Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политика в области просвещения.



В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений: проверить уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения.

В 1828 г. был создан устав низших и средних учебных заведений. Было выявлено, что разные ступени школы, были оторваны друг от друга: предназначались для различных сословий. Уездные - для городских обывателей; гимназии - для дворян; начальные, приходские училища - для крестьян.

В 1835 г. был создан новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономии университетов и установивший жестокий контроль за внутренней жизнью, в плоть до вмешательства в учебную программу. Прослеживается четкая тенденция к ограничению числа студентов, прежде всего на гуманитарные специальности.

Общественное движение в эпоху правления Николая I

Общественное движение в России во второй четверти XIX века развивалось в условиях ужесточения политического режима после подавления восстания декабристов, окончательного разрыва между революционным направлением и правительственным реформаторством, оформлением либерального и социалистического течений в общественной жизни. Не имея возможности реализовать свои идеи на практике, участники общественного движения теоретически готовили сознание современников к будущим переменам.

1.Консервативное движение:

Представлено президентом Российской Академии наук графом С.С.Уваровым. Крупнейшими теоретиками консервативного направления являлись историки Н.Г.Устрялов и М.П.Погодин, драматург Н.В.Кукольник, писатели Ф.В.Булгарин, Н.Н.Греч, М.Н.Загоскин. Они были уверены в исключительности исторического пути России и считали его единственно правильным. Теоретической основой консервативного движения стала «теория официальной народности».

В 1834 году была утверждена официальная идеология самодержавия – «теория официальной народности», созданная министром народного просвещения С.С.Уваровым.

« Самодержавие – как единственно возможная для России форма правления.

«Православие» – основа глубокой религиозности русского народа, его соборности, традиционной ориентации русского народа не на личный, а на общественный интерес.

«Народность» – как глубокая духовная связь народа, без разделения на дворян, крестьян, мещан, с монархом».

«Самодержавие, православие, народность» являлись основными положениями «теории официальной народности».

Проводниками этой теории были профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право, конечно зло, но «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли сделать это сами».

2.Либеральное движение:

Складывание либеральное идеологии относится к концу 30 – началу 40 годов XIX века.

Российский либерализм был представлен двумя направлениями – западниками и славянофилами. Представители обоих направлений признавали необходимость изменений в российской действительности, отмену крепостного права, считали возможным проведение этих изменений под руководством верховной власти, путем мирного эволюционного развития и верили в возможность стремительного и уверенного продвижения России к процветанию.

Общее:

1.Отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности

2.Убеждение в необходимости коренных преобразований

3.Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности

4.Расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер

5.Уверенность в возможность мирного осуществления необходимых России реформ

6.Вера в Россию, в возможность ее стремительного и уверенного движения к процветанию

Различие во взглядах проявились в ответах на вопросы - каковым было историческое развития России, и каковым должен быть государственный строй?

Западники:

Теоретиками и пропагандистами западников являлись:

историки – Т.Н.Грановский, С.М. Соловьев, юрист - К.Д.Кавелин, писатели - П.В.Анненков, И.С.Тургенев, врач - В.П.Боткин, и др.

Умеренные - Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин.

. Радикальные - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский.

Западники отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что правительство навязало народу общину для удобства управления и сбора налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на стадии, которую запад уже прошел.

Они считали, что Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути, многие процессы и явления в историческом процессе развития России и Европы сходны.

1.Россия стала цивилизованным государством благодаря реформам Петра I

2.Необходимо примкнуть к Западу и образовать единую, общечеловеческую цивилизацию

3.Привить народу черты европейской образованности

4.Вычленение из мировой цивилизации какой либо страны приведет к загниванию этой страны

Лучшим государственным устройством России может быть конституционная монархия, сходная с западноевропейскими монархиями.

Славянофилы:

Теоретиками и пропагандистами славянофилов являлись:

А.С.Хомяков, братья И.В. и В.П.Киреевские, И.С. и К.С.Аксаковы, Ю.Ф, Самарин, А.И.Кошелев.

Они считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада, но Петр нарушил естественный ход развития России. Русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским собором.

Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть путем возрождения человечества, в том числе и «загнивающего индивидуалистического» запада.

1.Идея самобытности каждого, в том числе русского народа

2.Отрицательно оценивали деятельность Петра I

3.Подчеркивали особенность государственного и общественного быта России

4.Прчиной неурядиц считали ненужные заимствования у Запада

5.Главной задачей считали возвращение страны в старое, самобытное состояние

Они допускали сохранение самодержавия. Народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя на Земском соборе

Кружки 20-30 годов

Кружок братьев Критских, Петра, Михаила и Василия, всего 6 человек, существовал в Москве в 1826-1827 годах. Члены кружка занимались пропагандой революционных идей среди студентов, чиновников и офицеров.. В день коронации Николая I они разбросали прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок был раскрыт и участники кружка были посажены в Соловецкий монастырь после чего отданы в солдаты.

Литературное общество 11-го нумера.

Существовал в 1830-1832 годах в Москве. Основатель В.Г.Белинский. В основном занимались обсуждением проблем российской действительности. Белинский стал признанным духовным вождем зарождавшегося революционного лагеря. Идеи Белинского наиболее четко выражены в письмах к Гоголю – критика самодержавия и крепостничества, уничтожение крепостного права, отмена телесных наказаний и строгое выполнение хотя бы тех законов, которые уже есть.

Кружок Станкевича

Существовал в 1831-1839 годах в Москве. В состав кружка входили Н.В.Станкевич, К.С.Аксаков, Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин. Осуждали крепостничество. Изучали философские системы Шеллинга, Канта и Гегеля. Считали, что распространение просвещения приведет к изменению «быта общественного». После переезда Станкевича за границу кружок распался.

Кружок Герцена и Огарева

Существовал в 1831-1834 годах в Москве. Состав кружка – А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.М.Савин, М.И.Сазонов, В.Пассек. Занимались изучением произведений французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок был раскрыт полицией.

Революционное движение

Кроме либеральных течений в России получила распространение и революционная идеология. Большую роль в ее зарождении сыграли студенческие кружки 20-40 годов, в которых участвовали как будущие либералы, так и сторонники революционных идей.


Поделиться:



Популярное:

  1. II) ИСПАНСКАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ВЕСТ-ИНДИИ
  2. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  3. Автоматическая фискальная политика
  4. Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование : учеб. пособие для вузов / А. В. Аронов, В. А. Кашин. - М. : Магистр : Инфра-М, 2013.
  5. Банковская система и денежно-кредитная политика государства.
  6. Бюджетная политика государства
  7. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства и ее механизм.
  8. В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому.
  9. Вебер Макс. Политика как призвание и профессия
  10. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
  11. Внешняя и внутренняя политика Японии в послевоенный период (1918-1929 гг.).
  12. Внешняя политика Александра 1 1814-1825


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь