Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Законы Хаммурапи: общая характеристика, уголовное право и процесс.



Созданы в правлении вавилонского царя Хаммурапи(1792-1750 г до н.э). Найдены в1901 году при раскопках города Сузы ( французами). Законы: введение, основная часть, заключение. 282 статьи. 34 из которых стёрты ( восстановлены позднее). Характеристика: фрагментарность, слабая систематизация, казуистичность норм, светский характер, по направленности – судебник. Уголовное. Пережитки родового строя: коллективная ответственность, объективное вменение, самосуд, возможность избежать наказания, изгнание преступника, принцип талиона – равным за равное. Тилион – материальный (повреждают орган аналогичный поврежденному) и символический (повреждают орган которым совершалось преступление). Вина: преступление по умыслу и без умысла. Появление института крайней необходимости и института соучастия. Наказания: смертная казнь (сажание на кол, утопление, сожжение), наложение знака бесчестия, членовредительство и телесные наказания, изгнание из родного дома, денежные взыскания, увольнение с должности с воспрещением занимать ее в будущем. Виды преступлений: против личности, против собственности, против семьи (измена, кровосмешение), против правосудия (лжесвидетельство), должностные (взятка), воинские (дезертирство, неподчинение командиру). Судопроизводств о. Единый процесс (нет разделения на гражданский и уголовный). Доказательства: клятва, показания свидетелей, письменные акты, ордалии.

4.Законы Хаммурапи: право собственности, обязательственное семейно-обязательственное и наследственное право.

Имущество инку: обладатель обязан выполнять военную службу в пользу государства, если воин попадает в плен то участок инку передается сыну, обязанность отрабатывать переданную ему землю. Обязательственное право. 1) договор купли-продажи и мены. 2) имущественный наем, аренда. 3) личный наем. 4) займ. 5) договор хранения (поклажи). 6) договор поручения. 7) договор товарищества. Обязательства из причинения вреда: 1) обязанность возместить ущерб нанесенный ирригационным сооружениям по неосторожности. 2) ответственность пастуха, который допустил, что скот пасся на чужом поле без согласия хозяина. 3) ответственность за рубку деревьев в чужом саду. Семейно-брачное. Основная форма брака – моногамная. Брак прекращался либо смертью либо разводом. Инициатором могли быть и муж, и жена. Причины развода: бесплодие жены, серьезная болезнь, жена уличена в растрате или присвоении имущества, предназначенного для ведения домашнего хозяйства; если жена бездетная, то муж мог взять наложницу; муж мог взять 2 жену, если 1 заболеет; муж не имел права брать наложницу, если жена предоставила ему рабыню, которая родит ему детей; муж мог отдать свою жену в кабалу в уплату своих долгов, если это не было оговорено в специальном договоре. При разводе муж должен отдать приданое и часть имущества для детей. Жена – собственница приданого, могла заниматься ремеслом и ростовщичеством. Жена имела право на развод: если ее неосновательно обвинили в прелюбодеянии, нарушение мужем верности и пренебрежении ею как женой, местонахождение супруга неизвестно, если она больна и муж привел наложницу. Цель усыновления: приобретение даровой рабочей силы, придать законное положение внебрачным детям, в некоторых случаях усыновление заменяло завещание. Мог отказаться, но заплатить 1/3 хозяйства, не мог отказаться если усыновитель – евнух или жрица, не могу если усыновитель-ремесленник обучил своему ремеслу. Дочери и сыновья наследовали от родителей в равных долях. Если не было детей, то наследовали братья, братья отца, внуки. Если брак между рабом и свободной, то 1 часть имущества – хозяину, 2 – вдове. Отец мог лишить сына наследства, если он сквернословил и поднимал не него руку и по решению суда.

4) Необычайная плодородность заселенных ими земель служила постоянным соблазном для кочевников, совершавших периодические набеги на поселения шумеров. Самый жестокий (с начала исторического периода) набег произошел в 2500 г. до н. э., когда толпы кочевников нахлынули с территории Аравийского полуострова. Кочевники покорили страну и примерно в 2300 г. до н. э. основали город, который стали называть Вавилон. Этому городу было суждено стать господином Востока и столицей мировой империи, носившей то же название. Новое население адаптировало и развило технологию, науку и религию шумеров. Своего расцвета вавилонская цивилизация достигла во времена правления Амрафелея, шестого царя семитской династии, который больше известен под именем Хаммурапи (1945 - 1902 гг. до н. э.). Его величайшим достижением стала кодификация вавилонского права. Несколько десятков лет назад свод законов царя Хаммурапи был вновь открыт для всего современного мира. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Законы Хаммурапи были найдены в 1901—1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, " чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи законов, обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: - обычное право; - шумерские судебники; - новое законодательство. Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу " око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Уголовное право и процесс В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, " не удержавшего беглого раба", пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и пр. Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ от ордалии — признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: - против личности; - имущественные; - против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: -смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; -членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; -штрафы; -изгнание. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца. право носило ярко выраженный классовый характер. Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и " царских людей" (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление. Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Право собственности При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; - храмовые; - общинные; - частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Группа статей, касающихся собственности, - едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества. Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб. Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков). Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33, 5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад. Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму. Особое регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба. Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялось письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон. Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз. Обязательственное право Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Законодательству Хаммурапи известны договоры: - аренды; - имущественного найма; - личного найма; - займа; - купли-продажи; - хранения; - товарищества; - мены; - поручения. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: - ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; - ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; - ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: - продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; - продавцом мог быть только собственник вещи; - продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брачно-семейное право и наследственное право Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): " Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена". Неверность со стороны жены каралась смертью. Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода. При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: " Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью. Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, " ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца. В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья: " Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова " станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать, копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам. Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел. Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей.

Закон Ману.

Тип документа – «драхмашастра». Драхма – это не закон, это совокупность традиционных правил поведения; выполнение – религиозная заслуга, невыпонение – религиозная деградация. Время создания ( 2 в до н.э- 2 в н.э)Этот документ многослойный с отступлениями и противоречиями. Составлен в форме двустиший. Объём 2650 ст, разбитые на 12 глав.. законы Ману – свод религиозных, этических, юридических наставлений (2 в. до н.э. – 1 в. н.э.). Способы приобретения собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ссуда под проценты, исполнение работы, получение подарков. Обязательства из договоров и деликтов. Форма заключения договора – устная. 1) договор купли-продажи. Продавцом может быть только собственник. Покупателю должны быть известны все недостатки товара. 2) договор займа. Предмет – деньги, предметы сельского хоз-ва. Обеспечение займа – личность и имущество должника. 3) договор поклажи. Причины недействительности договоров: 1) пьяным безумным рабом, заключенным, вопреки закону, при помощи обмана. Обязательства из причинения вреда: 1) ответственность пастуха за потерю животного. 2) ответственность за потраву. 3) за вред причиненный другому лицу при движении повозки. Брачно-семейное. Обязанность мужа – заботиться о жене. Обязанность жены – беспрекословное подчинение. Причины развода: бесплодие супругов, прелюбодеяние, постыдное поведение, безвестное отсутствие, дурное обращение. Возможность многоженства для брахманов. Обряд Сати. Наследственное право. По закону и завещанию. Дочери из наследования исключались. Виды наказаний: смертная казнь, членовредительство, тюрьма, денежные взыскания, заковывание в кандалы. Виды преступлений: против личности, чести и достоинства, собственности, семьи. Виды казни: утопление, посажение на кол, сожжение на кровати или костре, раздавление слонами. Процесс. Не было различий между уголовным и гражданским процессом. Судебная функция принадлежала брахманам. Высшая судебная власть принадлежала царю. Его суд являлся аплеционной инстанцией. Возбуждение дела в суде начиналось только по требованию истца или потерпевшего. В свидетельских показаниях важную роль занимала варновая принадлежность. Если не было свидетелей, то применялись ордалии. Ордалии: испытание весами, огнем, водой, ядом, клятва.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1868; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь