Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ление с его добром и злом, с его сладостью и горечью».
Добро или зло, исходящее из того, что предопределено, определяется, принимая во внимание последствие предопределенного, т. е. после завершение чего-либо человек узнает, что ему это принесло, добро или зло.
Сладость и горечь предопределенного постигается в тот момент, когда с человеком происхо-дит что-то, что предопределено Всевышним, он чувствует сладость побед, успехов, достижений в каких бы то ни было делах, и наоборот, он чувствует горечь, досаду, если у него что-то не по-лучается. Добром предопределенного является то, что полезно, а злом — то, что вредно и не вы-годно.
Добро и зло — это понятия, относящияся к самому предопределенному и к его последствиям. Добром является повиновение Всевышнему, здоровье или благосостояние, дарованные Им. Злом считается грехи, болезни или бедность. Что же касается самого действия Всевышнего, Его предопределения, то его не называют злом, так как Пророк (Да благословит его Аллах и привет-ствует! ) сказал в мольбе, которой он обучил аль-Хасана бин ‗ Али и которую читают в молитве витр: «… и избавь меня от зла того, что Ты предопределил ».
Как мы видим, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) отнес зло к предопреде-ленному и к его последствиям, а не к самому предопределению, то есть не к самому действию Всевышнего.
Ø Вера в предопределение не будет истинной без нижеследующих четырех обстоя-тельств:
~ 78 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
1. Вера в то, что Всевышний знает все, что будет в целом и подробно, до того как это про-изойдет, ведь Всевышний сказал:
.٧ ١ ج ذ ن ا ة ر ى س
« Разве ты не знаешь, что Аллах знает то, что в небе и на земле, поистине это в Писании, поистине это для Аллаха легко » (Хадж, 70).
2. Вера в то, что Всевышний записал в Хранимых скрижалях судьбы всего творения. Все-вышний сказал:
. ٢ ٢ – د َ د ذ ن ا ة ر ى س « Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не бы-ло в Писании раньше, чем Мы создадим это » (Железо, 22).
Это упоминается и в хадисе, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! )
сказал: « Поистине Всевышний записал судьбы Своего создания, за50000 (пятьдесят тысяч)лет до создания небес и земли »114.Хадис передал Муслим.
114 Муслим (2653), ат-Тирмизи (2156). Имеется в виду запись того, что было предопределено, что касает-ся самого знания Аллаха и того, что Он предопределил и желал своему творению, то все это является извечным и безначальным.
Написание предопределенного – в соответствии Корану и Сунне – делится на следующие виды:
1. «Общее для всего творения», то есть то, что записано в Хранимых Скрижалях, за 50000 (пятьдесят ты-сяч) лет до создания небес и земли. То, что записано в Хранимых Скрижалях, неизменно. Что касается тех текстов из Корана и Сунны, в которых говорится о неизменности предопределенного, то это относят-ся именно к это виду, а те тексты, в которых говорится об увеличении или уменьшении жизненного сро-ка или удела, то тут имеются в виду свитки находищиеся у ангелов, в которых записано то, о чем им по-ведал Аллах. И в зависимости от тех или иных причин, которые Аллах определил для увеличения срока жизни и удела, ангелы будут вносить изменения в свои свитки. Например: они записывают: если раб Ал-лаха будет поддерживать родственные связи, то проживет столько, и его удел будет таким, а если нет, то будет по иному, как об этом сказано в хадисах. Но, что именно он из этого выберет, ангелы незнают. Всевышний же, знает все в целом и подробно, а ангелы знают только то, что им сказал Аллах. Или к примеру, ангелы на протяжении всего дня могут записывать хорошие и плохие деяния верующего в свои свитки, но к вечеру, он может сделать что-то хорошее, из-за чего Аллах прикажет внести изменение и стереть его плохие деяния. Все это относится к нижеследующим видам. 2. «Пожизненное», то есть написание всего, что произойдет с рабом с того самого момента как в него вдохнут жизнь в утробе мате-ри, и до самой его кончины, как это следует из хадиса, в котором говорится о создании человека: «Когдаже он (ангел) собирается завершить его сотворение, то говорит: « Мужчина или женщина? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок? ».Аль-Бухари(319), Муслим(6895). 3.
«Годовое», то есть написание в ночь предопределения(Лейлатуль-Кадр)всего, что произойдет с рабом втечении года, Всевышний сказал в четвертом аяте суры «Дым»: «В эту благословенную ночь решается всякое мудрое дело». 4.«Ежедневное»то есть, написание всего, что будет происходить с рабом каждыйдень. Всевышний сказал: «Все, кто в небесах и на земле, просят Его удовлетворить их нужды. И Он
~ 79 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
3. Вера в то, что ничто не произойдет, ни на небесах, ни на земле без Его соизволения и жела-ния, в которых есть милосердие Всевышнего и Его мудрость, Он ведет, кого пожелает, прямым путем, по Своему милосердию и сбивает с прямого пути по Своей мудрости, кого пожелает. С Него не спросится за то, что Он делает, так как Его мудрость и власть совершенны, а с них спросится, и все, что произойдет, соответствует Его знаниям, которые предшествуют тому, что происходит, и соответствуют тому, что Он записал в Хранимых Скрижалях, потому что Он ска-зал:
. ٤ ٩ ر ً ق ن ا ة ر ى س
« Воистину, каждую вещь Мы сотворили по предопределению » (Месяц, 49). Также Аллах сказал:
.٠ ٢ ٥ و ا ع َ ل أ ا ة ر ى س
« Кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ис-лама, а кого Он желает ввести в заблуждение115, тому Он сдавливает и сжимает грудь » (Скот, 125).
каждый день устраивает дела Своих творений: дарует власть и могущество одним, унижает дру-гих, даѐ т одним и отказывает другим». (Милостивый, 29).
115 Здесь Всевышний извещает своих рабов о том, что наставление на правильный путь и введение в за-блуждение в Его власти, Своей милостью Он наставляет на путь истины, кого пожелает, и Своей спра-ведливостью вводит в заблуждение, кого пожелает. Он также извещает и о том, что для наставления на правильный путь и введения в заблуждение есть свои правила: Тот кто ищет путь истины и желает его от сердца, тому Аллах устраивает и облегчает причины достижения пути истины и раскрывает грудь для принятия веры. Тот же, кто ищет заблуждение и желает его от всей души, тому Аллах устраивает причи-ны, которые его приводят ко всему греховному, открывает ему двери к этому, сдавливает и сжимает грудь так, что она не принимает веру. Как мы видим, все зависит от нас самих; если мы ищем правду, то Аллах нам в этом помогает, если ищем нечто другое, то и это нам предоставляется, но вместе с этим Ал-лах любит, чтобы мы следовали только истине. Нужно знать, что «желание» и «любовь» – это не одно и то же, многие путают эти два понятия. К примеру, для отца, руководящего семейным бизнесом, было бы любо, чтобы его сын заключил сделку с какой-то фирмой, зная о ее надежности, в то время как сын намерен заключить контракт с другой фирмой; отец извещает его об этом, но дает ему право выбора, по-сле чего сын выбирает и действует. Если он действует по своему варианту, то это происходит по жела-нию его отца, но без его любви в этом, потому что не пожелай он этого, он не допустил этой сделки и сделал бы все по своему усмотрению, так как является руководителем. Этот пример не является уподоб-лением Аллаха кому-либо или чему-либо, мы говорим о разнице между «желанием» и «любовью», пото-му как многие задаются вопросам: как может Аллах желать, чтобы человек выбрал неверие, а затем наказывать его за это? Ответ на это заключается в выше написанном.
~ 80 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Всевышний в этом аяте утвердил, что и наставление на правильный путь, и введение в за-блуждение зависит от Его желания.
4. Вера в то, что Всевышний создатель всего, что на небесах и на земле, и что нет создателя кроме Аллаха, и нет Господа кроме Него. Всевышний Аллах сказал:
. ٢ ٌ ا ق ر ف ن ا ة ر ى س
« Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру ».(Различение, 2). Всевышний также сказал:
.٩ ٦ ث ا ف ا ص ن ا ة ر ى س
«… и Аллах создал вас и то, что вы делаете ». (Стоящие в ряд, 96).
Ø Предопределение не является предлогом для грешника в совершении грехов:
Все, что совершают люди, будь то повиновение или ослушание, — все это действия, создан-ные Всевышним, но это не является предлогом для человека, чтоб совершать грехи, потому что совершает грехи сам человек, об этом Всевышний сказал:
.٠ ٧ ر ف ا غ ة ر ى س
« В тот день (День воскресения) всякая душа получит воздаяние за то, что приобрела »
(Прощающий, 17).
Ø Доказательство того, что предопределение не является предлогом для грешника в совершении грехов:
1. Если бы у человека не было выбора в своих действиях и силы для совершения выбранного им действия, то Всевышний не отнес бы приобретение действий к человеку, ведь Всевышний сказал:
« В тот день (Судный день) каждому человеку воздастся согласно своим деяниям» (Про- щающий, 17) т. е. за то, что душа совершила.
2. Всевышний повелевает и запрещает, но не вменяет в обязанность ничего, из того, что не под силу человеку, ведь Аллах говорит:
~ 81 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
.٢ ٨ ٦ ة ر ق ب ن ا ة ر ى س
« Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее » (Корова, 286). В другом аяте Всевышний сказал: .٠ ٦ ٍ ب ا غ ت ن ا ة ر ى س
« Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей » (Взаимное обманывание, 16). Из этого мы видим, что человек не принужден Всевышним к совершению чего-либо или к отказу от чего-либо, потому что если бы он был принужден, то Аллах бы не сказал « Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей », —так как принужденный не имеет возможности сделать то, что при-нужден не делать, или не сделать то, что принужден делать, т. е. если, человек был бы принуж-ден, то не было бы смысла в словах Аллаха « по мере своих возможностей », а так как Всевыш-ний Сам утвердил, что у человека есть возможность, то это указывает на то, что он не принуж-ден и имеет выбор.
3. Каждый знает разницу между добровольным действием и действием по принуждению, и знает, что добровольное действие можно не делать, а значит, он волен в своих действиях.
4. Грешник, прежде чем совершить грех, не знает, что ему предопределено, он может совер-шить, а может и не совершать грех. Так как же он выбирает неправильный путь и при этом при-водит в доказательство предопределение, которого он не знает, говоря, что ему было предопре-делено совершить этот грех? Не лучше ли было ему последовать правильному пути и сказать, что ему было предопределено это.
5. Всевышний сообщил нам, что Он послал посланников, чтобы у людей не было против Ал-лаха доводов116.
Всевышний об этом сказал в суре «Женщины», в аяте 165:
.٠ ٦ ٧ ء ا س ُ ن ا ة ر ى س
« Чтобы не было для людей против Аллаха довода, после посланников ». И если бы пред-
определение являлось бы (законным) предлогом для оправдания их действий, предлогом, кото-рый был бы признан Аллахом, то даже с приходом к ним посланников этот предлог против Ал-лаха существовал бы, и не было бы пользы в Словах Аллаха: Чтобы не было для людей про-тив Аллаха довода, после Посланников ».А так как Всевышний известил нас, что после при-хода Посланников не будет против Него предлогов то и предопределение, на которое ссылаются грешники, не годится как предлог.
Ø Согласование между тем, что деяния человека созданы Аллахом и между тем, что они приобретаются самим человеком.
116 То есть, чтобы люди не сказали в Судный день Всевышнему: «О Аллах! Если бы Ты послал к нам своих Посланников и довел бы до нас то, что от нас требуется, мы бы были послушны.
~ 82 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Мы узнали, что деяния человека созданы Всевышним, и также мы узнали, что человек, имея выбор, сам совершает эти действия, так как же согласовать это?
Согласуется это следующим образом:
1. Деяния человека являются его качествами, а сам человек и все его качества созда-ны Всевышним.
2. Деяние человека исходят от желания сердца и силы тела, если бы не эти два об-стоятельства, действие не произошло бы, а создателем этого желания и этой силы являет-ся Всевышний, то есть Тот, кто создал причину, Он же создал и то, что явилось следстви-ем причины, значит, отношение действий человека, к тому, что их создал Всевышний, это отношение следствий причины к самой причине, но не прямое отношение, потому как непосредственно действие, в действительности, выполняет сам человек, поэтому Ал-лах приписал действие, в отношении его совершения, человеку, а в отношении создания
и предопределения — Себе. Как мы видим, для каждого из этих двух отношений есть свое значение.
Ø Противники истины в предопределении и судьбе.
Их две группы:
- Первая группа: аль-Джабарийя — они говорят, что человек принужден в своих действиях, и у него нет выбора. Мы возразим им следующим:
1. Всевышний отнес деяния человека к самому человеку, и сделал их его приобрете-нием, за которое его или вознаградят, или накажут, согласно этим деяниям, и если он был бы принужден совершить эти деяния, то приписывание этих деяний к самому человеку, было бы неправильно, а также наказание за грехи было бы несправедливостью со сторо-ны Всевышнего, Свят Он и Велик от всего этого.
2. Каждый знает разницу между добровольным действием и вынужденным действи-ем, будь то разница в реальности или разница в правовой оценке действия, и если бы че-ловек совершил противозаконные действия в отношении кого-либо, а потом стал бы уве-рять, что он сделал это по принуждению, так как это ему было предопределено и пред-установленно Всевышним, то это посчиталось бы глупостью, которая противоречит то-му, что абсолютно очевидно для каждого человека.
- Вторая группа: аль-Кá дарийя117 — они говорят, что человек самостоятелен в своих деяниях
и Всевышний не имеет никакого отношения к ним, ни в плане желания этих дел, ни в могуще-стве над ними, ни в их создании. Приведем два ответа на их утверждения:
1. Это противоречит тому, что сказал Всевышний:
.٦ ٢ ر ي ز ن ا ة ر ى س
117Эта и другие группы упоминаются в конце книге.
~ 83 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
« Аллах создающий всякую вещь » (Толпы, 62), т. е. все без исключения создается Все-вышним, в том числе и действия людей, также Всевышний сказал:
.٩ ٦ ث ا ف ا ص ن ا ة ر ى س
« Аллах создал вас и то, что вы делаете » (Стоящие в ряд, 96).
2. Поистине, Всевышний — Владыка небес и земли, так как же может быть в Его царстве что-то, что не зависит от Его создания и желания?!
Ø Виды воли (ирá да) и разница между ними: Воля Всевышнего делится на два вида:
— Первый вид: Ковнийя (относящиеся к бытию). этот вид подразумевает собой желание, по-добное тому, о котором сказано в аяте:
.٠ ٢ ٥ و ا ع َ ل أ ا ة ر ى س
«… кого Аллах желает наставить на правильный путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь »
(Скот, 125).
— Второй вид: Шар’ийя. Под этим видом подразумевается любовь, т. е. желание Всевышне-го, которое сопровождается Его любовью к тому, что совершается, к примеру, аят в котором Аллах сказал: .٢ ٧ ء ا س ُ ن ا ة ر ى س
« Аллах желает принять ваши покаяния » (Женщины, 27), т. е. Он желает и любит это.
Разница между двумя видами в том, что в первом виде необходимо свершение того, чего Ал-лах желает, но не обязательно, чтобы Он любил это, а что касается второго вида, то тут все наоборот, желаемое Всевышнему любимо ему, но из этого не следует, что это обязательно должно свершаться118.
118 К примеру, Всевышний любит, чтобы его рабы поклонялись Ему и не противились, жили по предпи-санным Им законам Шари‘ата, в котором определено и добровольное, и запрещенное. Он любит, чтобы Его рабы были послушны, но никого не заставляет и не обязывает идти по какому-то определенному пу-ти, Он дал выбор, и рабы выбирают и они могут выбрать тот путь, которым Всевышний не доволен, по-этому то, что любит Всевышний может не произойти.
¯ Если объяснить попроще, то отношение к предопределению и предустановлению выглядит так: Все-вышний дал нам ум, Он же послал к нам Своего Посланника с законом, по которому нам следует жить, для нашего же блага, и нам предоставлен выбор: жить по этому закону, которым Всевышний доволен, или жить в соответствии со своими желаниями, которые приведут нас к плохому концу. Используя свой
~ 84 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Имá н
Автор книги Шейх Ибну Куддá ма аль-Макдиси сказал:
16- Имá н (вера) — это произнесение языком, подтверждение делами и убеждение сердцем. Он увеличивается с повиновением и уменьшается с ослушанием. Всевышний сказал:
. ٥ ت ُ ُ ب ن ا ة ر ى س « Не велено им было ничего, кроме поклонения Аллаху искренне, как единобожники, со-вершать молитву и выплачивать закат. Это и есть истинная вера » (Ясное знание, 5).Этотаят указывает на то, что поклонение Аллаху, искренность сердца, совершение молитвы и уплата заката, является частью религии.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Иман состоит из
семидесяти с лишним ветвей, самая высшая из них — свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, самая нижняя из них — это удалить с дороги то, что вредит (прохо-
жим) »119.Хадис передал Аль-Бухари.Значит, Пророк(Да благословит его Аллах и приветству-ет! ) считал, что произношение языком и дела — это часть веры.
Аллах Всевышний сказал:
.٠ ٢ ٤ ت ب ى ت ن ا ة ر ى س
« Она увеличила их веру »120 (Покаяние, 124).
также Всевышний сказал:
ум, мы должны выбрать правильный путь, которым Он доволен, пусть даже нелегкий порой, мы должны выбрать путь, к выбору которого нас никто не принуждает, как никто не принуждает выбрать и другой путь, которым Он не доволен. И зная наперед все то, что мы выберем и сделаем, Всевышний записал это. Смысл высказывания: «Всевышним было это предопределено», — это то, что Он знал, что мы сделаем, и записал это до того, как мы это сделаем, но Он не заставлял нас выбрать что-то определенное. И как же мы несправедливы в отношении Аллаха, когда мы говорим о человеке, который утонул или упал с высо-ты под воздействием алкоголя или наркотиков, что ему было предписано так умереть. Да, его смерть бы-ла результатом желания Всевышнего, потому как без Его желания ничто непроисходит, но сама причина была результатом его пренебрежения к требованиям Шари‘ата, Всевышний знал, что этот человек выпь-ет, полезет в воду и в результате опьянения потеряет контроль и захлебнется, не более того, а умирать так его никто не заставлял.
119 Согласованный хадис, Аль-Бухари (9), Муслим (35).
120 Когда ниспосылается сура из Корана и лицемеры и неверные слышат ее, они смеются и издеваются, говоря друг другу: " В ком из вас эта сура укрепила веру? " Что касается тех, чья вера была истинной, то они радуются этим сурам, ниспосланным Аллахом, и они еще больше укрепляют их веру.
~ 85 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
.٤ - خ ت ف ن ا ة ر ى س
« Чтобы их вера увеличилась »121 (Победа, 4).
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Выйдет из огня
тот, кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а в его сердце столько веры, сколько весит одно пшеничное зерно, горчичное зерно или пылинка »122.
¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯
121 Начало аята гласит: Он — Тот, который ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их
вера увеличилась.
122 Согласованный хадис. Аль-Бухари (44), Муслим (193). Этими словами Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) показал, что вера людей различна, у одних она больше, а у других меньше, по-добно тому, как различны эти зерна по своим размерам и весу.
~ 86 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Комментарии
Слово « Иман » в языковом значении имеет смысл «верить, подтверждать», но в науке о Еди-нобожии слово « Иман » имеет следующее значение: «Произнесение языком, подтверждение де-лами, и убеждение сердцем».
ü Пример того, что произносят языком, — это «Лá илá ха иллаЛЛÁ Ху» Нет боже-ства, достойного поклонения кроме Аллаха.
ü Пример подтверждения делами — это молитва, хадж, пост в месяце рамадан и т. д.
ü Пример убеждения сердцем — это вера во Всевышнего, в Его ангелов, и во все то, во что необходимо уверовать.
Доказательством того, что именно это и подразумевается под словом « Иман », служат ниже-следующие аяты и хадисы.
Всевышний в суре «Ясное знамение» в пятом аяте сказал:
. ٥ ت ُ ُ ب ن ا ة ر ى س
« Не велено было им ничего, кроме поклонения Аллаху искренне, как единобожники, и совершение молитвы, и выплачивание заката. Это и есть истинная вера ».(Ясное знамение,
5).
Мы видим, что Всевышний сделал искренность, т. е. искреннее поклонение Ему, молитву и закат частью религии.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Иман состоит из семидесяти с лишним ветвей, самая высшая из них — это свидетельство, что нет боже-ства, достойного поклонения, кроме Аллаха, самая нижняя из них — это убрать с дороги то, что вредит (прохожим)».Этот же хадис передал Муслим, но со словами: « самая лучшая из них — это произнесение «Нет божества, кроме Аллаха »123.
Иман увеличивается с повиновением124, на что указывают Слова Всевышнего:
.٠ ٢ ٤ ت ب ى ت ن ا ة ر ى س
« Она увеличила их веру » (Покаяние, 124),
123Муслим (162)
124Т. е. чем больше мы повинуемся Всевышнему и поклоняемся Ему, тем тверже и больше наш иман.
~ 87 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Он также сказал:
.٤ خ ت ف ن ا ة ر ى س
« Чтобы их вера увеличилась » (Победа, 4).
Также на это указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Выйдет из огня тот, кто сказал: «Нет божества достойного для поклонения, кроме
Аллаха», а в его сердце столько веры, сколько весит одно пшеничное зерно, горчичное зерно или пылинка »125.
Сравнение Имана с зернами, которые различны и по размеру, и по весу, указывает на то, что Иман у верующих людей различен.
Если мы установили, что Иман может увеличиваться, то это указывает на то, что он может и уменьшаться, потому что увеличение чего-либо требует, чтобы превзойденный был меньше возрастающего.
¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯
125 То есть грешники из числа уверовавших, будут введены в огонь за их грехи, если того пожелает Все-вышний, но затем Аллах выведет их из огня, если в груди их было хоть что-то из имана.
~ 88 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы