Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Настоящее переживание: обоснование и раскрутка
– Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю? – Это, кажись, генерала Жигалова! — говорит кто-то из толпы. – Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, брат Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... А собачонка ничего себе... Шустрая такая... Надеюсь, встречали не только у Чехова Искра уже пролетела, подвал дрожит, — а будет ли взрыв? Возможно. Но могут быть и варианты. Во-первых, разрешаешь ли ты себе свою обиду? Свой крик? Свое возмущение? Это две очень разные обиды — с выставленными надутыми губами напоказ: " Ты обидел меня, ты плохой! " и огорченная сама собой: " Прости, что я на тебя обиделась. Я не права, это мои старые болячки". Первая летит клинком вперед, вторая гасится на взлете. Любая эмоция проходит через наше воспитание и раскручивается только при идеологическом обосновании: " Я прав, мое переживание — правомерно". · Имею я право сердиться, когда мы договорились, а она не сделала? Вот то-то и оно... Если же вы понимаете, что возмущаться оснований (или целесообразности) нет, то, пошипев, эмоция сворачивается и гаснет. · В ночном лесу какая-то оттянутая вами же еловая ветка хлобыстнет вас по лицу звонче любой пощечины. И что вы ответите этой наглой деревяшке? Тимур ================= Меня иногда спрашивают, почему — как-то не по Козлову — я обычно не тороплюсь свои эмоции и настроения сглаживать, а позволяю им — быть? · До известного, ясное дело, предела. Ответ уже проговорен много раз, поэтому звучит практически сразу: потому что поскорее гасить эмоции — неэкономно. Эмоции — это же моя энергия! Это то, что меня двигает, дает возможность мне от чего-то отбиваться, чего-то хотеть, достигать, к чему-то стремиться… А поскольку я в душе лодырь (то есть человек разумный и экономный), то сильная мотивация для меня штука очень полезная. · Вопрос о мотивации — основной вопрос психологии, как знает любой студент. Любое жизненное топливо надо беречь, и не просто беречь, а пробужденную им силу аккуратно в мирные цели направить. Например, я злюсь? Чудно, у меня давно уборка не сделана, и в благодушном настроении еще столько же сделана не будет. А тут — самое то настроение. Я вял и устал? Отлично, в нормальном состоянии отдохнуть не удается в принципе, а тут такой повод! Я язвителен и ироничен? Самое время поинтересоваться у сотрудников, как идут дела, а то в обычное время они мне как люди очень нравятся. Мне грустно? Как раз подходяще, чтобы книжку умную и добрую почитать. Мне " вожжа попала под мантию" — очень пригодится, чтобы затеять давно задуманное дело или пойти учиться чему-то раньше отложенному. · Всякая веревочка в хозяйстве сгодится. Такое вот душевное скопидомство. А точнее — самое что ни на есть душевное айкидо, применение принципа " Не противостоять, а использовать". ============= Повторю — любая эмоция проходит через наше воспитание. Насколько я понимаю, невоспитанных существ нет вообще: есть воспитанные в разных традициях. Вот, например, домашняя кошка, если прижать ей лапку, орет как резаная. Дикая же, лесная кошка, попав в капкан, не издаст ни звука. И дело вовсе не в болевом пороге — все живые, просто дикая кошка воспитана в лесу и знает своей шкурой: " Будешь орать — сожрут раньше времени". · Любой дикарь воспитан не менее, чем мы с вами, просто у него немного другие разрешения. И другие табу. Если эмоцию разрешили — она выходит на волю. Но она пока еще бледная и неживая. Чтобы разозлиться как следует, нужно время — время на ее раскрутку. Чтобы эмоция поднялась в полной правде, ее нужно наполнить напряжением тела, воплотить в слова, отлить в действия. То, что перед вами последний подонок, вы вначале только неясно чувствуете. Когда же вы это ему сформулировали — сильно, хлестко, немного с нижней челюстью вперед — вот тогда его низость вы прочувствовали в полной мере. Хорошо, что он вам ответил, и на его удар можно было ответить ударом. И вот, когда наконец-то поднялся адреналин, в гневе сузилось сознание, а потом брызнули слезы — вот оно, вот оно, настоящее чувствование! · Полный оргазм. Кстати, кто любопытствовал — физиологическая картина практически идентичная. И с той же пользой для здоровья. Но, заметим, такая раскрутка эмоции — изрядная физическая работа, требующая неслабой стартовой энергетики, и способность ругаться вволю — обычно показатель крепкого здоровья и высокого жизненного тонуса. С другой стороны, " Нет сил ругаться! " — помните? И все-таки, какой кайф: из невзрачного потока нейтральных событий выделить яркие куски, облечь их в краски, энергетику и плоть — и вывалить громким комом, пьянея от собственной режиссуры и экстаза телесного удовольствия! Блажен, кто ссорится!
Вот такая схемка. Вот такой слаженный душевный механизм. И что вы теперь думаете, когда смотрите в чьи-то чистые глаза и слышите простодушное: " Я просто обиделась! " Просто? Что ты делаешь?! — Основания и целесообразность Если в вашу сторону возникло удивленно-непонимающее: " Что ты делаешь? ", то, кроме универсального " Сам дурак", возможны лишь два осмысленных способа ответить: · показать основания своих действий или их · целесообразность. Есть ли основаниЯ так поступать? Это два очень разных вопроса, но отыгрывать (примерять к себе и другим) нужно и тот и другой. Основание — это откуда растет данное действие. Есть ли для него почва, насколько она тверда, сколько причин для этого действия. · Вы дали взаймы хорошему человеку, срок прошел: у вас есть основаниЯ требовать возврата долга. А вот будете ли вы требовать — это уже вопрос не оснований, а целесообразности. Целесообразность — это куда растет данное действие. На что нацелено, ради чего совершается, какой результат имеется в виду. · Вы звоните, хороший человек просит вас дать ему еще месяц отсрочки. Оснований для отсрочки нет никаких, но вы подумали и, имея в виду пожить летом у него на даче, соглашаетесь. Довольны оба. Те же простые вопросы — об основаниях и целесообразности — встают в связи с любым душевным переживанием. Вы переживаете — вы это делаете. Почему вы это делаете? Зачем вы это делаете? Есть ли основания в этой ситуации переживать? Целесообразно ли в этой ситуации переживать? Верования Господа, давайте уточним! Имеешь любовницу — на здоровье! Все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтобы на них женились. Это аморально! Воскликнул Рамкопф. Когда идет разговор об основаниях переживаний, он, как правило, сводится к · верованиям и · выросшим из них привязанностям. Верования — это те (как правило, не вполне осознаваемые) предположения о людях и о мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-то аргументами. · К примеру, для семнадцатилетних девушек это обычно: " Всем парням нужно только одного" и " Настоящую любовь не купишь", ребята их возраста убеждены, что: " Мужчины не плачут" и " Друзей не предают, а предателей не прощают", а все вместе они знают, что: " Потеря близких — это ужасно", а " Лучшая музыкальная группа — ggggggg! " (Зачеркнута в бою). Вот Жанну, например, не устраивает мир, в котором требуют пропуска. – Потому что это несправедливо! Они же всех нас знают, зачем тогда требуют пропуска? – Верно, а ты твердо знаешь, что мир должен быть справедлив? – Но это же неуважение к нам! Меня как будто грязью облили! – А у тебя есть верование, что к тебе все должны относиться с уважением? Почему ты так решила? – Мне это полагается! – Кем? –... (сбилась, молчит). – Жанна, когда вдруг ливанул дождь и промочил тебя насквозь — это полагается, чтобы тебя облили водой с головы до ног? – Но одно дело — дождь, другое — люди. – То есть в своей душе дождю ты разрешаешь обливать тебя водой, а людям — не разрешаешь. А дальше, когда люди твоего запрета им не послушались, у тебя в душе стоит предписание: " Тогда я злюсь..." Как правило, твердое и привычное верование скоро прорастает душевной привязанностью: очень личной связью, которая убирает спокойно-объективное восприятие происходящего и колыхание которой почти автоматически делает душе больно. · И тогда предательство уже не только удивляет, а мнет душу и сбивает с ног. Ну как он мог?! Естественно, на таком фоне любые логические построения выглядят кощунством и переубеждают слабо. Когда душа болит, логика — что милиционер: говорит все правильно, а противно. А поскольку верования для человека самоочевидны, то основания для любой эмоции есть всегда. · Как " почему я плачу"? А что он меня обидел?! Подвинуть человека в сторону разумности чаще удается тогда, когда вопрос ставится о целесообразности переживаний. Тут особенно важно то, что с появлением цели появляется и тот, кто эту цель выбирает. Появляется Автор. Хозяин. Появляется ответственный за решение об этом действии. Но разговор о целесообразности также труден и, как правило, начинается с небольшого насилия: вы утверждаете (то есть доносите силой), что переживание человека есть его выбор. · Он, бывает, сопротивляется и пытается настоять, что ничего подобного, ничего он не выбирал и действовал только потому что, а вовсе не для чего-то. Но вы ему этого не позволяйте. Вместо этого — требуйте обоснований, почему он сделал именно такой выбор. То есть ставьте вопрос: зачем? Тогда он вынужден начинать думать, и тогда у вас появляются шансы. Хотя бы минимальные. Разборка Как все это может происходить в реальности? Ну, если не совсем в реальности нормальной жизни, то хотя бы в реальности психологических групп? · Очевидно, что народ в таких группах — уже не обычный, а немного особый. Для тренировки возьмем пару диалогов с занятия, где люди по просьбе ведущего чистосердечно поведали о своих на неделе переживаниях. · Заметим, что ныне в Синтоне такое возможно только в самом начале работы. Спустя пару—тройку месяцев народ, смущенно улыбаясь, утверждает, что как-то ничего такого не вспоминается. Потому что теперь в жизни все " хорошо". Впрочем, если только повспоминать что-нибудь из до-синтоновской жизни... Но тогда рассказы были такие — неслабые. Ко мне ночью пришел друг Дима. Я удивился, чего это он, — он ведь в армии. Оказывается, действительно, у него проблемы, и из армии он сбежал. Я ему: " Ты соображаешь, чем это тебе грозит? " Он говорит: " Знаю. Три года дисбата..." Я его покормил, дал денег, и он ушел. Ну, я потом остаток ночи не спал, за него переживал. – Спасибо, что ты помог другу. Но вопрос о другом: почему ты стал переживать? Что, мало бегут из армии? Вот, ты читаешь в газете: " Молодой солдат Дима сбежал..." Что у тебя в душе? – Но это же мой друг! – А что такое для тебя " друг"? Это человек, по поводу которого ты себя считаешь обязанным переживать? Ты добровольно принимаешь на себя такое обязательство? Чье было решение переживать по поводу круга людей, которых ты называешь родными и близкими? –... (на этот вопрос не отвечает никто и никогда). – И ты имеешь ровно то, что ты себе выбрал! Вы имеете право переживать любые эмоции, но, чтобы вы знали, — это ваш личный выбор, и когда вы захотите от них отказаться, вы можете это сделать всегда! Итак, что здесь было? Вначале — установление контакта и поддержка: " Спасибо, что ты помог другу". В нормальной жизни, а не на таком тренинге, этот момент должен быть существенно большим, если даже не единственным. Далее — вопрос об основаниях переживания: " Почему ты стал переживать? " и поиск личной привязки. " Объективно здесь такого события нет, почему же случившееся было воспринято так серьезно? " Естественно, выплыло: " Друг! " А " друг" — значит, традиционное верование: " Если друг в беде, нельзя оставаться спокойным". · Внимание! Наша культура все время устраивает нам подтасовку, поскольку фраза " оставаться спокойным" имеет два смысла: " эмоционально не дергаться, не переживать" и " не предпринимать никаких действий, не заботиться". Мы боимся бездушия последнего смысла и поэтому постоянно мучаем душу первой интонацией. " А что такое для тебя друг? " На такой вопрос ответить можно, но уж точно не быстро. Это просто сбивка, которая человека останавливает и дает возможность услышать тебя. " Это человек, по поводу которого ты себя считаешь обязанным переживать? " Ответить на это прямо " нет" — неудобно, потому что " Как же за друга не переживать? ", ответив же " да", он съедает формулировку " я счел себя обязанным", где есть явный момент личного выбора. И ответственности. " Ты добровольно принимаешь на себя такое обязательство? " Выделение, вынесение в центральный тезис самого неудобного для него обстоятельства — обстоятельства личной ответственности. " Чье было решение переживать по поводу круга людей, которых ты называешь родными и близкими? " Риторический вопрос, содержащий ответ об авторстве, и, по сути, завершение психотерапевтической дискуссии. " И ты имеешь ровно то, что ты себе выбрал! " Закрепление итога битвы. Последняя фраза: " Вы имеете право переживать любые эмоции..." —небольшое смягчение, чтобы снять накал битвы, а потом маленькая педагогическая нотация. Хотя, наверное, и необходимая. Результат? Человек задумался. Много ли это? Раньше я считал, что много, сейчас же я знаю более эффективные методы работы. · Здесь происходила все-таки — разборка, все-таки — битва, и изначально психолог и человек оказывались по разные стороны баррикады. Если же удается создать ситуацию, где они работают вместе, а еще лучше — где работает сам человек, а психолог выступает только в роли его помощника, результатом оказывается не " задумался", а — " научился". Битва — это интереснейший и часто очень результативный метод работы психолога, но — ненадежный. При мало-мальски серьезном сопротивлении любая логика ведущего игнорируется на самой что ни на есть психологической группе так же легко, как и доводы мужа перед женой на кухне. · Вот, например. После рассказа о том, что она видела, Машу до сих пор трясет — потому что она была в роддоме у подруги. Так вот, там женщины по сути без медицинской помощи. – Маша, как ты сейчас можешь описать свое чувство? Это бессилие? Ярость? Возмущение? · Одновременно подстройка и наезд. Наезд (пусть самый маленький) в том, что чувства предложено конкретизировать и вообще в них разобраться. Вместо того, чтобы разделить ваши чувства, вам предлагают разобраться в них!! – Все вместе. · То есть " Может, и так, но разбираться не буду". – Но, например, не удивление, не огорчение? · Подсказка других возможных переживаний может разрыхлить твердость исходного. – При чем тут огорчение? Вы бы видели, как там женщины мучаются, а помощи — никакой! · Сопротивление. Услышать не захотела. – Да, Маша. Природа не предусмотрела помощи при родах, но есть врачи, которые женщинам делают подарок — помощь при родах. И вдруг женщина оказывается без подарка. Это вызывает ярость? · Предложение альтернативного взгляда на ситуацию. – Но женщина могла остаться дома! · Сопротивление. Услышать не захотела. – Верно, но она выбрала ехать в роддом: на кого же ей злиться, если уж она решила злиться? · Предложение выйти из роли жертвы и взять ответственность на себя. – Но меня бесит плохая медицинская помощь! · " Да не нужна мне ваша ответственность! " – Маша, тебя бесит смерть? · Попытаемся сбоку. – Нет. – А что страшнее — смерть или плохая медицинская помощь? – Смерть. – А что же ты бесишься? – Так именно потому, что из-за этого может быть смерть! – Да, но пока-то ее нет? Зачем же нужно беситься? От этого действительно кому-то станет лучше? · Прямое предложение рассмотреть целесообразность переживаний. –... (молчание). ...Читая этот диалог, я вижу, что психолог Козлов и женщина Маша совершенно не понимают друг друга. Козлов мне очень напоминает старого толстого психотерапевта, который развалился в своем мягком кресле, задумчиво покуривает любимую сигару и вопрошает нервно дергающегося пациента: " Нуте-с, и так что же вам мешает быть счастливым? " Женщина Маша знает, что здесь нельзя не переживать, и не хочет понимать психолога Козлова. Психолог Козлов знает, что здесь переживать глупо, и не хочет понимать женщину Машу. Верование налетело на верование. · Остается надеяться, что Козлов это понимал и делал специально. Раньше, получая такой результат, я расстраивался: " Не получилось! Не смог донести! Она ничего не поняла! " (срабатывает верование " Психолог Козлов всегда должен быть успешным" ). Позже мне объяснили то, чего я действительно не понимал. Конкретно после этого занятия меня обняла сама Маша: " Николай Иванович! Ну что вы так серьезно относитесь к моим словам! Ведь я же тогда просто не хотела вас слушать и возражала просто так! Ну я же не дура, на самом деле! Не расстраивайтесь! " · Спасибо, Маша! Спасибо, мои друзья! Без вашей помощи мне моя помощь вам часто не срабатывает. Мои и наши верования Я знаю: А.Деркач Сейчас я тему возмущения и стоящих за ним верований даю по-другому. Так, чтобы мы были сотрудниками, а не бились, отрабатывая навыки опрокидывания позиции друг друга. Идет группа, то есть мы вместе и положено думать. Не наезжая ни на кого, формулирую общее положение о том, что самая типичная основа возмущения или обиды — это неприятие реальности. " На меня накричала мама, я почувствовала на нее обиду! " Значит, у тебя в душе живет уверенность, ожидание, что мама не должна быть мамой: такой, какая она есть, а должна всегда тебя понимать и никогда на тебя не кричать. Так? · Так. А что было бы у тебя в душе, если бы ты, слыша мамино возмущение, отнеслась бы к этому просто как к тому, что мама есть мама и поэтому она кричит? Если бы ты жила не в веровании про маму, а приняла реальность? · Народ задумывается. Принять реальность — это принять то, что мама кричит. Это такая ситуация, в которой можно что-то делать. Или не делать — но это просто есть. Это — есть. · Всем все понятно. Есть. Соответственно, народ получает задание: соберите типичные верования о том, каким должен быть мир и люди, особенно близкие и любимые для вас люди. Те верования, которые, собственно, и порождают обиды на этих людей и возмущение (иногда) ими. · Чтобы было веселее и продуктивнее, это творческое исследование предлагаю организовать в нескольких микрогруппах. Проходит семь—десять минут, и все основное сделано: мне уже диктуют список типичных верований, а я его лишь записываю на доске для всеобщего обозрения. Как правило, в этом списке оказываются (в тех или иных формулировках) следующие положения: Мои близкие должны быть по отношению ко мне: · разумны и справедливы; · отвечать добром на добро; · не лезть в мою жизнь и вообще меня не насиловать; · держать свое слово и выполнять свои обещания; · честными, не врать мне; · помогать в беде, не оставлять меня одну в трудной ситуации; · чувствовать мое состояние и когда-то без лишних слов догадываться, что мне сейчас нужно. В общем, мир должен быть внимательным и добрым. Как мама. А теперь, когда народ весел, но думает уже подготовленно, думает уже хорошо, можно задать главный вопрос: Согласитесь ли вы этот свой список озаглавить: " Мои глупости"? ... ...... Народ обычно зависает. · Но как же продуктивно! Проблема действительно не проста, и даже интеллектуально развитый народ довольно часто утыкается в следующую непонятку: Непонятка (психологический практикум): Вот, например, когда ребенок мне врет, я на него сержусь. А если я буду считать, что ничего такого нет, что врать — это нормально, как же мне его воспитывать? Или: На работе начальник у меня дурак и всем мешает нормально работать. Если мне на это не наплевать, я, пусть душевно дергаюсь, но с начальником ругаюсь и в меру сил борюсь. Борюсь — это хорошо, но в душе напряг, и это плохо. Если же я ситуацию принимаю и мне все становится до фени, то в душе, конечно, хорошо, но страдает работа. Как быть? · Кто эту проблему давно решил, не смейтесь, пожалуйста: в этом тупике народ покачивается десятилетиями. Пока не устают и не прекращают делать что-либо вовсе: и ругаться, и бороться. В общем случае: когда хорошо — это хорошо, но тогда ведь нет стимула что-либо делать. Чтобы был стимул, нужна неудовлетворенность, но ведь тогда и получается: либо ты что-то делаешь, либо — тебе плохо. Быть деятельным и душевно радостным одновременно — невозможно. Да? Отложите книгу в сторону и запишите свое решение. Тимур ====== Можно я тоже отвечу, хотя бы навскидку? Если свое недовольство я радостно воспринимаю, как долгожданный источник сил и вообще повод привести ситуацию в приличное состояние, то сохраняется и желание работать, и — душевное " хорошо". Хорошо именно от того, что я делаю хорошее дело. И еще в душе — благодарность тому чувству, которое меня на это дело сподвигло. · А иначе где мне брать энтузиазм, чтобы вложиться в дело? ============ Если свои умные решения вы родили тоже, теперь самое главное — подумайте, как ваше умное решение донести до нормальных людей. Я буду пытаться делать это вместе с вами, и свое видение решения я даю с помощью целых двух плакатов: " Я и обстоятельства" и " Линии реагирования". Они вот про что. Я и Обстоятельства Есть два достаточно различных жизненных пути. Один, условно назовем его мужским, выпрямлен — и напряжен — Ценностями. Что ты действительно любишь? Что тебе действительно дорого? Ради чего ты готов встать из самой теплой постели и проделать трудный путь? Это — твои ценности. Ценности — это те высокие звезды, что светят над твоим горизонтом и направляют твой путь. А поскольку ценности всегда живут в твоем сердце, эта дорога всегда дорога твоего Я. И тогда твой путь прям, хотя и нелегок: ты назначаешь цели, ставишь и решаешь задачи — преодолеваешь различные обстоятельства, которые встают на твоем пути. Другой путь, условно назовем его женским, — это путь следования Реальности. Ну какой ненормальный, кроме мужчины, попрется к дальней звезде, тем более героически преодолевая буераки? Только тупой мужчина будет взбираться на вершины, сигать через пропасти, прорезать скальный массив и чувствовать себя героем. Женщина же (если она действительно настоящая женщина, а не сумасшедший альпинист) нарвет на ближайшей лужайке цветов, после чего пойдет по протоптанной тропинке — туда, куда идет тропа, спустится по ней в цветущую долину и купит в ближайшем гастрономе сметану. Нормальная женщина всегда идет вслед за обстоятельствами, и именно поэтому путь ее извилист и итог ее жизни называется — так получилось. То есть все нормально. · Естественно, не каждый мужчина — мужчина, так же как и не каждая женщина — альпинист, и у каждого из нас своя мера: мера того, насколько он верен своим ценностям и насколько она следует реальности и подчиняется текущим обстоятельствам. Какой путь лучше? Наверное, отвечать на этот вопрос лучше не мне. Козлов искренне завидует реалистичности женщин, но, как истинно мужской шовинист, тем не менее почему-то возвышает путь ценностный и обзывает подчинение обстоятельствам детским садом. Помните, из " Философских сказок"? В этом мире человек считает естественным находиться в позиции безответственного Ребенка, без вопросов подчиняющегося любым силам и стихиям: просто тем, которые имели случай сейчас на него повоздействовать. Погода... Ну что вы от меня хотите, если такая погода? Настроение... Вы что, не понимаете, что я не в настроении? ОбстоЯтельства... Я тут ни при чем — во всем виноваты обстоятельства. И так далее: хочется, не хочется, потянуло, взбрело, наехало, привязался, отвык — для него это так же естественно и неодолимо, как закон всемирного тяготения. · Конец цитаты. Наверное, не надо крайностей. Подчинение обстоятельствам так же глупо, как и подчинение себя миссии. Вот вам житейский эксперимент: если взять стеклянную банку и накрыть, оставив маленькую щель внизу, этой банкой пчелу, пчела будет биться о дно (то есть о верх банки) и — погибнет. Если вы то же самое проделаете с мухами, все мухи быстро улетят. Почему? Пчелы всегда стремятся ввысь, мухи же, как существа земные, мечутся во все стороны. И тем спасаются. · Да не обидятся на меня мухи, женщины так же мудры. Да здравствует мужская целеустремленность А теперь, когда с этим в основном ясно, главное: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы