Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты развития государства и права в странах Латинской Америки



Война за независимость и образование латиноамериканских государств. Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии начался еще в конце XV — начале XVI в., то есть в эпоху средневековья и рассматривался как обращение в христианство язычников индейцев. Конкистадоры уничтожили индейскую государственность, и широкое распространение получила система полукрепостнического и полурабского труда индейцев. Руководство политикой Испании в колониях первоначально осуществляла Торговая палата, а с 1524 г. — Совет по делам Индий, созданный при короле Испании. Этот совет издавал законы для колоний, назначал администрацию и был высшей апелляционной инстанцией для всех колониальных судов. Вице-короли в Америке осуществляли высшую власть и олицетворяли собой испанскую корону. В конце XVIII в. в Латинской Америке существовали четыре вице-королевства: Новая Испания (со столицей в Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима) и Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). В Других колониях, меньших по значению для испанского короля, назначались генерал-капитаны. Они номинально подчинялись вице-королям, но фактически пользовались всей полнотой власти. К концу XIX в. образовались генерал-капитанство в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. В дальнейшем границы, сложившиеся между этими образованиями, станут основой для границ самостоятельных латиноамериканских государств.

На все высшие должности в колониальной администрации назначались выходцы из числа испанской феодальной знати, которых присылали в колонию на срок от 3 до 6 лет. В городах сохранились некоторые традиционные формы муниципального управления Испании. Управление городами осуществляли советники — рехидоры. Католическая церковь играла огромную роль в управлении колониями. Она была крупным землевладельцем.

Постепенно в Латинской Америке сложился многоступенчатый бюрократический аппарат, который, пользуясь отдаленностью, допускал любые беззакония, самовластие. Чтобы регламентировать все стороны жизни, в колонии в 1680 г. издается Свод законов Индий — первый в истории официальный сборник колониального права. Эти законы определяли систему феодальной поземельной собственности и сословное деление общества. Бразилия являлась колонией Португалии, и там система управления была схожа с испанской.

Освободительная война 1810—1826 гг. и образование независимых государств. В колониях постепенно зарождались и развивались капиталистические отношения. На этом фоне в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание. Политика метрополий вызывала широкое недовольство различных слоев населения: индейцев, метисов, мулатов, в том числе, нарождающейся буржуазии и латифундистов-креолов. После смещения в Испании Наполеоном I законного короля Фердинанда VII из династии Бурбонов, в 1810 г. начались антииспанские выступления. В 1815 г. восстановленный на престоле испанский король Фердинанд VII вновь утвердил свое господство в колониях. При этом он использовал метод уступок и распространил в Латинской Америке демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании. К концу освободительной войны на месте бывших колоний возникли следующие независимые государства: Аргентина. Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай. Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Это создало более благоприятные условия для развития капиталистических отношений. В большинстве стран была запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, были отменены сословия, упразднены дворянские титулы, утверждалась неограниченная частная собственность и провозглашались свободы. Старый аппарат управления упразднялся. На первых порах вводились новые для молодых государств правовые институты: выборность государственных органов, введено право на защиту, провозглашалась презумпция невиновности. Но преобразования не привели к коренному изменению основ жизни, поскольку население бывших колоний имело низкую правовую культуру и находилось в плену традиционных представлений о незыблемости власти короля и чиновников и не было готово к ликвидации полуфеодального образа жизни и эксплуатации.

Первые конституции стран Латинской Америки. С самого начала основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех вновь образованных государствах был конституционализм. Идеи республиканизма легли в основу первых конституций латиноамериканских государств, что было вызвано влиянием конституционной практики в Соединенных Штатах Америки. По конституции 1826 г. в Аргентине и по конституции 1824 г. в Мексике были провозглашены республики. Монархическая форма правления утвердилась лишь в Бразилии. В период становления и развития латиноамериканских государств утвердились идеи федерализма. Еще лидеры войны за независимость выступали за создание сильных унитарных государств, что объективно отражала потребность капиталистического развития. Латифундистские и клерикальные круги поддерживали идею конфедеративного или федеративного государственного устройства, поскольку боялись вмешательства в экономическую жизнь и реформ, затрагивающих их отношения с крестьянством. В своеобразных условиях Латинской Америки провозглашенные в конституциях передовые идеи претерпели существенные изменения, отражавшие особенности латиноамериканского общества в тот период. Первые конституции оказались недолговечными из-за отсутствия политической стабильности, сепаратизма отдельных провинций и постоянной борьбы за власть конкурирующими группировками.

История латиноамериканских государств в XIX в. Каудилизм и диктаторские режимы. В большинстве латиноамериканских республик сохранялись крупные латифундии и полуфеодальные, а в Бразилии и рабовладельческая форма эксплуатации. При этом имела место социальная и духовная подавленность большей части населения. После установления конституционного строя сложились две соперничающих группировки. Бывшие монархисты и приверженцы бюрократического управления объединились в консервативную партию. Она стала защищать интересы крупных землевладельцев и церкви. Другие круги латифундистов, заинтересованные в торгово-промышленном развитии своих стран, объединились в либеральную партию. Эти партии получили названия «исторических». В течение XIX в. консерваторы чаще находились у власти. Эти партии ставили перед собой задачу захвата власти и создание авторитарного режима. Они делали ставку на одного сильного лидера (каудильо). Последние зачастую приходили к власти не в результате выборов, а в результате насильственного захвата власти, в том числе, путем государственного переворота. Каудилизм стал системой и строился не на конституционно-правовой основе, а на грубой силе и харизматическом авторитете предводителя. Он тормозил становление демократических форм общественной жизни. Авторитарные и диктаторские режимы базировались на милитаризме. Как правило, власть захватывали каудильо, которые являлись выходцами из армейской верхушки. Армия была поставлена в исключительное положение и часто становилась арбитром в политических конфликтах. В XIX в. государственные перевороты стали частым явлением.

Конституционная нестабильность. Как правило, новый президент-каудильо отменял действовавшую конституцию и спешно принималась новая. В XIX в. в Эквадоре сменились 12 конституций, в Боливии — 9. в Колумбии — 11, в Венесуэле — 11 и т.д. Внешние демократические формы в большинстве конституций сохранялись, но были декорацией для «политических игр». В избирательных системах этих стран установили различные ограничения, которые мешали значительной части населения участвовать в выборах.

Как способ обеспечения политической стабильности во многих государствах использовался особый правовой институт - «осадное положение», согласно которому президент приостанавливал конституционные права и гарантии граждан. Это давало ему возможность расправы со своими оппонентами.

Конституционное развитие Аргентины и Мексики в XIX в. Конституция Аргентины принята в 1853 г., Мексики — в 1857 г. В конституции Аргентины нашли свое отражение идеи североамериканских федералистов конца XVIII в. В Аргентине закрепилась власть местных латифундистов-каудильо. В каждой провинции этого государства была создана своя конституция «республиканского представительного характера». Верховный суд страны рассматривал все конфликты между провинциями. Конституция Аргентины также устанавливала свободу предпринимательства, торговли, единые таможни и тарифы и подтверждала неприкосновенность частной собственности.

Конституция Мексики 1857 г. запрещала рабство и долговую кабалу, ограничивала церковное землевладение, отменяла ряд привилегий военных и церкви, а также декларировала право неприкосновенности личности, политических прав и свобод. Но в дальнейшем, в 1876 г. в Мексике была установлена кровавая 30-летняя диктатура П. Диаса, которого поддерживали латифундисты страны и американские нефтяные компании.

В XIX в. наиболее значительные перемены и государственном строе произошли в Бразилии. В 1888 г. было отменено рабство, усилилась борьба за республику, которая привела к краху монархии. В 1891 г. в Бразилии была принята конституция, которая закрепила федеративное устройство государства. Каждый штат имел свою конституцию, создавал свою систему органов управления, контролировал эксплуатацию рудников и государственных земель, а также обладал другими значительными полномочиями. Федеральные власти не имели права вмешиваться в дела штатов, за исключением тех вопросов, которые отнесены к компетенции центральной власти: содержание армии, внешние дела и др. Эта конституция содействовала становлению гражданского общества в Бразилии.

94)Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами. Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г. Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в. Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов. Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной. Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания. Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии. Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права. В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения. В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью. По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло. В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм». Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития. В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право. В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии. На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами. Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение. Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран. На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы. Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации. Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь