Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеология и культура военного коммунизма
Своеобразный характер носила идеология военного коммунизма. Это был массированный натиск по внедрению в умы людей элементарных и примитивных азов коммунизма. Большевики придавали огромное значение политической работе в массах, привлекая к ней тысячи пропагандистов и агитаторов, все культурные силы, занятые в советских учреждениях. Руководил этой работой Наркомпрос и его многочисленные отделы. Активную деятельность развернул также Пролеткульт — массовая организация, ставившая своей целью скорейшее создание новой коммунистической культуры. В его рядах было немало талантливых писателей, художников, артистов. Пролеткульт делал ставку на открытое классовое содержание культуры, разрушение старого культурного наследия, поиск новых образов и идеалов. На этой основе формировался революционный авангард в литературе и искусстве. На площадях и улицах крупных городов разыгрывались грандиозные, красочные спектакли, мистерии, шествия, приуроченные к торжественным дням. Они предусматривали массовое действо, т. е. активное участие зрителей в проводимых мероприятиях. Вот, например, как было организовано празднование 1-й годовщины Октябрьской революции в Москве. Постановлением Московского Совета была образована специальная комиссия. Постановление предусматривало реквизицию и конфискацию всех необходимых материалов для организации торжеств. Из Петроградской, Новгородской, Псковской и Вологодской губерний были мобилизованы строительные рабочие. Были заказаны сотни портретов и бюстов Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского и других революционнных вождей. Понадобилось не менее 20 тыс. аршин кумача. Постановление призывало сделать годовщину пролетарской революции выдающимся примером пролетарского порядка и дисциплины, которые должны царить в красной столице. Ранним утром 7 ноября жители Москвы просыпались под звуки хорового пения, доносящихся с улиц и площадей. По случаю празднества были увеличены нормы выдачи продуктов до двух фунтов хлеба, полфунта конфет или сушеных фруктов, двух фунтов рыбы и полфунта масла. В голодающей республике это была невиданная роскошь. Рестораны и кафе были открыты и кормили бесплатно. Отдельно для детей был организован бесплатный обед. В Александровском саду у Кремлевских стен открыли любопытный памятник. Основой для него послужил обелиск, воздвигнутый в 1913 г. к 300-летию дома Романовых. С него сверзили двуглавого орла и вместо царских имен вырезали имена Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, Маркса, Энгельса, Прудона, Бакунина, Лассаля, Плеханова и других мыслителей, внесших свой вклад в развитие коммунистических идей и дело борьбы за освобождение трудящихся. Дважды в этот день выступал Ленин: при открытии памятника Марксу и Энгельсу на площади Революции и мемориальной доски павшим борцам Октябрьской революции на Красной площади. На Охотном ряду группа художников-футуристов украсила пустующие торговые лавки разноцветными геометрическими фигурами, над которыми веяли гирлянды красных полотнищ. На Театральной площади у Большого театра все деревья были выкрашены в лиловые тона, кустарники были завернуты в муслин того же оттенка. Даже трава с помощью пожарных брандспойтов была покрашена в яркие непривычные цвета. В коммунальном театре музыкальной драмы состоялась премьера Мистерии-Буфф в постановке В. Мейерхольда и В. Маяковского с декорациями К. Малевича, где " семь пар нечистых" (пролетарии) давали " чистым" (буржуазии) наглядные уроки классовой борьбы. Подобные мероприятия в годы военного коммунизма проводились неоднократно. Особенной страстью к постановке феерических спектаклей (" Сожжение гидры контрреволюции", " К мировой коммуне" и пр.) отличался Петроград — " колыбель Октября". По большей части, однако, в театрах и клубах ставились незатейливые пьесы и сценки, где главными действующими лицами были страдающий от гнета пролетарий, а также " буржуй", " поп", " кулак", " генерал", повергаемые в прах революционным народом. По всей республике в ускоренном порядке из гипса и всякого рода " подручных средств" воздвигались памятники жертвам и героям революционной борьбы — кампания, названная впоследствии ленинским планом монументальной пропаганды. Большую роль в наглядной агитации играли революционные плакаты, в том числе знаменитые " Окна РОСТА". В идеологии военного коммунизма делалась ставка на безжалостность и беспощадность к врагам, проповедовались революционная стойкость и фанатизм, беззаветное мужество перед лицом смертельной угрозы, жертвенность во имя светлого завтра. На этом зиждилась героическая традиция, к которой впоследствии очень часто апеллировали большевики. Немало людей были воспитаны в подобном духе, пройдя через фронты гражданской войны или без устали работая в тылу на самых горячих участках " с Лениным в башке и с наганом в руке". Такими предстают образы людей этого времени, созданные советскими кинематографистами, писателями, художниками. Немало свойственных военному коммунизму ритуалов сохранились в советской жизни последующих лет. Подобно тому как чрезвычайные, подчас нечеловеческие усилия, отчаяние и ярость, самоотверженность и фанатизм помогают выстоять при осаде крепости, так и система военного коммунизма позволила большевистскому режиму не только выжить, но и одержать победу.
КРИЗИС 1920—1921 ГГ. Ни блестящие победы в гражданской войне, ни героизм ее участников не спасли Советскую Россию от всеобщего и глубочайшего кризиса, пик которого приходится на конец 1920— начало 1921 г. Советская историография возникновение такого кризиса отрицала. Вернее, говорилось о тяжелом положении Советской республики на исходе гражданской войны, о развале экономики, разрухе и голоде. Но одно дело — тяжелое положение, другое — кризис, охвативший все сферы жизни нового общества. Польско-советская война В 1920 г. продолжались боевые действия на фронтах. Главным событием была война с Польшей. О создании независимого государства на польской территории, входившей в Российскую империю, Германия объявила еще в ходе Первой мировой войны 5 ноября 1916 г. Однако современная история независимой Польши начинается только после ухода германских войск, с 14 ноября 1918 г., когда к власти пришел Ю. Пилсудский, провозгласивший себя " начальником государства". Патриотический подъем в Польше был столь велик, что полностью " затмил" действия местных революционеров, традиционно связанных с Россией. Местные Советы и местные коммунисты были быстро подавлены. Формально признав самостоятельность Польши, большевики в Москве тем не менее держали в уме все эти обстоятельства. С начала нового периода независимости польского государства встал вопрос о его границах. Здесь " сработал" комплекс Речи Посполитой. Поэтому, едва появившись на карте, Польша повела активную борьбу за территории как на Западе, так и на Востоке, что не могло не привести к столкновению с Советской Россией. Еще в феврале 1919 г. войска Пилсудского начали наступление на Литовско-Белорусскую республику и заняли Вильно, часть Западной Белоруссии и Западной Украины. После небольшой передышки в апреле 1920 г. польские части вместе с войсками С. Петлюры возобновили войну и заняли Киев. Однако теперь им пришлось иметь дело со всей мощью Красной Армии, развязавшей себе руки на других фронтах. Против польских войск действовали две группировки, руководимые выдающимися советскими полководцами времен гражданской войны: на Западном фронте во главе с М.Н. Тухачевским и Южном — во главе с А.И. Егоровым. Войска Тухачевского, сломив сопротивление поляков, быстро продвигались к их столице — Варшаве. В рядах большевистского руководства снова ожили идеи мировой революции, которую, казалось, можно было принести в Европу на штыках Красной Армии. Был образован польский ревком во главе с коммунистом Ю. Мархлевским. Однако достигнутый успех был временным. Передовые части Красной Армии под Варшавой далеко оторвались от своих тылов. 1-я Конная армия Буденного, ударная сила большевиков в годы гражданской войны, правда к тому времени изрядно разложившаяся, завязла на подступах ко Львову, безуспешно штурмуя город. Это позволило польским войскам нанести удар на севере в районе Люблина и разгромить потерявшие между собой связь соединения Красной Армии. Часть ее отступила в Восточную Пруссию, где была интернирована. Следует заметить при этом, что участь 165 тыс. красноармейцев, попавших в польский плен в годы войны, оказалась плачевной. Каждый третий из них не вернулся домой, сгинув от бесчеловечного обращения в польских концлагерях. В конце сентября 1920 г. польские войска начали новое наступление и выдвинулись на Восток за " линию Керзона" (т. е. за предел собственно польских территорий), которую британский министр лорд Керзон предлагал в качестве восточной границы польского государства. В дальнейшем обе стороны оказались слишком истощены, чтобы вести активные боевые операции. К тому же в тылу у Красной Армии находился окопавшийся в Крыму генерал Врангель. Мир, подписанный с Польшей, носил на себе следы своеобразного компромисса, фиксируя границу на момент прекращения военных действий. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы