Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Огонь за их грехи, и несомненно умертвят их, и когда они превратятся в пепел, будет раз-
решено заступиться за них»163. Хадис в сборнике Ахмада.Ибну Касир в книге«ан-Нихá яту»(2/204) сказал: иснá д этого хадиса сахих и соответствует условиям, которые обозначены имама-ми Аль-Бухари и Муслимом для принятия хадиса.
Этот вид заступничества, будет дозволен как нашему Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует! ) так и другим: пророкам, ангелам и верующим, о чем свидетельствует хадис Абу Са‘ида, в котором сообщается, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « И скажет Всевышний Аллах: ― Заступились ангелы, заступились пророки, заступились верующие, и не осталось никого, кроме Наимилосерднейшего из милосердных‖, — и возь-
мет Всевышний из огня людей, которые никогда, ничего хорошего не сделали и которые уже стали пеплом »164.Согласованный хадис.
162Аль-Бухари (4516), Муслим (501).
163Хадис сахих, Ахмад (3/5).
164Согласованный хадис. Аль-Бухари (7439), Муслим (183). В этом длинном хадисе говорится о том, что Всевышний после того, как многие грешники попадут в ад, скажет верующим: « Идите и выведите из ада тех из числа верующих, кого вы знали, если у него в душе была хоть частица веры », —и так Все-
вышний будет отправлять их несколько раз, пока не останется никого, кого бы они знали. А затем и про-изойдет то, что описано выше.
~ 104 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Что касается аль-Му‘тазила и аль-Хавá ридж, то они уверены в том, что верующий совершив-ший тяжкий грех, будет пребывать в аду вечно и ему не поможет заступничество, поэтому они и отрицают этот вид заступничества. Возражением им служит следующее:
1- Их убеждения противоречат хадисам аль-Мутавá тир165.
2- Их убеждения также противоречат единогласному решению праведных предшественников.
У этого заступничества есть два условия:
1- Позволение Всевышнего на заступничество, об этом сказал Всевышний: « Кто станет за- ступаться перед Ним без Его дозволения » (Корова, 255).
2- Довольство Всевышнего тем, кто заступается, и тем, за кого заступаются, ведь Всевышний сказал:
.٢ ٨ – ء ا ُ ب َ ل أ ا ة ر ى س
« Они заступаются только за того, кем Он был доволен » (Пророки, 28).
Что касается кá фира, то для него не будет никакого заступничества, так как об этом сказал Всевышний:
.٤ ٨ ر ث د ً ن ا ة ر ى س
« И не поможет им заступничество заступников » (Завернувшийся, 48). т. е. если даже пред- положить, что кто-нибудь заступится за них, им это заступничество не поможет.
Что касается заступничества Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) за своего дядю Абу-Талиба166, то оно относится только к Пророку (Да благословит его Аллах и привет-ствует! ) и к его дяде Абу-Тá либу. Из-за заступничества Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) он будет в самом маленьком огне (как следует из достоверного хадиса167), на нем будут тапочки из огня, из-за которых у него будет кипеть мозг, и он будет тем, чье наказание
самое легкое. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Если бы не я, то онбыл бы на дне Ада »168.Хадис передал Муслим.
Аллах знает лучше, но по всей видимости, это заступничество было разрешено потому, что Абу-Тá либ помогал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует! ) и защищал его и то, к чему он призывал.
Ø Аль-Хисá б (Расчет): 165Хадисы которым придана наивысшая степень достоверности.
166 Который умер, так и не уверовав, но вместе с этим защищал Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) всем, чем мог, до конца своей жизни. 167Муслим (212).
168 Согласованный хадис. Аль-Бухари (6564), Муслим (209). Ни один из тех хадисов, где сказано, что Абу-Тá либ был верующим, недостоверен.
~ 105 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
В шари‘ате этим словом означают предъявление Всевышним Своим рабам их деяний169. Аль-Хисá б утвержден Кораном, Сунной и единогласным решением праведных предшественников.
Всевышний в отношении этого сказал:
.٢ ٦ ٢ ٥ — ة ي ش ا غ ل ا ة ر و س
« Поистине, к Нам они вернутся и, поистине, Мы предъявим им счет » (Покрывающее, 25-26).
Также на это указывает и то, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) говорил в некоторых молитвах: « О Аллах, предъяви мне счет легко». И ‘Á иша спросила: «Что такое предъявить счет легко? » И Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «ЧтобыВсевышний посмотрел в книгу его (Своего раба) деяний и простил его» 170 . Хадис передалАхмад. Шейх Албá ни сказал: иснá д хадиса хороший.
То, что праведные предшественники сошлись в единогласном решении насчет того, что Аль-Хисá б — это истина, также является доказательством.
То, как это будет выглядеть описано в хадисе, смысл которого состоит в следующем:
«Всевышний уединится с верующим и предъявит ему все его грехи, и он признает их, и когда верующий будет убежден, что он пропал, скажет ему Всевышний: ― Я скрыл твои грехи от чужих глаз при твоей жизни, Сегодня же Я прощу тебя‖, — затем ему отдадут
Книгу его хороших деяний».
« Что касается кá фиров и мунá фиков (лицемеров), то их позовут во главе всего создания,
говоря: ― Вот те, которые отрицали Господа своего, слушайте же, пусть будут прокляты несправедливые‖ »171.Согласованный хадис, переданный Ибну‘Умаром.
Аль-Хисá б будет общим для всех людей, кроме тех семидесяти тысяч из исламской общины, которых исключил Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ), в их числе будет и спо-движник Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) ‘Уккá ша ибн Мухсин. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал о них: « Они войдут в рай без Аль-Хисá б и без наказания »172.Согласованный хадис.
Также есть хадис, который передал Ахмад от Савбá н, в котором сказано: « с каждым будут еще семьдесят тысяч верующих »173.Ибну Касир сказал: хадис сахих, и привел другие хадисы, которые подкрепили этот хадис.
169То есть Аллах ознакомит Своих рабов со всеми теми деяниями, которые они совершили.
170Хадис хасан, Ахмад (6/48).
171Согласованный хадис. Аль-Бухари (4685), Муслим (2768).
172Согласованный хадис. Аль-Бухари (6541), Муслим (220).
173 Хадис сахих. Ахмад (5/280). После того, как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) по-просил у Всевышнего увеличить число тех, кто войдет в рай без аль-Хисá б, Всевышний ответил ему: «С
~ 106 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Исламская община будет первой, кому предоставят ее деяния, потому что Пророк (Да благо-словит его Аллах и приветствует! ) сказал: « Мы последние (из народов) и первые в Судныйдень, кого будут судить, и до нас никто судим не будет »174.Согласованный хадис.ИбнМá джа рассказал от ибн ‗ Аббá са: « Мы последние из народов и первые, кому предъявятсчет »175.Хадис сахих.
Первое, за что придется отвечать рабу из тех обязанностей, которые он должен был выпол-нить перед Аллахом, — это молитва, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветству-
ет! ) сказал: « Первое, за что придется отвечать рабу в Судный день, — это молитва.Если
его молитва будет в порядке, то и остальные его деяния будут в порядке, а если его молит-ва будет негодной, то и остальные его деяния будут негодными »176.
Первое, за что придется отвечать людям в отношениях между собой, — это пролитая кровь. Доказательством этого служит хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и привет-
ствует! ) сказал: « Первое, за что люди будут держать ответ в отношениях между собой вСудный день, — это пролитая кровь »177.Согласованный хадис. Ø Аль-Мú зá н (весы)
В шари‘ате этим словом обозначают то, что Аллах поставит в Судный день для взвешивания деяний рабов. На это указывает Коран, Сунна и единогласное решение праведных предшествен-ников.
Всевышний сказал:
.١ ٠ ٣ ١ ٠ ٢ ٌ ى ُ ي ؤ ً ن ا ة ر ى س
« Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех, а те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне » (Верующие, 102-103).
Также Всевышний сказал:
.٤ ٧ — ء ا ُ ب َ ل أ ا ة ر ى س
каждым из семидесяти тысяч, которые войдут в рай без аль-Хисá б и наказания, будет еще семьдесят ты-сяч человек». 174Согласованный хадис. Аль-Бухари (238), Муслим (855).
175Хадис сахих. Ибн Мá джа (4290).
176Хадис сахих. Абу Давуд (864), Ахмад (2/290).
177Согласованный хадис. Аль-Бухари (6864), Муслим (1678).
~ 107 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
« В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят неспра-
ведливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет! »(Пророки, 47).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ), упоминая «Аль-Мú зá н», сказал: « Есть
два выражения любимые Милосердным, легкие на язык и тяжелые на весах. Это — субхá наЛЛÁ Хи ва бихамдихи, субхá наЛЛÁ Хил’азú м »178.Согласованный хадис.
Также доказательством истинности Аль-Мú зá н является единогласное решение праведных предшественников.
Это настоящие весы, у которых есть две чаши, о чем свидетельствует хадис ‘Абдулаха бин ‘Амр бин ‘Á са который он передал от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ), в котором он сказал относительно владельца листка: « И будут положены эти книги на одну чашу, а листок на другую чашу »179.Хадис передали ат-Тирмизи и Ибну Мá жа.Шейх Албанипо поводу этого хадиса сказал: иснá д хадиса сахих.
Относительно количества весов существуют разные мнения ученых: некоторые их них сказа-ли, что их будет столько, сколько и народов. Другие сказали, что весов столько, сколько и лю-дей, или столько, сколько деяний, потому, что в Коране Весы пришли во множественном числе. А что касается того, что в хадисах слово Весы пришло в единственном числе, так это потому, что слово «Весы» обозначает ряд однородных предметов180.
Некоторые из них сказали, что это одни весы, потому как в хадисе слово «Весы» пришло в единственном числе, а что касается того, что слово «Весы» пришло в Коране во множественном числе, так это потому, что деяний, которые будут взвешены, много. Все это вероятно.
Взвешиваться будут сами деяния, как на это указывают вышеупомянутые аяты и хадис, кото-рый следует за ними.
178 Согласованный хадис, Аль-Бухари (6406), Муслим (2694). Вот смысл этих слов: Пречист Аллах (от всех недостатков и всего того, что не подобает Ему), и хвала Ему, Пречист Великий Аллах.
179 Хадис сахих. ат-Тирмизи (2639), Ибну Мá жа (4300). Вот полный текст хадиса: передано от ‘Абулаха бин ‘Амр бин ‘Á са, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «В Судный день из
моей Уммы перед всеми творениями выведут одного человека. В этот момент откроются девяно-сто девять книг, и Аллах спросит его: “Отрицаешь ли ты что-нибудь из этого? Были ли неспра-ведливы ангелы, хранившие тебя и писавшие за тобой? ” он ответит: “Нет, мой Господь! ” Аллах провозгласит: “Теперь ты достоин Моего вознаграждения, и никто не будет несправедлив к тебе! ”
— и добавит: “Приготовиться к Аль-Мú зá н (к взвешиванию деяний)! ” Тогда среди книг появится страница, на которой написано: “Я свидетельствую, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник”. И тогда человек скажет: “Господь мой! Много ли пользы от одной страницы рядом с таким множеством книг? ” Всевышний скажет: “Сегодня к тебе не будет несправедливости! ” И будут положены эти книги на одну чашу, а листок на другую чашу, и станут легкими книги и тяжелым листок, и ничто не может быть тяжелее имени Алла-ха».
180 В арабском языке такое слово означает «исмуль-жинс», поэтому находясь в единственном числе, под этим словом может подразумеваться множественное число.
~ 108 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Некоторые ученые говорят, что взвешивать будут книги деяний, так как на это указывает ха-дис, где упоминается владелец листа.
Другие же утверждают, что взвешиваться будет тот, кто совершил деяния, так как на это ука-зывает хадис Абу Хурайры, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) ска-
зал: « Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, кото-рый окажется пред Аллахом легче комариного крыла». А потом Пророк(Да благословит егоАллах и приветствует! ) сказал: «Если пожелаете, прочтите (аят, в котором сказано): " …и не придадим Мы им в День воскресения (никакого) веса181 »182.
Некоторые ученые собрали все доказательства вместе и сказали, что взвешено будет все, или что в действительности взвешивать будут книги деяния, а так как они будут тяжелеть и легчать в соответствии с тем, что в них записано, то и говорится, что взвешиваются сами деяния. А что касается того тучного человека, то тут имеется в виду его достоинство и почтение, и они перед Аллахом будут легче комариного крыла. Это хорошее объяснение, Всевышний же знает лучше.
Ø Раскрытие книг деяний:
Имеется в виду раскрытие свитков, на которых ангелы записали все деяния, и их раздача вла-дельцам, как следует ниже. Они разлетятся к правым и левым сторонам своих владельцев. Дока-зательством этого является Коран, Сунна и единогласное решение ученых исламской общины.
Всевышний сказал:
.١ ٢ ٧ ق ا ق ش َ ل إ ا ة ر ى س
« Тем, кому книга его будет вручена в правую руку, расчет будет легким, и он, ликуя,
вернется к своей семье. А тот, кому его книга будет вручена сзади, возжелает скорой смер-ти и войдет в пылающий огонь ». (Раскалывание, 7-12).
Также Всевышний сказал:
.٢ ٥ – ت ق ا ذ ن ا ة ر ى س
« Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет: ― Лучше бы мне не вручали моей книги‖ ». (Неизбежное, 25).
Сообщается от ‘Á иши, что она спросила Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ): «Вспомните ли вы о своей семье? » Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал:
« В трех местах никто никого не вспомнит: у Весов, пока не узнает, тяжелы его весы или
легки, когда разлетятся книги деяний, пока не узнает, с какой стороны подадут его книгу: 181Сура Пещера, 105.
182Согласованный хадис. Аль-Бухари (4729), Муслим (2785).
~ 109 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
справа, слева или сзади, и у Моста, расположенного над адом, пока его не перейдет »183.Ха- дис передал Абу Давуд и Аль-Хá ким.
Единогласное решение мусульманских ученых относительно того, что раскрытие свитков, на которых ангелы записали все деяния, и раздача их владельцам — это истина, также является до-казательством.
Ø Каким образом возьмут книгу?
Верующий возьмет свою книгу правой рукой и обрадуется, и будет ожидать хорошего, и ска-жет (как об этом сказал Всевышний):
.٠ ٩ – ت ق ا ذ ن ا ة ر ى س
« Вот, прочтите мою книгу » (Неизбежное, 19).
Неверующий же возьмет свою книгу левой рукой или со стороны спины и будет стенать, и желать гибели и скажет:
.٢ ٥ – ت ق ا ذ ن ا ة ر ى س
« Лучше бы мне не вручали моей книги. И не знал бы я, каков мой счет » (Неизбежное, 25). Ø Аль-Хавд (Водоем):
В шариате аль-Хавд подразумевает водоем воды из великой реки «Аль-Ковсар», которая находится в раю. Этот водоем расположен в том самом месте, где люди будут стоять в Судный день, ожидая суда.
Доказательством этого является хадис аль-Мутавá тир184 и единогласное решение праведных предшественников.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) относительно этого водоема сказал: « По-
истине, я опережу вас к водоему »185.Согласованный хадис.
То, что существует решение праведных предшественников, также является доказательством.
Аль-му‘тазила отрицают этот водоем, но все доказательства против них. Во-первых, имеются хадисы аль-Мутавá тир, указывающие на водоем, а во-вторых, то, что последователи Сунны
183Хадис слабый. Абу Дá вуд (4742), Аль-Хá ким (4/578).
184Смотрите сноску 163.
185Согласованный хадис, Аль-Бухари (1344), Муслим (2296).
~ 110 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ) единогласно решили, что аль-Хавд — это истина, тоже является доказательством.
Ø Описание Водоема:
Его длина и ширина равны месяцу пути, углы его равные, сосудов возле него столько же, сколько звезд на небе, вода его белее молока и слаще меда, а запах ее приятнее запаха мускуса, к нему идут два водостока из рая: один из золота, а другой из серебра. К нему придут верующие из общины Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует! ) и тот, кто выпьет из него глоток, уже никогда не испытает жажды. Обо всем этом говорится в достоверных хадисах, ко-торые находятся в сборниках Аль-Бухá ри и Муслима186.
Он уже сейчас существует, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ), за-вершив молитву по павшим при Ухуде, поднялся на минбар и сказал: « Поистине, я опережу |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы