни. Развитие религиозно-философской системы, в которой человек рассматривался как часть окружающего мира и состоял из пяти стихий (земли, воздуха, огня, воды и эфира), способствовало тому, что здоровье воспринималось либо как уравновешенность соотношения трех стихий (субстанций), либо как отрицательное воздействие на человека окружающего мира (времена года, климат, плохая вода и пища и т.д.). Например, в «Яджурведе» (VIII-VII вв. до н.э.) уже упоминается о четырех соках организма.

В системе медицинских знаний значительное место занимала диагностика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Проводился опрос больного и исследование внешних изменений (теплота тела, цвет кожи и языка, выделения и т.д.), анализ мочи по вкусу. Врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени.

Достижения древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух памятниках аюрведической письменности: «Чарака-самхита» - описано лечение внутренних болезней и содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения и «Сушрута-самхита», посвященная оперативному лечению (описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств).

Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ (" индийский способ" ), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии и др.). Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук.

Произведено описание признаков более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. В «Аюрведе» дано описание классических признаков воспаления (первое описание чаще всего приписывают римскому врачу Цельсу). Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. Упоминаются способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, заливание ран кипящими жидкостями, лечение иглоукалыванием.

В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

Индийские врачеватели имели обширные познания о строении человеческого тела, так как вскрытие трупов не преследовалось законом, но способы анатомирования были несовершенны, что привело к появлению неточностей (например, в представлениях о головном и спином мозге).

В источниках часто встречается информация о врачебной этике: от врача требовались высокие моральные и физические качества, высокий уровень подготовки. В «Чарака-самхите» приводится проповедь, которая по своему содержанию близка с Клятвой древнегреческих врачей.

Устанавливались принципы вознаграждения за лечение, но за неудачное лечение врач нес ответственность (штраф, в зависимости от кастовой принадлежности больного). Несмотря на то, что отношение к врачам на разных этапах индийской истории было неодинаковым, в целом это занятие вызывало большое уважение и к врачам относились с соответствующим их положению почтением.

Медицинские знания передавались как в семейных, так и специальных школах, чаще всего называемых по имени врача. Наставники имели не более 3-4 учеников. Одним из крупнейших центров медицинского образования был г. Таксила.

Наиболее известными врачами имена, которых сохранились до наших дней были Дживака (VI-V вв. до н.э.), Чарака и Сушрута (первые века н.э.).

Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, были закреплены в «Законах Ману» (II в до н.э.- II в. н.э.). Действовали строгие правила поддержания чистоты города, сооружались колод­цы, бани, купальни, система канализации. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония (Приложение №15).

С III в. до н.э. в Индии появляются помещения для больных – дхармашала, а в IV в. н.э. стали сооружаться специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных. Поощрялось разведение лекарственных растений, озеленение дорог и сооружение колодцев. Одним из направлений древнеиндийской медицины было предупреждение заболеваний оспой.

Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буддизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Появляется йога, объединившая в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений. Важную роль в развитии врачевания играли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей.

Сложившаяся традиционная индийская медицина достигает в своем развитии больших успехов. Благодаря торговым и культурным связям с эллинистической Грецией и Древним Римом она оказала большое влияние на развитие медицины в этих государствах. Опыт древнеиндийских врачей широко использовался и в последующие столетия.


Поделиться:



Популярное:

  1. БУШКОВ КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЛИЦЕЙСКО-ДЕРЖАВНЫЙ ПОЗИТИВИСТ.
  2. Возникновение социологии, классический этап её развития.
  3. Врачевание в Древнем Египте Развитие медицинских знаний.
  4. Врачевание в Древнем Китае: периодизация, источники по изучению истории врачевания. Философские основы китайской медицины, традиционная китайская медицина.
  5. Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего Востока
  6. Врачевание в период разложения первобытного общества. Врачевание и врачеватели.
  7. Классификация экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Трансформационная экономика.
  8. Классический алкогольный делирий. Симптоматика на различных стадиях развития
  9. Классический век: «поворот к человеку». Объективный идеализм Платона. Аристотель.
  10. Классический и вероятностный детерминизм
  11. Классический период античной психологии


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь