Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
клянусь Аллахом, придет к нему человек, считая себя верующим, а затем последует за ним,⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
из-за искушений, которые будут с ним»264.Хадис передал Абу Давуд.Шейх Албá ни сказал: санад хадиса сахих.
Но если целью чтения их книг является познание их новшеств для их последующего опро-вержения, то их чтение разрешено, но при условии, что человек, изучающий их, имеет правиль-ное и твердое вероубеждение и в силах опровергнуть все то, о чем они говорят и к чему призы-вают. Более того, чтение таких книг может быть вá джиб (то есть обязательным), так как новов-ведения необходимо опровергать, а для этого необходимо читать их книги, ведь правило гласит: «То без чего существование вá джиба невозможно, также является вá джибом»265.
vСпоры и прения в религии:
Споры и прения в религии бывают двух видов:
Первый вид: когда их целью является установление истины и опровержение лжи. Споры и прения с этой целью, в зависимости от ситуации, бывают необходимыми или желательными, так как Всевышний сказал:
.١ ٢ ٥ — م ذ ُ ن ا ة ر ى س
«Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым наставлением и веди спор с ними наилучшим образом»(Пчелы, 125).
Второй вид: когда споры ведутся с целью надавить на кого-либо и заставить его принять что-то непосильное для него, или для того, чтобы показать себя в спорах, или для поддержания лжи.
Такие споры и прения считаются дурным делом и запрещены Шари‘атом, так как Всевышний сказал:
«В знамениях Аллаха спорят только неверующие» ( Прощающий, 4).
Также Всевышний сказал:
264 Хадис сахих, Абу Давуд (4319), Ахмад (4/431).
265Вá джибом(синоним фарз)в Шари‘ате называют то, что Всевышний и Его Пророк(Да благословитего Аллах и приветствует! ) однозначно требуют от мукаллафа ( разумного, совершеннолетнего, дееспо-собного, имеющего свободу выбора) выполнять. Результатом этого выполнения является награда, а ре-зультатом невыполнения — наказание.
~ 145 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
«Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею истину. Но Я схватил их (Но Я неожиданно обрушил на них наказание), и каким же было Мое наказание» ( Прощающий, 5).
vПризнаки ахлуль-бид’а и перечисление некоторых групп из их числа:
Их признаками являются:
1. То, что они описываются теми новшествами, которые они ввели в Ислам. Эти новшества делятся на три вида:
— Первый: словесные новшества266.
— Второй: практические новшества267.
— Третий: новшества, относящиеся к вероубеждению268.
2. То, что они фанатично защищают свои мнения и не обращаются к правде, даже если она для них стала ясной.
3. То, что они ненавидят и презирают ученых ислама. v Вот некоторые секты из числа Ахлуль-бид’а:
Ар-Рá физа(рá фидиты, то есть отвергающие).Это те, кто проявляют чрезмерность в отноше-нии ахлуль-байт (династия Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! )) и считают не-верующими или отступившими от заповедей Аллаха всех, кроме них (кроме ахлуль-байт), в том числе и сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ). Они же, в свою очередь, делятся на многие группы, среди которых есть и такие, которых называют Аль-‘Гулá т, то есть крайние фанатики (крайние шииты), которые утверждали, что ‘Али — это бог.
Впервые их нововведения появились во времена правления ‘Али, когда ‘Абдуллах бин Саба сказал, обратившись к ‘Али: «Ты бог». После чего ‘Али приказал сжечь их, но их предводитель ‘Абдуллах бин Саба избежал этой участи, сбежав в город Аль-Мадá ин (Иран). Они имеют раз-ные мнения относительно атрибутов Аллаха:
266 То есть, какие-либо слова или выражения, выдуманные как акт поклонения Аллаху и приближения к Нему.
267 То есть, какие-либо действия или движения которые придуманы как акт поклонения Аллаху и при-ближения к Нему. 268То есть, какие-либо чуждые Исламу убеждения, как то, что предопределение Всевышнего не касается
деяний Его раба. Как мы видим речь идет о поклонении Аллаху, которое не было утверждено Кораном и Сунной, и которое вне всякого сомнения должно быть отвергнуто, если человек верит в Аллаха и в Суд-ный день. Что же касается всего прочего кроме поклонения Аллаху, из того, чего не было во времена Пророка, такого как печать Корана, средства передвижения и многое другое, то ничто из этого не запре-щено Шари‘атом. И даже если в арабском языке все это можно назвать словом «бид’а», так как его язы-ковое значение — это все новое, то называть подобные новшества этим словом не стоит, потому что са-мо это слово носит негативный оттенок.
~ 146 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
- уподобление атрибутов Аллаха атрибутам Его творения;
- толкование атрибутов Аллаха;
- следование тому, чего придерживались праведные предшественники.
Таким именем их назвали, потому что они в свое время спросили у правнука Али бин Абу Та-либа, которого звали Зайд, об Абу Бакре и ‘Умаре, при упоминании которых Зайд сказал: «Да смилуется Аллах над ними», — после этого они отвергли Зайда и отдалились от него.
Сами же они назвали себя Шú ‘а, (что переводится как «сторонники»), так как они вообража-
ют, что они на стороне ахлуль-байт, защищают их и требуют их права в исламском правле-нии269.
Аль-Джахмийя.Секта названа так в честь Аль-Джахма бин Софвá на, которого убил Сá лимили Салам бин Ахваз в 121 году хиджры.
В отношении атрибутов Аллаха они придерживаются толкования и отрицания некоторых ат-рибутов. Они отрицают волю человека в выборе своих поступков и утверждают, что человек совершает их вынужденно. Имá н, по их убеждению, — это простое свидетельство сердцем, что же касается его произнесения и выполнения того, что от тебя требует Шари‘ат, то это не входит в имá н, такое убеждение называется «Аль-Ирджá у»270.
Того, кто совершает тяжкие грехи, они считают человеком с полноценной верой. Из-за всего этого их называют Му‘аттила271, Джабрийя272 и Мурджиа273 Эта секта делится на многие груп-пы.
Аль-Хавá ридж.Это те, которые выступили войной против правителя мусульман‘Али бинАбу Талиба, и их последователи. Причиной выступления против него стало его согласие прове-сти суд между двумя воюющими сторонами.
Основополагающие принципы их течения это:
- отречение от ‘Усмá на и ‘Али;
- вооруженное выступление против имама, если он поступит вопреки Сунне;
- утверждение, что верующий, совершивший тяжкий грех, становится неверным и вечно будет
в аду.
269Они утверждают, что никто другой кроме потомков Пророка не имеет законного права быть правите-лем мусульман. 270То есть, чтобы быть верующим, достаточно верить в душе и можно ничего не делать.
271Толкующие и отрицающие атрибуты Аллаха.
272Отрицающие волю человека и утверждающие что он вынужденно совершает свои деяния.
273Утверждающие что вера в душе достаточна, без произнесения и без дел.
~ 147 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Эта секта делится на многие группы.
Аль-Кá дарийя.Это те, кто отрицают«аль-кадар», то есть отрицают предопределение отно-сительно деяний раба, и утверждают, что у раба есть желания и сила, независимые от желаний и силы Всевышнего274.
Первый, кто об этом сказал, был Ма‘абад Аль-Джухани в конце эпохи сподвижников. Эти убеждения он перенял у одного из огнепоклонников в городе аль-Басра (один из городов Ира-ка). Они делятся на две группы:
1. Крайние фанатики.Те, кто отрицает знание Всевышнего, Его волю, могущество, и то, чтоОн создатель деяний раба. Эта секта исчезла или близка к этому.
2. Обычные Аль-Кá дарийя.Те, кто верят что Всевышний знает о деяниях раба еще до того, как он их совершит, но отрицают происхождение этих деяния по воле Всевышнего и в зависи-мости от Его могущества, а также отрицают то, что деяния раба созданы Аллахом.
Аль-Мурджиа.Те, кто убеждены в том, что деяния раба второстепенны, и отделены от самойверы. Вера, согласно их убеждениям, — это свидетельство сердцем, не более того, а человек, отступающий от заповедей Аллаха, является мусульманином с полноценной верой, даже если он грешит и проявляет непокорность Всевышнему.
Если они и обвинят в неверии кого-либо, кто оставил действие, предписанное Всевышним, то только из-за отсутствия в сердце веры в необходимость этого действия, но не из-за отсутствия самого действия. Этого же придерживаются и Аль-Джахмийя. Как мы видим, Аль-Мурджиа яв-ляются прямой противоположностью секты Аль-Хавá ридж.
Аль-Му’атазиля.Последователи человека по имени Вá силь бин‘Атá а275который удалился276от Аль-Хасана Аль-Басари после того, как их мнения относительно некоторых вопросов разо-шлись.
В соответствии с их убеждениями, верующий, отступивший от заповедей Аллаха, находится в положении между двумя состояниями, то есть он не верующий, но и не безбожник, и вместе с тем, он будет вечно пребывать в аду. Таких же убеждений придерживался и ‘Амр бин ‘Убайд277.
274То есть, его желания и возможности не зависят от желаний и могущества Всевышнего.
275Он посещал мечеть, в которой Аль-Хасан Аль-Басари учил людей Исламу и был его учеником.
276 Глагол «удалился» в арабском языке звучит как «и‘атазала», из него и образовано то имя которое им дали.
277 ‘Амр бин ‘Убайд — это товарищ Вá силя бин ‘Атá а, они вместе посещали уроки Аль-Хасана Аль-
Басари, а затем, не согласившись с мнениями учителя, удалились и вместе стали призывать к своим убеждениям.
~ 148 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Относительно атрибутов Аллаха они придерживаются их отрицания, как и секта Аль-Джахмийя. Они отрицают предопределение и убеждены в том, что предопределение и преду-стоновление не связано с действиями людей. Согласно их учению, человек, совершивший тяж-кие грехи, будет вечно в Аду, он не является верующим, но и безбожником они его не называ-ют. В этом они являются прямой противоположностью секты Аль-Джахмийя.
Аль-Карá мийя.Последователи Мухаммада бин Каррá ма, скончавшегося в255году хиджры.Они склоняются к уподоблению атрибутов Всевышнего и к тому, что верующим человека счи-тают, если он уверовал в душе, не произнося свидетельство и не делая ничего для подтвержде-ния своей веры. Они также делятся на группы.
Ас-Сá лимийя: они последователи Ибну Сá лима, который также прибегал к уподоблению ат-рибутов Всевышнего атрибутам Его созданий.
Аль-Куллá бийя: последователи‘Абдуллаха бин Куллá ба Аль-Басри.Они убеждены что речьАллаха не слышна, а то, что ниспослано посланникам, — это всего лишь изложение речи Алла-ха, в котором отсутствует Его повеления, запреты и рассказы о том, что было. Атрибуты Алла-ха, по их убеждениям, не связаны с Его желанием и выбором, а Его действия отделены от Его Божественной Сущности.
Мы перечислили все те секты, которые упомянул автор книги, в том же порядке что и он.
Далее автор сказал: «и подобные им», из числа подобных им это Аль-Аш‘арийя, то есть по-следователи Абу Аль-Хасана ‘Али бин Исмá ‘ил Аль-Аш‘арии. До самого сорокалетия он при-держивался убеждений Аль-Му‘атазиля, но по достижению сорокалетнего возраста он объявил, что он раскаялся в этом. Он разъяснил людям несостоятельность и ложность убеждений Аль-Му‘атазиля и стал приверженным вероучениям последователей Сунны, да помилует его Все-вышний.
Что касается тех кто относит себя к нему, то они придерживаются определенного течения, ко-торое известно как течение Аль-Аш‘арийя.
Из всех атрибутов Всевышнего они утвердили только семь, на которые, по их мнению, указы-вает разум, в отношении остальных атрибутов они прибегают к толкованию. Вот те семь атри-бутов, которые они утвердили: «жизнь», «знание», «могущество», «речь», «воля», «слух» и «зрение». Среди новшеств, к которым они причастны, такие которые относятся к атрибуту «речь», к «предопределению» и к прочему. v Противоречия во второстепенных вопросах (аль-фурý ’у):
~ 149 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Аль-фурý ’у—это те вопросы, которые не связаны с вероубеждением, такие как вопросы ка-сающиеся совершения очищения, совершения молитвы и других278.
Разногласия в таких вопросах не считаются порицаемыми, если они стали результатом ис-креннего намерения достичь истины и результатом аль-иджтихá да, 279 но не следования своих желаний и фанатизма.
На то, что такое разногласие не является порицаемым, указывают факты, имевшие место еще при жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ), которые он не отвергал и не порицал. Одним из примером является случай, произошедший с войском, которое Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) отправил на битву с племенем Курайза, он сказал им отправляя их: «Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у племени Ку-
райза».Но время молитвы настало до их прибытия к этому племени, после чего некоторые спо-движники решили совершить молитву боясь, что время молитвы пройдет до достижения ими места назначения, другие же сказали, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) повелел совершить молитву только там, и совершили ее по прибытии на место, и когда об этом было рассказано Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует! ), он не выразил порицания никому из них280. Хадис передал Аль-Бухари.
Также есть и другие случаи, в которых сподвижники расходились во мнениях, и при всем этом они считаются лучшими из людей.
К тому же такие разногласия не порождают вражду, ненависть и рознь среди правоверных, в отличии от разногласий касающихся основ вероубеждения.
Слова автора: «Те, чьи мнения в отношении второстепенных вопросах религии разошлись, достойны похвалы в своих разногласиях», — не являются восхвалением самого разногласия, потому как единство во мнениях бесспорно лучше. Автор всего лишь отрицает само порицание разногласия, которое явилось результатом аль-иджтихá да каждого из ученых, и утверждает, что каждый из таких ученых заслуживает похвалы за то решение, к которому он пришел. Он заслу-живает этого, так как проявил аль-иджтихá д в достижении этого решения и желал постичь ис-тину, то есть он достоин похвалы за аль-иджтихá д и за то, что он последовал той истине (по его убеждениям), к которой он пришел, даже если он на самом деле и не постиг ее.
278Речь идет не о том, обязательна ли молитва или нет, а о том, как ее исполняют.
279См. стр. 131 сноску 1.
280 Согласованный хадис. Аль-Бухари (946), Муслим (1770). То есть те, кто совершил молитву вовремя,
считали что слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует! ): «Пусть каждый совершит по-
слеполуденную молитву только у племени Курайза», –это требование скорейшего прибытие к этомуплемени, но молитву нужно совершить во время, другие же в буквальном смысле восприняли этот при-каз и совершили молитву с опозданием, но, уже находясь там куда были посланы.
~ 150 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Автор сказал: «Ибо в разногласиях по второстепенным вопросам религии — милость». Далее он также сказал: «Расхождение ученых во мнениях — это большая милость», — тут имеется в виду, что их разногласия заслуживают милости Аллаха и Его прощения (т. е. за это Он их про-стит и помилует), так как Всевышний не возлагает на ученых больше того, что они в силах сде-лать и не обязывает их большим, чем то, что для них стало ясным. Поэтому, греха в этом разно-гласии нет, более того они попадают под милость Всевышнего и Его прощение. Проявив аль-иджтихá д и достигнув истины, они получат две награды, а если они все-таки ошиблись, то одну.
vАль-Иджмá ’а:
Слова «аль-иджмá ‘а» в арабском языке имеет значение «решимость» и «согласие, единоду-шие». Что касается его значения в исламском законодательстве, то этим термином обозначают: «единодушие ученых-муджтахидов281 исламской уммы после кончины Пророка (Да благословит
281Аль-Муджтахид—это факих(ученный), имеющий способность для извлечения нормы Шари‘атакасательно практических действий из ее подробного довода.
Условия муджтахида: 1. Врожденный ум и способность человека.
2. Знания.
Основной деятельностью муджтахида является извлечение норм из текстов Корана и Сунны, разъясне-ние текстов, и объяснение способа применения норм к событиям, происходящим в жизни человека. Учитывая это, муджтахиды должны иметь глубокие познания в науке, высокий уровень общей культуры, позволяющий им понимать народные обычаи и традиции. Знания, необходимые муджтахиду можно рас-положить в следующем порядке:
-Знание Священного Корана.Знание всех аятов Корана, в которых содержатся правовые нормы, и всехтех правил, которые относятся к ним. Знание таких аятов наизусть необязательно.
-Знание Сунны.Знание всех хадисов, в которых содержатся правовые нормы, и всех тех правил, кото-рые относятся к ним. Знание их наизусть также необязательно.
- Знание арабского языка.Для извлечения норм из текстов Корана и Сунны муджтахиду требуетсязнать арабский язык, особенно грамматику, риторику, стилистику, знать это все на профессиональном уровне не обязательно. - Знание вопросов, по которым достигнута аль-иджмá ’а.Для того, чтобы в процессе аль-иджтихá дане войти в противоречие в отношении вопросов, по которым было достигнуто аль-иджмá ‘а. - Знание аль-Кияса.Аль-Кияс(аналогия), в шари‘ате этим словам определяют сравнение какого-либо
вопроса, в отношении которого нет текста из Корана, Сунны или единогласного мнения ученных Ислам-ской общины относительно шари‘атской нормы, с вопросам, в отношении которого имеется текст из Ко-рана, Сунны или единогласного мнения ученных исламской общины относительно шари‘атской нормы, из-за наличия у них общей причины. В результате этого, сравниваемый вопрос получает такую же нор-му, как и тот вопрос, с которым его сравнили.
- Знание ’ильм Усулиль-Фикх.Шари‘атские доводы, способы извлечения из них норм, правила, отно-сящиеся к выражениям, правила предпочтения доводов. - Знание целей и намерений Шари’ата.При извлечении норм для тех или иных вопросов, так как по-нимание текстов и их последующее применение зависит от знания этих целей и намерений. (коротко с книги «Усуль Аль-Фикх (ه ق ف ن ا ل ى ص أ ) Основы теории и методологии фикха» ~ 151 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
его Аллах и приветствует! ) относительно правовой (шари‘атской) нормы по какому-либо прак-тическому вопросу».
Аль-Иджмá ‘а является доказательством282. На то, что аль-Иджмá ‘а является одним из источ-ников Шари‘ата, указывают Коран и Сунна.
Всевышний сказал:
«Если вы будете вести тяжбу в чем-либо, то обратитесь к Аллаху и Посланнику»283 (Женщины, 59).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует! ) сказал: «Не объединится моя Умма в заблуждении»284.Хадис передал ат-Тирмизи.
vАт-Таклú д:
Языковое значение «ат-Таклú д» — надевать ожерелье. В шари‘ате же этим термином назы-вают «следование за мнением другого без доказательства»285. Ат-Таклú д дозволен тем, кто сам не способен узнать ответ на интересующий его вопрос286. Всевышний сказал:
.٤ ٣ — ل ح ن ل ا ة ر و س
Примечание: Уважаемый читатель, приведенные мною некоторые дополнения не изучаются в тойнауке, о которой идет реч в данной книге, но тем немение они будут полезны: ты узнаеш то, насколько серъезно Ислам подходит к выбору ученных, от знаний которых зависит его чистота, и вынесение пра-вильного решения в разных вопросах.
282То есть, она является одним из правовых источников после Корана и Сунны, на который опираются ученые в своих решениях относительно тех или иных вопросов. 283То есть, если вы будете в чем-то спорить между собой, то обратитесь к Корану и Сунне. Но с другой
стороны, аят указывает на то, что если в решении какого-либо вопроса возникнет единодушие, то обра-щаться к Корану и Сунне необязательно, а это в свою очередь указывает на то, что единодушное реше-ние этих ученых является истиной, потому как если бы это не было истиной, то им в любом случае необ-ходимо было бы обратиться к Корану и Сунне. То, что ученые могут быть единодушны только в истине, также следует из хадиса, следующего за этим аятом.
284Хадис сахих. ат-Тирмизи (2167). То есть, Всевышний не даст ученым исламской Уммы, от которых зависит решение тех или иных вопросов, единодушно принять неправильное решение. На протяжении многих веков всегда находились и найдутся, с позволения Всевышнего, те, кто внесет ясность и истину в решение проблем.
285 То есть, следование за мнением авторитетного ученого без требования при этом у него доказательств, на которых основывается его мнение.
286То есть, тому, кто не умеет читать или разобраться в текстах Корана и Сунны самостоятельно.
~ 152 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
«Спросите обладателей Знаний (знатоков Небесных Писаний), если вы не знаете». (Пчелы,
43)
vНаиболее известные мазхабы:
Аль-Мазхабуль-Ханафи.Имамом этого течения является Абу Ханифа ан-Ну‘амá н бинСá бит. Он был имамом Ирака, родился в 80 году хиджры, скончался в 150 году.
Аль-Мазхабуль-Мá лики.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Мá лик бин Анас.Он был имамом города Аль-Мадина, родился в 93 году хиджры и скончался в 179 году.
Аль-Мазхабуш-Шá фи’и.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Мухаммад бин Ид-рú с Аш-Шá фи‘и, который родился в 150 году хиджры и скончался в 204 году.
Аль-Мазхабуль-Ханбали.Имамом этого мазхаба является Абу‘Абдиллях Ахмад бин Му-хаммад бин Ханбал, родился в 164 году хиджры и скончался в 241 году.
Этим число мазхабов не ограничивается, есть еще такие как: Аз-Зá хирийя, Аз-Зайдийя, Ас-Суфъянийя и другие.
Слова и мнения каждого принимаются, пока они соответствуют истине, и отвергаются, если они ошибочны, непогрешимость же и непорочность — только в Писании Всевышнего Аллаха и в Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует! ).
Мы просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто придерживается Его Писания и Сунны Его Посланника, будь мы среди людей или одни, мы просим Его дать нам возможность прожить так до последнего нашего вздоха, мы просим Его взять на себя заботу о нас, и не отклонить наши сердца с пути истины после того как наставил нас на него и просим Его одарить нас милостью своей, поистине, Он дарующий.
Премногая хвала Аллаху, как Он любит это и как подобает Его благородному Лику!
Книга окончена в послеполуденное время в пятницу, что соответствует 1392/1/10 г. х.
Комментарии написал нуждающийся в милости Всевышнего Аллаха Мухаммад бин Сá лих Аль-‘Усаймú н.
✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵ ✵
~ 153 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Оглавление
От переводчика......................................................................................................................................... 2
Предисловие издателя.............................................................................................................................. 4
Ø Виды речи (слов):................................................................................................................................ 4
Ø Виды Хадисов:.................................................................................................................................... 6
Предисловие........................................................................................................................................... 10
Важные правила, относящиеся к именам и атрибутам Всевышнего:.................................................. 11
Автор книги Шейх Ибну Куддá ма сказал в предисловии:................................................................... 18
Раздел касающийся имен и атрибутов Всевышнего Аллаха:............................................................... 18
Ø Виды текстов, в которых присутствуют атрибуты Всевышнего, и позиции людей относительно них
20
Ø Значение слов «рад», «таъвú ль», «ташбú х», «тамсú ль» и решение шари‘ата в отношении каждого из них 22
Разница между «тамсú ль» и «ташбú х»:................................................................................................ 23
Высказывание имамов праведных предшественников в отношении атрибутов................... 24
Ø Содержание того, что говорил Имам Ахмад бин Ханбал относительно хадисов, упоминающих о
приходе Аллаха, и хадисов, подобных им............................................................................................ 26
Ø Содержание речи Имама аш-Шá фи‘и:............................................................................................. 26
Ø Позиция праведных предшественников относительно атрибутов:................................................ 27
Стремление к Сунне и предостережение от бид‘а (нововведений)..................................................... 28
Ø Значения слов «Сунна» и «бид‘а», и решение Шари‘ата в отношении каждого из них............... 30
Ø Дискуссия произошедшая при правителе мусульман между Аль-Азрами и сторонником бид‘а. 32
Некоторые аяты, в которых упоминаются атрибуты Аллаха.............................................................. 34
Ø Первый атрибут: «Лик».................................................................................................................... 36
Ø Второй атрибут «руки».................................................................................................................... 36
~ 154 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Ø Третий атрибут: «Душа».................................................................................................................. 39
Ø Четвертый атрибут: «Прибытие»..................................................................................................... 40
Ø Пятый атрибут: «Довольство»......................................................................................................... 41
Ø Шестой атрибут: «любовь».............................................................................................................. 41
Ø Седьмой атрибут: «Гнев»................................................................................................................. 42
Ø Восьмой атрибут: «сильный гнев»................................................................................................... 43
Ø Девятый атрибут: «Нежелание, нелюбовь»..................................................................................... 44
Некоторые хадисы, в которых упоминаются атрибуты Аллаха:......................................................... 45
Ø Десятый атрибут: Нисхождение Аллаха к земному небу»............................................................. 48
Ø Одиннадцатый атрибут: «Удивление»............................................................................................. 49
Ø Двенадцатый атрибут: «Смех»......................................................................................................... 50
Ø Тринадцатый атрибут: Утверждение на Троне «аль-Истивá у ‘Алаль-‘Арши»............................. 51
Ø Четырнадцатый атрибут: Возвышенность....................................................................................... 52
Речь (Слово) Всевышнего Аллаха......................................................................................................... 56
Ø Пятнадцатый атрибут — «Речь»...................................................................................................... 58
Благородный Коран................................................................................................................................ 63
Верующие узрят своего Господа в День воскресения.......................................................................... 71
Ø Лицезрение Всевышнего в Судный день.......................................................................................... 72
Аль-Кадару (предопределение) и Аль-Кадá у (судьба)......................................................................... 75
Имá н........................................................................................................................................................ 85
Вера во все услышанное (сам‘ийят)...................................................................................................... 89
Ø «Аль-Исрá а» и «Аль-Ми‘рá ж»:........................................................................................................ 91
Ø Прибытие ангела смерти к Мусе (Мир ему! )................................................................................... 93
Ø Признаки Часа................................................................................................................................... 94
1- Появление «ад-Даджá ла» (антихриста):............................................................................................ 94
~ 155 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
2- Схождение ‘Исы сына Маръям (Мир ему! )....................................................................................... 95
3- Появление «Яаджý дж» и «Маджý дж»:.............................................................................................. 96
4- Появление «ад-Дá бба» (животного).................................................................................................. 98
5- Восход солнца с запада...................................................................................................................... 98
Ø Наказание и блаженство в могиле:................................................................................................... 99
Ø Что будет наказуемо и блаженно: тело или душа?....................................................................... 100
Ø Фитнатуль-кабри (испытание в могиле):....................................................................................... 100
Ø Дуновение в Ас-Сý р:....................................................................................................................... 101
Ø Аль-Ба‘с (воскрешение) и Аль-Хашр (сбор):................................................................................ 102
Ø Аш-Шафá ‘ату (заступничество):.................................................................................................... 103
Ø Аль-Хисá б (Расчет):........................................................................................................................ 105
Ø Аль-Мú зá н (весы)............................................................................................................................ 107
Ø Раскрытие книг деяний:................................................................................................................... 109
Ø Аль-Хавд (Водоем):........................................................................................................................ 110
Ø Ас-Сырá т (мост):............................................................................................................................. 111
Ø Аль-Джанна (рай) и Ан-Нá р (огонь, ад):........................................................................................ 113
Ø Закалывание Смерти:...................................................................................................................... 116
Раздел касающийся различных вопросов вероубеждения.................................................................. 118
Ø Права Пророка и его сподвижников:.............................................................................................. 120
Ø Особенности Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует! ):.................................... 121
Ø Достоинство сподвижников:........................................................................................................... 123
Ø Свидетельство о рае и аде.............................................................................................................. 130
Ø Те, кому свидетельствовали о рае:................................................................................................. 130
Ø Те, кому свидетельствовали об аде:............................................................................................... 132
Ø Обвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов:......................................... 132
~ 156 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикá д
Ø Права сподвижников:...................................................................................................................... 133
v Нормы Шари‘ата относительно поношения сподвижников:........................................................ 135
v Права жен Пророка:........................................................................................................................ 136
v Жены Пророка:................................................................................................................................ 136
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы