Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые аяты, в которых упоминаются атрибуты Аллаха



 

Шейх Ибну Куддá ма Аль-Макдиси сказал:

 

10) В Коране пришли следующие аяты:

 

.٢ ٧ — ٍ ً د ر ن ا ة ر ى س

 

« Вечен лик Господа твоего » (Милостивый, 27).

 

.٦ ٤ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

 

«А его обе руки простерты (в щедрости)» (Трапеза, 64).

 

И Слова Всевышнего о том, что сказал Иса (Мир ему! ), обращаясь к Нему:

 

.٠ ٠ ٦ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

« Ты знаешь, что у меня в душе (помыслы), а я не знаю что у Тебя в душе » (Трапеза, 116).

 

.٢ ٢ ر ج ف ن ا ة ر ى س

 

« … и пришел твой Господь » (Заря, 22).

 

.٢ ١ ١ ة ر ق ب ن ا ة ر ى س

 

« Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним » (Ко-

 

рова, 210).

 

.٠ ٠ ٩ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

« Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им » (Трапеза, 119).

 

.٥ ٤ — ة د ئ ا م ل ا ة ر و س

 

 

« Которых Он любит и которые любят Его » (Трапеза, 54).

 

 

~ 34 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

.٦ — خ ت ف ن ا ة ر ى س

 

« Аллах разгневался на них » (Победа, 6).

 

.٢ ٨ — د ً ذ ي ة ر ى س

 

« … они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха » (Мухаммад, 28).

 

.٤ ٦ — ت ب ى ت ن ا ة ر ى س

 

 

« Аллах не пожелал их отправления »44 (Покаяние, 46).

 

 

✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵

 

44 То есть Аллах не пожелал, чтобы лицемеры участвовали в сражении своей жизнью и своим имуще-ством за дело Аллаха, зная их коварные намерения: если они выйдут с верующими в поход, то будут сражаться против них, а не с ними.

 

~ 35 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

Комментарии

 

Автор книги упомянул некоторые тексты из Корана, в которых упоминаются атрибуты Алла-ха. В том же порядке мы и приведем эти атрибуты:

 

Ø Первый атрибут: « Лик »

 

Лик —этот атрибут утвержден и Кораном, и Сунной, и иджмá ‘ус-салаф45.

 

Всевышний об этом сказал:

 

.٢ ٧ — ٍ ً د ر ن ا ة ر ى س

 

«Вечен лик Господа твоего» (Милостивый, 27).

 

Также этот атрибут упоминается в Сунне. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал Са‘ад бин Абу Ваккá с (Да будет доволен им Аллах! ): «И поистине, ты обязательно

 

получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха»46.

 

Еще одним доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, яв-ляется иджмá ‘ус-салаф.

 

А потому, необходимо утвердить этот атрибут без изменения, толкования, отрицания, не при-давая форму, и не уподобляя. Это истинный, подобающий Всевышнему Аллаху Лик.

 

Сторонники толкования истолковали атрибут «Лик» как награду, ответом им является чет-вертое правило, приведенное в начале книги.

 

Ø Второй атрибут « руки »

 

Руки —этот атрибут также утвержден Кораном, Сунной и ижмá ‘ус-салаф.

 

Всевышний сказал:

 

45 Аль-Иджмá ‘у — это единогласное решение ученых исламской Уммы, соответствующих всем требова-нием аль-Иджтихá да, в вынесении Шари‘атского решения по тому или иному вопросу после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ). Это решение принимается, основываясь на твер-дые доказательства, а прийти к единогласию в том, что является заблуждением они не могут, о чем сви-детельствуют изречения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) где он сказал: « Не объ-

единится моя община в том, что является заблуждением ».Это было сказано, когда еще ОткровениеВсевышнего приходило к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует! ), и если бы община Му-хаммада (Да благословит его Аллах и приветствует! ) могла бы ошибиться после того, как его лучшие ученые пришли к единому мнению, то Всевышний дал бы ему об этом знать и он бы не сказал то, что он сказал в этом хадисе. Хадис рассказал ибн Мá джа (3950), шейх Албани сказал в Сахú х аль-Джá ми‘и, что он достоверный. Относительно понятия «Ас-Салаф». (Смотрите сноску27).

46Согласованный хадис: Аль-Бухари (1295), Муслим (1628).

~ 36 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

.٦ ٤ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

 

« …напротив, Его обе руки простерты »47 (Трапеза, 64).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «Рука Аллаха полна, и не опу-

 

стошат ее непрерывные траты ночью и днем, скажите мне, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его над водой, и в другой Его руке весы, посредством которой Он при-нижает и возвышает (людей 48.

 

Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá ‘ус-салаф.

 

А значит, необходимо утвердить этот атрибут таким, как он есть, не толкуя, не отрицая, не придавая форму и не уподобляя, нужно признать, что у Всевышнего есть истинные руки подо-бающим Ему образом.

 

Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом имеется в виду Мощь Всевышнего, или Его Милость, ответом им служат то, что мы описали в четвертом правиле.

 

 

47 Для того чтобы понять, о чем идет речь в этом аяте, нам следует заглянуть в предыдущие аяты, в кото-рых Аллах оповещает нас о неверии Израильтян, о том, как они осмелились и сказали в отношении Все-вышнего ложь.

 

Аллах говорит о них: « И сказали израильтяне: рука Аллаха связана », — то есть, рука Аллаха скупа, этим они хотели сказать, что Аллах скуп, что Он не дает им из того богатства что в Его руках, и ограни-чивает их в богатстве, и если бы он не был скупым, Он дал бы всем богатства. В ответ на их лживые об-винения Всевышний сказал: « Пусть будут связаны их руки », — то есть, пусть они будут скупы и не смогут потратить свое имущество так, чтобы им это обернулось пользой в будущей жизни. Поэтому мы видим, что они самые скупые из людей и больше всех любят богатства, и даже если они тратят большие деньги на благотворительность, то это только для того, чтобы получить еще больше богатства. Далее Аллах говорит: « Пусть они будут прокляты за то что они сказали », — их проклял Аллах и каждый праведный на небесах и на земле из-за их грязной лжи, затем Всевышний, опровергая их утверждения о том, что «рука Аллаха связана» сказал: « Напротив обе Его руки простерты. Он расходует как жела-

 

ет », —как о Нем сказал Пророк(Да благословит его Аллах и приветствует! ): «Рука Аллаха полна…» Следует заметить, что мы не толкуем атрибут «рука» в этом аяте, не говорим, что тут подразумевается Его Щедрость, напротив, мы как праведные предшественники утверждаем этот атрибут таким, каков он есть, и каким он подобает Всевышнему, а утверждение этого атрибута влечет за собой утверждение того, что Он щедр и расходует ими. Необходимо знать и то, что уменьшение Аллахом благосостояния некото-рых людей, их ограничение в средствах существования, или увеличение благосостояния других зависит от мудрости Аллаха.

48Согласованный хадис: Аль-Бухари (4684), Муслим (993).

~ 37 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

 

Еще одним доказательством о бесспорной несостоятельности толкования атрибута «рука» как Мощь, является то, что в самих текстах Корана и Сунны есть смысл препятствующий этому толкованию.

 

Всевышний сказал:

 

 

.٧ ٥ — ص ة ر ى س

 

« Он сказал: ― О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же считаешь себя выше других? ‖ » (Сод, 75)49.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «и в другой Его руке весы…»

 

Следует отметить, что атрибут «руки» пришел в Коране и в единственном числе, и в двой-ственном числе, и во множественном числе.

 

Пример единственного числа:

 

.٠ — ك ه ً ن ا ة ر ى س

 

« Благословен Тот, в Чьей руке власть » (Власть, 1).

 

Пример двойственного числа:

 

.٦ ٤ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

49 То есть, сам аят указывает на несостоятельность толкования, как мы видим в аяте. Всевышний сказал:

 

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? » В

 

этом аяте содержится причина, по которой Иблис должен был совершить поклон Адаму, а причиной яв-ляется сотворение Адама руками Всевышнего. И если бы атрибут « руки » означал бы Мощь, Могуще-ство, то между Иблисом и Адамом не было бы разницы, так как они оба сотворены Могуществом Алла-ха, и Иблис мог бы сказать: «В чем его достоинство? Ведь и я создан твоим могуществом», — но Иблис сказал: «Ты меня создал из огня, а его создал из глины». Все это указывает на то, что Адам был сотво-рен настоящими, подобающими Его Величию руками. К тому же те, кто прибегают к толкованию, еди-ногласно утвердили, что Всевышний описывается атрибутом « Могущество », и что это Могущество од-но, оно не исчисляемо, но, как мы видим, в аятах и в хадисах атрибут « рука » стоит и в двойственном, и во множественном числах, и одно это уже указывает на несостоятельность их толкования, потому как упоминание атрибута «рука» и в двойственном и во множественном числах указывает на два или более могущества, а это они отрицают.

 

То же самое относится и к выше упомянутому хадису: «и в другой Его руке весы…»

 

~ 38 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

« …напротив, Его обе руки простерты » (Трапеза, 64).

 

Пример множественного числа:

 

.٧ ٠ — س َ ة ر ى س

 

« Неужели они не видят, что из того, что создали Наши руки, Мы создали для них скот »

 

(Ясин, 71).

 

v Так как же согласовать то, что атрибут «рука» упоминается в разных числах?

 

Ответ заключается в следующем: что касается того словосочетания, в котором атрибут « ру-ка »стоит в единственном числе, то оно содержит в себе только упоминание об атрибуте« ру-ка », но не указывает на ограничение, и не противоречит тому, где упоминаются«две руки».50

 

А что касается того, что атрибут «руки» пришел во множественном числе, то это не для того, чтобы определить число, целью этого является возвеличивание. Всевышний много раз говорит о Себе во множественном числе. К тому же, если взять в расчет то, что в арабском языке, наименьшим числом в слове, стоящем во множественном числе, является число два, то и тут нет противоречий между тем, что атрибут « рука » стоит в двойственном и множественном числах.

 

Ø Третий атрибут: « Душа»

 

Душа —этот атрибут также утвержден Кораном, Сунной и единогласным решением правед-ных предшественников. Всевышний повествует, что Иса (Мир ему! ) сказал:

 

.٠ ٠ ٦ — ة د ئ ا ً ن ا ة ر ى س

 

«Ты знаешь, что в моей душе, а я не знаю что в Твоей душе »51(Трапеза, 116).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «Свят Аллах от всего того, что

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь