Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иван Константинович Айвазовский.



Скульптура

Марк Матвеевич Антокольский. Создал серию исторических портретов, «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак»

Александр Михайлович Опекушин. В 1880 году создал памятник А.С.Пушкину.

Михаил Осипович Микешин. Важнейшим событием стало установление в Новгороде в 1862 году памятника «Тысячелетие России», на котором изображено 129 скульптурных фигур. Он же создал в 1873 году памятник Екатерине II в Петербурге.

 

Архитектура

Классицизм себя окончательно изжил. Новые типы зданий промышленных предприятий, государственных учреждений, магазинов, рынков и тд. Требовали новых архитектурных решений. Активно идет поиск новых форм. Зодчими используются закономерности архитектурных стилей «готики», «реннесанса», «барокко» и тд. Это привело к господству «эклектики» (выбирать).

Эклектика

Архив Государственного совета в Петербурге выполнено архитектором М.Месмахером в духе архитектуры возрождения. Этот же прием избрал архитектор А.И.Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица.

Псевдорусский стиль

В этом стиле построены Исторический музей, архитекторы А.А.Семенов и В.О.Шервуд, здание Городской думы Д.Н.Чичагова, Верхние торговые ряды А.Н.Померанцева.

 

Музыка

Могучая кучка

Вторая половина XIX века – время расцвета русского музыкального искусства. Это время содружества пяти великих композиторов России, Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, (оперы «Борис Годунов» и «Хованщина»), Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина (опера «Князь Игорь»), Николая Андреевича Римский-Корсаков (опера «Псковитянка», «Кащей бессмертный»)

Петр Ильич Чайковский. Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», симфоническая и камерная музыка, концерты для фортепиано с оркестром и тд.

Новое поколение композиторов

В 60-90-х годах расцветает творчество композиторов С.И.Танеева, А.К.Глазунова, А.К.Лядова, А.С.Аренского. Начали свой творческий путь и гении следующего века С.В.Рахманинов и А.Н.Скрябин.

Исполнительское искусство

Подъем композиторского творчества сопровождался развитием исполнительского искусства. В Мариинском оперном театре блистали певцы В.Р.Петров, Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова. В Московском Большом театре П.А.Хохлов, Б.Б.Корсов.

В 1860 году - дирижер Николая Григорьевич Рубинштейн создает симфонический оркестр Московского отделения Русского музыкального общества.

В Петербурге в 1862 годуоткрыта Петербургская консерватория. В 1866 году при Московском музыкальном обществе создана Московская консерватория. Директором консерватории стал Н.Г.Рубинштейн.

 

Театр

Особое место в пореформенной России занимал театр. Он представлял собой нечто большее, чем развлекательное действие. Театры действовали более чем в ста городах России.

В 1865 году по инициативе А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, Ф.Ф.Одоевского в Москве был организован Артистический кружок и первый Народный театр.

История русского театра тесно связаны с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес. («Гроза», «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы»)

Основное место в театральном мире занимали Малый театр в Москве и Александринский театр в Петербурге. В актерской среде появились театральные актерские династии Садовских, Самойловых, Васильевых. В роли купцов – самодуров, в пьесах Островского прославился Пров Михайлович Садовский.

С 1870-х годов на сцене блистала Мария Николаевна Ермолова, в 1873 году блистательно исполнившая роль Катерины в драме Островского «Гроза».

 

Серебряный век русской культуры

Мир вступил в XX век полный надежд, растерянности, неуверенности. Индустриальный мир набросился на человека всей мощью изменений условий и норм жизни, привычных для человека. Тревожное чувство надвигающейся катастрофы, на фоне рушащихся традиционных ценностей заставило философов, литераторов, людей искусства искать ответы на вопросы, которые ставил новый индустриальный век. Пересмотра требовало все, и представления о добре и зле, истине и лжи. Зыбким и непостоянным, рвущимся вперед на крыльях крупнейших открытий и изобретений, казался мир человеку. В этой обстановке родился Серебряный век русской культуры.

Просвещение

Модернизация, охватившая все стороны жизни, предъявляла высокие требования к уровню образования. В России резко увеличились расходы на образование. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняют церковно – приходское образование. В гимназиях увеличивается количество часов на естественно- научные предметы. Выросло количество специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, судоходных и тд. Развивающаяся промышленность диктовала свои жесткие требования. Новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. Открылся новый университет в Саратове. В 1914 году свыше 60% студентов вузов не принадлежали к дворянскому сословию.

Наука

Открытия в теории и практике самолетостроения сделали Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин.

В 1903 году К.Э.Циолковский опубликовал ряд трудов о возможности полетов в космос.

Учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского заложило основы современной экологии.

Русские ученые И.П.Павлов и И.И.Мечников были удостоены Нобелевских премий (1904 и 1908)

Дальнейшее развитие получила русская историческая наука. В.О.Ключевский, А.А.Корнилов, Н.П.Павлов-Сильванский, С.Ф.Платонов продолжили развитие отечественной истории. Проблемами всеобщей истории занимались выдающиеся историки П.Г.Виноградов, Р.Ю.Виппер, Е.В.Тарле.

Выдающуюся роль в развитии философии сыграли Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев и П.А. Флоренский.

Литература

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Российская литература начала века представлена великими именами

Л.Н.Толстой

В своих последних работах «Живой труп», «Отец Сергий», «После бала» великий писатель обращается к теме противостояния личности закостенелым нормам жизни. Последние публицистические статьи Толстого проникнуты болью и тревогой за судьбу страны.

А.П.Чехов

Отразил те изменения, которые произошли в социальных отношениях в стране в пьесах «Вишневый сад», «Три сестры».

И.А.Бунин

С болью пишет об оскудении дворянской усадьбы, о тех переменах которые врываются в жизнь, изменяя состояния душ человеческих. «Деревня», «Суходол» и др.

А.И.Куприн

Наиболее известными произведениями Куприна являются повести «Яма», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет».

М.Горький

В романах «Мать», «Враги» впервые литература в лице Горького обратилась к образам рабочих.

Крестьянские поэты

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришли талантливые поэты С.Есенин, Н.Клюев, С.Клычков.

Символизм

Символизм выступил как направление протеста против главного принципа реализма – непосредственного отображения реального мира. В борьбе с материалистическим мировоззрением поэты – символисты выступили с воззрениями, что религия и вера являются основами бытия и искусства.

-декаданс

Поначалу символизм принял форму декаданса, настроения тоски, безнадежности в резко выраженном индивидуализме. Таковыми являются ранние произведения К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, В.Я.Брюсова,

-славянофильский символизм

После 1909 года символизм приобрел славянофильские черты, с ярко выраженным презрением к бездуховности Запада. Мотивы обновления и второго рождения России они рассматривали через восприятие русской народной жизни. Эти мотивы звучат в поэтическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» и «Родина», в стихотворениях Андрея Белого «Серебряный голубь» и «Петербург».

Акмеизм (от греческого акме - высшая степень чего либо, цветущая сила)

В отличие от символистов «акмеисты» отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии является безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова. Основателями этого направления были З.Гиппиус и Д.В..Мережковский. Эти взгляды разделяли Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам.

Футуризм

Направление в искусстве объявившее о полном разрыве с культурными ценностями прошлого. В России наиболее яркими последователями модернизма были футуристы. О радикальном изменении литературной формы они заявили в своем манифесте от 1912 года «Пощечина общественному вкусу». Само название их сборников, «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» говорят сами за себя. В.В.Маяковский, В.В.Хлебников, Б.Л.Пастернак зачастую использовали вульгарную лексику, жаргон, придумывали новые слова. Петербургская группа «Гилея» собрала в свой круг таких поэтов, как Д.Д.Бурлюк, А.Е.Крученых, В.В.Каменский.

В предвоенные годы огромной популярностью пользовался поэт, глава Ассоциации эгофутуристов Игорь Северянин.

Живопись

Реалистическая школа

И.Е.Репин – в 1906 году написал грандиозное полотно «Заседание Государственного совета»

В.А.Серов – автор портретов М.Н.Ермоловой, Ф.И.Шаляпина, В.В.Стасова, М.Горького.

К.А.Коровин – «Пристань в Гурзуфе». В дальнейшем работал в системе импрессионизма.

Крупнейшими мастерами, работавшими с реалистическом направлении были художники В.И.Суриков, М.В.Нестеров.

Модерн

Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». Утверждали, что искусство – самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. Задача – привносить в жизнь людей красоту. Объединение просуществовало с 1898 года до 1925 года. В «Мир искусства» входили А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, К.А.Сомов.

В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян), тесно связанных с поэтами – символистами.

Символизм в России не стал единым стилевым течением.

Русский авангард – возник в 1910 году в условиях распространения идей модернизма. Символом нового направления стал «Черный квадрат» К.С.Малевича. Художниками русского авангарда были В.В.Кандинский, К.С.Петров-Водкин, П.Н.Филонов.

 

Скульптура

П.П.Трубецкой. Автор скульптурных портретов Л.Н.Толстого, С.Ю.Витте, Ф.И.Шаляпина. В октябре 1909 года создал памятник Александру III, вызвавший споры в обществе.

А.С.Голубкина. Соединила в своем творчестве тенденции импрессионизма и модерна. Наиболее известными скульптурами являются «Старость», «Идущий человек», «Спящие».

С.Т.Конненков. Монументальная скульптура «Самсон, разрывающий цепи», русская народная деревянная скульптура «Лесовик», передвижнические традиции «Камнеборец», портрет «А.П.Чехова».

Архитектура

Поиски нового стиля в архитектуре привели к рождению архитектуры модерна.

Ф.О.Шихтель – особняки З.Г.Морозовой и А.Н.Ряпушинского, Ярославский вокзал в Москве (1902-1904), банк Ряпушинского, дом московского купеческого общества.

А.В.Щусев. Казанский вокзал в Москве.

И.В.Жолтовский. Увлекался эклектикой, умышленно смешивал различные архитектурные стили.

В.Ф.Валькот – проект гостиницы «Метрополь».

Театр

В дальнейшем поиске находился русский театр представленный в начале века выдающимися режиссерами новаторами.

К.С.Станиславский – основатель психологической актерской школы, видевший будущее театра в углублении психологического реализма и искусстве актерского перевоплощения на сцене. Совместно с В.И.Немировичем – Данченко в 1898 году создали Московский Художественный театр, призванный передать «правду жизни». Первые постановки театра «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого и «Чайка» А.П.Чехова и великолепный актерский коллектив М.Г.Савицкая, О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, И.М.Москвин, новые принципы режиссуры и продуманное сценическое оформление спектаклей вызвали огромный интерес общественности России.

В.Э.Мейерхольд – эксперементировал в области театральной условности, используя элементы народного балагана и театра масок.

Е.Б.Вахтангов - предпочитавший выразительность, зрелищность вызывающие радостное возбуждение публики.

Музыка

Начало XX века представлено выдающимися композиторами России А.Н.Скрябиным («Божественная поэма» «Поэма экстаза»), И.Ф.Стравинским (балеты «Жар - птица», «Петрушка»), С.И.Танеевым, С.В.Рахманиновым (хор «Всенощная»), А.К.Глазуновым («Раймонда»).

Продолжил творческую деятельность Н.А.Римский – Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).

Значительных успехов достигло искусство балета и вокала.. Этому способствовали выдающиеся постановщики А.А.Горский и М.И.Фокин, мастера балета А.П.Павлова, В.Ф.Нижинский,, Т.П.Карсавин.

Русская вокальная школа была представлена такими выдающимися певцами как Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собиновым, А.В.Неждановой, И.В.Ершовой.

В 1908-1913 годах огромное впечатление на общественность европейских столиц оказали «Русские сезоны», организованные С.П.Дягилевым. Были представлены балетные, оперные спектакли, театральная живопись и музыка.

Кино

В начале XX века, благодаря изобретению братьев Люмьер возник новый вил искусства кинематограф. В 1896 году состоялся первый показ фильмов в России. Первые «иллюзионы» и «электротеатры» открылись в России в 1903 году. Появляются первые отечественные кинофирмы. Ведущие позиции в производстве кинофильмов заняла фабрика А.А.Ханжонкова. В 1908 году вышла первая русская игровая картина «Понизовая вольница», «Степан Разин и княжна» позже «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (режиссер Я.А.Протазанов). В 1911 году вышел первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Первыми звездами российского кино стали актеры И.И.Мозжухин, В.В.Холодная, А.Г.Коонен.


Поделиться:



Популярное:

  1. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  2. F. МОДЕЛИ ОБУСЛАВЛИВАНИЯ АДДИКЦИИ
  3. H. Приглаживание волос, одергивание одежды и другие подобные жесты
  4. X . Инвентаризацияисходящихуколов и поглаживаний
  5. Автограф дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского Николаю Ивановичу Большакову
  6. Автоматизированная информационная система «Обслуживание заказов клиентов»
  7. Администрация же самого ГУМа практически перестала влиять на торговый процесс, управлять товарооборотом, равно как и обслуживанием покупателей.
  8. Аккумуляторы. Техническое использование и обслуживание
  9. Алгоритм упорядочивания системы.
  10. Алгоритм, использующий упорядочивание вершин
  11. Алгоритмы обслуживания вызовов
  12. Анализ доходной части консолидированного бюджета Ивановской области


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь