Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеология революционного народничества
В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. на арену политической борьбы стали выступать образованные люди разных сословий, разных чинов и званий, (отсюда название «разночинцы») «круг революционеров стал более широким, теснее стали их связи с народом». Первым представителем этого этапа принято считать революционеров-демократов 60-х годов (так называемых шестидесятников). Они подвергли критике реформу 1861 г., требовали ее пересмотра, обосновывали необходимость народной революции. Их практическая деятельность проявилась в распространении прокламаций: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон». Часть радикально настроенной интеллигенции было недовольно умеренным характером реформ Александра II – сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земли и введением временнообязанного состояния, медлительностью проведения реформ и непоследовательностью самого императора. У них сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была крайне враждебно воспринята народом. Доказательством этого они посчитали выступление крестьян в селе Бездна Казанской губернии и протесты крестьян в Пензенской губернии. Идейным вождем революционного движения конца 50-начала 60 годов XIX века стал редактор журнала «Современник» – Н.Г.Чернышевский, который выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи Герцена об «общинном социализме», ратовал за создание революционной организации. Свои взгляды на будущее устройство изложил в книге Что делать, написанную им в тюрьме, ставшую руководством к действию русских революционеров. В 1861 году соратниками Н.Г.Чернышевского братьями Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичами, Н.Н.Обручевым, А.А.Слепцовым, Н.И.Утиным, была создана тайная революционная организация, название которой было взято из статьи Н.П.Огарева в журнале «Колокол» – «Земля и воля». Организацию «Земля и воля» в Петербурге возглавил «Русский центральный народный комитет», а местные отделения были в Москве, Саратове, Туле, Перми - 14 городах. Программа включала требования созыва Народного собрания, установление демократического республиканского строя, самоуправления по областям, передачу всей земли крестьянам. Практически вся деятельность свелась к изданию и распространению литературы, содействию побегам революционеров из тюрем и материальная помощь ссыльным. Весной 1862 года многие члены организации были арестованы. Весной 1864 года организация приняла решение о самороспуске. Чернышевский Н.Г. - был сотрудником, а затем главой журнала «Современник», идейным дождем шестидесятников. Он подверг критики реформу 1861 г., боролся с либералами, которые приветствовали эту реформу. Чернышевский обосновывал необходимость крестьянской революции (выдвинул лозунг «к топору зовите Русь! »). Утопический социализм Чернышевского проявился в том, что он поддержал теорию перехода России к социализму, минуя капитализм через сельскую общину. Добролюбов Н.А. (сотрудник журнала «Современник») разделял взгляды Чернышевского, писал о задачах русских писателей, художников. Их главной задачей считал пробуждение сознания русского общества; написал множество статей по вопросам литературы, педагогики, философии, искусства («Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина? », «Когда же придет настоящий день? »). Герцен А.И. в 60-е годы продолжал печатать газету «Колокол», в которой призывал к свержению самодержавия. Писарев Д.И. - видный публицист, главный сотрудник журнала «Русское слово» - выдвинул идею о достижении социализма через индустриальное развитие страны («Теория реализма»), пропагандировал естествознание, которое считал средством просвещения и важной производительной силой. Писарев был сторонником теории нигилизма. Его основные труды: статья «Базаров», «очерки из истории труда», повесть «Реалисты» и др. В 60-е годы в русской общественной мысли возникло течение, получившее название «Почвенники». Это течение было близко славянофилам. Его представителями были Достоевский, Григорьев, Страхов, которые издавали журналы «Время и эпоха». Они проповедовали сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе. В конце 60-х появились кружки народнического направления. В 1863-1866 годах действовала Террористическая группа «Ад» Н.А.Ишутина и И.А.Худякова. (член этой группы Дмитрий Каракозов в 1866 г. совершил покушение на Александра II). С кружком С.Г. Нечаева, действовавшая в 1868-1869 гг., связывают зарождение терроризма (термин «нечаевщина стал нарицательным). Нечаев создал организацию «Народная расправа», предлагал привлечь к делу революции даже уголовные элементы. Нечаев составил «катехизис революционера», в котором писал, что революционер должен использовать любые средства для достижения цели. По требованию Нечаев был убит член его кружка студент И.Иванов, ошибочно обвиненный в предательстве. Нечаев бежавший в Швейцарию был выдан царскому правительству, осужден и погиб в Петропавловской крепости. В 1867 г. образовался кружок Г. Лопатина, который составлял брошюры для просвещения крестьян. Кружки изучали европейскую социалистическую литературу, но вскоре члены кружка были арестованы. В 1869 году сложился кружок « Чайковцев», названный по имени одного из его членов – Н.В.Чайковского. В 1871 году они объединились с кружком С.Л.Перовской. «Чайковцы» стали инициаторами «хождения в народ». В 1874 году большая часть «чайковцев» осуждена по «процессу 193». Кружок студента А.В.Долгушина создал в 1873 году типографию под Москвой и вел революционную пропаганду. Теория революционного народничества Идей « общинного» социализма А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского стали теоретической основой народничества. Крестьянская община рассматривалась как зародыш социализма. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу и считали необходимость превратить ее в организованную сознательную силу. Считали возможным миновать стадию капитализма и установления нового строя на основе равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х годах были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев. М.А.Бакунин – бунтарское направление Крестьянин по своей натуре и бунтарь, Михаил Александрович Бакунин посвятил свою жизнь народной революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию, считал Бакунин. Русский народ изначально народ-бунтарь. Стихийный народный бунт позволит свергнуть самодержавие. Разбудить народ и подвигнуть его на революцию должна интеллигенция. Группы революционеров должны убеждать массы и вести их к созданию народного самоуправления. Если все социалисты считали главным злом частную собственность, Бакунин считал высшим злом – государство. Творец теории анархизма, отрицающий государство, он выступал за самоуправление народа. Бакунин отрицательно относился к идее Маркса о диктатуре пролетариата, которая должна была установиться после революции для построения коммунистического общества. Хождение в народ, предпринятое народниками в 1874 году покажет несостоятельность увлечения бунтарским направлением. Крестьянство не было единым в своей структуре. Кулаки, середняки и бедняки по разному воспримут призывы к бунту. П.Л.Лавров - пропагандистское направление Петр Лаврович Лавров не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал необходимой длительную подготовку народной революции, которую могло провести незначительное меньшинство «критически мыслящих личностей», имеющих основательную научную подготовку. При помощи пропаганды следует помочь народу понять свои потребности и силу. Хождение в народ он представлял как длительную пропагандистскую работу среди народа. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы