Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выздоровления, чтобы я вылечил его».



 

Комментарий к этому хадису:

 

Этот хадис указывает нам на милость Аллаха к Своим творениям и на Его желание добра им.

 

Поистине, то, что Всевышний нисходит в это благословенное время, указывает, что Он желает добра, наставления на правильный путь и прощения Своим рабам, как Он об этом сказал в Коране: « Аллах же-

 

лает принять ваши покаяния » (Женщины, 27).

 

Всевышний указал своим рабам на это благословенное время и сообщил им о том, что Он нисходит к нижнему небу. Во всем этом ощущается Его близость к Своим рабам, которые желают приблизиться к Нему.

 

Слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ): « Кто обращается с мольбой ко Мне, чтобы Я ответил ему », —то есть, кто желает блага этой и загробной жизни, чтобы Я дал ему это.

 

Его слова: « Кто просит у Меня прощения, чтобы Я простил его ». Задумайтесь, кто из нас не со-

 

вершает больших или малых грехов, или не проявляет небрежность к требованиям Аллаха каждый день, вследствие чего он нуждается в Его прощении и покаянии, и поэтому Аллах гарантировал ему Свое прощение, сказав: « чтобы Я простил его ». Не секрет, что беды и несчастия являются результатом гре-

 

хов и ослушания. Всевышний сказал: « И какое бы горе вас не постигло, то причиной тому являются деяния, совершенные вашими руками, и многое из них Он прощает » (Сура Совет, 30).

 

Подобно тому, как совершение греховных деяний является причиной для бед и несчастий, также покая-ние и мольба человека к Аллаху простить его является причиной для обильного блага, о чем Всевышний и сказал в своем Писании: « Просите прощение у Господа вашего, поистине Он прощающий. Он по-сылает вам дождь обильно, и дарует вам богатство и потомство, и дает вам сады и реки » (Сура

 

~ 48 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

Иджмá ‘ус-Салаф также указывает на истинность этого атрибута.

 

Нам необходимо верить в то, что Всевышний спускается каждую ночь к земному небу, не толкуя этот атрибут в отрыве от его явного смысла, не придавая ему образа и не уподобляя. Это истинное нисхождение, подобающим для Всевышнего образом.

 

Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом подразумевается нисхождение по-велений Аллаха, на что мы также отвечаем четвертым правилом. А также тем, что в хадисе ска-зано, что когда Он спускается, Он спрашивает: « Взывает ли ко Мне кто-либо..? » Так если мы истолкуем это тем, что спускается повеление Аллаха, разве эти повеления разговаривают и го-

 

ворят: « Взывает ли ко Мне кто-либо? ».

 

Ø Одиннадцатый атрибут: «Удивление »

Удивление —этот атрибут утвержден Кораном, Сунной и Иджмá ‘ус-Салаф.

 

Всевышний сказал:

 

 

Нý х, 10–12). То есть, если вы попросите у Аллаха прощения, то Он приумножит вам ваши богатства, вы-растит для вас благодати земли, одарит вас богатствами и детьми, и даст вам сады, в которых есть раз-ные виды плодов.

 

Его слова: « Кто ищет у Меня средства к существованию, чтобы Я дал ему это ». Человек, чьи средства к существованию ограничены, начинает стучаться во все двери, и унижается перед людьми, прося помощи, и если бы он узнал, какая польза содержится в этом хадисе, что средства к его существо-ванию в руках его Создателя, то он непременно вставал бы в это время и просил бы Аллаха о том, чего он желает, ведь Аллах обещал ему даровать то, что он попросит.

 

Его слова: « Кто просит спасения от вреда чтобы Я избавил его от этого ». В отношении человека,

 

которого постигло несчастье, мы видим такую же картину как выше, он также пытается достучаться до каждого, надеясь на помощь, забыв Того, чья дверь никогда не заперта для Своего раба, ведь Всевышний сказал: «Если ниспошлет тебе Аллах бедствие, то нет избавителя от этого, кроме Него» (Скот, 17).

 

Он Единственный, Кто в силах избавить Своего раба от того несчастья, которое его постигло.

 

Его слова: « Разве нету больного просящего выздоровления, чтобы Я вылечил его ». В голову прихо-

 

дит рассказ о матери имама Аль-Бухари, еще в детстве он ослеп, но его мать постучалась только в одну дверь, в дверь Всеслышащего и Отвечающего на мольбы рабов Своих. Она вставала ночью и взывала к Щедрому Богу, и умоляла Его вернуть сыну зрение, после чего Аллах ответил на ее мольбы и вернул ему зрение, чтобы принести с его помощью пользу всей исламской общине, защитить им Сунну Своего из-бранника Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует! ), и чтобы его книга, в которой он со-брал достоверные хадисы, стала самой достоверной после Писания Аллаха, Свят Он и Велик. Поэтому каждому здравомыслящему верующему, желающему радости в обоих мирах, следует не забывать это время и не тратить его понапрасну никогда, и по мере его старания в использовании этого времени будут исполняться его желания, прощаться его грехи, он будет избавлен от бед и несчастья и добьется доволь-ства своего Господа

 

~ 49 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

.٠ ٢ — ث ا ف ا ص ن ا ة ر ى س

 

 

« Но Я удивлен, а они глумятся» (Стоящие в ряд, 12). Если читать слово «удивлен», в араб-

 

ском языке с огласовкой дамма ( «‘аджибту» вместо «‘аджибта», это один из способов чтения Корана) то этот аят указывает на атрибут « Удивление».

 

Что касается того хадиса, который привел автор книги, в котором говорится: « Твоего Господа удивляет в юноше то, что он не следует своим страстям »67, то он недостоверный, его при-

водит Ахмад, также его приводят другие.

 

Иджмá ‘ус-салаф также является одним из доказательств того, что Всевышний описывается атрибутом «Удивление», и этот атрибут имеет истинный, подобающий Всевышнему смысл.

 

Необходимо уверовать в этот атрибут, такой, как он есть, без толкования, без искажения, не придавая какие-либо формы и не уподобляя атрибутам Его творений.

 

v Удивление бывает двух видов:

 

Первый вид: удивление, которое приходит после того, как что-то обнаруживается, т.е., послепоявления чего-то, что было неведомо человеку ранее, после чего он изумляется и восторгается. Это удивление не может быть атрибутом Всевышнего, так как неведомого для Аллаха не суще-ствует.

 

Второй вид: Когда причиной удивления является отклонение чего-то от себе подобных илиотклонение от того, чему следовало быть, т. е. когда кто-то совершает что-то странное, которое обычно подобные ему не совершают, но при всем этом сам удивляющийся все это знает. Это удивление и есть атрибут Аллаха.

 

Ø Двенадцатый атрибут: « Смех »

 

Смех —этот атрибут утвержден Сунной Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует! )и Иджмá ‘ус-салаф.

 

 

67 Хадис слабый, Ахмад (4\151). Вместо этого недостоверного, мы приведем достоверный хадис, в кото-ром говорится о том, как один из ансá ров (жители города Медины, которые приняли Пророка (Да благо-словит его Аллах и приветствует! ) и переселенцев из Мекки у себя и стали братьями по религии) привел к себе домой на ночлег мусульманина. Не найдя дома поесть ничего кроме пищи, приготовленной детям, хозяева отдали ее гостю, а сами легли спать голодными. А наутро Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Этой ночью Аллах подивился тому, что вы сделали», — а затем Аллах ниспо-

 

слал аят, в котором сказано: «… и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду » (Воскресенье, 9).Хадис находится в сборнике Аль-Бухари(4889).

 

~ 50 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Аллах смеется двум мужчи-

 

нам, один из них убил другого, а потом оба войдут в Рай, что касается первого, то он вое-вал ради Аллаха и был убит неверным, затем убийца принял Ислам, Аллах простил его, а затем и он стал шахидом на пути Аллаха» 68.

 

Этот атрибут также утвержден единогласным решением праведных предшественников.

 

Мы верим в этот атрибут, Аллах описывается этим атрибутом таким способом, как это подо-бает Ему, мы не искажаем его смысл, не толкуем его, не придаем форму этому атрибуту и не уподобляем его ни с чем, что относится к Его творению.

 

Сторонники толкования сказали, что под словам « смеется» подразумевается награда Аллаха. Ответом им служит все тоже в четвертое правило69.

 

Ø Тринадцатый атрибут: Утверждение на Троне «аль-Истивá у ’Алаль-’Арши»

 

Утверждение на Троне «аль-Истивá у ’Алаль-’Арши» —этот атрибут также являетсяутвержденным Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников.

 

Всевышний сказал:

 

.٥ — ه ط ة ر ى س

 

« Милостивый на Троне утвердился » (Тá хá, 5).

 

Всего же Аллах упомянул об этом в Коране семь раз.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) по этому поводу сказал: «Завершив тво-

 

рение, Аллах сделал в Своей книге, которая находится у Него на Престоле, запись: “Поис-тине милость Моя будет превосходить Мой гнев”»70.

 

Этот атрибут также утвержден единогласным решением праведных предшественников.

 

68Аль-Бухари (2826), Муслим (1890).

69 Так зачем же толковать то, что не толковалось ни Пророком (Да благословит его Аллах и приветству-

 

ет! ) ни его сподвижниками, ни их последователями?! Читая хадисы, мы много раз видим, как Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует! ) говорит о награде, приводя это слово как есть «савá б» или «аджр», ведь в арабском языке есть твердые законы, которые гласят, что слово и речь пони-маются так, как они есть, без отрыва от их явного смысла, если нет в этих словах чего-то, что мешает прямому понятию. Так зачем уводить тексты от прямого значения, когда их можно и нужно понимать, как они есть, используя при этом, тексты, в которых четко описано, что нет ничего похожего на Все-вышнего и Он не на что не похож, значит, мы понимаем, что у Него есть этот атрибут, Он не на что не похож и является таким, как подобает Всевышнему.

 

70 Аль-Бухари (3194), Муслим (2751).

 

~ 51 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

 

Из всего этого следует необходимость веры в то, что Всевышний описывается этим атрибу-том, смысл этого атрибута — это возвыситься и утвердиться таким способом, как это подобает Ему, без искажений, толкований и уподоблений.

 

Что касается хадиса Абу Давуда, в котором говорится, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Расстояние между одним небом и другим насчитывает столько и столько ».Передавая слова Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует! ), Абу Давуддошел до его слов: «…и над этим находится Трон и Аллах над всем этим»71, — то он недо-

стоверный.

 

Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом подразумевается овладение, т. е. Он овладел Троном, ответом на это является четвертое правило. Также нужно сказать, что слово «иставá а» не имеет значения «овладеть». К тому же из их толкования следует, что Всевышний не владел Троном, а потом стал его Владельцем, Свят Он и Велик от всех тех недостатков, кото-рые Ему приписывают.

 

Слово «‘ Арш » переводится как Трон, Престол. Словом «‘ Арш » в арабском языке обознача-ют трон короля, правителя. В шари‘ате же у этого слова другое значение: это великий Трон, на котором утвердился Милостивый, это наивысшее из созданий и самое большое из них. Все-

 

вышний описал Свой Трон как « великий», «благородный», «славный».

 

Слово « Курсий », которое пришло в Коране и которое переводится как « кресло », имеет дру-гой смысл. « Курсий » и «‘ Арш » — не одно и то же, потому что «` Арш » — это то, на чем утвер-дился Всевышний подобающим Ему образом, а « Курсий » — это место Его ступней, как об этом сказал Ибну ‘Аббá с: « Аль-Курсий — место ступней, а Аль-’Арш — никто не в силах его оценить »72.Его передал Аль-Хá ким в«Мустадраке»и сказал, что это сообщение достовер-но.

 

Ø Четырнадцатый атрибут: Возвышенность

 

Возвышенность —также является атрибутом Всевышнего.Он утвержден Кораном, Суннойи единогласным решением праведных предшественников. Он содержится в следующем аяте:

 

.٢ ٥ ٥ — ة ر ق ب ن ا ة ر ى س

 

«Он возвышенный и великий» (Корова, 255).

 

 

71 Хадис слабый, Абу Давуд (4723), Ат-Тирмизи (3298).

72 Хадис привел Аль-Хá ким в «Мустадраке» (2\282), он сказал: хадис сахих, и соответствует условиям Аль-Бухари и Муслим.

~ 52 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

 

Также этот атрибут содержится в словах Пророка (Да благословит его Аллах и приветству-ет! ), которые он произносил в молитве, делая земной поклон (суджý д), он говорил: «ПречистГосподь мой Всевышний» 73. Его передал Муслим.

 

Иджмá ‘ус-салаф также является одним из доказательств того, что Всевышний описывается атрибутом «Возвышенность», и этот атрибут имеет истинный, подобающий Всевышнему смысл.

 

Нам необходимо верить в этот атрибут, какой он есть, не толкуя его в отрыве от прямого смысла, без искажения, не придавая форму этому атрибуту и не уподобляя его чему-либо. Ал-лах, Возвышенный таким образом, каким подобает Ему.

 

Атрибут «Возвышенность» делится на две части:

 

1- Возвышенность атрибутов Аллаха, т. е. все Его атрибуты являются наивысшими, в кото-рых, несомненно, нет недостатков. Доказательством тому служат все вышеупомянутые тексты.

 

2- Возвышенность Божественной сущности, т. е. сущность Всевышнего превыше всех Его созданий. Доказательством этому вдобавок к тому, что мы уже сказали, являются еще и Слова Всевышнего:

 

.٠ ٦ — ك ه ً ن ا ة ر ى س

 

« Обезопашены ли вы от того, Кто в74 небе » (Власть, 16).

 

73 Муслим (772), Абу Давуд (871), Ат-Тирмизи (262). По какой то причине те, кто перевели Коран на русский язык, слова «саббаха- خ ّ ب س », (см. к примеру суру «Железо», аят 1) перевели как « славить, хва-лить, прославлять», такое же значение для него использовали и те, кто переводили хадисы. Такой же пе-ревод сделан и в «Арабско-Русском словаре» Баранова. Если просмотреть значение этого слова в толко-ваниях к Корану на арабском языке (около 47 наиболее авторитетных толкований), мы видим что ему дается следующее толкование: очищение Всевышнего от всего того, что не подобает Его Величию, будь то слова, убеждения или действия. Из этого глагола и взято то выражение, которое мы произносим в суджý де: Субхá на раббияль-А‘алá (ٍ ه ع ل أ ا ٍ ب ر ٌ ا ذ ب س ): Пречист Господь мой Всевышний.

74 Толкуя этот аят ученные сказали, что во избежание его не правильного восприятия правильно будет его толкование следующим образом:

 

1. Смысл слова «небеса» это высота, возвышенность, потому как с таким значением то слово что означает «небеса» (ء ا ً س ن ا ) используется в арабском языке, более того с таким значение оно используется в Славном Коране: Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами (Сура Гром – 17), в данном случае слова «неба» означает «высоту» потому что вода, то есть дождь, проливается с облаков, а не самих небес, которые служат как бы защитой для земли, а облака как раз находятся между землей и небесами как об этом сказал Всевышний Аллах: в облаке, подчиненном между небом и землей (Сура Корова – 164). Поэтому выражение: « Кто в небе » означает «Кто выше», в отношении Всевышнего Аллаха это абсолютная возвышенность не имеющая ни границ ни приделов.

~ 53 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

 

Что касается того хадиса, в котором говорится: « Господи наш Аллах, который над небеса-ми …», —то он слабый, его передал Абу Давуд.

 

Также доказательством для этого служит следующий хадис, в котором Пророк (Да благосло-вит его Аллах и приветствует! ) спросил у рабыни: « Где находится Аллах? » Она ответила: «На небесах». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «Освободи ее от раб-ства, поистине она уверовала». Этот хадис рассказал Муслим, повествуя об Суфъяне бин Аль-Хакам.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) спросил Хусейна: « Скольким богам тыпоклоняешься? » Он сказал: «Семерым богам, шесть на земле и один на небесах».В конце этогохадиса, который ранее привел автор книги, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! )

 

сказал Хусейну: « Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто на небе».

 

На возвышенность Всевышнего, и на то, что Он на небесах, также указывает единогласное решение праведных предшественников.

 

Нам необходимо утвердить этот атрибут таким как он есть, не толкуя его, не искажая, без представления Его образа, и не уподобляя Его чему-либо.

 

Сторонники толкования отрицают, что Всевышний Своей сущностью находится на небесах, и толкуют этот атрибут, говоря, что Всевышний на небесах Своей властью и господством. Отве-том на это служит четвертое правило. Также на это можно ответить и тем, что Его господство не только в небе, но и на земле, и тем, что люди по своей природе, по тем качествам, которые за-ложены в них, знают, что Аллах на небесах.

 

v Примечание

 

Автор книги упомянул, что он привел тут некоторые записи, касающиеся Пророка (Да благо-словит его Аллах и приветствует! ) и сподвижников, которые он нашел в книгах, написанных на заре Ислама. Там говорится: « Они совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе »,

 

— это сообщение не пригодно как доказательство, во-первых, оно недостоверно, потому как не прослеживается последовательность рассказчиков этого текста, во-вторых, вера в то, что Аллах превыше всего, и то, что они совершали земной поклон, не являются отличительными чертами

 

2. Или сказать что частица «ٍ ف », имеющая различные значения, которые определяются в тех или иных предложениях в зависимости от контекста самого предложения, в данном случаи имеет смысл ча-стицы «ً ه ع » что переводится как « над, на », потому как и в арабском языке и в самом Коране – сура Та-ха, 71 – с таким смыслом она использована. Поэтому смысл, согласно этому толкованию будет: «Кто над небесами». (Взято с незначительным дополнением с толкования к «аль-‗ Акида аль-Вá ситийя», шейх Му-хаммад Салих аль-‗ Усаймин, в рзделе «Атрибут Аллаха – Возвышенность»).

 

 

~ 54 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

этой общины75, а то, что не является отличительной чертой, не может служить доказательством, и в-третьих, использованное в этом сообщении слово «за‘ама» (думал) в арабском языке исполь-зуется не для выражения уверенности, а там, где в чем-то сомневаются; когда люди утверждают что-то, глагол «за‘ама» не используется.

 

v Ответ Имама Мá лика ибн Анаса ибн Мá лика

 

Однажды его спросили: «О Абу Абдиллах! ― Аллах милостивый вознесся на Трон‖ (Тá хá, 5). Как он вознесся? » Мá лик (Да смилуется над ним Аллах! ) ответил: «Смысл слова ― вознесся‖ ясен, его значение—это возвысился и утвердился. А как? Непостижимо уму, т.е.сам образ того, как Он вознесся, непостижим нашими умами. Величие Всевышнего таково, что разуму не дано постичь Его атрибуты». Далее Малик сказал: «… вера же в то, что Он вознесся, необходима, так как этот атрибут имеется в Коране и в Сунне, а спрашивать о том, как воз-несся, бид’а (ересь), потому что самого этого вопроса не было при жизни Пророка(Да благо-словит его Аллах и приветствует! ) и не было при жизни его сподвижников». Затем Имам пове-лел вывести этого человека из мечети, боясь, что его фитна (заблуждение, смута) коснется при-сутствующих, а также в знак его наказания, отдалив его временно от приобретения знаний76.

 

 

✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵

 

75 То есть община Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует! ) не была единственной кто со-вершали земные поклоны и считали, что Всевышний на небесах, все Пророки призывали к этому и их общины знали что Он на небесах и поклонялись Ему.

76Этот рассказ о Малике достоверный, его передал Аль-Бухá ри, в своей книге «аль-И‘тикá д» стр. 199

~ 55 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь