Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Высказывание имамов праведных предшественников в отношении атрибутов



 

Шейх Ибну Куддá ма сказал:

 

6- Аль-Имам Абу ‘Абдилллах Ахмад бин Мухаммад бин Ханбаль (Да будет доволен им Ал-лах! ) сказал о словах Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ): « Воистину, Аллахспускается к земному небу »24и «В Судный день Аллаха увидят »25и подобных им хадисах: «Мы верим в эти слова и убеждены, что они верны, без слов ― как? ‖ и ― в каком смысле? ‖ И мы не отрицаем ничего из этих слов, и мы уверены, что все, что передал нам Пророк (Да благосло-вит его Аллах и приветствует! ), истина. Мы не возражаем Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ).

 

Мы не говорим про Аллаха более того, что Он Сам сказал про Себя, и не вправе утверждать, что для Него существуют какие-то ограничения и пределы во всем, что касается Его. Всевыш-ний сказал:

 

.٠ ٠ — ي ر ى ش ن ا ة ر ى س

 

«Нет ничего подобного Ему. Он Всеслышащий, Всевидящий» (Совет, 11).

 

Мы принимаем Его Слова так, как они есть, и описываем Его теми атрибутами, которыми Он Сам описал Себя, и не преступаем дозволенных нам пределов. Ведь никто не в состоянии Его описать. Мы верим во все аяты Корана, как в те, которые имеют ясно изложенный смысл26, так и в те, смысл которых непостижим для многих людей27. Мы не отрицаем ничего из атрибутов Аллаха, даже если это кажется неуместным в отношении Всевышнего. И мы придерживаемся Корана и достоверной Сунны Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ). Истину в этом мы можем узнать, только веря Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и привет-ствует! ) и веруя в Коран.

 

7) Аль-Имам Абу ‘Абдиллах Мухаммад бин Идрис аш-Шá фи‘и (Да будет Аллах доволен им! ) сказал: «Я уверовал в Аллаха и в Его слова так, как это Ему угодно, и уверовал в Посланника Аллаха и в то, что он передал (и в его Сунну) так, как это угодно ему».

 

 

24Согласованный хадис, Аль-Бухари(1145), Муслим (758).

25Муслим (181).

26Такие аяты называют аль-мухкамá т.

27Их называют аят муташá бихá т.

~ 24 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д

8) Этого придерживались Ас-Салаф28, и имамы Аль-Халафа29 (Да будет Аллах доволен ими! ). Все они единогласно признали и утвердили атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует! ), как они есть, не толкуя их в отрыве от их явного смысла.

 

 

✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵

 

 

28 Салаф — имя, которым называют три категории мусульман: первая — те, кто жил при Пророке (Да благословит его Аллах и приветствует! ) (то есть сподвижники), вторая — те, кто жил после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ), встречались со сподвижниками, учились у них Исламу и скон-чались, будучи правоверными (их называют «ат-тá би‘ийю», то есть последователь), и третья категория

— это те, кто жили после сподвижников и встречались с теми, кто описан во второй категории, учились у них Исламу и скончались, будучи правоверными (их называют тá би‘ут-тá би‘ин, то есть последующие за последователями). Они лучшие из людей, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! )

сказал: « Лучшие из людей—это те, кто живет в мою эпоху, а затем те, кто следует за ними, и

потом те, кто следует за ними ».Хадис передал Аль-Бухари(3650), и Муслим(2533).

29Аль-Халаф — это те, кто жили после выше упомянутых трех категорий.

~ 25 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д

Комментарии

 

Ø Содержание того, что говорил Имам Ахмад бин Ханбал относительно хадисов, упоминающих о приходе Аллаха, и хадисов, подобных им

1. Необходимо верить и быть убежденными в верности тех хадисов, в которых упоминаются атрибуты Аллаха, ничего не добавляя к ним и не убавляя от них, не измышляя для них каких-либо ограничений и пределов.

 

2. Без слова «как? », т. е. мы не придаем форму этим атрибутам, так как это запрещено, как мы об этом раннее говорили.

 

3. Тут не имеется ввиду, что у этих атрибутов нет форм; атрибуты Аллаха бесспорно суще-ствуют, а существующее не может не обладать формой, но мы не знаем, каковы формы атрибу-тов Аллаха, и поэтому не спрашиваем «как? »

 

4. Без слов: «в каком смысле? » Т. е. мы не вкладываем в эти атрибуты другой смысл, противо-речащий их прямому значению, мы не толкуем их в отрыве от их явного смысла, как это делают сторонники «таъвú ль». Тут не имеется ввиду отрицание смысла, правильного, соответствующего тому, что явно следует из атрибутов, таким, как этот смысл понимали праведные предшествен-ники.

 

5. На все это указывают слова Имама Ахмада: «Мы не отрицаем ничего из этих слов, мы опи-сываем Его тем, чем Он описал Себя, мы не отрицаем ничего из Его атрибутов, ибо это большой грех», — и то, что Имам Ахмад отвергает отрицание чего-либо из атрибутов и знание форм, об-разов этих атрибутов, доказывает, что атрибуты Аллаха имеют прямой смысл и не толкуются в отрыве от их явного значения.

 

6. Необходимость уверовать в весь Коран, с его ясными аятами и аятами нуждающимися в

 

толковании. Мы обратимся к ясным аятам, чтобы понять смысл аятов, нуждающихся в толкова-нии30. Если нет возможности постичь смысл такого аята, мы уверуем в эти слова, т. е. скажем: «Мы верим, что это Слово Аллаха, и Он что-то хочет нам сказать этим, но мы в данный момент не в силах этого понять, а Аллах знает смысл этого».

Ø Содержание речи Имама аш-Шá фи’и:

 

1. Вера в то, что сообщается от Всевышнего в Его ясной Книге так, как это угодно Всевышне-му, не добавляя ничего, не убавляя ничего и не искажая ничего, т. е. вера в то, что сообщено так, как оно есть.

 

 

30 Пример этого приведен в сносках 19 и 20.

 

 

~ 26 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д

 

2. Вера в то, что сообщается в достоверной Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и при-ветствует! ), так, как это угодно ему, ничего не дополняя к этому, не убавляя от него, и не иска-жая ничего.

 

В речи аш-Шá фи‘и содержится возражение сторонникам «та‘виля» и «тамсú ля», потому что оба эти течения не уверовали в то, что пришло от Аллаха и Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), как они того желали.

 

Ø Позиция праведных предшественников относительно атрибутов:

 

Позиция, которой придерживались праведные предшественники в отношении атрибутов, за-ключается в их вере и утверждении атрибутов Всевышнего, о которых сообщается в Коране и Сунне, без попыток толковать их вопреки желаниям Аллаха и Пророка (Да благословит его Ал-лах и приветствует! )31.

 

Следование за праведными предшественниками — это обязанность каждого, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Следуйте моей сунне, и сунне праведных

 

халифов, ведó мых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками и остерегайтесь нововведений, ведь любое нововведение это бид’а, а всякое бид’а заблуждение »32.

 

 

✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵

 

 

31 Сторонники та‘виля толкуют, к примеру, атрибут «рука», и говорят, что тут подразумевается сила, мо-гущество, милость, но если, почитать Коран и Сунну, то в них очень много раз упоминаются слова — сила, мощь, милость. Если бы, Всевышнему или Его Пророку да благословит его Аллах и приветствует было угодно использовать слово «рука» имея ввиду: сила, мощь, милость, Они бы напрямую использо-вали их, как Они это использовали во многих текстах, и не стали бы использовать слово «рука» в другом значении. А так, как было использовано слово «рука» то надо понять, что у этого атрибута есть свое прямое значение, представление о котором мы не имеем, ведь Всевышний сказал: «Нет, подобного Ему

ничего» (Совет, 11).

32Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).

~ 27 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь